патент
№ RU 2315261
МПК F42B15/00

УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ АВИАЦИОННОЙ КРЫЛАТОЙ РАКЕТЫ

Авторы:
Натаров Борис Николаевич Шумов Юрий Васильевич Мельников Валерий Юрьевич
Все (4)
Номер заявки
2006102052/02
Дата подачи заявки
26.01.2006
Опубликовано
20.01.2008
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
6
Реферат

[35]

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к устройствам стабилизации авиационных крылатых ракет на начальном этапе автономного полета. Сущность изобретения заключается в том, что корпус устройства стабилизации выполнен в виде выпуклой крышки, герметизирующей сопло твердотопливного разгонного двигателя ракеты, а органы управления - в виде четырех пар кинематически связанных между собой аэродинамических рулей и газовых рулей твердотопливного разгонного двигателя, каждая из которых размещена в плоскости установки аэродинамического руля маршевой ступени ракеты и связана с приводом указанного руля посредством тяг управления. Механизм управления рулями устройства стабилизации выполнен с возможностью отделения звеньев, управляющих положением аэродинамического руля устройства, а также - разделения с тягами управления от привода руля маршевой ступени. Реализация изобретения позволяет упростить структуру и уменьшить габариты устройства стабилизации, а также повысить аэродинамические характеристики крылатой ракеты. 7 ил.

Формула изобретения

Устройство стабилизации авиационной крылатой ракеты, содержащее корпус, установленный с возможностью отделения на хвостовой части ракеты, органы управления в виде рулей, смонтированных на корпусе, привода и механизмы управления рулями, отличающееся тем, что корпус устройства стабилизации выполнен в виде выпуклой крышки, герметизирующей сопло твердотопливного разгонного двигателя ракеты, а органы управления - в виде четырех пар кинематически связанных между собой аэродинамических рулей и газовых рулей твердотопливного разгонного двигателя, причем каждая пара рулей устройства стабилизации размещена в плоскостях установки аэродинамических рулей ракеты и связана с соответствующим приводом руля ракеты посредством тяг управления и механизма управления рулями устройства стабилизации, который выполнен с возможностью отделения звеньев, управляющих положением аэродинамического руля устройства, а также - разделения с тягами управления от привода руля ракеты.

Описание

[1]

Изобретение относится к области ракетной техники, а более конкретно к крылатым ракетам (КР) авиационного базирования. Изобретение описывает устройство, обеспечивающее стабилизацию и управление КР на начальном участке полета, сразу после отделения от самолета, и может найти применение, преимущественно, на ракетах, изначально разработанных для других типов носителей, например - морских или наземных, и адаптируемых к условиям авиационного базирования.

[2]

Одним из основных требований, предъявляемым к авиационным КР, является наиболее компактное их размещение на самолетах-носителях. С этой целью применяют различные технические решения, такие как: складывание крыла ракет при размещении на носителях, например - КР 3М80 («Москит») и Х-35 (А.В.Карпенко, С.М.Ганин «Отечественные авиационные тактические ракеты», военно-технический сборник «Бастион» №1, 2000, С.-Петербург, стр.56-59 и 73-74); размещение ракет на самолете в положении, развернутом вокруг продольной оси, обеспечивающем рациональную конфигурации КР на подвеске, в сочетании с послестартовым разворотом в исходное (полетное) положение, описанное в заявке на изобретение «Способ применения авиационной КР с воздушно-реактивной двигательной установкой», поданной одновременно с настоящей заявкой.

[3]

Однако складывание крыла, как правило, лишает ракету управляемости до момента его полного раскрытия, а для выполнения разворота КР в полетное положение могут потребоваться меры по повышению эффективности органов управления, например, в случае неблагоприятной начальной центровки, характерной для ракет с тандемным или встроенным твердотопливным разгонным двигателем. В подобных случаях, которые, как правило, возникают при адаптации к условиям авиационного базирования ракет, ранее разработанных для других типов носителей, применяют специальные устройства, обеспечивающие стабилизацию КР на время прохождения переходных процессов.

[4]

Наиболее близким по совокупности признаков с заявленным изобретением является устройство стабилизации, примененное на авиационном варианте КР «Метеорит» («ФГУП «НПО Машиностроения. 60 лет самоотверженного труда во имя мира», изд. дом «Оружие и технологии России», М., 2004, стр.81, 82, 229). Известное устройство стабилизации (см. фото из указанного источника, приведенное в приложении) выполнено в виде отделяемого от ракеты хвостового обтекателя, снабженного тремя аэродинамическими рулями. Его функционирование обеспечивают приводы и механизмы управления рулями, размещенные в полости обтекателя, а отделение от ракеты - специальные быстроразъемные соединения. В качестве таковых, как правило, используются механические пиротехнические средства (пироболты или пиротолкатели) и отрывные электрические разъемы.

[5]

Однако, применительно к малогабаритным КР, совместное размещение необходимого оборудования в пределах ограниченного диаметра приводит к увеличению длины и нерациональным внешним формам устройства стабилизации. Реализация же подобных компоновочных решений, применительно к КР с комбинированными двигательными установками на основе ПВРД, например, выполненным по компоновочной схеме, описанной в патентах РФ №2117907 и №2215981 (МПК F42В 15/00), сопряжена с дополнительными сложностями.

[6]

Во-первых, особенности конструкции комбинированной двигательной установки данной КР, которая представляет собой прямоточный маршевый двигатель (ПВРД) с несущим (то есть являющимся элементом фюзеляжа) корпусом и встроенным в него разгонным ракетным двигателем на твердом топливе (РДТТ), делают практически невозможной проводку электрокоммуникаций к устройству стабилизации в пределах диаметра фюзеляжа ракеты. Также существенно усложнена компоновка быстроразъемных соединений на стыке такой КР с устройством стабилизации. Это приводит к необходимости организации гаргротов и блистеров, существенно выступающих за обводы ракеты, а значит - увеличению ее аэродинамического сопротивления в целом.

[7]

Во-вторых, большая часть топлива встроенного разгонного РДТТ сосредоточена в хвостовой части КР, что, в свою очередь, позволяет судить о неблагоприятной начальной центровке ракеты. В сочетании с относительно небольшим плечом установки аэродинамических рулей (см. фиг.1 описания изобретения по патенту №2215981), это чревато ситуацией возможной статической неустойчивости КР в конфигурации без дополнительных стабилизующих поверхностей. Данное обстоятельство, возникающее после отделения устройства стабилизации и действующее до момента запуска разгонного РДТТ (то есть - задействования его эффективных газодинамических органов управления), является основанием для «ужесточения требований» по синхронизации выполнения указанных операций.

[8]

Задачей, решаемой изобретением, является:

[9]

- сокращение общего количества бортовых агрегатов, необходимых для обеспечения стабилизации и управления ракетой на начальном этапе ее автономного полета, включая оборудование, размещаемое в корпусе устройства стабилизации,

[10]

- обеспечение непрерывного управления КР на указанном этапе полета за счет минимизации времени прохождения переходных процессов,

[11]

- ограничение негативного влияния на аэродинамические характеристики КР от внедрения устройства стабилизации в состав ракеты при адаптации последней к условиям авиационного базирования.

[12]

Эта задача решается благодаря тому, что в известном устройстве стабилизации авиационной крылатой ракеты, содержащем корпус, установленный с возможностью отделения на хвостовой части ракеты, аэродинамические рули, смонтированные на корпусе, приводы и механизмы управления рулями, согласно заявленному изобретению корпус устройства стабилизации выполнен в виде выпуклой крышки, герметизирующей сопло твердотопливного разгонного двигателя ракеты, а органы управления из состава этого устройства - в виде четырех пар кинематически связанных между собой аэродинамических рулей и газовых рулей твердотопливного разгонного двигателя, причем каждая пара рулей устройства стабилизации размещена в плоскостях установки аэродинамических рулей ракеты и связана с соответствующим приводом руля ракеты посредством тяг управления и механизма управления рулями устройства стабилизации, который выполнен с возможностью отделения звеньев, управляющих положением аэродинамического руля устройства, а также - разделения с тягами управления от привода руля ракеты.

[13]

Технический результат использования изобретения состоит в том, что оно позволяет создать конструкцию устройства стабилизации, которая, по сравнению с традиционными, характеризуется упрощенной структурой и значительно меньшими массой и габаритами. Это обеспечивается за счет применения решений, позволяющих агрегатам авиационной КР совмещать несколько функций, в том числе - возлагаемых на устройство стабилизации, например:

[14]

- исполнение сопловой заглушки разгонного РДТТ в виде выпуклой крышки позволяет ей, наряду с основным предназначением, а именно - герметизацией внутренней полости и обеспечением заданного режима запуска двигателя, выполнять функции корпуса устройства стабилизации. При этом отпадает необходимость в использовании каких-либо дополнительных узлов для отделения корпуса устройства от ракеты и обеспечивается управление КР без промежутков на «передачу управления» от одних (аэродинамических) органов управления устройства стабилизации другим (газодинамическим);

[15]

- кинематическая связь органов управления устройства стабилизации между собой, а также приводом, размещенным на борту ракеты, позволяет этому приводу управлять не только соответствующим аэродинамическим рулем маршевой ступени КР, но и парой рулей устройства стабилизации, установленной в одной с ним плоскости. При этом тяги от привода, прокладываемые по наружной поверхности хвостового отсека ракеты, могут быть выполнены в виде тросов или металлических лент, почти не выступающих за обводы ее фюзеляжа, а требуемые передаточные числа между органами управления ракеты и устройства стабилизации могут быть обеспечены за счет выбора соответствующего соотношения плеч качалок механизма управления рулями.

[16]

Благодаря указанной совокупности технических решений, из традиционного состава устройства стабилизации могут быть исключены специальные пиросредства крепления и отделения устройства от ракеты и узкоспециализированные приводы. Соответственно отпадает необходимость в электрооборудовании устройства стабилизации, а также - проводке коммуникаций и применении электроразъемов, которые связывали бы его с бортовой системой управления ракеты.

[17]

Сущность предлагаемого устройства проиллюстрирована на фиг.1-7.

[18]

На фиг.1 представлен общий вид КР в сборе с устройством стабилизации при размещении ракеты на самолете-носителе (в конкретном примере КР размещена на самолете в соответствии с техническим решением по заявке на «Способ применения авиационной КР...», то есть в положении, развернутом вокруг продольной оси на угол 45°). На фиг.2 - вид сзади на КР в указанном положении. На фиг.3 и 4 показана хвостовая часть КР и устройство стабилизации в частичном разрезе. На фиг.5-7 показана схема функционирования КР с устройством стабилизации после отделения ракеты от самолета.

[19]

Крылатая ракета (1) выполнена по нормальной аэродинамической схеме и содержит осесимметричный фюзеляж, крыло и оперение, которое выполнено в виде четырех цельноповоротных аэродинамических рулей (2). Рули (2) установлены в плоскостях I, II, III и IV ракеты и управляются посредством приводов (3), размещенных внутри фюзеляжа.

[20]

КР (1) оснащена комбинированной двигательной установкой, которая представляет собой ПВРД (4) с несущим корпусом и встроенным в него разгонным РДТТ (5), который имеет газодинамические органы управления, выполненные в виде четырех газовых рулей (6).

[21]

На хвостовой части КР (1) установлено устройство стабилизации (7), которое состоит из корпуса и органов управления.

[22]

Корпус устройства стабилизации (7) выполнен в виде крышки (8), герметизирующей сопло (9) разгонного РДТТ (5). Крышка (8) имеет цилиндрическую боковую поверхность, выступающую за срез сопла (9), и скреплена с последним тарированными болтами (10), рассчитанными на разрушение от действия растягивающей силы определенной величины.

[23]

Органы управления устройства стабилизации (7) выполнены в виде четырех пар кинематически связанных между собой цельноповоротных аэродинамических рулей (11) и упомянутых выше газовых рулей (6) РДТТ (5), которые входят в состав устройства стабилизации функционально.

[24]

Аэродинамические рули (11) смонтированы на боковой поверхности крышки (8) посредством кронштейнов (12), в которые запрессованы оси вращения указанных рулей. Причем каждый аэродинамический руль (11) установлен соосно с соответствующим газовым рулем (6) и взаимодействует с качалкой (13) последнего. Для чего в плоскость руля (11) запрессован направляющий штырь (14), в кронштейне (12) выполнен радиальный паз для перемещения штыря (14), а качалка (13) газового руля (6) имеет водило с прорезью под указанный штырь.

[25]

Спаренные таким образом рули (11) и (6) устройства стабилизации (7) размещены в плоскостях I, II, III и IV ракеты, то есть в плоскостях установки аэродинамических рулей (2) КР (1). При этом каждая качалка (13) газового руля (6), которая на плече, противоположном водилу, имеет зубчатый сектор, через промежуточную шестерню (15) взаимодействует с качалкой-шестерней (16), закрепленной на заднем торце фюзеляжа КР (1). В свою очередь, упомянутая качалка-шестерня (16) посредством ленточных тяг (17), проложенных по наружной поверхности хвостового отсека КР (1), связана с соответствующим приводом (3) руля (2) ракеты. Таким образом, кинематическая система, образованная качалкой-шестерней (16), промежуточной шестерней (15), качалкой (13) газового руля (6) и связанным с ней направляющим штырем (14) аэродинамического руля (11), представляет собой механизм управления (18) парой рулей (6) и (11) из состава устройства стабилизации (7).

[26]

Указанное устройство функционирует следующим образом.

[27]

По команде от системы управления оружием самолета раскрываются захваты авиационного пускового устройства, в результате чего КР (1) отделяется от носителя и начинает свое автономное движение. КР (1) в режиме планирующего полета удаляется от самолета, при этом ее положение стабилизируется по данным бортовой системы управления (БСУ) с помощью исполнительных органов ракеты (приводов (3) и аэродинамических рулей (2)) и стабилизирующего устройства (7) (тяг (17), механизмов (18) и аэродинамических рулей (11)). Необходимо отметить, что рули (11) устройства стабилизации (7) на данном участке полета КР (1) вносят основной вклад в общую эффективность органов управления, так как они, по сравнению с рулями (2) ракеты, имеют существенно большее плечо приложения усилия относительно центра масс ракеты.

[28]

По заданной временной задержке БСУ КР (1) выдает команду на выполнение программного разворота по крену на угол 45° , осуществление которого проводится посредством совместного отклонения аэродинамических рулей (2) и (11). При этом усилия приводов (3) создают на осях рулей (2) ракеты (1) управляющие моменты, которые через тяги (17) и звенья механизмов (18), а именно - качалки-шестерни (16), промежуточные шестерни (15), качалки (13) и взаимодействующие с ними направляющие штыри (14), передаются на аэродинамические рули (11) устройства стабилизации (7).

[29]

В результате выполнения разворота КР (1) занимает полетное положение, соответствующее вертикальной и горизонтальной ориентации ее плоскостей.

[30]

По удалении КР (1) на дистанцию безопасного для самолета-носителя запуска разгонного РДТТ (5) (порядка нескольких десятков метров) БСУ ракеты выдает команду на его запуск. В результате срабатывает воспламенитель твердотопливного заряда РДТТ (5) и давление в его камере сгорания начинает интенсивно нарастать. По достижении заданной величины давления в камере сгорания РДТТ (5) разрушаются тарированные болты (10), удерживавшие крышку (8) на сопле (9), и крышка (8) вместе с закрепленными на ней аэродинамическими рулями (11) отделяется от КР (1). При этом направляющие штыри (14) рулей (11) выходят из зацепления с водилами качалок (13), разрывая тем самым цепи механизмов (18), ранее управлявшие положением рулей (11). В дальнейшем, управляющие моменты, создаваемые приводами (3), прикладываются только к аэродинамическим рулям (2) КР (1) и газовым рулям (6) РДТТ (5).

[31]

Под действием тяги разгонного РДТТ (5) КР (1) резко набирает скорость, при этом газовые рули (6), отклоняемые в потоке реактивной струи, истекающей из сопла (9) двигателя, вносят основной вклад в обеспечение стабилизации ракеты и выполнение возможных программных маневров. По мере роста скорости КР (1) (а значит, скоростного напора, действующего на несущие и управляющие поверхности ракеты) и выгорания топлива разгонного РДТТ (5) (а значит, смещения вперед центра масс ракеты) растет эффективность аэродинамических рулей (2), которые к концу разгонного участка полета ракеты приобретают способность к «самостоятельному» управлению ее движением.

[32]

При спаде тяги разгонного РДТТ (5) до определенной величины, давлением воздуха, поступающего в воздушный тракт двигательной установки ракеты, корпус отработанного двигателя выбрасывается из полости ПВРД (4). При этом промежуточные шестерни (15) выходят из зацепления с качалками-шестернями (16) и функционировавшие ранее звенья управления газовыми рулями (6) механизмов (18) разделяются в зоне заднего среза фюзеляжа КР (1).

[33]

В результате «высвобождается» воздушный тракт ПВРД (4) и после осуществления операций по его запуску КР (1) начинает полет в маршевом режиме, в процессе которого управление движением ракеты осуществляется аэродинамическими рулями (2).

[34]

Таким образом, можно заключить, что использование предлагаемого решения позволяет упростить структуру, сократить общее количество оборудования, уменьшить габариты и массу устройства стабилизации, что, в свою очередь обеспечивает снижение издержек на его разработку и изготовление. При этом положительный эффект от внедрения такого устройства в состав авиационного варианта малогабаритной КР не сопровождается снижением ее аэродинамических характеристик.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты