Полезная модель относится к области буровой техники и может быть использована в технологиях высокооборотного бурения нефтяных и газовых скважин с использованием винтовых забойных двигателей (ВЗД). Задача, на решение которой направлена полезная модель, заключается в создании конструкции малолитражного ВЗД на основе оптимального сочетания кинематического отношения, диаметрального размера и физико-механических свойств материала его роторной группы. Обеспечивает снижение инерционной силы при планетарном движении ротора и повышение эффективности строительства скважины за счет увеличения механической скорости бурения.
1. Высокооборотный винтовой забойный двигатель для бурения скважин, включающий винтовые рабочие органы, состоящие из находящихся в зубчатом зацеплении неподвижного статора и планетарно движущегося ротора, соединенного с верхним концом выходного вала, с числом заходов, выбранным в зависимости от требуемого рабочего объема двигателя, отличающийся тем, что контурный диаметр Dк* рабочих органов назначают согласно зависимости Dк*=а⋅Dк=b⋅D, где Dк - контурный диаметр рабочих органов серийного забойного двигателя для бурения долотом заданного типоразмера; D - наружный диаметр корпуса серийного забойного двигателя для бурения долотом заданного типоразмера; а, b - масштабные коэффициенты, зависящие от заданной частоты вращения и кинематического отношения винтового забойного двигателя, принимаемые в диапазоне а=(0,7-0,9), b =(0,5-0,6), причем безразмерные геометрические параметры рабочих органов принимают каноническими (традиционными) согласно общим положениям теории циклоидального зацепления и рабочего процесса двигателя. 2. Высокооборотный винтовой забойный двигатель по п. 1, отличающийся тем, что винтовой ротор и другие элементы роторной группы выполнены из сплава легкого металла (алюминия или титана) с упрочнением рабочих поверхностей.
Полезная модель относится к области буровой техники и, в частности к гидравлическим винтовым забойным двигателям (ВЗД) для технологий высокооборотного бурения нефтяных и газовых скважин с использованием безопорных долот (импрегнированных или типа PDC). Для возможности осуществления таких технологий бурения в конструкцию забойного двигателя по сравнению со стандартной конструктивной схемой должны быть внесены изменения, обеспечивающие надежность и эффективность применения ВЗД при увеличении его частоты вращения. Выпускаемые промышленностью ВЗД спроектированы по традиционной кинематической схеме. Рабочие органы ВЗД, представляющие собой винтовой героторный механизм с внутренним циклоидальным зацеплением, состоят из неподвижного статора с внутренней винтовой поверхностью и находящегося внутри него ротора с наружной винтовой поверхностью, который совершает планетарное движение. Числа заходов винтовых поверхностей статора и ротора, имеющих одинаковое направление, отличаются на единицу, а их шаги пропорциональны числам заходов (Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д., Гноевых Л.И. Одновинтовые гидравлические машины. Том 2. ИРЦ Газпром, 2007). Типовым техническим решением, способствующим повышению быстроходности ВЗД, является использование полого стального ротора, что обеспечивает снижение массы и инерционной (центробежной) силы при планетарном движении ротора. Ближайшим техническим решением, принятым за прототип, является конструкция ВЗД из модельного ряда для привода высокооборотных буровых долот (серия ДВ), в которой в качестве рабочих органов используется винтовая пара с уменьшенным числом заходов ротора и увеличенной высотой зубьев, что для заданного диаметрального габарита, соответствующего используемому типоразмеру долота, обеспечивает снижение рабочего объема двигателя и увеличение его частоты вращения при заданном расходе жидкости, соответствующем гидравлической программе бурения скважины (ВНИИБТ-Буровой инструмент. Каталог конструкций ВЗД). Недостатком данного технического решения в случае постоянства длины винтовой пары (ограниченной технологическими возможностями при изготовлении рабочих органов) является пониженный крутящий момент ВЗД (вследствие уменьшения допускаемого перепада давления из-за снижения числа контактных линий, отделяющих вход и выход гидромашины при уменьшении ее заходности), что не обеспечивает необходимые энергетические характеристики двигателя, в частности при бурении долотами типа РОС. Задачей, на решение которой направлено заявляемая полезная модель, является создание конструкции малолитражного ВЗД, которая в наибольшей степени соответствует современным требованиям технологии высокооборотного бурения скважин с использованием безопорных долот (с учетом необходимости как увеличения частоты вращения, так и поддержания относительно высокого крутящего момента на валу двигателя при сохранении допускаемого уровня инерционных нагрузок). Технический результат достигается на этапе проектирования за счет двух конструктивных решений: корректировка характерного диаметрального размера рабочих органов ВЗД, в качестве которого выбран контурный диаметр винтового героторного механизма (по впадинам зубьев торцового профиля статора) и переход на сплавы легких металлов для изготовления ротора и других элементов роторной группы двигателя. Таким образом, проектирование высокооборотного ВЗД предлагается вести на основе оптимального сочетания кинематического отношения, диаметрального размера и физико-механических свойств материала его роторной группы. При этом при использовании высокооборотного ВЗД не потребуется повышать расход бурового раствора и использовать нестандартные (не апробированные на практике) соотношения геометрических параметров рабочих органов и сортаменты эластомеров. Сущность предложенного технического решения поясняется чертежами рабочих органов ВЗД: фиг. 1 - поперечное сечение с обозначением эксцентриситета е, наружного диаметра корпуса D и контурного диаметра Dк циклоидального торцового профиля; фиг. 2 - изображения винтового ротора с различным числом заходов z2. Высокооборотный ВЗД состоит из двух секций: двигательной, включающей винтовую пару ротор-статор с циклоидальным зубчатым зацеплением (фиг. 1), и шпиндельной, содержащей осевую и радиальные опоры выходного вала, нижний конец которого соединяется с буровым долотом. Ротор двигателя 2, винтовая поверхность которого находится в зацеплении с внутренней эластичной обкладкой статора 1, совершает планетарное движение и соединяется с верхним концом выходного вала при помощи шарнирного соединения или гибкого вала. Диаметр двигательной секции определяется контурным диаметром рабочих органов Dк (диаметром окружности впадин зубьев торцового профиля статора, фиг. 1), а число заходов ротора z2 (фиг. 2) назначается в зависимости от требуемого рабочего объема двигателя. Частота вращения ВЗД при заданном расходе жидкости обратно пропорциональна рабочему объему V двигателя. В случае если геометрические параметры рабочих органов являются подобными, то рабочий объем ВЗД является функцией двух параметров При выбранном кинематическом отношении винтовой пары рабочий объем определяется кубической зависимостью от диаметрального размера В заявленной полезной модели двигательная секция имеет характерный диаметральный размер меньше, чем у серийного ВЗД, диаметр рабочих органов которых принимается номинальным и соответствует типоразмеру используемого долота. Так, например, при бурении интервала под эксплуатационную колонну долотами диаметром 81/2" (215,9 мм) для достижения необходимого диаметрального зазора диаметр корпуса D забойного двигателя рекомендуется принимать в габарите 172-195 мм, а при этом контурный диаметр рабочих органов серийных ВЗД с учетом необходимых толщин стенок корпуса и эластичной обкладки статора составляет приблизительно Dк=135 мм. Такое соотношение между диаметрами винтового механизма и корпуса забойного двигателя остается неизменным для большинства типоразмеров модельного ряда ВЗД (с наружным диаметром корпуса 43, 54, 85, 105, 127, 155, 172, 195, 240, 285 мм), что позволяет при проектировании в первом приближении принять Если при проектировании высокооборотного ВЗД известно кинематическое отношение винтового героторного механизма, то с учетом выражения (1а) для увеличения рабочего объема в 1,5-3 раза по сравнению с серийным двигателем контурный диаметр рабочих органов следует уменьшить в 0,7-0,9 раза. В представленной полезной модели высокооборотного ВЗД контурный диаметр Dк* рабочих органов предлагается назначать согласно зависимости где Dк - контурный диаметр рабочих органов серийного забойного двигателя для бурения долотом заданного типоразмера; В случае, если в качестве характерного размера используют наружный диаметр корпуса D серийного двигателя, то с учетом зависимости (2) формула полезной модели получает вид где масштабный коэффициент b изменяется в диапазоне 0,5-0,6. Так например, при использовании долот диаметром 215,9 мм для увеличения частоты вращения серийного двигателя в два раза (а=2-1/3=0,79) при сохранении неизменными заходности и безразмерных коэффициентов профиля (в торцовом и продольном сечениях) контурный диаметр Dк его рабочих органов необходимо изменить с 135 до 107 мм. Поскольку шаги винтовых поверхностей ротора и статора при снижении Dк также пропорционально уменьшатся, то при заданной длине винтовой пары произойдет увеличение числа шагов рабочих органов, что будет способствовать росту допускаемого перепада давления и крутящего момента двигателя. Если при модернизации двигателя одновременно изменяются как диаметральный размер, так и заходность винтовой пары, то зависимость, определяющая требуемый контурный диаметр, имеет более сложный характер и определяется численным расчетом для заданных исходных данных. При этом, если заходность винтовой пары уменьшается по сравнению с базовым вариантом, то корректировка контурного диаметра имеет менее интенсивный характер. Другим фактором, требующим внимания при разработке высокооборотного ВЗД, является повышение радиальных нагрузок от инерционной (центробежной) силы планетарно движущегося ротора, которая пропорциональна массе m и эксцентриситету е ротора и квадрату частоты вращения n Этот фактор, ограничивающий быстроходность двигателя, можно нивелировать уменьшением массы (плотности материала) вращающихся элементов роторной группы двигателя. Из открытых источников известно, что в авиации, ракетостроении, кораблестроении, транспортном машиностроении и других отраслях со сложными условиями эксплуатации в ответственных узлах применяются легкие конструкционные сплавы на базе алюминия и титана. Эти материалы имеют эксплуатационные характеристики в ряде случаев не уступающие легированным сталям при существенно меньшей (в 1,75-2,85 раза) плотности, которая для алюминиевых и титановых сплавов в среднем составляет соответственно 2750 и 4500 кг/м3 (плотность стали 7850 кг/м3). В буровой технике сплавы легких металлов используются в конструкциях бурильных, обсадных и насосно-компрессорных труб, морских райзеров, а также в неизвлекаемых забойных компоновках, разбуриваемых на забое скважины после окончания процесса бурения. В частности, выпускаемые промышленностью легкосплавные бурильные трубы повышенной надежности (ЛБТПН) диаметром 90-168 мм представляют собой сборную конструкцию - труба из алюминиевого сплава соединяется со стальными буровыми замками специальной резьбой со стабилизирующим пояском. Также имеется успешный опыт создания и эксплуатации насосно-компрессорных труб (диаметром 73 и 90 мм) и обсадных труб (178 мм), представляющих собой цельно алюминиевые трубы с высадками, в которых нарезается специальная резьба для соединения труб. Основная цель применения легкосплавных труб при строительстве нефтяных и газовых скважин - снижение веса колонн труб (за счет уменьшения массы и коэффициента выталкивающей силы Архимеда), уменьшение сил трения при движении труб в открытом и обсаженном стволе скважины, сокращение времени проведения спуско-подъемных операций по сравнению со стальными аналогами. В общем случае применение сплавов легких металлов в элементах конструкции бурового инструмента позволяет реализовывать инновационные технологические проекты, обеспечивая повышение эффективности процесса строительства скважин в осложненных условиях. Достижению эффекта способствует применение методов упрочнения поверхности алюминиевых сплавов, к которым относятся: дробеструйная ударная обработка; безабразивная ультразвуковая финишная обработка (БУФО); детонационное металлизированное покрытие; микродуговое оксидирование (М.Я. Гельфгат, В.В. Чижиков, С.С. Колесов и др. Применение трубных полуфабрикатов из алюминиевых сплавов - проблемы и решения в развитии разведочного, добычного, транспортного бизнеса углеводородов в Арктике - SPE, 166919, 2013). Имеющийся опыт позволяет рекомендовать использовать сплавы легких металлов при проектировании малолитражных ВЗД для бурения скважин с целью снижения веса роторной группы двигателя и достижения сопутствующих этому эффектов при эксплуатации ВЗД. Переход на легкие сплавы при прочих равных условиях позволит снизить массу ротора забойного двигателя как минимум в два раза, и тем самым привести допускаемую быстроходность высокооборотного ВЗД к апробированному на практике уровню серийных двигателей. Кроме того, в предложенной конструктивной схеме двигателя также происходит дополнительное снижение инерционной силы вследствие уменьшения эксцентриситета винтового механизма. Исходя из вышеизложенного в заявленной полезной модели, предлагается ротор и другие элементы роторной группы (шарнирное соединение или гибкий вал) выполнять из сплава легкого металла (алюминиевого или титанового) с упрочнением рабочих поверхностей с целью достижения необходимых показателей надежности двигателя (в условиях фрикционного, абразивного и усталостного износа). В качестве примера проведем сравнительный расчет инерционной силы на роторе в случае использования серийного (Dк=135 мм; материал ротора - сталь) и высокооборотного (Dк*=107 мм; материал ротора - алюминиевый сплав) двигателей при соблюдении постоянства кинематического отношения (z2=9), геометрических коэффициентов профиля, осевого габарита (L=2 м), расхода жидкости (Q=30 л/с) и отношения диаметра расточки ротора к ее среднему диаметру (d0/dср=0,7). Тогда получаем: Эксцентриситет и рабочий объем серийного двигателя Эксцентриситет и рабочий объем модифицированного двигателя Высота зубьев Средний диаметр ротора Шаг винтовой поверхности статора Число шагов Число контактных линий Масса серийного ротора Масса модифицированного ротора Частота вращения (объемный КПД=0,8) Инерционные силы Результаты расчета показывают, что, несмотря на двукратное увеличение частоты вращения ВЗД с модифицированными рабочими органами, инерционная сила при движении его ротора не превышает аналогичный показатель серийного ВЗД, что должно обеспечить надежность ВЗД при высокооборотных режимах бурения при сохранении кинематического отношения винтовой пары и увеличении числа шагов рабочих органов. Масса легкосплавного ротора снижается в 4,5 раза. Высота зубьев уменьшается на 2 мм (20%). Предлагаемая полезная модель позволяет оптимизировать конструкцию ВЗД для технологии высокоборотного бурения нефтяных и газовых скважин и способствует повышению эффективности процесса бурения с использованием безопорных долот за счет увеличения механической скорости.















