Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно, к составу топлива
нефтяного легкого, предназначенного для использования в среднеоборотных дизельных двигателях судовых энергетических установок. Топливо содержит 4-10% мазута, 2-10% гудрона, 10-30% легкого газойля
каталитического крекинга, 5-10% тяжелого газойля каталитического крекинга, 8-10% прямогонного дизельного топлива и до 100 остатка висбрекинга тяжелой нефтяной фракции. В отдельных случаях топливо
может содержать до 5 мас.% легкого газойля коксования и 0,02-0,1 мас.% депрессорной присадки на основе сополимеров этилена с винилацетатом. Подобранное соотношение компонентов позволит повысить
стабильность топлива при транспортировании и хранении, расширить ассортимент и увеличить выработку высококачественных топлив при рациональном использовании низкокачественных продуктов, имеющихся на
нефтеперерабатывающих заводах. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.
1. Топливо нефтяное легкое, содержащее мазут, гудрон, легкий газойль
каталитического крекинга, тяжелый газойль каталитического крекинга, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит прямогонное дизельное топливо и остаток висбрекинга тяжелой нефтяной фракции при
следующем соотношении компонентов, мас.%: 2. Топливо нефтяное легкое по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит до 5 мас.% легкого газойля
коксования. 3. Топливо нефтяное легкое по п.1 или 2, отличающееся тем, что оно содержит депрессорную присадку на основе сополимеров этилена с
винилацетатом в количестве 0,02-0,1 мас.%.Мазут 4-10 Гудрон 2-10 Легкий газойль каталитического крекинга 10-30 Тяжелый газойль каталитического крекинга 5-10 Прямогонное дизельное топливо 8-10 Остаток висбрекинга тяжелой нефтяной фракции До 100
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно, к составу
топлива нефтяного легкого, предназначенного для использования в среднеоборотных дизельных двигателях судовых энергетических установок. Топливо нефтяное легкое может вырабатываться на
основе прямогонных дистиллятных и остаточных фракций, а также продуктов вторичного происхождения и их смесей. Известно топливо нефтяное судовое, содержащее 36-42 мас.% прямогонного
мазута, 42-48 мас.% прямогонного дизельного топлива, 10-22 мас.% газойля коксования или каталитического крекинга. ("Химия и технология топлив и масел", 1978, №3, с.28-30). Однако это
топливо характеризуется нестабильностью температуры застывания при хранении и содержания неоправданно большого количества дистиллятных фракций - до 70 мас.%. Известно также топливо для
судовых энергетических установок, содержащее 5-30 мас.% гудрона, до 25 мас.% широкой вакуумной фракции 260-510°С или продуктов висбрекинга полугудрона и широкой вакуумной фракции 260-510°
С, 20-25 мас.% легкого газойля каталитического крекинга, 15-40 мас.% гидроочищенного дизельного топлива, до 0,05 мас.% депрессорной присадки и до 100 мас.% прямогонного мазута. (Патент
РФ №2155211, С 10 L 1/04, 2000 г.). Высокое содержание (до 40 мас.%) в составе топлива высококачественного продукта - гидроочищенного дизельного топлива, а также мазута прямогонного
ограничивает его выработку. Наиболее близким к заявляемому является топливо нефтяное судовое, содержащее в мас.%: (Патент РФ №2139912, С 10
L 1/04, 1/18, 1999 г.). Однако этот состав топлива не обладает высокой стабильностью, что приводит к расслоению судового топлива при его транспортировании и хранении, кроме того,
топливо содержит в своем составе значительные количества гидроочищенного дизельного топлива и мазута прямогонного. Задачей изобретения является повышение стабильности топлива,
расширение ассортимента и увеличение производства высококачественных топлив для использования в судовых энергетических установках. Для решения поставленной задачи предлагается топливо
нефтяное легкое, содержащее в мас.%: Причем в отдельных случаях топливо может содержать до 5 мас.% легкого газойля коксования и 0,02-0,1 мас.% депрессорной присадки на основе сополимеров этилена с винилацетатом. Отличие заявляемого технического решения состоит в том, что в составе предлагаемого топлива прямогонный мазут максимально заменен на остаточные продукты глубокой переработки нефти и вместо
гидроочищенного используют прямогонное дизельное топливо. Подобранное соотношение компонентов позволит повысить стабильность топлива при транспортировании и хранении, расширить
ассортимент и увеличить выработку высококачественных топлив при рациональном использовании низкокачественных продуктов, имеющихся на нефтеперерабатывающих заводах. Предлагаемое топливо
готовят путем смешения компонентов при перемешивании. Для иллюстрации существа предлагаемого технического решения было приготовлено 5 образцов топлива. Характеристика
компонентов, вовлекаемых в состав топлива, приведена в таблице 1. В качестве основы предлагаемое топливо может содержать остаток висбрекинга гудрона или смеси гудрона с мазутом. Состав
приготовленных образцов и показатели качества приведены в таблице 2. Данные, приведенные в таблице 2, показывают, что образцы предлагаемого топлива полностью соответствуют требованиям
ГОСТ на топлива для судовых энергетических установок.Гудрон 10-15 Легкий газойль каталитического крекинга 15-30 Тяжелый газойль
каталитического крекинга 10-20 Гидроочищенное дизельное топливо
19-30 Мазут до 100 Мазут 4-10 Гудрон 2-10 Легкий газойль каталитического крекинга 10-30 Тяжелый газойль
каталитического крекинга 5-10 Прямогонное дизельное топливо
8-10 Остаток висбрекинга тяжелой нефтяной фракции до 100 Таблица 1
ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОГО ТОПЛИВА НЕФТЯНОГО ЛЕГКОГО. №№ пп НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Остаток висбрекинга гудрона Легкий газойль кат. крекинга Тяжелый газойль кат. крекинга Прямогонное дизельное топливо Гудрон Мазут Легкий газойль коксования 1.
Температура застывания, °С 10 Минус 12 16 Минус 13 30 21 2 2. Вязкость условная при 80°С 6,
6 1,20х 2,30х 1,32ХХ 42,1 8,0 2,5 100°С 3,4 - - - 16,2 3,93 1,84 3. Вязкость кинематическая, мм2/с при 80°С, 50,2 2,7х 14,8х 4,10ХХ 320 60,5 15,7
100°С 29,7 -
- - 122,0 29,0 9,92 4. Массовая доля серы, % 2,6 1,
20 2,32 0,75 2,56 1,7 2,0 Коксуемость, % 12,
1 0,02 0,38 0,008 10,2 7,3 0,5 х - при 50°С; хх - при 20°
С Таблица 2 СОСТАВ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОГО ТОПЛИВА НЕФТЯНОГО ЛЕГКОГО И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА №№ пп КОМПОНЕНТЫ Содержание компонентов, мас.% Образец 1 Образец 2 Образец 3 Образец 4 Образец 5 1. Легкий газойль каталитического крекинга 30 20 10 15 22 2. Тяжелый газойль кат. крекинга
10 15 5 6 10 3. Прямогонное дизельное топливо 10 8 20 15 13 4.
Гудрон 5 2 3 10 2 5. Мазут 5 10
4 4 10 6. Легкий газойль коксования 3 - - - 5
7. Депрессорная присадка - - - 0,1 - 8. Остаток висбрекинга До 100 До 100 До 100 До 100 До 100 ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 1. Вязкость условная при 50°С, град. ВУ 3,80 4,62 4,
80 4,76 3,71 2.
Вязкость кинематическая при 50°С, мм2/с 27,6 34,
1 36,4 35,0 27,0 3. Температура застывания, °С -6 +2 +6 -3 -4 4. Массовая доля серы, % 1,90 2,04 2,07 2,05 1,91 5. Стабильность
- пятно 1 2 2 2 1 - общий осадок с химическим старением, % 0,02 0,06 0,09 0,05 0,05