Полезная модель относится к сельскому хозяйству. Дисковая борона содержит раму с поперечными балками и закрепленными на ней двумя гидроцилиндрами подъема и опускания опорно-транспортных колес, сферическими дисковыми батареями, механизмом регулировки угла атаки дисков и опорно-транспортными колесами. Тяговое дышло, состоящее из поперечного бруса, на котором крепится прицепное устройство со сцепной серьгой, вращающейся вокруг своей оси на 360°, двух пластин и оси с возможностью смещения по поперечному брусу и ограничения положения на нем посредством телескопической трубы в трех положениях, соединено с рамой пальцами с возможностью регулирования по высоте и опорно-транспортными колесами посредством механизма стабилизации. Опорно-транспортные колеса установлены посередине рамы между передними и задними сферическими дисковыми батареями, расположенными V-образно относительно друг друга, на круглой раме, выполненной в виде рычажного механизма с общей осью, соединенной с двумя гидроцилиндрами подъема и опускания опорно-транспортных колес и механизмом стабилизации, состоящим из винта, двух пружин, двух тяг и промежуточного маятникового устройства. Передние и задние сферические дисковые батареи крепятся на боковых брусьях рамы с одной стороны посредством двух осей, одна из которых является поворотной, а вторая - крепежной, а с другой стороны крепятся посредством механизма регулирования угла атаки дисков, состоящего из сектора, имеющего регулировочные отверстия с интервалом от 8° до 46°, стопорных пальцев, блокировочной пластины с вращающимися осями, стопорного винта и контргайки. Сферические дисковые батареи состоят из траверсы, на которой крепятся чистики и секции сферической дисковой батареи, состоящие из квадратного вала сечением 50 мм, на который установлены диски с серповидным вырезом диметром 810 мм, имеющие 5 лепестков по диаметру, режущая кромка которых направлена в сторону вращения диска, с расстоянием между углами наружных и внутренних кромок лепестков 285 мм, промежуточные втулки, имеющие длину 280 мм и подшипниковые корпуса в количестве 4 шт. на каждой сферической дисковой батарее, благодаря которым сферическая дисковая батарея посредством опор крепится к траверсе. Диски передней сферической дисковой батареи в количестве 14 шт. установлены выпуклой стороной влево по ходу движения агрегата со смещением каждого лепестка диска от крайнего левого в обратную сторону вращения на величину, равную 2/3 ширины лепестка диска относительно предыдущего, образовывая их расположение по спирали. Диски задней сферической дисковой батареи в количестве 14 шт. установлены выпуклой стороной вправо по ходу движения агрегата со смещением каждого лепестка диска от крайнего правого в обратную сторону вращения на величину, равную 2/3 ширины лепестка диска относительно предыдущего, образовывая их расположение по спирали. Количество дисков на передней и задней сферических дисковых батареях является одинаковым и четным. Обеспечивается возможность освоения целинных и залежных земель, безотвальной обработки почвы на глубину до 25 см с неполным оборотом пласта почвы на 90° (как альтернатива плугу), даже при больших количествах растительных и пожнивных остатков, и обработка почвы после уборки крупностебельных пропашных культур. 6 ил.
Дисковая борона, содержащая раму с поперечными балками и закрепленными на ней двумя гидроцилиндрами подъема и опускания опорно-транспортных колес, сферическими дисковыми батареями, механизмом регулировки угла атаки дисков и опорно-транспортными колесами, отличающаяся тем, что тяговое дышло, состоящее из поперечного бруса, на котором крепится прицепное устройство со сцепной серьгой, вращающейся вокруг своей оси на 360°, двух пластин и оси с возможностью смещения по поперечному брусу и ограничения положения на нем посредством телескопической трубы в трех положениях, соединено с рамой пальцами с возможностью регулирования по высоте и опорно-транспортными колесами посредством механизма стабилизации, причем опорно-транспортные колеса установлены посередине рамы между передними и задними сферическими дисковыми батареями, расположенными V-образно относительно друг друга, на круглой раме, выполненной в виде рычажного механизма с общей осью, соединенной с двумя гидроцилиндрами подъема и опускания опорно-транспортных колес и механизмом стабилизации, состоящим из винта, двух пружин, двух тяг и промежуточного маятникового устройства, при этом передние и задние сферические дисковые батареи крепятся на боковых брусьях рамы с одной стороны посредством двух осей, одна из которых является поворотной, а вторая - крепежной, а с другой стороны крепятся посредством механизма регулирования угла атаки дисков, состоящего из сектора, имеющего регулировочные отверстия с интервалом от 8° до 46°, стопорных пальцев, блокировочной пластины с вращающимися осями, стопорного винта и контргайки, причем сферические дисковые батареи состоят из траверсы, на которой крепятся чистики и секции сферической дисковой батареи, состоящие из квадратного вала сечением 50 мм, на который установлены диски с серповидным вырезом диметром 810 мм, имеющие 5 лепестков по диаметру, режущая кромка которых направлена в сторону вращения диска, с расстоянием между углами наружных и внутренних кромок лепестков 285 мм, промежуточные втулки, имеющие длину 280 мм и подшипниковые корпуса в количестве 4 шт. на каждой сферической дисковой батарее, благодаря которым сферическая дисковая батарея посредством опор крепится к траверсе, при этом диски передней сферической дисковой батареи в количестве 14 шт. установлены выпуклой стороной влево по ходу движения агрегата со смещением каждого лепестка диска от крайнего левого в обратную сторону вращения на величину, равную 2/3 ширины лепестка диска относительно предыдущего, образовывая их расположение по спирали, причем диски задней сферической дисковой батареи в количестве 14 шт. установлены выпуклой стороной вправо по ходу движения агрегата со смещением каждого лепестка диска от крайнего правого в обратную сторону вращения на величину, равную 2/3 ширины лепестка диска относительно предыдущего, образовывая их расположение по спирали, причем количество дисков на передней и задней сферических дисковых батареях является одинаковым и четным.
Полезная модель относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к тяжелым дисковым боронам. Известна борона (Патент 2370927 опубликован 27.10.2009), содержащая сницу, механизм регулировки положения рамы с транспортными колесами. На раме установлены под углом друг к другу с возможностью изменения угла атаки, две дисковые секции сферических полудисков, образующих сферический зубчатый рабочий диск. Полудиски закреплены на фланцах вала с помощью болтов и гаек. Между дисками установлены чистики. Сферическая поверхность каждого полудиска имеет уступ для образования в центральной части с выпуклой стороны углубления под размер фланца. Полудиск в месте стыковки с другим полудиском на наружной части образуют вырез, аналогичный другим вырезам, расположенным на наружной части каждого полудиска. Оба полудиска стыкуются между собой без зазора. Недостатком известной дисковой бороны является малый срок службы конструкции, низкая надежность и технологичность. Известна борона дисковая (Патент 2613457, опубликован 16.03.2017) содержащая сницу, раму, механизм выравнивания рамы, колеса транспортные, гидроцилиндры подъема и опускания дисковых секций. На раме установлены под углом друг к другу с возможностью изменения угла атаки две передние и две задние балки. На балках установлены с возможностью вращения дисковые секции. На фланцах вала с помощью болтов и гаек закреплены сферические полудиски, образующие сферический зубчатый рабочий диск. Чистики установлены между рабочими дисками. По обе стороны боковин рамы, ближе к передней и задней ее частям, приварены по две вертикальные, параллельные между собой, пластины с соосными отверстиями в продольно-горизонтальной плоскости. Между пластинами с помощью пальца шарнирно закреплена серьга с горизонтальным и вертикальным отверстиями. Оси серьги перекрещиваются под прямым углом. В вертикальном отверстии серьги посредством пальца, приваренного к передним и задним балкам со стороны боковин рамы, закреплена с возможностью поворота относительно оси вертикального отверстия серьги в горизонтальной плоскости дисковая секция. Свободные концы передних и задних балок с установленными на них дисковыми секциями посредством пальца, приваренного к свободному концу передних и задних балок, шарнирно соединены между собой с помощью гидроцилиндра двустороннего действия. Недостатком данной дисковой бороны является невысокая надежность и ограниченные функциональные возможности. Наиболее близким решением к заявленному является борона дисковая (Патент RU 2366138, опубликован 10.09.2009), содержащая раму с поперечными балками и закрепленными на ней гидроцилиндрами подъема и опускания рабочих органов, сферические дисковые батареи, механизм регулировки угла атаки дисков, опорно-транспортные колеса, катки, при этом балка поперечная снабжена уравновешивающим механизмом и тягой, а опорно-транспортные колеса расположены на поворотной оси, которая выполнена в виде рычажного механизма с общей осью, соединенной с одной стороны рычага с гидроцилиндрами, а с другой - с опорно-транспортными колесами, при этом сферические дисковые батареи закреплены на передней и задней секциях с помощью стремянок, причем передняя и задняя секции расположены друг относительно друга V-образно и состоят из центрального бруса, бруса крыльев, дисковых батарей, устройства подъема и опускания крыльев, механизма регулировки угла атаки дисков, при этом катки выполнены в виде катков-измельчителей игольчатой сварной конструкции и установлены в подшипниках кронштейна, соединенного посредством стремянок с балками, причем одна из балок соединена с балкой центрального бруса задней секции, при этом каток-измельчитель с кронштейном выполнен с возможностью ступенчатой регулировки по высоте и снабжен пружинным компенсатором усилия для исключения нагартовки почвы, а механизм регулировки угла атаки дисков состоит из поворотной гайки, выполненной с возможностью свободного вращения во фланцевом соединении для компенсации угла между балками рамы и балкой центрального бруса передней секции, винта и шаровых элементов. Недостатком данной бороны является низкое качество обработки почвы. Краткое описание полезной модели Заявленная полезная модель направлена на устранение указанных недостатков, и от её реализации получен следующий технический результат: предлагаемая конструкция дисковой бороны позволяет производить освоение целинных и залежных земель, безотвальную обработку почвы на глубину до 25 см с неполным оборотом пласта почвы на 90° (как альтернатива плугу), даже при больших количествах растительных и пожнивных остатков, и обработку почвы после уборки крупностебельных пропашных культур. Указанный технический результат достигается за счет того, что дисковая борона содержит раму с поперечными балками и закрепленными на ней гидроцилиндрами подъема и опускания рабочих органов, сферические дисковые батареи, механизм регулировки угла атаки дисков, опорно-транспортные колеса, при этом тяговое дышло, состоящее из поперечного бруса, на котором крепится прицепное устройство со сцепной серьгой, вращающейся вокруг своей оси на 360 град., двумя пластинами и осью с возможностью смещения по поперечному брусу и ограничением положения на нем посредством телескопической трубы в трех положениях, соединено с рамой пальцами, с возможностью регулирования по высоте, и опорно-транспортными колесами, посредством механизма стабилизации, причем опорно-транспортные колеса установлены посередине рамы между передними и задними батареями, расположенных V-образно относительно друг друга, на круглой раме, выполненной в виде рычажного механизма с общей осью, соединенной с двумя гидроцилиндрами подъема и опускания и механизмом стабилизации, состоящего из винта, двух пружин, двух тяг и промежуточного маятникового устройства, при этом передние и задние дисковые батареи крепятся на боковых брусьях рамы с одной стороны посредством двух осей, одна из которых является поворотной, а вторая - крепежной, а с другой стороны крепятся посредством механизма регулирования угла «атаки», состоящего из сектора, имеющего регулировочные отверстия с интервалом от 8 до 46 град, стопорных пальцев, блокировочной пластины с вращающимися осями, стопорного винта и контргайки, причем дисковые батареи состоят из траверсы, на которой крепятся чистики и секции батареи, состоящие из квадратного вала сечением 50 мм, на который установлены диски с серповидным вырезом диметром от 750 до 900 мм, имеющие 5 лепестков по диаметру, режущая кромка которых направлена в сторону вращения диска, с расстоянием между углами наружных и внутренних кромок лепестков от 260 до 300 мм, промежуточные втулки, имеющие длину от 260 до 300 мм и подшипниковые корпуса в количестве от 3 до 6 шт. на каждой дисковой батареи, в зависимости от ширины захвата дисковой бороны, благодаря которым батарея посредством опор крепится к траверсе, при этом диски передней батареи, в количестве от 7 до 16 шт., установлены выпуклой стороной влево по ходу движения агрегата со смещением каждого лепестка диска от крайнего левого в обратную сторону вращения на величину равную 2/3 ширины лепестка диска относительно предыдущего, образовывая их расположение по спирали, причем диски задней батареи в количестве от 7 до 16 шт. установлены выпуклой стороной вправо по ходу движения агрегата со смещением каждого лепестка диска от крайнего правого в обратную сторону вращения на величину равную 2/3 ширины лепестка диска относительно предыдущего, образовывая их расположение по спирали, причем количество дисков на передней и задней батарее является одинаковым и четным. Описание графических материалов На Фиг. 1 изображен общий вид. На Фиг. 2 изображен вид бороны сверху. На Фиг. 3 изображен вид бороны с боку справа. На Фиг. 4 изображен вид бороны с боку слева. На Фиг. 5 изображена дисковая батарея в сборе. На Фиг. 6 изображен вид диска. Описание полезной модели Дисковая борона состоит из рамы 1, на которой крепятся дисковые батареи 2 и 3. На раме установлены два гидроцилиндра 4 для подъема и опускания опорных колес 5. Для агрегатирования с трактором дисковая борона имеет тяговое дышло, состоящее из поперечного бруса 6, на котором крепится прицепное устройство 7 со сцепной серьгой 8, вращающейся вокруг своей оси на 360 град., двумя пластинами 9 и осью 10 с возможностью смещения по поперечному брусу 6 и ограничением положения на нем посредством телескопической трубы 11 в трех положениях, которое соединено с рамой 1 пальцами 12, с возможностью регулирования по высоте в трех отверстиях, и опорно-транспортными колесами 5, посредством механизма стабилизации. Опорно-транспортные колеса 5 расположены посередине рамы между передними 2 и задними 3 батареями на круглой раме 13, выполненной в виде рычажного механизма с общей осью, соединенной с двумя гидроцилиндрами 4 подъема и опускания опорных колес 5 и механизмом стабилизации. Механизм стабилизации состоит из винта 14, двух пружин 15, двух тяг 16 и 17 и промежуточного маятникового устройства 18. Передние 2 и задние 3 дисковые батареи на раме 1 дисковой бороны расположены V-образно относительно друг друга и крепятся на боковых брусьях рамы с одной стороны посредством двух осей 19 и 20, одна из которых 19 является поворотной, а вторая 20 - крепежной, а с наружной стороны крепятся посредством механизма регулирования угла «атаки», состоящего из сектора 21, имеющего регулировочные отверстия с интервалом от 8 до 46 град, стопорных пальцев 22, блокировочной пластины 23 с вращающимися осями 24, стопорного винти 25 и контргайки 26. Дисковые батареи состоят из траверсы 27, на которой крепятся чистики 28 и секции батареи. Секция батареи состоит из квадратного вала 29 сечением от 40 до 60 мм, на который установлены диски 30 и 31 с серповидным вырезом диаметром Дисковая борона работает следующим образом. Дисковая борона агрегатируется с трактором посредством тягового дышла, которое может регулироваться по высоте в трех отверстиях в зависимости от установки сцепного устройства на тракторе. Управление гидросистемой дисковой бороны, соединенной с помощью рукава и разрывных муфт с гидросистемой трактора, осуществляет с рабочего места механизатор, который для подъема или опускания агрегата в рабочее или транспортное положение выдвигает или втягивает шток гидроцилиндров 8. Регулировка угла «атаки» дисковых батарей производится следующим образом: на блокировочной пластине 23 траверсы 27 дисковой батареи ослабляется контргайка 26 и выкручивается стопорный винт 25, вытаскиваются стопорные пальцы 22 и благодаря вращающимся осям 24 блокировочной пластины 23 дисковая батарея по сектору 21 передвигается на нужный угол и фиксируется стопорными пальцами 22 в регулировочных отверстиях, закручивается до упора стопорный винт 25, который фиксируется контргайкой 26. Регулировка глубины обработки, в зависимости от состояния поверхности поля и предшествующей обработке, производится двумя способами: - поворотом дисковых батарей 2 и 3 на заданный угол «атаки» от 8 до 46 градусов при помощи механизма регулирования угла «атаки»; - установкой регулировочных клипс на штоке гидроцилиндров 8 опорно-транспортных колес 5. Заглубление дисков бороны осуществляется как за счет массы самой бороны, так и путем изменения угла «атаки» дисковых батарей. При движении агрегата по полю диски 30, 31 дисковых батарей 2 и 3 вращаются за счет взаимодействия с почвой. Благодаря тому, что диски имеют серповидный вырез, а режущая кромка направлена в сторону вращения диска, диски врезаются в почву, подрезают пласт почвы, оборачивают его частично разрушая, и сдвигают в сторону. Благодаря тому, что передние и задние дисковые батареи расположены V-образно относительно друг друга, а диски передних батарей установлены выпуклой стороной влево по ходу движения агрегата со смещением каждого лепестка диска от крайнего левого в обратную сторону вращения на величину равную 2/3 ширины лепестка диска относительно предыдущего, образовывая их расположение по спирали, и диски задних батарей установлены выпуклой стороной вправо по ходу движения агрегата со смещением каждого лепестка диска от крайнего правого в обратную сторону вращения на величину равную 2/3 ширины лепестка диска относительно предыдущего, образовывая их расположение по спирали, почва сначала перемещается в левую сторону, а затем в правую, что позволяет получить равномерный мелкозернистый и мелкогребнистый фон обработанной почвы с максимальной заделкой растительных и пожнивных остатков по всей ширине захвата бороны, а чистики производят очистку дисков. А четное и одинаковое количество дисков и установленный одинаковый угол «атаки» на передних и задних батареях позволят настроить прямолинейность хода агрегата. Предлагаемая борона с дисковыми батареями, которые состоят из траверсы, на которой крепятся чистики, и секции батареи, состоящие из вала сечением 50 мм, на который установлены диски с серповидным вырезом диметром 810 мм, имеющие 5 лепестков симметрично расположенных по диаметру, режущая кромка которых направлена в сторону вращения диска, с расстоянием между углами наружных и внутренних кромок лепестков 285 мм, в количестве 16 шт. на передних и задних батареях, промежуточные втулки, имеющие длину 280 мм, и подшипниковые корпуса, имеющие длину 280 мм, в количестве 4 шт. на каждой батареи, проходила испытания в Поволжской МИС в Кинельском районе Самарской области на почве черноземного суглинистого типа. В качестве энергосредства использовали трактор К-701. Влажность почвы составила 15,7-25,9%, твердость - 1,1-1,8 МПа. Угол атаки передних дисковых батарей составил 20 град., задних батарей - 15 град. Бороной обрабатывали почву 1 раз при скорости движения 11,3 км в час. Производительность на 1 га составила 4,41 га/ч. Глубина обработки за 1 проход составила 14,1 см., крошение почвы: размер фракций до 5 см - 79,7%, размер фракций до 10 см - 10,2%. Обеспечивалось 100% подрезание растительных остатков. Гребнистость почвы составила не более 4,3 см. Заделка растительных и пожнивных остатков - не менее 81,7%. Содержание эрозионно-опасных частиц в слое 0-5 см не возрастало.