патент
№ RU 233435
МПК F16K31/05

Электропривод трубопроводной арматуры

Авторы:
Громышев Евгений Валериевич Хлыст Сергей Васильевич Шестаков Андрей Николаевич
Все (8)
Номер заявки
2025104490
Дата подачи заявки
27.02.2025
Опубликовано
21.04.2025
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
3
Реферат

[53]

Полезная модель относится к электроприводам трубопроводной арматуры и используется в трубопроводном транспорте для управления запорной, запорно-регулирующей трубопроводной арматурой нефте- и газопроводов, тепловых и атомных станций, химических и других производств. Технический результат полезной модели заключается в повышении надежности и технологичности электропривода за счет уменьшения промежуточных звеньев и кинематических связей. Электропривод трубопроводной арматуры содержит электродвигатель, ручной дублер, блок концевых выключателей, датчик положения выходного вала, червячный редуктор, червячное колесо которого установлено на выходном валу привода с возможностью совместного вращения с указанным валом. Вал электродвигателя находится в постоянной кинематической связи с червячным валом редуктора, и датчик положения выполнен в виде червячной передачи, включающей в себя червячную шестерню, находящуюся в зацеплении с червячной резьбой, выполненной на наружной поверхности выходного вала.

Формула изобретения

1. Электропривод трубопроводной арматуры, содержащий электродвигатель, ручной дублер, блок концевых выключателей, датчик положения выходного вала, червячный редуктор, червячное колесо которого установлено на выходном валу привода с возможностью совместного вращения с указанным валом, отличающийся тем, что вал электродвигателя находится в постоянной кинематической связи с червячным валом редуктора, и датчик положения выполнен в виде червячной передачи, включающей в себя червячную шестерню, находящуюся в зацеплении с червячной резьбой, выполненной на наружной поверхности выходного вала.

2. Электропривод по п. 1, отличающийся тем, что кинематическая связь вала электродвигателя с червячным валом редуктора осуществлена находящимися в зацеплении зубчатыми колесами, первое из которых жестко закреплено на валу электродвигателя, и второе зубчатое колесо жестко закреплено на червячном валу со стороны электродвигателя.

3. Электропривод по п. 1, отличающийся тем, что кинематическая связь вала электродвигателя с червячным валом редуктора осуществлена через дополнительный согласующий предредуктор, например, планетарного типа.

4. Электропривод по п. 1, отличающийся тем, что червячная шестерня датчика положения закреплена на валике, и на противоположном от червячной шестерни конце валика закреплена шестерня, кинематически соединенная с блоком концевых выключателей.

5. Электропривод по п. 1, отличающийся тем, что ручной дублер содержит муфту свободного хода, выполненную с возможностью осевого перемещения на валу ручного дублера для обеспечения зацепления и расцепления с валом червячного редуктора.

6. Электропривод по п. 5, отличающийся тем, что на наружной боковой поверхности муфты свободного хода выполнен фиксатор, обеспечивающий фиксацию положения муфты свободного хода в режимах ручного и электрического управления.

7. Электропривод по п. 5, отличающийся тем, что торец муфты свободного хода со стороны редуктора снабжен шипами, и диск, неподвижно установленный на валу редуктора, снабжен ответными выемками для обеспечения зацепления муфты свободного хода с валом редуктора.

Описание

[1]

Полезная модель относится к электроприводам, в частности электроприводам трубопроводной арматуры, и может быть использована в трубопроводном транспорте для управления запорной, запорно-регулирующей трубопроводной арматурой нефте- и газопроводов, тепловых и атомных станций, химических и других производств.

[2]

Из патента РФ 207059 (опубл. 11.10.2021) известен электропривод трубопроводной арматуры. Известный привод содержит электродвигатель, планетарный редуктор, выходной вал редуктора, ручной дублер, датчики конечных положений выходного вала и его механических упоров, блок управления.

[3]

Ввиду того, что планетарный редуктор не обладает самоторможением, редуктор снабжен тормозной системой для исключения обратного хода выходного вала электропривода. Редуктор дополнительно содержит тормозной блок, включающий консольный вал с соосно расположенными солнечной шестерней, пружиной, втулкой с винтовыми пазами, ведущим тормозным диском, соединенным с солнечной шестерней, и ведомым тормозным диском, соединенным с выходным валом редуктора. Консольный вал редуктора соединен с валом электродвигателя, а втулка и тормозные диски выполнены с возможностью осевого перемещения.

[4]

К недостаткам привода относятся конструктивные особенности, снижающие его надежность и технологичность: изготовление вала электродвигателя полым, расположение консольного вала внутри вала электродвигателя, наличие сложной тормозной системы.

[5]

Из руководства по эксплуатации ЭП41.00.000 РЭ3 известен электропривод трубопроводной арматуры с блоком управления серии М1 (https://tulaprivod.nt-rt.ru/images/manuals/oi_ep41m1.pdf, свободный доступ).

[6]

Электропривод содержит электродвигатель, согласующий предредуктор, основной редуктор червячного типа, ручной дублер, блок управления в виде механического блока концевых выключателей, выходной вал привода для воздействия на трубопроводную арматуру, модуль питания (конструктивная схема электропривода на листе 33, рис. 3).

[7]

Червячный редуктор включает в себя червячное колесо, установленное коаксиально на выходном валу привода, и червячный вал.

[8]

Червячный вал оканчивается с обеих сторон кулачковыми полумуфтами для соединения с одной стороны с электродвигателем и с другой стороны – с ручным дублером. Переключение с электрического на ручной привод и обратно производится посредством толкателя, помещенного внутри полого червячного вала.

[9]

Датчик положения выходного вала выполнен в виде закрепленной на валике (9) шестерни, которая находится в зацеплении с червячным валом редуктора. На другом конце валика (9) закреплена шестерня, связанная через компенсирующий узел шестеренок с блоком управления (механическим блоком концевых выключателей).

[10]

Снятие информации о положении выходного вала производят с червячного вала, соединенного с выходным валом через червячное колесо, что требует компенсации значения передаточного отношения червячной передачи при помощи компенсирующего узла шестеренок.

[11]

Крутящий момент, создаваемый приводом, контролируется в двух направлениях движения (в прямом и обратном) с помощью моментоизмерительного механизма. Величина момента определяется по смещению червяка, поджатого с двух сторон пакетами тарельчатых пружин, по шлицам вала, передающего вращение на червяк от модуля промежуточного редуктора. Смещение червяка посредством рычага преобразуется в поворот выходного вала моментоизмерительного механизма, передающего информацию о величине момента в блок управления (механический блок концевых выключателей).

[12]

К недостаткам привода относятся конструктивные особенности, снижающие его надежность и технологичность:

[13]

изготовление червячного вала полым и размещение внутри него толкателя;

[14]

наличие кулачковой полумуфты, посредством которой двигатель соединяют с редуктором и отсоединяют от него;

[15]

наличие узла шестеренок, необходимого для компенсации значения передаточного отношения червячной передачи при определении положения выходного вала.

[16]

Технический результат полезной модели заключается в повышении надежности и технологичности электропривода за счет уменьшения промежуточных звеньев и кинематических связей.

[17]

Технический результат достигается в электроприводе трубопроводной арматуры, содержащем электродвигатель, ручной дублер, блок концевых выключателей, датчик положения выходного вала, червячный редуктор, червячное колесо которого установлено на выходном валу привода с возможностью совместного вращения с указанным валом. Вал электродвигателя находится в постоянной кинематической связи с червячным валом редуктора, и датчик положения выполнен в виде червячной передачи, включающей в себя червячную шестерню, находящуюся в зацеплении с червячной резьбой, выполненной на наружной поверхности выходного вала.

[18]

Кроме того, кинематическая связь вала электродвигателя с червячным валом редуктора может быть осуществлена находящимися в зацеплении зубчатыми колесами, первое из которых жестко закреплено на валу электродвигателя, и второе зубчатое колесо жестко закреплено на червячном валу со стороны электродвигателя.

[19]

Кроме того, кинематическая связь вала электродвигателя с червячным валом редуктора может быть осуществлена через дополнительный согласующий предредуктор, например, планетарного типа.

[20]

Кроме того, червячная шестерня датчика положения закреплена на валике, и на противоположном от червячной шестерни конце валика закреплена шестерня, кинематически соединенная с блоком концевых выключателей.

[21]

Кроме того, ручной дублер содержит муфту свободного хода, выполненную с возможностью осевого перемещения на валу ручного дублера для обеспечения зацепления и расцепления с валом червячного редуктора.

[22]

При этом на наружной боковой поверхности муфты свободного хода выполнен фиксатор, обеспечивающий фиксацию положения муфты свободного хода в режимах ручного и электрического управления.

[23]

При этом торец муфты свободного хода со стороны редуктора снабжен шипами, и диск, неподвижно установленный на валу редуктора, снабжен ответными выемками, для обеспечения зацепления муфты свободного хода с валом редуктора.

[24]

Сущность полезной модели поясняется чертежами.

[25]

На фиг. 1 поясняется конструктивное устройство электропривода;

[26]

на фиг. 2 – трехмерное изображение электропривода (корпус редуктора, корпус блока концевых выключателей и ручной дублер скрыты для наглядности);

[27]

на фиг. 3 поясняет работу датчика положения;

[28]

на фиг. 4 поясняет конструкцию ручного дублера;

[29]

на фиг. 5 – разрез А-А на фиг. 4.

[30]

Электропривод (фиг. 1) содержит электродвигатель 1, червячный редуктор 2, ручной дублер 3, блок концевых выключателей (механический блок управления) 4. Корпус электродвигателя 1, корпус ручного дублера 3 и корпус блока концевых выключателей 4 неподвижно соединены с корпусом червячного редуктора 2.

[31]

Червячный редуктор 2 (фиг. 2, 3) включает в себя расположенные в корпусе 5 редуктора червячный вал 6, находящийся в зацеплении с червячным колесом 7. Червячное колесо 7 жестко установлено на выходном валу 8 привода с возможностью совместного вращения с указанным валом 8.

[32]

Вал 9 (фиг. 2) электродвигателя находится в постоянном кинематическом зацеплении с червячным валом 6. Кинематическая связь может быть осуществлена находящимися в зацеплении зубчатыми колесами 10 и 11, из которых зубчатое колесо 10 жестко закреплено на валу 9 электродвигателя, и зубчатое колесо 11 жестко закреплено на червячном валу 6 со стороны электродвигателя 1. А также кинематическая связь вала 9 электродвигателя с червячным валом 6 может быть осуществлена через дополнительный согласующий предредуктор (не показан), например планетарного типа.

[33]

Датчик положения (фиг. 2, 3) содержит закрепленную на валике 12 червячную шестерню 13. Червячная шестерня 13 находится в зацеплении с червячной резьбой 14 (фиг. 3), которой снабжена наружная поверхность выходного вала 8. На противоположном от червячной шестерни 13 конце валика 12 закреплена шестерня 15, кинематически соединенная с блоком концевых выключателей 4. На фиг. 2 показано кинематическое зацепление шестерни 15 с согласующими шестернями 26 блока концевых выключателей 4.

[34]

Датчик момента (фиг. 2) содержит рычаг 16, установленный на оси 17 с возможностью совместного поворота с осью 17. На противоположном от рычага 16 конце оси 17 закреплена шестерня 18, кинематически соединенная с блоком концевых выключателей 4. Червячный вал 6 поджат с двух сторон пакетами тарельчатых пружин 19.

[35]

Ручной дублер (фиг. 4) включает в себя корпус 20, муфту свободного хода 21, вал 22 дублера и маховик 23, неподвижно соединенный с валом 22 дублера.

[36]

Муфта свободного хода 21 установлена на валу 22 дублера и выполнена с возможностью осевого перемещения на указанном валу 22 для обеспечения зацепления/расцепления с червячным валом 6 редуктора. Для осуществления зацепления торец муфты свободного хода 21 со стороны червячного редуктора 2 снабжен шипами 24, и диск 25, неподвижно установленный на валу 6 редуктора, снабжен ответными выемками (не обозначены).

[37]

Муфта свободного хода 21 выполнена реверсивного типа и включает в себя обойму 27 (фиг. 4, 5), вилку 28, звездочку 29, ролики 30. Вилка 28 установлена на валу 22 дублера посредством шпоночного или шлицевого соединений для обеспечения совместного вращения с указанным валом 22. Ролики 30 (фиг. 5) расположены попарно и имеют общую пружину 31, установленную в выступе звездочки 29. Обойма 27 установлена в корпусе 20 дублера на скользящей посадке, и вилка 28 установлена на валу 22 дублера на скользящей посадке. Звездочка 29 установлена в обойме 27 на подшипниках (не обозначены). Вилка 28 установлена в звездочке 29 на подшипниках (не обозначены).

[38]

Для удобного перевода привода в режим ручного управления вал 22 ручного дублера снабжен кнопкой-штоком 32 (фиг. 4). Кнопка-шток 32 установлена соосно в полом валу 22 ручного дублера и подпружинена внутри указанного вала 22 пружиной 33, для автоматического возврата кнопки-штока 32 в исходное положение.

[39]

Вал 22 ручного дублера подторможен относительно корпуса 20 дублера тормозным устройством. Тормозное устройство выполнено в виде ферромагнитного диска 34, находящегося в магнитном зацеплении с постоянными магнитами 35, расположенными на внутренней стороне торцевой поверхности корпуса 20 дублера. При этом ферромагнитный диск 34 установлен на валу 22 дублера с возможностью совместного вращения с указанным валом 22.

[40]

Фиксатор 36 обеспечивает фиксацию положения муфты свободного хода 21 в режимах ручного и электрического управления. Фиксатор 36 представляет собой один или несколько подпружиненных шариков, выполненных с возможностью упора в наружную боковую поверхность муфты свободного хода 21 в режиме электрического управления, или с возможностью расположения в ответных пазах, сделанных по наружному диаметру муфты свободного хода 21, в режиме ручного управления.

[41]

Электропривод работает следующим образом.

[42]

В режиме электрического управления (фиг. 4) ручной дублер 3 выключен. В выключенном положении дублера муфта свободного хода 21 смещена в сторону маховика 23 и выведена из зацепления с червячным валом 6 редуктора. Поддержанию ручного дублера 3 в выключенном положении способствует упор подпружиненных шариков фиксатора 36 в наружную поверхность муфты 21. Вращение вала 9 электродвигателя 1 передается через червячный вал 6 на червячное колесо 7, установленное на выходном валу 8, и далее на рабочий орган трубопроводной арматуры (не показан).

[43]

Вращение выходного вала 8 в двух направлениях движения (в прямом и обратном) приводит к вращению червячной шестерни 13 и валика 12 с шестерней 15 датчика положения, за счет зацепления червячной шестерни 13 с червячной резьбой 14 (фиг.3) на поверхности выходного вала 8 и закрепления шестерней 13 и 15 на валике 12. Шестерня 15 воздействует на блок концевых выключателей 4 за счет ее кинематической связи с блоком концевых выключателей 4, тем самым передавая на блок концевых выключателей 4 информацию о положении выходного вала 8 привода.

[44]

Крутящий момент, создаваемый приводом, контролируется в двух направлениях движения (в прямом и обратном) с помощью датчика момента (фиг. 2). Величина крутящего момента определяется по смещению червячного вала 6, поджатого с двух сторон пакетами тарельчатых пружин 19. Смещение червячного вала 6 приводит к повороту рычага 16. Рычаг 16 поворачивается совместно с закрепленной с ним осью 17 и с закрепленной на оси 17 шестерней 18. Шестерня 18 воздействует на блок концевых выключателей 4 за счет ее кинематической связи с блоком концевых выключателей 4, тем самым передавая на блок концевых выключателей 4 информацию о крутящем моменте.

[45]

При прекращении работы электродвигателя 1 и возникновении необходимости использовать ручной дублер 3, муфту свободного хода 21 вводят в зацепление с червячным валом 6 редуктора. Для этого оператор давит на кнопку-шток 32. Кнопка-шток 32 перемещается, сжимая пружину 33, воздействует на торец вилки 28, и тем самым перемещает муфту свободного хода 21 в направлении червячного редуктора 2. Муфта свободного хода 21 перемещается за счет скользящей посадки обоймы 27 в корпусе 4 дублера и скользящей посадки вилки 28 на валу 22 дублера. После отпускания кнопки-штока 32 она возвращается с исходное положение под действием пружины 33.

[46]

В режиме ручного управления муфта свободного хода 21 смещена в сторону червячного редуктора 2, и сцеплена своими шипами 24 с ответными выемками диска 25, неподвижно установленного на червячном валу 6 редуктора. Кнопка-шток 32 после разжатия пружины 33 находится в исходном положении. Поддержанию ручного дублера 3 во включенном положении способствует фиксатор 36, подпружиненные шарики которого расположены в ответных пазах обоймы 27, поэтому оператору не требуется удерживать ручной дублер 3 во включенном положении при вращении маховика 23.

[47]

При вращении маховиком 23 вала 22 дублера в любую сторону указанный вал 22 вращает вилку 28, которая, воздействуя на ролики 30, сжимает пружины 31 (фиг. 5) и выводит их в расширяющиеся части клиновидных полостей муфты свободного хода 21 до упора в выступы звездочки 29. Звездочка 29 передает вращение на червячный вал 6, который приводит во вращение червячное колесо 7 с жестко закрепленным с ним выходным валом 8 привода. Выходной вал 8 привода воздействует на рабочий орган трубопроводной арматуры.

[48]

Автоматическое отключение ручного дублера 3 происходит следующим образом. При включении электродвигателя 1 вращающий момент поступит на звездочку 29 муфты свободного хода 21. При вращении звездочки 29 с более высокой скоростью, чем вилка 28, вращаемая вручную, один из роликов 30 заклинивается в пазу между звездочкой 29 и обоймой 27, и вращение от звездочки 29 передается на обойму 27, поворачивая обойму 27 вокруг ее оси вращения и обеспечивая осевое перемещение муфты свободного хода 21 в сторону маховика 23, и тем самым разрывая ее связь с валом 22 ручного дублера. В результате, в течение автоматического отключения ручного дублера динамический удар на руки оператора не ощущается.

[49]

Кроме того, при автоматическом отключении ручного дублера 3 вал 22 дублера подторможен относительно неподвижного корпуса 20 тормозным устройством, выполненным в виде ферромагнитного диска 34 и магнитов 35.

[50]

Постоянная кинематическая связь вала 9 электродвигателя с червячным валом 6 редуктора обеспечивает надежную передачу крутящего момента с электродвигателя 1 на червячный редуктор 2 без механизмов, осуществляющих указанную связь, (по сравнению с наличием толкателя и кулачковой полумуфты в прототипе), а также позволяет выполнить червячный вал 6 цельным (по сравнению с полым червячным валом в прототипе).

[51]

Зацепление червячной шестерни 13 датчика положения с червячной резьбой 14, выполненной на наружной поверхности выходного вала 8, позволяет датчику положения снимать показания о положении выходного звена электропривода непосредственно с выходного вала 8, что не требует компенсации значения передаточного отношения червячной передачи, по сравнению с необходимостью компенсирующего узла шестеренок в прототипе.

[52]

Вышеуказанное снижает количество промежуточных звеньев и кинематических связей электропривода, упрощает его конструкцию и изготовление, и тем самым повышает производственную и конструкторскую технологичность электропривода, а также его надежность.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты