патент
№ RU 2487161
МПК C10G59/02

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА

Авторы:
Боруцкий Павел Николаевич
Номер заявки
2012118922/04
Дата подачи заявки
05.05.2012
Опубликовано
10.07.2013
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

Изобретение касается производства высокооктановых бензинов и может быть использовано в нефтепереработке и нефтехимии. Изобретение касается способа получения высокооктанового бензина и включает фракционирование гидроочищенной бензиновой фракции на легкую и тяжелую фракции, изомеризацию легкой фракции и риформинг тяжелой фракции в присутствии платиносодержащего катализатора с направлением избыточного водорода риформинга на изомеризацию. Изомеризацию проводят в присутствии сульфат-циркониевого катализатора, изомеризат разделяют ректификацией на три фракции: низкокипящую, среднюю, содержащую н-гексан и метилпентаны, и высококипящую, среднюю фракцию рециркулируют в сырье изомеризации. Из риформата ректификацией выделяют легкую и тяжелую фракции риформинга, смешивают тяжелую фракцию риформинга с низкокипящей и высококипящей фракциями изомеризата с получением целевого продукта, а выделенную легкую фракцию риформинга, выкипающую до 85-95°С, подвергают гидроизомеризации при 250-300°С в присутствии платиноморденитного катализатора и полученный гидроизомеризат направляют на смешение с изомеризатом. Технический результат - снижение бензола и ароматических углеводородов до требований на современные автобензины при сохранении интеграции процессов риформинга и изомеризации. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 7 пр.

Формула изобретения

1. Способ получения высокооктанового бензина, включающий гидроочистку прямогонной бензиновой фракции, выделение из жидких продуктов гидроочистки легкой и тяжелой фракций, изомеризацию легкой фракции и риформинг тяжелой фракции в присутствии платиносодержащего катализатора с направлением избыточного водорода риформинга на изомеризацию, отличающийся тем, что изомеризацию проводят в присутствии сульфат-циркониевого катализатора, изомеризат разделяют ректификацией на три фракции: низкокипящую, среднюю, содержащую н-гексан и метилпентаны, и высококипящую, среднюю фракцию рециркулируют в сырье изомеризации, из риформата ректификацией выделяют легкую и тяжелую фракции риформинга, смешивают тяжелую фракцию риформинга с низкокипящей и высококипящей фракциями изомеризата с получением целевого продукта, а выделенную легкую фракцию риформинга, выкипающую до 85-95°С, подвергают гидроизомеризации при 250-300°С в присутствии платиноморденитного катализатора и полученный гидроизомеризат направляют на смешение с изомеризатом.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что платиноморденитный катализатор содержит морденит с силикатным модулем М 20-30 в количестве 2-30 мас.%.

Описание

[1]

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам получения высокооктанового бензина, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей, нефтехимической и газовой промышленности.

[2]

При производстве отечественных высокооктановых автобензинов в качестве базового компонента используют бензин каталитического риформинга, сырьем для которого являются гидроочищенные бензиновые фракции, выкипающие в пределах 85-180°C. Процесс каталитического риформинга проводят в среде водорода, при 450-550°C и давлении до 4,0 МПа с использованием платиносодержащего катализатора (Маслянский Г.Н., Шапиро Р.Н. Каталитический риформинг бензинов. Л.: Химия, 1985). Целевой продукт процесса - риформат - имеет октановое число по исследовательскому методу (ИОЧ) до 98-100 пунктов.

[3]

Для соблюдения требований к автомобильным бензинам по фракционному составу к тяжелому риформату добавляют легкие компоненты, в первую очередь изомеризаты, а также алкилаты, эфиры и т.д.

[4]

Процесс изомеризации широко применяют для повышения октановых чисел легких фракций прямогонных бензинов, выкипающих в пределах до 70°C и содержащих пентаны и гексаны.

[5]

Известны процессы изомеризации парафиновых углеводородов на алюмоплатиновых катализаторах, промотированных хлором и фтором, на металлцеолитсодержащих катализаторах, а также на катализаторах на основе сульфата циркония. Изомеризацию проводят при температуре 20-450°C, давлении 0,5-4,0 МПа, объемной скорости 1,0-3,0 ч-1, мольном соотношении водород: углеводороды - 0,5-6,0 (Бурсиан Н.Р. Технология изомеризации парафиновых углеводородов. Л., 1985, с.3-4).

[6]

Процесс осуществляют либо с подачей сырья по схеме «на проток», либо для повышения качества изомеризата - с выделением и последующей рециркуляцией низкооктановых компонентов, содержащихся в изомеризате. При проведении процесса по схеме «за проход» изомеризат имеет ИОЧ 81-84 пункта, а при организации процесса с выделением ректификацией из изомеризата и последующем рецикле н-гексана и метилпентанов ИОЧ изомеризата увеличивается до 86-87 пунктов (7-й Международный форум ТЭК России. Сб. материалов, С-Пб., 2007, с.331-333). Эффективность процесса изомеризации возрастает после предварительной гидроочистки сырья.

[7]

В последний период ужесточились экологические требования по содержанию в автобензинах ароматических углеводородов (не более 35% об.), в том числе бензола, объемная доля которого ограничена содержанием не более 1%.

[8]

Известен процесс удаления бензола из легкой фракции риформата путем его гидроизомеризации до метилциклопентана (Марышев В.Б., Можайко В.Н., Нефтепереработка и нефтехимия, 9, 2005, с.9-10). Процесс проводят в среде водорода при температуре 250 - 300°С и давлении 2,5-3,5 МПа, в присутствии платиноморденитного катализатора. В процессе гидроизомеризации наряду с полным удалением бензола происходит прирост октанового числа продукта за счет дополнительной изомеризации парафинов C5-C7, содержащихся в легкой фракции риформата.

[9]

Процесс каталитического риформинга, как и другие процессы получения компонентов автобензинов, характеризуется высокими эксплуатационными затратами, необходимыми, в первую очередь, для подогрева газосырьевой смеси и циркуляции водорода.

[10]

Затраты на переработку бензиновых фракций снижают за счет комбинирования отдельных процессов, например риформинга и изомеризации, поскольку уменьшаются капвложения по сравнению с переработкой бензинов на отдельных установках.

[11]

Известен способ получения высокооктанового компонента моторного топлива, включающий гидроочистку прямогонной бензиновой фракции, разделение жидких продуктов гидроочистки на легкую и тяжелую фракции, изомеризацию легкой фракции при 230-300°C и давлении 1,4-3,5 МПа в присутствии металлцеолитсодержащего катализатора и водорода, риформинг тяжелой фракции при 460-520°C и давлении 1,4-3,5 МПа в присутствии платиносодержащего катализатора, смешение жидких продуктов риформинга с продуктами изомеризации, причем оба процесса осуществляют в едином циркуляционном контуре водородсодержащего газа (ВСГ), предусматривающем распределение ВСГ на изомеризацию и риформинг в определенном соотношении (Патент России 2119527, С 10 G 59/00, С10G 69/08, 1998 г.). Способ позволяет использовать один компрессор для обеспечения циркуляции водородсодержащего газа (ВСГ) как в процессе риформинга, так и в процессе изомеризации, и тем самым снизить капитальные затраты.

[12]

Недостатком данного способа является низкое ИОЧ компонента моторного топлива, полученного из смеси риформата и изомеризата, которое составляет от 91,0 до 94,3 пунктов.

[13]

Более глубокое снижение затрат, уже за счет не только капитальных, но и эксплутационных затрат, происходит при интегрировании процессов по материальным потокам.

[14]

Известен способ получения высокооктанового бензина, включающий разделение бензиновой фракции на легкую и тяжелую, риформинг тяжелой фракции с получением нестабильного риформата, изомеризацию легкой фракции с получением нестабильного изомеризата, при этом для изомеризации легкой фракции используют избыточный водород процесса риформинга, смешение жидких нестабильных продуктов обоих процессов, стабилизацию смеси с получением целевого продукта - высокооктанового бензина (Европейский патент №0245124, С10G 59/06, 1987 г.). Полученный продукт имеет ИОЧ 95 пунктов.

[15]

Проведение совместной стабилизации риформата и изомеризата наряду с изомеризацией в среде избыточного водорода риформинга обеспечивает улучшенную интеграцию, а также понижает затраты и капиталовложения, по сравнению с использованием двух раздельно работающих установок.

[16]

Недостатком известного способа является низкое качество (октановое число) целевого продукта.

[17]

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ получения высокооктанового бензина, включающий разделение исходной бензиновой фракции на легкую и тяжелую, риформинг тяжелой фракции в присутствии платиносодержащего катализатора с получением нестабильного риформата, смешение легкой фракции с нестабильным риформатом, стабилизацию смеси в режиме дебутанизации с получением дебутанизированного продукта, выделение реактификацией из дебутанизированного продукта фракции, выкипающей до 60-70°С, изомеризацию выделенной фракции в присутствии платиносодержащего катализатора и избыточного водорода риформинга, смешение изомеризата с оставшимся риформатом с получением целевого продукта повышенного качества (SU №1737000, С10G 59/02, 1990 - прототип). ИОЧ целевого продукта составляет 96,8-97,0 пунктов, причем, что особенно важно, в первую очередь повышается качество (октановое число) низкокипящей части целевого продукта.

[18]

Улучшение качества целевого продукта достигается преимущественно за счет вовлечения в изомеризацию легкой части риформата (наряду с легкой фракцией исходного сырья).

[19]

Недостатком известного способа является высокое содержание в полученном продукте как бензола (5,1% об.), так и ароматических углеводородов в целом (41,3% об.), что не соответствует нормам на стандарты современных бензинов (Евро 4,5, Технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину…»). Кроме того, в известном способе сохраняются высокие затраты на процесс изомеризации, поскольку изомеризации подвергают как легкую фракцию исходного сырья, так и легкую фракцию риформата.

[20]

Технические задачи, которые решены изобретением, заключаются в одновременном снижении доли бензола и ароматических углеводородов до требований на современные автобензины наряду с сохранением октанового числа целевого продукта, а также в снижении расхода сырья (и затрат) на изомеризацию лёгкой фракции.

[21]

Поставленная задача решена следующим образом. Способ получения высокооктанового бензина, включающий гидроочистку прямогонной бензиновой фракции, выделение из жидких продуктов гидроочистки легкой и тяжелой фракций, изомеризацию легкой фракции и риформинг тяжелой фракции в присутствии платиносодержащего катализатора с направлением избыточного водорода риформинга на изомеризацию, согласно изобретению изомеризацию проводят в присутствии сульфат-циркониевого катализатора, изомеризат разделяют ректификацией на три фракции: низкокипящую, среднюю, содержащую н-гексан и метилпентаны, и высококипящую, среднюю фракцию рециркулируют в сырье изомеризации, из риформата ректификацией выделяют легкую и тяжелую фракции риформинга, смешивают тяжелую фракцию риформинга с низкокипящей и высококипящей фракциями изомеризата с получением целевого продукта, а выделенную легкую фракцию риформинга, выкипающую до 85-95°С, подвергают гидроизомеризации при 250-300°C в присутствии платиноморденитного катализатора и полученный гидроизомеризат направляют на смешение изомеризатом.

[22]

Отличительный признак заявляемого технического решения заключается в проведении изомеризации в присутствии сульфат-циркониевого катализатора, разделении изомеризата ректификацией на три фракции: низкокипящую, среднюю, содержащую н-гексан и метилпентаны, и высококипящую, рециркуляции средней фракции в сырьё изомеризации, выделении ректификацией из риформата легкой и тяжелой фракций риформинга, смешении тяжелой фракции риформинга с низкокипящей и высококипящей фракциями изомеризата с получением целевого продукта, гидроизомеризации легкой фракции риформинга, выкипающей до 85-95°С, при 250-300°С в присутствии платиноморденитного катализатора и направлении полученного гидроизомеризата на смешение с изомеризатом.

[23]

Предпочтительный признак - использование платиноморденитного катализатора, содержащего морденит с силикатным модулем М 20-30 в количестве 2-30% мас.

[24]

Предлагаемый способ позволяет повысить качество целевого продукта - превратить его из компонента автобензина в товарный продукт. Кроме того, по предлагаемому способу существенно снижаются затраты на процесс изомеризации и на катализатор.

[25]

Дополнительный положительный эффект способа заключается в повышении октанового числа целевого продукта как в целом, так и низкокипящей его доли.

[26]

Способ осуществляют следующим образом. Широкую бензиновую фракцию НК-180°С подвергают гидроочистке при температуре 300-320°С, давлении 3,0-3,5 МПа в присутствии никельмолибденового катализатора, из жидких продуктов гидроочистки ректификацией выделяют легкую фракцию, выкипающую, например, до 65°С, и тяжелую фракцию, выкипающую от 85 до 180°С. Легкую фракцию гидрогенизата подвергают изомеризации при температуре 120-200°С, давлении 2,0-4,0 МПа в присутствии сульфат-циркониевого катализатора и водорода. Полученный изомеризат ректификацией разделяют на три фракции, две из которых (низкокипящая и высококипящая) высокооктановые, а средняя фракция содержит преимущественно низкооктановые компоненты н-гексан и метилпентаны, ее рециркулируют в сырье изомеризации. Тяжелую фракцию подвергают каталитическому риформингу при температуре 490-510°С, давлении 1,5-2,5 МПа в присутствии платинорениевого катализатора с направлением избыточного водорода риформинга на изомеризацию, затем бензин каталитического риформинга подвергают ректификации с выделением легкой фракции риформата, выкипающей до 85-95°С. Выделенную легкую фракцию риформата подвергают гидроизомеризации при 250-300°С, давлении 2,0-3,5 МПа в среде водорода и в присутствии платиноморденитного катализатора, содержащего 2-30% мас. морденита с силикатным модулем М 20-30, полученный гидроизомеризат направляют на смешение с изомеризатом перед его разделением на фракции. Оставшуюся тяжелую фракцию риформата (85-95°С - КК) смешивают с низкокипящей и высококипящей фракциями изомеризата и получают целевой продукт - высокооктановый автомобильный бензин с ИОЧ 97,8-98,0, содержащий менее 34,5-34,8% об. ароматических углеводородов, в том числе 0,1-0,3% об. бензола.

[27]

Наряду со снижением доли бензола и ароматических углеводородов у целевого продукта по сравнению с прототипом увеличивается октановое число низкокипящих фракций, что улучшает пусковые свойства целевого продукта, особенно при низких температурах. Так, ИОЧ фракции целевого продукта, выкипающей до 100°С, составляет 84,5-84,8 пунктов против 81,5-81,8 пунктов у прототипа, а 10% объема бензина испаряется при температуре 50-51°С против 54°С (прототип).

[28]

Примеры осуществления заявляемого изобретения.

[29]

Пример 1.

[30]

Широкую бензиновую фракцию НК-180°С подвергают гидроочистке на блоке предгидроочистки установки риформинга при температуре 320°С, давлении 3,0 МПа в присутствии никельмолибденового катализатора. Из полученного гидрогенизата на блоке ректификации выделяют легкую фракцию, выкипающую до 70°С, и тяжелую фракцию, выкипающую от 90 до 180°С.

[31]

Легкую фракцию гидрогенизата в присутствии сульфат-циркониевого катализатора подвергают изомеризации при температуре 180°С, давлении 3,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 2 ч-1 мольном отношении водород:сырье, равном 3:1.

[32]

Полученный стабилизированный изомеризат фракционированием разделяют на низкокипящую фракцию, содержащую пентаны и диметилбутаны, среднюю фракцию низкооктановых изогексанов, содержащую преимущественно н-гексан и метилпентаны, и высококипящую фракцию, содержащую нафтены и парафины С7+. Фракцию изогексанов рециркулируют в сырье изомеризации.

[33]

Тяжелую фракцию гидрогенизата подвергают каталитическому риформингу при температуре 490-510°C, давлении 1,5-2,5 МПа в присутствии платинорениевого катализатора с направлением избыточного водорода риформинга на изомеризацию, затем бензин каталитического риформинга подвергают ректификации с выделением фракции риформата, выкипающей до 85°C.

[34]

Выделенную легкую фракцию риформата, содержащую практически весь бензол из риформата, подвергают процессу гидроизомеризации при температуре 300°C, давлении 2,0 МПа в присутствии платиноморденитного катализатора, содержащего 2% мас. морденита с силикатным модулем М 30, а полученный гидроизомеризат направляют на смешение с изомеризатом перед его разделением на фракции.

[35]

Оставшуюся тяжелую фракцию риформата (85°C - КК) смешивают с низкокипящей и высококипящей фракциями изомеризата в балансовом соотношении и получают целевой продукт - высокооктановый автомобильный бензин, содержащий 34,8% об. ароматических углеводородов, в том числе 0,1% об. бензола. При этом ИОЧ целевого продукта составляет 97,8 пункта, а фракции, выкипающей до 100°C, - 84,5 пунктов, а 10% объема бензина испаряется при температуре 51°C.

[36]

Таким образом, дополнительная гидроизомеризации легкой бензолсодержащей фракции риформинга (НК-85°C), в присутствии платиноморденитного катализатора и при условиях, указанных выше, с последующим направлением полученного гидроизомеризата на смешение с изомеризатом, приводит к повышению качества целевого продукта. Последний соответствует требованиям стандартов Евро 4, 5 по содержанию как бензола, так и суммы ароматических углеводородов.

[37]

Существенным является также то обстоятельство, что прирост октанового числа целевого продукта происходит преимущественно за счет его легкокипящей части, что улучшает эксплутационные свойства автобензина.

[38]

Пример 2.

[39]

На установке риформинга с блоком предварительной гидроочистки сырья подвергают очистке широкую бензиновую фракцию НК-180°C в условиях, приведенных в примере 1. Из гидрогенизата на блоке ректификации выделяют легкую, выкипающую до 65°C, и тяжелую, выкипающую от 85 до 180°C, фракции.

[40]

Легкую фракцию гидрогенизата в присутствии сульфат-циркониевого катализатора подвергают изомеризации в условиях, приведенных в примере 1.

[41]

Полученный стабилизированный изомеризат фракционированием разделяют на низкокипящую фракцию, содержащую пентаны и диметилбутаны, среднюю фракцию низкооктановых изогексанов, содержащую преимущественно н-гексан и метилпентаны, и высококипящую фракцию, содержащую нафтены и парафины С7+. Фракцию изогексанов рециркулируют в сырье изомеризации.

[42]

Тяжелую фракцию гидрогенизата подвергают каталитическому риформингу в условиях, приведенных в примере 1, затем бензин каталитического риформинга подвергают ректификации с выделением фракции риформата, выкипающей до 95°C.

[43]

Выделенную легкую фракцию риформата подвергают процессу гидроизомеризации при температуре 250°C, давлении 3,5 МПа в присутствии платиноморденитного катализатора, содержащего 30% мас. морденита с силикатным модулем М 20, а полученный гидроизомеризат направляют на смешение с изомеризатом перед его разделением на фракции.

[44]

Оставшуюся тяжелую фракцию риформата (95°C - КК) смешивают с низкокипящей и высококипящей фракциями изомеризата в балансовом соотношении и получают целевой продукт - высокооктановый автомобильный бензин, содержащий 34,5% об. ароматических углеводородов, в том числе 0,3% об. бензола. При этом ИОЧ целевого продукта составляет 98,0 пункта, а фракции, выкипающей до 100°C, - 84,8 пунктов, а 10% объема бензина испаряется при температуре 50°C.

[45]

Пример 3 (сравнительный).

[46]

Способ осуществляют по примеру 2 с той разницей, что бензин каталитического риформинга подвергают ректификации с выделением фракции риформата, выкипающей до 80°C, и выделенную фракцию риформата подвергают процессу гидроизомеризации в условиях примера 2, а полученный гидроизомеризат направляют на смешение с изомеризатом перед его разделением на фракции.

[47]

Оставшуюся тяжелую фракцию риформата (80°C - КК) смешивают с низкокипящей и высококипящей фракциями изомеризата в балансовом соотношении и получают целевой продукт, содержащий 35,2% об. ароматических углеводородов, в том числе 1,2% об. бензола. По этим показателям целевой продукт не соответствует нормам на стандарты современных бензинов (Евро 4, 5).

[48]

Характеристика полученного целевого продукта представлена в таблице.

[49]

Таким образом, при выделении из риформата фракции с КК ниже 85°C эффективность способа снижается из-за повышения в целевом продукте содержания бензола и суммы ароматических углеводородов.

[50]

Пример 4 (сравнительный).

[51]

Способ осуществляют по примеру 2 с той разницей, что бензин каталитического риформинга подвергают ректификации с выделением фракции риформата, выкипающей до 100°C, и выделенную фракцию риформата подвергают процессу гидроизомеризации в условиях примера 2, а полученный гидроизомеризат направляют на смешение с изомеризатом перед его разделением на фракции.

[52]

Оставшуюся тяжелую фракцию риформата (100°C - КК) смешивают низкокипящей и высококипящей фракциями изомеризата в балансовом соотношении и получают целевой продукт, содержащий 34,0% об. ароматических углеводородов, в том числе 0,2% об. бензола. При этом ИОЧ целевого продукта составляет лишь 96,0 пункта, а фракции, выкипающей до 100°C, - 84,9 пунктов, а 10% объема бензина испаряется при температуре 50°C.

[53]

Таким образом, при выделении из риформата фракции с КК выше 95°C снижается основной показатель качества целевого продукта - ИОЧ, которое становится ниже, чем по заявляемому способу.

[54]

Пример 5 (сравнительный).

[55]

Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что выделенную легкую фракцию риформата (НК-85°C) подвергают процессу гидроизомеризации в более жестких условиях - при температуре 310°C, остальные условия процесса гидроизомеризации аналогичны приведенным в примере 1.

[56]

Оставшуюся тяжелую фракцию риформата (85°C - КК) смешивают низкокипящей и высококипящей фракциями изомеризата в балансовом соотношении и получают целевой продукт, содержащий 34,9% об. ароматических углеводородов, в том числе 0,2% об. бензола. При этом ИОЧ целевого продукта составляет 97,7 пункта, а фракции, выкипающей до 100°C, - лишь 82,5 пунктов, а 10% объема бензина испаряется при температуре 53°C.

[57]

Таким образом, осуществление способа с проведением процесса гидроизомеризации при температуре выше, чем по заявляемому способу, приводит к снижению октанового числа (качества), а также количества легкокипящей фракции в целевом продукте.

[58]

Пример 6 (сравнительный).

[59]

Способ осуществляют по примеру 2 с той разницей, что выделенную легкую фракцию риформата (НК-95°C) подвергают процессу гидроизомеризации при температуре 240°C, остальные условия процесса гидроизомеризации аналогичны приведенным в примере 2.

[60]

Оставшуюся тяжелую фракцию риформата (95°C - КК) смешивают низкокипящей и высококипящей фракциями изомеризата в балансовом соотношении и получают целевой продукт, содержащий 35,1% об. ароматических углеводородов, в том числе 0,5% об. бензола. При этом ИОЧ целевого продукта составляет 97,5 пункта, а фракции, выкипающей до 100°C, - лишь 83,5 пунктов, а 10% объема бензина испаряется при температуре 51°C.

[61]

Таким образом, осуществление способа с проведением процесса гидроизомеризации при более низкой температуре, чем по заявляемому способу, приводит к получению целевого продукта с содержанием ароматических углеводородов выше нормы. Кроме того, октановое число целевого продукта ниже, чем по заявляемому способу.

[62]

Пример 7 (известный).

[63]

Широкую бензиновую фракцию НК-180°С подвергают гидроочистке на блоке предгидроочистки установки риформинга при температуре 320°С, давлении 3,0 МПа в присутствии никельмолибденового катализатора. Из полученного гидрогенизата на блоке ректификации выделяют легкую, выкипающую до 70°С, и тяжелую, выкипающую от 85 до 180°С, фракции.

[64]

Тяжелую фракцию гидрогенизата подвергают риформингу в условиях, приведенных в примере 1, в присутствии платинорениевого катализатора с направлением избыточного водорода риформинга на изомеризацию. Получают нестабильный риформат.

[65]

Легкую фракцию гидрогенизата НК-70°С совместно с нестабильным риформатом направляют в колонну стабилизации, в которой поддерживают режим дебутанизации. Дебутанизированный продукт ректификацией разделяют на фракции НК-60°С и 60°С- КК.

[66]

Полученную фракцию НК-60°С совместно с избыточным ВСГ риформинга подвергают изомеризации в условиях и на катализаторе, приведенных в примере 1. При этом расход сырья процесса изомеризации увеличен за счет вовлечения в него части риформата наряду с исходным прямогонным бензином. Изомеризат стабилизируют, затем фракционированием из него выделяют высокооктановый легкий изомеризат, содержащий пентаны и диметилбутаны, фракцию низкооктановых изогексанов, содержащую преимущественно н-гексан и метилпентаны, и тяжелый изомеризат, содержащий нафтены и парафины С7+. Фракцию изогексанов рециркулируют в сырье изомеризации, смесь легкой и тяжелой фракций изомеризата является продуктом изомеризации.

[67]

Оставшуюся фракцию риформата (60°С - КК) смешивают с продуктом изомеризации в балансовом соотношении и получают целевой продукт, характеристика которого представлена в таблице. При этом ИОЧ целевого продукта составляет 96,9 пунктов, а фракции, выкипающей до 100°С, - 81,7 пунктов, 10% объема этого бензина испаряется при температуре 54°С.

[68]

Таким образом, получение целевого продукта по известному способу, по сравнению с заявляемым, приводит к снижению его качества. Целевой продукт не соответствует современным требованиям к автобензинам по содержанию бензола и ароматических углеводородов.

[69]

Сводная таблица примеров
ПоказателиНомер примера
123 (сравнитель-
ный)
4 (сравнитель-
ный)
5 (сравнитель-
ный)
6 (сравнитель-
ный)
7 (прототип)
Пределы выкипания гидроочищенных фракций, °C:
- легкаяНК-70НК-65НК-65НК-65НК-70НК-65НК-70
- тяжелая90-18085-18085-18085-18090-18085-18085-180
Пределы выкипания выделенной фракции риформата, °CНК-85НК-95НК-80НК-100НК-85НК-95НК-60
Условия гидроизомеризации:
- температура, °C300250250250310240-
- давление, МПа2,03,53,53,52,03,5
Катализатор гидроизомеризации:
- доля морденита, % мас.2,03030302,030-
- силикатный модуль М302020203020
Содержание в целевом продукте, % об.:
- ароматических углеводородов34,834,535,234,034,935,141,3
- бензола0,10,31,20,20,20,55,1
ИОЧ целевого продукта97,898,098,296,097,797,596,9
ИОЧ фракции целевого продукта, выкипающей до 100°C84,584,884,084,982,583,581,7
Температура выкипания 10% об. целевого продукта, °C51505250535154

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты