Изобретение относится к медицине, а именно к ее социальному направлению, и может быть
применено для оценки качества оказываемой медицинской услуги. Способ оценки качества оказываемой медицинской услуги включает в себя комплексную оценку объективных и субъективных показателей на основе
тестовой системы с определением уровня допустимых отклонений от эталонной величины. За стандарт качества медицинской услуги принимают 1 и признают оказанную медицинскую услугу надлежащего качества,
если сумма баллов всех оценок, разделенная на их количество, составляет 0,8 от стандарта качества. Способ обеспечивает возможность использования данной оценки как средства регулирования отношений в
системе оказания медицинских услуг. 4 табл.
Способ оценки качества оказываемой
медицинской услуги, заключающийся в том, что осуществляют субъективную и объективную тестовые оценки результата оказанной медицинской помощи в баллах, суммируют баллы оценок, устанавливают стандарт
качества и определяют по отношению к нему качество оказанной медицинской услуги, отличающийся тем, что субъективную оценку производят по критериям оценки пациентом собственного самочувствия: улучшение
- 3 балла, без изменений - 2 балла, ухудшение - 1 балл, и оценки им работы медицинского персонала: замечаний нет - 3 балла, есть незначительные замечания - 2 балла, есть существенные замечания - 1
балл, качество обслуживания не устраивает - 0 баллов, затем определяют итоговую субъективную оценку (А): А=(а+б)/2, где - а - критерий оценки пациентом собственного самочувствия; б - критерий оценки
пациентом работы медицинского персонала, и при А=2,5-3 результат субъективной оценки равен 1 баллу, а при А<2,5 - равен 0 баллов, объективную оценку производят по критериям оценки лечащим
врачом и оценки администрации, при этом оценка лечащим врачом проводится по критериям: состояние пациента за период лечения на основании личных наблюдений и на основании результатов объективных
исследований, оцениваемых как улучшение - 3 балла, без изменений - 2 балла, ухудшение - 1 балл, затем определяют итоговую объективную оценку врача (Б): Б=(а+б)/2, где а - состояние пациента за период
лечения на основании личных наблюдений; б - состояние пациента на основании результатов объективных исследований, которая при Б=2,5-3 равна 1 баллу, а при Б<2,5 - равна 0 баллов, оценка
администрации (В) проводится по критериям: соответствие стандарту контроля - 1 балл, незначительные отклонения результата от стандарта - 0,8, значительные отклонения от стандарта - 0 баллов, причем за
стандарт качества медицинской услуги принимают 1 и признают оказанную медицинскую услугу надлежащего качества, если сумма баллов оценок А, Б и В, разделенная на количество произведенных оценок,
составляет 0,8 от стандарта качества.
Изобретение относится к медицине, а именно к ее социальному направлению, и может быть применено для количественной оценки оказываемой пациенту медицинской услуги, как основного средства регулирования
отношений в системе оказания медицинских услуг. Система управления производственной сферой уже длительный период времени использует измерение производительности труда. При этом для
характеристики производительности труда применяются два показателя, находящихся между собой в обратно пропорциональной зависимости: выработка продукции в единицу времени и затраты труда (времени) на
производство единицы (объема) продукции - трудоемкость. Однако в непроизводственной сфере, организациях и учреждениях здравоохранения производительность труда не рассчитывается. При этом эффективность
труда работников здравоохранения определяется прямо или косвенно (уменьшение заболеваемости в результате проведения профилактики, увеличение оборота койко-места в больнице и т.д.) [Управление
персоналом: Энциклопедический словарь/Под ред. А.Я.Кибанова., М.: ИНФРА-М, 1998. - VIII, с.91]. Цель изобретения - расширение возможностей оценки качества оказываемой медицинской услуги
и возможности применения как основного средства регулирования отношений в сфере оказания медицинских услуг. Указанная цель достигается путем определения тестовой оценки по степени
субъективной и объективной оценок результата, их ранжирования методом граф-оценки с установлением отношения качества оказанной медицинской услуги к установленному эталону (стандарту качества). Сущность заявляемого способа заключается в том, что способ оценки качества оказываемой медицинской услуги включает в себя комплексную оценку объективных и субъективных показателей на основе
тестовой системы с определением уровня допустимых отклонений от эталонной величины, позволяет получить количественную оценку качества медицинской услуги, а следовательно, и возможность ее
использования как средства регулирования отношений в системе оказания медицинских услуг. Способ осуществляется следующим образом. За установленный стандарт качества
(эталон) медицинской услуги принимается его высшая степень равная 1 (100%), отражающая всю совокупность качественных и количественных критериев оказанной медицинской услуги и характеризующая
рентабельность в тарифе ее цены (процентное соотношение стоимости и себестоимости). Для установления отношения качества оказанной медицинской услуги к установленному стандарту качества (эталону)
производится тестовая оценка по степени субъективной и объективной оценок результата, их ранжирования методом граф-оценки. При этом устанавливается сумма баллов оценок А - пациента, Б - лечащего врача
и В - администрации (табл.1, 2, 3). Для формирования беспристрастно-объективной тестовой оценки в случае возникновения спорного вопроса в состав теста
могут вводиться дополнительные оценочные критерии качества оказанной медицинской помощи, произведенные независимыми экспертами (табл.4): Результат оценки фиксируется на лицевой стороне истории болезни пациента и во вкладыше амбулаторной
карты. Оказанная медицинская услуга признается надлежащего качества, если сумма баллов оценок А, Б, В, разделенная на количество оценок, составляет величину 0,8 (80%) и более от стандарта качества
(эталона). Допустимым отклонением от нормы является 0,1 (10%) в сторону уменьшения.Таблица 1 А. ОЦЕНКА ПАЦИЕНТА Критерий
Результат Баллы Экспертный вывод а)
Оценка собственного самочувствия Улучшение 3 «хорошо» «помощь
оказана» Без изменений 2 «удовлетворительно» «не причинен
вред» Ухудшение 1 «неудовлетворительно» «причинен вред» б) Оценка работы медицинского персонала Замечаний нет 3 «хорошо» «организационно-сервисная система работает удовлетворительно Есть незначительные
замечания 2 «удовлетворительно» «организационно-сервисная система имеет недостатки» Есть существенные замечания 1 «неудовлетворительно» «организационно-сервисная система не
работает» Качество обслуживания не устраивает полностью 0 «не оценивается» «организационно-сервисное обслуживание отсутствует» Итоговая А=(а+б)/2 Субъективная оценка пациента качества оказанной медицинской услуги: А=2,5-3 «удовлетворительно» 1 балл А<2,5 «неудовлетворительно» 0 баллов Таблица 2 Б. ОЦЕНКА ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА Критерий Результат Баллы Экспертный вывод а) Оценка состояния пациента за период лечения на основании личных наблюдений Улучшение 3 «хорошо» «помощь оказана» Без изменений 2 «удовлетворительно» «не причинен вред» Ухудшение 1 «неудовлетворительно» «причинен
вред» б) Оценка состояния пациента За период лечения на основании результатов объективных исследований Улучшение 3 «хорошо» «помощь оказана» Без изменений 2 «удовлетворительно» «не причинен вред» Улучшение 1 «неудовлетворительно» «причинен вред» Итоговая оценка Б=(а+б)/2 Субъективно-объективная оценка
врачом качества оказанной медицинской услуги: Б=2,5-3
«удовлетворительно» 1 балл Б<2,5 «неудовлетворительно» 0 баллов Таблица 3 В. ОЦЕНКА АДМИНИСТРАЦИИ (руководитель подразделения, главный специалист по профилю, эксперт) Критерий Результат Баллы Оценка количественного результата протекания преобразовательного процесса во времени медицинской деятельности Соответствует стандарту
контроля 1 «удовлетворительно» Имеются незначительные отклонения результата от стандарта 0.8 «посредственно» Имеются значительные отклонения результата от стандарта
0«неудовлетворительно»
Таблица 4 Критерий Результат Баллы Оценка результата законченного преобразовательного процесса медицинской деятельности Соответствует принятым медицинским
стандартам 1 «удовлетворительно» Не соответствует принятым медицинским стандартам 0 «неудовлетворительно»