патент
№ RU 2321688
МПК C25D7/04

СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ НА ВНУТРЕННИЕ ПОВЕРХНОСТИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ

Авторы:
Галенко Иван Юрьевич
Номер заявки
2005125687/02
Дата подачи заявки
12.08.2005
Опубликовано
10.04.2008
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

[46]

Изобретение относится к гальваническому нанесению покрытий на внутренние поверхности деталей цилиндрической формы, например гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания. Способ включает создание замкнутой электролитической ячейки во внутренней полости детали - катода и осаждение покрытия с вращением детали относительно горизонтальной оси, при этом деталь приводят во вращение с частотой, при которой ускорение центробежных сил превышает ускорение сил земного тяготения. Технический результат: повышение производительности и качества покрытий. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.

Формула изобретения

1. Способ нанесения гальванических покрытий на внутренние поверхности цилиндрических деталей, включающий создание замкнутой электролитической ячейки во внутренней полости детали - катода и осаждение покрытия с вращением детали относительно горизонтальной оси, отличающийся тем, что деталь приводят во вращение с частотой, при которой ускорение центробежных сил превышает ускорение сил земного тяготения.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что воздействие на процесс осаждения покрытия осуществляют изменением частоты вращения детали.

Описание

[1]

Изобретение относится к гальваническому нанесению покрытий на внутренние поверхности деталей цилиндрической формы, например гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания.

[2]

Известны безванные способы нанесения гальванических покрытий (Ремонт машин. / Под. ред. Тельнова Н.Ф. / М.: Агропромиздат, 1992. - 560 с.: ил. (Учебники и учебные пособия для высших учебных заведений), принцип которых заключается в том, что у поверхности, подлежащей покрытию, с помощью различных устройств создают местную электролитическую ячейку, а деталь и анод подключают к источнику тока.

[3]

Известен способ местного осаждения покрытий, при котором электролитическую ячейку герметизируют (Надежность и ремонт машин. / В.В.Курчаткин, Н.Ф.Тельнов, К.А.Ачкасов и др. / Под. ред. В.В.Курчаткина. - М: Колос, 2000. - 776 с.: ил. (Учебники и учебные пособия для высших учебных заведений). Способ позволяет получать покрытия, на отдельных участках детали, используя малые объемы электролита.

[4]

Недостатки способа - обеднение, перегрев и усиленное испарение электролита.

[5]

Известен проточный способ нанесения гальванических покрытий (Надежность и ремонт машин. / В.В.Курчаткин, Н.Ф.Тельнов, К.А.Ачкасов и др. / Под. ред. В.В.Курчаткина. - М: Колос, 2000. - 776 с.: ил. (Учебники и учебные пособия для высших учебных заведений), при котором электролит прокачивают насосом с определенной скоростью через пространство между покрываемой поверхностью и анодом (например, через внутреннюю поверхность гильзы цилиндров). Наибольшая скорость осаждения металлов достигается при турбулентном режиме протекания электролита.

[6]

Способ позволяет увеличить катодную плотность тока и скорость осаждения покрытий.

[7]

Недостатками данного способа являются необходимость применения системы циркуляции и сравнительно большой расход электролита.

[8]

Наиболее близкими к заявленному способу по совокупности признаков являются указанные вневанные способы нанесения покрытий, в частности анодно-струйный способ, выбранный авторами в качестве прототипа.

[9]

При анодно-струйном способе (Надежность и ремонт машин. / В.В.Курчаткин, Н.Ф.Тельнов, К.А.Ачкасов и др. / Под. ред. В.В.Курчаткина. - М: Колос, 2000. - 776 с.: ил. (Учебники и учебные пособия для высших учебных заведений) электролит подают струями в межэлектродное пространство, причем для получения равномерного покрытия деталь вращается с определенной частотой.

[10]

При анодно-струйном способе за счет уменьшения обеднения прикатодного слоя электролита создаются условия, позволяющие повысить плотность тока в 5...10 раз и увеличить производительность процесса в 2...3 раза по сравнению с ванными способами нанесения гальванических покрытий.

[11]

Недостатками способа являются необходимость применения сложной системы циркуляции и подачи электролита в межэлектродное пространство, сравнительно большой расход электролита.

[12]

Задача изобретения - расширение технологических возможностей, повышение производительности и качества обработки.

[13]

Поставленная задача достигается тем, что во внутренней полости детали (катода) создают замкнутую электролитическую ячейку, деталь приводят во вращение относительно горизонтальной оси с частотой, при которой ускорение центробежных сил превышает ускорение сил земного тяготения, а воздействие на процесс осаждения осуществляют изменением частоты вращения детали.

[14]

Частота вращения детали nmin, мин-1, при которой ускорение центробежных сил равно ускорению сил земного тяготения, может быть определена по формуле:

[15]

[16]

где R - радиус внутренней цилиндрической поверхности детали, м;

[17]

g - ускорение силы земного тяготения, м/с2.

[18]

Для реализации способа частота вращения детали должна быть больше nmin.

[19]

Принципиальная схема нанесения гальванических покрытий предлагаемым способом показана на чертеже.

[20]

Деталь 1 установлена во вращатель с горизонтальной осью вращения, например в патрон токарного станка. Во внутреннюю полость вводится неподвижный анод 2, закрепленный на анодной штанге 3. Анодная штанга 3 посредством цанговой оправки может быть установлена в пиноли задней бабки либо закрепляться на суппорте станка. Конструкция и расположение анода 2 могут быть различными, на фиг.1 показан анод в виде цилиндрической трубы, расположенный соосно оси вращения детали. Герметизацию электролитической ячейки достигают установкой с торцов детали неподвижной крышки 11 и со стороны анода подвижной крышки 5 с фторопластовым уплотнением 4, а также применением пружинного механизма поджима 10. В анодной штанге 3 выполнен газоотводный канал с обратным клапаном (не показан), соединенный с емкостью 8. Для улучшения характеристик процесса осаждения покрытия возможна установка в межэлектродном пространстве активаторов щеточного типа (не показаны) с закреплением на анодной штанге 3 или крышке 5. Подвод тока к детали осуществляют скользящим по наружной поверхности контактом 12.

[21]

Перед началом процесса открывают кран 6 и электролит из емкости 7 через отверстие в крышке 5 поступает во внутреннюю полость детали. Затем деталь приводят во вращение с частотой n>nmin (ф-ла 1) и осуществляют осаждение покрытия. По окончании процесса выводят штангу 3 с анодом 2 и крышкой 5, сливают электролит в специальную емкость (не показана), расположенную непосредственно под деталью.

[22]

Пример выполнения способа

[23]

Предложенным способом проводили осталивание (железнение) рабочих поверхностей гильз цилиндров двигателя автомобиля «Москвич-412». Материал гильз цилиндров - серый чугун.

[24]

Изготовленную согласно принципиальной схеме нанесения гальванических покрытий предлагаемым способом замкнутую электролитическую ячейку устанавливали в патрон токарного станка. Катодом служила гильза цилиндров, анодом трубка из малоуглеродистой стали.

[25]

Радиус внутренней цилиндрической поверхности гильз составлял 0,041 м. Частота вращения, при которой ускорение центробежных сил равно ускорению сил земного тяготения будет:

[26]

[27]

Для реализации способа частота вращения детали должна быть больше nmin. Была принята частота вращения 370 мин-1>nmin=148,16 мин-1.

[28]

Электролит получали растворяя треххлористое железо (FeCl3·6H2O) в дистиллированной воде и добавляя 1...2 г/л соляной кислоты согласно рекомендациям (Варнаков В.В. Методические указания к лабораторной работе «Восстановление внутренних поверхностей корпусных деталей осталиванием (вневанным способом)». / В.В.Варнаков, М.А.Карпенко. - Ульяновск: Ротапринт Ульяновской ГСХА, 1996. - 23 с.). Концентрация треххлористого железа составляла 400 г/л, исходная плотность электролита 1,14 г/см3. Проводили проработку электролита при температуре 70-80°С при плотности тока 3-5 А/дм2. Плотность электролита после проработки составляла 1,16-1,17 г/см3. Перед электролизом электролит подогревали до температуры 60°С.

[29]

Подготовка поверхности к нанесению покрытия заключалась в промывке и обезжиривании, зачистке металлической щеткой, химическом травлении в растворе серной кислоты, промывке в 5% растворе кальцинированной соды и проточной воде. Непосредственно перед нанесением покрытия проводили зачистку поверхности металлической щеткой.

[30]

После монтажа электролитической ячейки деталь приводили во вращение с частотой 370 мин-1, заполняли ячейку подогретым до температуры 60°С электролитом. Начальный ток в процессе нанесения покрытия устанавливали 3 А/дм2 и выдерживали 2 мин. Затем плавно увеличивали плотность тока до 17 А/дм2 в течение 5 мин (разгонный режим) и осуществляли электролиз в течении 10...15 мин.

[31]

После нанесения покрытия детали промывали в 5% растворе кальцинированной соды и проточной воде.

[32]

Массу покрытия МП определяли весовым методом, взвешивая детали на лабораторных аналитических весах с точностью до 0,1 г. Для контроля толщины покрытия проводили измерения нутромером с индикатором часового типа с точностью 0,01 мм.

[33]

Используя закон Фарадея, рассчитывали теоретическую массу осажденного на катоде металла

[34]

[35]

где С - электрохимический эквивалент вещества, г/(А·ч), для железнения С=1,042 г/(А·ч); I - сила тока, A; t - время электролиза, ч.

[36]

Оценивали выход металла по току.

[37]

[38]

Визуально оценивали качество покрытия. Сцепляемость покрытия определяли царапанием и шлифованием.

[39]

Полученные результаты сравнивали с результатами местного осталивания гильз цилиндров с использованием аналогичных материалов, операций по подготовке поверхности и режима проведения электролиза.

[40]

Осредненные данные по массе покрытия и выходу металла по току приведены в таблице.

[41]

Результаты местного осталивания (железнения) гильз цилиндров автомобильного двигателя
Заявленный способПрототип
Масса покрытия МП, г14,8312,46
Выход металла по току, %97,181,4

[42]

Полученные результаты показывают, что в данном случае применение предложенного способа позволяет увеличить выход металла по току до 97%. Это свидетельствует о повышении производительности процесса. По сравнению с местным осталиванием, проведенным с использованием аналогичных материалов, операций по подготовке поверхности и режима электролиза, производительность повышается в 1,2 раза.

[43]

Покрытия, полученные предложенным способом, при шлифовании не отслаиваются. Покрытия, полученные при местном осталивании, обладают недостаточной сцепляемостью - они отслаиваются при шлифовании, а при толщине более 0,04...0,06 мм - в процессе электролиза. Это свидетельствует о том, что принятый «разгонный» режим (3 А/дм2 в течение 2 мин, затем плавное увеличение плотности тока до 17 А/дм2 в течение 5 мин) при местном осталивании должен быть более длительным. Так, при местном осталивании корпусных деталей, изготовленных из чугуна, рекомендуемая продолжительность разгонного периода составляет 15 мин и более (Варнаков В.В. Методические указания к лабораторной работе «Восстановление внутренних поверхностей корпусных деталей осталиванием (вневанным способом)». / В.В.Варнаков, М.А.Карпенко. - Ульяновск: Ротапринт Ульяновской ГСХА, 1996. - 23 с.). Таким образом, предложенный способ позволяет сократить продолжительность начального этапа процесса электролиза (продолжительность разгонного периода) и улучшить сцепляемость покрытия.

[44]

Результаты осталивания гильз цилиндров с использованием аналогичных материалов, операций по подготовке поверхности и режима проведения электролиза при различных частотах вращения детали показывают, что выход покрытия по току изменяется от 80...97%. Таким образом, воздействие на процесс образования покрытия можно осуществлять за счет изменения частоты вращения детали. В каждом конкретном случае рациональные значения частоты вращения детали, при которых достигается наибольшая производительность, определяются опытным путем.

[45]

Использование способа позволяет обеспечить повышение производительности процесса и качества покрытий.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты