Полезная модель относится к радиотехническим устройствам связи и передачи данных, расположенным на летательном аппарате. Техническим результатом полезной модели является повышение скорости передачи данных абонентов комплекса разведки, управления и связи (КРУС). В бортовом ретрансляторе, расположенном на летательном аппарате, в радиосети передачи данных КРУС первый канал доступа к ретранслятору выполнен с возможностью работы абонентов в высокоскоростной СВЧ-сети внутрикомплексной связи КРУС, второй канал доступа к ретранслятору выполнен с возможностью работы абонентов в УКВ-сети внешней связи КРУС. 2 ил.
Бортовой ретранслятор, расположенный на летательном аппарате, в радиосети передачи данных комплекса разведки, управления и связи (КРУС), содержащий два соединенных с вычислительным устройством (ВУ) канала доступа к ретранслятору, каждый канал доступа включает последовательно соединенные приемо-передающую антенну, приемо-передающий радиомодем (ППРМ) и аппаратуру передачи данных (АПД), выполненную с возможностью реализации протокола управления доступом к ретранслятору и согласования интерфейсов ППРМ и ВУ, при этом ВУ выполнено с возможностью одновременного управления работой первого и второго каналов доступа, отличающийся тем, что первый канал доступа к ретранслятору выполнен с возможностью работы абонентов в высокоскоростной СВЧ-сети внутрикомплексной связи КРУС, второй канал доступа к ретранслятору выполнен с возможностью работы абонентов в УКВ-сети внешней связи КРУС.
Полезная модель относится к радиотехническим устройствам связи и передачи данных, расположенным на летательном аппарате (ЛА), в составе комплексов информационного обеспечения тактических воинских формирований. При подготовке и боевых действиях подразделений тактического звена используются различные автоматизированные информационные средства, решающие широкий круг специальных прикладных задач. Одним из наиболее распространенных среди таких средств является комплекс разведки, управления и связи (КРУС) [1,2]. В настоящее время КРУС представлен базовым комплектом комплекса (БК КРУС), его модифицированной версией БК КРУС-М и формируемыми на их основе индивидуальными носимыми комплектами военнослужащих различных воинских специальностей [3]. КРУС предназначен для решения задач информационного обеспечения, включая управление, связь, навигацию, подготовку и выдачу данных органам военного управления об объектах противника, а также исходных данных артиллерийским и авиационным средствам поражения. Формируемыми носимыми комплектами оснащаются военнослужащие боевых подразделений, подразделений боевого обеспечения, общевойсковых и разведывательных подразделений, других воинских формирований и малых тактических групп. Далее остановимся на задаче связи в части реализованной в КРУС радиосети передачи данных. Эта специализированная радиосеть содержит две самостоятельные взаимодействующие сети: сеть внутрикомплексной связи между абонентами (военнослужащими) подразделения, оснащенного носимыми комплектами, и сеть внешней связи с абонентами других подразделений (вышестоящих органов управления, артиллерии и авиации (пилотируемой, беспилотной), удаленных разведгрупп и др.), также оборудованных компонентами КРУС. Сеть внутрикомплексной связи (внутренняя сеть) представляет собой высокоскоростную СВЧ-сеть пакетной передачи данных с динамической маршрутизацией и автоматической ретрансляцией сообщений. Основу сети составляют размещаемые в экипировке военнослужащих индивидуальные модуль радиосвязи (МИРС), встраиваемая аппаратура передачи данных (АПД) и помещенное в аппаратурный контейнер центральное вычислительное устройство (ЦВУ), управляющее работой компонентов носимого комплекта. Оснащение отдельных военнослужащих (в частности, радиотелефониста) включает унифицированный малогабаритный СВЧ-ретранслятор (УМР), обеспечивающий расширение зоны действия внутренней сети. УМР представляет собой размещенный на переносной треноге МИРС с дополнительным усилителем ретранслируемого сигнала. Сеть внешней связи (внешняя сеть) строится как традиционная сеть средств УКВ-диапазона, составляющих основу многих комплексов обеспечения радиосвязи частей и подразделений Вооруженных Сил РФ. При построении данной УКВ-сети используются штатные радиостанции, например, серий Р-168, Р-853 (радиотелефонист, оператор наведения авиации соответственно), а также необходимые для их включения в КРУС внешняя АПД и двухдиапазонный (СВЧ, УКВ) УМР в специальном исполнении. При всех достоинствах совместно функционирующих в составе КРУС внутренней и внешней сетей им присущ главный недостаток - невысокая дальность действия из-за наземного базирования всех составляющих сети компонентов. Это обусловлено известными ограничивающими свойствами используемых радиоволн: требованием прямой радиовидимости для СВЧ-волн и быстрым затуханием УКВ-волн при встрече с препятствиями. Эти обстоятельства не позволяют обеспечить требуемую большинством решаемых КРУС задач значительную дальность действия сети передачи данных. Естественной мерой устранения указанного недостатка является включение в состав КРУС двухдиапазонного ретранслятора, базирующегося на борту ЛА (самолет, вертолет, мультикоптер). Рассмотрим ряд известных бортовых ретрансляторов, устанавливаемых на ЛА. Анализ практической пригодности ретрансляторов проведем применительно к радиосети передачи данных КРУС. Известны многодиапазонные ретрансляторы радиосвязи на привязном аэростате [4,5] метрового MB (УКВ), дециметрового-сантиметрового ДМВ-СМВ (СВЧ), сверхдлинноволнового-средневолнового СДВ-СВ (ретранслятор [4]) диапазонов волн. Главный недостаток ретрансляторов состоит в необходимости использовании кабель-каната, содержащего жилы электропитания бортовых средств радиосвязи и систем аэростата, а также [5] волоконно-оптическую линию связи и соединительную линию, связывающие аэростат с наземным пунктом привязки. Это требование резко снижает живучесть ретранслятора в боевых условиях. Недостатками также являются отсутствие бортовых средств навигации, необходимых для точного позиционирования аэростата в заданной точке пространства над районом действий воинского подразделения, оснащенного КРУС, и избыточный состав бортовых средств связи СДВ-СВ диапазона [4]. Указанные обстоятельства исключают применение ретрансляторов [4,5] в составе комплекса. Известен вертолетный комплекс ретрансляции [6] (далее ретранслятор), содержащий размещенную в трех отдельных контейнерах аппаратуру ретрансляции УКВ, СВЧ диапазонов и соответствующие приемопередающие антенны. Контейнеры соединены между собой кабельной сетью и подключены к вертолетной системе электропитания. Аппаратура и антенны штатно крепятся к швартовочным узлам и фюзеляжу вертолета. Навигация обеспечивается размещенной в третьем контейнере многофункциональной интегрированной системой СВЧ-связи, навигации и опознавания (МИССНО). Недостаток ретранслятора состоит в том, что он является неавтономным узкоспециализированным устройством, жестко привязанным к конструкции конкретного типа вертолетов (например, МИ-8) и его кабельным сетям (питающей, высокочастотной). Следует также отметить громоздкость конструкции ретранслятора (три контейнера). Эти обстоятельства существенно ограничивают возможность его применения на ЛА-носителях других типов (пилотируемые и беспилотные (БЛА) самолетного типа, мультикоптеры), которые могут задействоваться КРУС. Кроме того, как следует из кратких материалов по МИССНО в [6] и других единичных источниках, навигация здесь реализуется, по-видимому, путем достаточно грубых относительных измерений времени запаздывания связных (не радионавигационных) сигналов между вертолетом-носителем ретранслятора и другими аналогичными вертолетами или наземным пунктом управления. Высокоточная спутниковая навигация не используется. Известен автономный ретранслятор данных [7], состоящий из бортового регистратора по патенту на полезную модель [8], универсального многофункционального усилителя-ретранслятора, реализующего стандарты широкополосной мобильной связи и высокоскоростной пакетной передачи данных WCDMA, HSPA UMTS/HSPDA, универсального дифференциального корректора данных спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS/Galileo/Beidou и модуля автономного питания. Ретранслятор смонтирован во влагонепроницаемом противоударном корпусе, предназначенном для крепления "непосредственно в корзине дирижабля или внутри корпуса беспилотного управляемого воздухоплавающего аппарата". Реализованные в ретрансляторе стандарты связи и передачи данных суммарно занимают частоты 800, 850, 1710-1755, 1900-2100, 2110-2155 МГц, принадлежащие СВЧ-диапазону. УКВ-диапазон ретранслятором не поддерживается. Неоправданным представляется включение в ретранслятор дифференциального корректора, предусматривающего, очевидно, использование корректирующих данных широкозонных дифференциальных SBAS-систем: отечественной СДКМ, WAAS (США), EGNOS (Евросоюз) и др. Соответствующая навигационная аппаратура потребителей (самого ретранслятора и его абонентов), обладающая режимом приема и введения корректирующих поправок, отличается повышенной стоимостью и сложностью эксплуатации, а обеспечиваемая ею высокая (сантиметровая) точность позиционирования явно избыточна как для абонентов лесного хозяйства, для которых изначально предназначен ретранслятор [7], так и для абонентов КРУС. Достаточную точность навигации обеспечивают широкодоступные современные навигационные модули с режимом измерения фазы несущей частоты спутниковых навигационных сигналов без привлечения данных SBAS. Указанные обстоятельства препятствуют применению ретранслятора [7] в радиосети передачи данных КРУС. Наиболее близким к заявляемой полезной модели по технической сущности (прототипом) является бортовой ретранслятор комплекса обеспечения радиосвязи разведывательно-ударной системы с БЛА [9]. Ретранслятор-прототип содержит два идентичных канала доступа к ретранслятору, каждый из которых состоит из последовательно соединенных приемо-передающей антенны (ППА), приемо-передающего радиомодема (ППРМ) УКВ-диапазона и аппаратуры передачи данных (АПД), подключенной к общему для обоих каналов вычислительному устройству (ВУ). Помимо согласования интерфейсов ППРМ и ВУ и помехоустойчивого кодирования информации и сигналов, главной функцией АПД совместно с ВУ является реализация протоколов доступа к радиосвязи с ретранслятором абонентов системы. В первом канале доступа реализуется прямой свободный доступ к ретранслятору небольшой группы наиболее ответственных абонентов системы, для чего используется стандартный протокол управления доступом к среде передачи (в данном случае к ретранслятору) Ethernet с контролем несущей и обнаружением конфликтов. Во втором канале, обслуживающем многочисленную группу абонентов с более низкими приоритетами, реализуется модифицированный протокол множественного доступа с временным разделением (МДВР) путем принудительной синхронизации абонентов с помощью их циклического опроса формируемой ВУ последовательностью запросов ретранслятора. Недостатки ретранслятора-прототипа состоят в следующем: 1. Главный недостаток состоит в использовании каналов доступа к ретранслятору и, как следствие, каналов радиосвязи абонентов только УКВ-диапазона. Если для отдельных приоритетных абонентов здесь может быть достигнута приемлемая скорость передачи данных, то для большого числа других абонентов эта скорость оказывается недопустимо низкой. 2. Использование различных протоколов доступа к ретранслятору (Ethernet, МДВР) приводит к усложнению принципа работы ретранслятора, его изготовления, применения и эксплуатации. 3. Отсутствие в ретрансляторе собственных средств электропитания и навигации свидетельствует о его неавтономности и встроенности в бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) БЛА. Тем самым теряется универсальность и сужается область применения ретранслятора, подтверждением чего является отмеченное в описании [9] ограничение на его размещение именно БЛА самолетного типа. Целью заявляемой полезной модели является создание рационального по составу и исполнению двухдиапазонного бортового ретранслятора на ЛА, обеспечивающего высокую скорость передачи в радиосети передачи данных КРУС. Для достижения поставленной цели в бортовом ретрансляторе, расположенном на ЛА в радиосети передачи данных КРУС и содержащем два соединенных с ВУ канала доступа к ретранслятору, каждый из которых включает последовательно соединенные ППА, ППРМ и АПД, выполненную с возможностью реализации протокола управления доступом к ретранслятору и согласования интерфейсов ППРМ и ВУ, выполненного с возможностью одновременного управления работой первого и второго каналов доступа, первый канал доступа к ретранслятору выполняют с возможностью работы абонентов в высокоскоростной СВЧ-сети внутрикомплексной связи КРУС, а второй канал доступа к ретранслятору выполняют с возможностью работы абонентов в УКВ-сети внешней связи КРУС. При этом бортовой ретранслятор дополнительно содержит модуль спутниковых навигационных систем (МСНС), соединенный с ВУ, и модуль электропитания (МЭП), соединенный с ВУ, обоими ППРМ, обеими АПД и МСНС. Существенным отличительным признаком заявляемой полезной модели по сравнению с прототипом является выполнение первого канала доступа к ретранслятору с возможностью работы абонентов в СВЧ-сети внутрикомплексной связи КРУС при сохранении имеющегося второго канала доступа с возможностью работы в УКВ-сети внешней связи. Помимо очевидного положительного результата, заключающегося в полноценном встраивании двухдиапазонного ретранслятора в радиосеть комплекса, содержащую помимо УКВ-сети штатную внутреннюю СВЧ-сеть пакетной передачи, эта мера, вследствие перехода в СВЧ-диапазон, позволяет существенно увеличить полосу частот используемых сигналов, расширить полосу пропускания соответствующих приемо-передающих трактов, увеличить максимально возможную скорость передачи информации (пропускную способность) и, в итоге, повысить реальную скорость передачи данных. Кроме того, совместное использование обоих каналов доступа обеспечивает гибкое перераспределение абонентов КРУС (при необходимости) между внутренней и внешней сетями, позволяя косвенно повысить пропускную способность и скорость передачи данных УКВ-сети. Такое решение также допускает реализацию в обеих сетях общего (например, Ethernet) протокола доступа к ретранслятору. В прототипе подобное решение не предусмотрено. Построение каналов доступа в одном УКВ-диапазоне для сохранения невысоких, но приемлемых для части абонентов скоростей передачи данных вынуждает использовать два различных протокола доступа, что, как отмечалось, приводит к усложнению работы ретранслятора. Дополнительным отличительным признаком заявляемой полезной модели является введенный в состав ретранслятора МСНС, позволяющий точно позиционировать ретранслятор в заданной точке пространства над районом действий воинского подразделения, оснащенного КРУС. Достигается это тем, что определяемые МСНС текущие параметры местоположения ЛА-носителя ретранслятора передаются в соединенное с модулем ВУ, которое далее транслирует их в бортовую систему управления движением аппарата (здесь не показана), обеспечивающую его приведение и удержание в заданной точке. В прототипе какие-либо бортовые средства навигации отсутствуют. Техническим результатом заявляемой полезной модели является повышение скорости передачи данных абонентов КРУС. Заявляемую полезную модель иллюстрируют следующие графические материалы. Фиг. 1. Схема бортового ретранслятора, где: 1.1, 1.2 - первая ППА-1 и вторая ППА-2 приемо-передающие антенны СВЧ и УКВ-диапазонов соответственно; 2.1, 2.2 - первый ППРМ-1 и второй ППРМ-2 приемо-передающие радиомодемы СВЧ и УКВ- диапазонов соответственно; 3.1, 3.2 - первая АПД-1 встроенная и вторая АПД-2 внешняя аппаратура передачи данных; 4 - вычислительное устройство ВУ; 5 - модуль электропитания МЭП; 6 - модуль спутниковых навигационных систем МСНС. Фиг. 2. Вариант конструктивного исполнения бортового ретранслятора, где: 1.1, 2.1 - ППА-1, ППРМ-1 СВЧ-диапазона в радиопрозрачном полусферическом корпусе (на рисунке на невидимой тыльной стороне контейнера ретранслятора); 1.2, 2.2 - ППА-2, ППРМ-2 УКВ-диапазона; 3.2 - внешняя АПД-2; 4, 3.1 - ВУ с встроенной АПД-1; 5 - МЭП; 6 - МСНС в радиопрозрачном полусферическом корпусе; 7 - контейнер ретранслятора; 8 - крепления для подвеса контейнера к ЛА. Основные аспекты работы заявляемого бортового ретранслятора проанализированы при изложении отличительных признаков. Дополним анализ рассмотрением функций и возможностей реализации его компонентов (Фиг. 1,2). Очевидным решением является построение ретранслятора на основе компонентов КРУС [1-3]. Этим обеспечивается унификация, преемственность и задействование имеющегося задела аппаратно-программных средств. Так, приемо-передающим радиомодемом 2.1 с антенной 1.1 является СВЧ-модуль радиосвязи МИРС, дополненный широкополосным усилителем проходного действия (без демодуляции и обратной модуляции). Модуль с усилителем строится на основе известного стандарта 802.11/b/g/n с использованием широкодоступным адаптеров и комплектующих. В качестве приемо-передающего радиомодема 2.2 с антенной 1.2 может использоваться авиационная УКВ- радиостанция Р-853-В2М "Варево-2Мʺ, предназначенная для обмена данными между летательными аппаратами [10]. Важным качеством данной радиостанции является возможность встречной работы с мощной дальнодействующей радиостанцией пункта управления Р-997-1Б [11]. Вычислителем ВУ 4 служит центральное вычислительное устройство ЦВУ, входящее в состав носимого комплекта военнослужащего. Одним из вариантов аппаратного исполнения ЦВУ является СнК (система-на-кристалле) SmartFusion 2, включающая энергозависимую матрицу ПЛИС, выполненную по Flash-технологии, и полноценную процессорную подсистему на базе процессора ARM Cortex М3. ЦВУ в качестве ВУ бортового ретранслятора выполняет роль контроллера, осуществляющего сбор, хранение, обмен через соответствующие интерфейсы информацией и управление подсоединенными к нему компонентами. Эти функции реализуются специальным программным обеспечением ЦВУ, одним из элементов которого является программный модуль встроенной АПД-1 3.1, выполненный с возможностью реализации протокола управления доступом к ретранслятору и согласования интерфейсов ППРМ-1 и ВУ. В качестве внешней АПД-2 3.2 целесообразно использовать изделие "Заря-М" [12], предназначенное для криптографической защиты информации и помехоустойчивого кодирования передаваемых данных, способное также выполнять аналогичные АПД-1 функции по реализации протокола управления доступом и согласования интерфейсов ППРМ-2 и ВУ. Модуль МСНС предназначен для определения плановых координат X, Y, широты В, долготы L и высоты Н (координаты Z) бортового ретранслятора (ЛА-носителя) в системе координат СК-42 или какой-либо другой системе отсчета (например, П3-90.11 или WGS-84), принятой в РФ для топографических и навигационных определений. Примером исполнения модуля 6 является отечественный навигационный приемник МНП-М7 Ижевского радиозавода «ИРЗ». Изготовление модуля электропитания МЭП не вызывает сложности, поскольку на рынке широко представлены различные по емкости, массе, условиям применения образцы литий-ионных аккумуляторных батарей. Так, при размещении бортового ретранслятора, например, на БЛА самолетного типа среднего или тяжелого класса рациональным является выбор высокомощного аккумулятора Li-ion Sumsung INR18650-30Q (масса 4,1 кг), характеризующегося высокой удельной энергоемкостью, большими током отдачи и ресурсом работы, морозостойкостью, отсутствием саморазряда, высокой защищенностью. Возможен целый ряд других вариантов исполнения МЭП. Также не сложно изготовление контейнера радиотранслятора 7 с креплением для подвеса 8, которое может быть выполнено по технологии 3D-печати с использованием современных композитных материалов. Таким образом, заявляемая полезная модель может быть осуществлена и обеспечивает повышение скорости передачи данных абонентов КРУС. Источники информации: 1. Комплекс разведки, управления и связи "Стрелец" и "Стрелец-М" для "Ратник". - Режим доступа: https://vpk.name/library/f/strelec.html. 2. КРУС "Стрелец". 14 июля 2023. - Режим доступа: https://teletype.in/@specnazopedia/YrX21cfzKWH. 3. Базовый комплект комплекса разведки, управления и связи БК КРУС-М. Изделие 83 т415. - Режимы доступа: https://mypresentation.ru/presentation/bazovyj-komplekt-kompleksa-razvedki-upravleniya-i-svyazi-bk-krusm-izdelie-83t415/2; https://vseprezentacii.com/algebra/bazovyj-komplekt-kompleksa-razvedki-upravleniya-i-svyazi-bk-krusm-izdelie-83t415. 4. Патент на изобретение RU 2537798 С1. 5. Патент на изобретение RU 2680008 С1. 6. Патент на полезную модель RU 74369 U1. 7. Патент на полезную модель RU 161829 U1. 8. Патент на полезную модель RU 134680 U1. 9. Патент на изобретение RU 2767044 С1. 10. Радиостанция Р-853-В2М Варево 2М. - Режим доступа: https://vk.com/wall-6054817_146800. 11. ОАО «Владимирский завод «Электроприбор». Радиостанция Р-997-1Б. - Режим доступа: https://electropribor.ru/files/tehnika_dlya_svayzi.pdf. 12. Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт. Заря-М. - Режим доступа: http://pniei.ru/activity/production/zarya-m.htm.