Полезная модель относится к области газовой промышленности и может быть использована для выравнивания давления между полостями газового оборудования, в частности при техническом обслуживании и ремонте шаровых кранов для выравнивания давления в корпусе узла КШ с давлением в МГ. Задачей полезной модели является повышение безопасности процесса выравнивания давления газа между полостями газового оборудования. Техническим результатом полезной модели является создание устройства для постепенного контролируемого выравнивания давления в корпусе узла КШ с давлением в МГ. Поставленная задача решается, а технический результат достигается путем применения устройства, состоящего из узла контроля и сброса давления, содержащего манометр, рукава высокого давления и присоединительные переходники, в котором узел контроля и сброса давления содержит запорно-регулирующий и сбросной клапаны.
Устройство для выравнивания давления между полостями газового оборудования, состоящее из узла контроля и сброса давления, в верхней части которого закреплён манометр, в нижней части закреплён сбросной клапан, отличающееся тем, что в торцевой части узла контроля и сброса давления закреплён запорно-регулирующий клапан, к которому присоединён переходник для закрепления к секущему крану источника отбора транспортируемой среды, а с противоположной стороны узла контроля и сброса давления закреплён рукав высокого давления, к которому присоединён переходник для закрепления к секущему крану дренажного трубопровода крана шарового.
Полезная модель относится к области газовой промышленности и может быть использована для выравнивания давления между полостями газового оборудования, в частности при техническом обслуживании и ремонте шаровых кранов для выравнивания давления в корпусе узла крана шарового (далее - КШ) с давлением в магистральном газопроводе. Выравнивание давления в корпусе узла КШ с давлением в магистральном газопроводе (далее - МГ) является обязательной процедурой, которую необходимо выполнять перед каждым открытием КШ [Руководство по монтажу, наладке, эксплуатации и техническому обслуживанию МА39183М-1400 РЭ (Тяжпромарматура), п. 1.9.2]. В отдельных конструкциях КШ предусмотрена система уравновешивания давления [Руководство по монтажу, наладке, эксплуатации и техническому обслуживанию МА39183М-1400 РЭ (Тяжпромарматура), п. 1.9.1]. Основными недостатками данной системы являются: отсутствие возможности контроля давления в корпусе узла крана манометрическим способом, вследствие чего затруднено принятие решения об окончании процесса выравнивания давления; отсутствие регулирующего устройства для последовательного подъема давления в корпусе узла крана, вследствие чего выравнивание давления приходится производить дросселированием проходными сечениями отдельных кранов DN 15 мм, что приводит к преждевременному выходу их из строя и запрещено в соответствии с нормативно-технической документацией [Руководство по монтажу, наладке, эксплуатации и техническому обслуживанию МА39183М-1400 РЭ (Тяжпромарматура), п. 2.1.15], [СТО Газпром 2-2.3-385-2009 «Порядок проведения технического обслуживания и ремонта трубопроводной арматуры», п. 10.3]. Наиболее близким аналогом к заявленной полезной модели является устройство для накачки шин и определения давления в них (см. RU 118597 U1, опубл. 27.07.2012). Основными недостатками известного устройства являются: отсутствие узла сброса давления, вследствие чего возникает риск получения травмы гибким шлангом; привязка к источнику нагнетания (компрессор) сжатого воздуха. Задачей полезной модели является повышение безопасности процесса; выравнивание давления газа между полостями газового оборудования. Техническим результатом полезной модели является создание устройства для постепенного контролируемого выравнивания давления в корпусе узла КШ с давлением в МГ. Поставленная задача решается, а технический результат достигается путем применения устройства, состоящего из узла контроля и сброса давления, содержащего манометр, рукава высокого давления и присоединительные переходники, в котором узел контроля и сброса давления содержит запорно-регулирующий и сбросной клапаны. Заявленное устройство, а также способ его применения представлены на фиг. 1. Обозначения, приведенные на фиг. 1: 1 - узел контроля и сброса давления; 2 - сварное соединение; 3 - манометр; 4 - сбросной клапан; 5 - клапан запорно-регулирующий; 6 - резьбовое соединение; 7 - переходник; 8 - секущий кран; 9 - источник отбора транспортируемой среды; 10 - рукав высокого давления; 11 - дренажный трубопровод КШ; 12 - корпус узла КШ. Заявленное устройство состоит из узла контроля и сброса давления (1), выполненного в виде цельного отрезка металлического прутка (сталь 09Г2С), к верхней части которого при помощи сварного соединения (2) закреплен манометр (3), в нижней части которого при помощи сварного соединения (2) закреплен сбросной клапан (4), в торцевой части которого при помощи сварного соединения (2) закреплен клапан запорно-регулирующий (5). К клапану запорно-регулирующему (5) последовательно при помощи резьбовых соединений (6) присоединен переходник (7) для закрепления к секущему крану (8) источника отбора транспортируемой среды (9), а с противоположной стороны узла контроля и сброса давления (1) при помощи резьбового соединения (6) закреплен рукав высокого давления (10), к которому последовательно при помощи резьбовых соединений (6) присоединен переходник (7) для закрепления к секущему крану (8) дренажного трубопровода КШ (11). Заявленное устройство работает следующим образом. Через переходник (6) одну сторону устройства (фиг. 1) присоединяют к секущему крану (8) источника отбора транспортируемой среды (9), а другую сторону устройства (фиг. 1) через переходник (6) присоединяют к секущему крану (8) дренажного трубопровода КШ (11), при этом клапан запорно-регулирующий (5) находится в положении «закрыто». Далее открывают секущий кран (8) у источника отбора транспортируемой среды (9) и секущий кран (8) на дренажном трубопроводе КШ (11), приоткрывая клапан запорно-регулирующий (5) транспортируемая среда последовательно поступает в корпус узла КШ (12) и уравнивает давление в корпусе узла КШ с давлением в присоединительных патрубках магистрального газопровода, при этом показания манометра (3) узла контроля и сброса давления (1) показывают фактическое значение давления в корпусе узла КШ. Окончанием процесса уравновешивания давления в корпусе узла КШ являются одинаковые показания на манометре (3) узла контроля и сброса давления (1) и манометра (3) источника отбора транспортируемой среды (9). После чего закрывается секущий кран (8) у источника отбора транспортируемой среды (9) и секущий кран (8) на дренажном трубопроводе КШ (11), далее приоткрывая сбросной клапан (4) узла контроля и сброса давления (1) стравливаем избыточное давление транспортируемой среды до атмосферного, после чего откручивают переходники (6) от секущего крана (8) источника отбора транспортируемой среды (9) и секущего крана (8) дренажного трубопровода КШ (11). Существенными отличительными признаками устройства для контролируемого выравнивания давления в корпусе узла КШ с давлением в присоединительных патрубках МГ транспортируемой средой являются: наличие возможности визуального контроля фактического давления в корпусе узла крана манометрическим способом, вследствие чего незамедлительно принимается решение об окончании процесса уравновешивания давления; наличие регулирующего устройства для последовательного подъема давления в корпусе узла крана, вследствие чего исключается дросселирование секущего крана источника отбора транспортируемой среды и секущего крана дренажного трубопровода КШ и как следствие исключается развитие негерметичности затвора и выходом транспортируемой среды в атмосферу; наличие узла сброса давления, вследствие чего отсутствует риск получения травмы конструктивными элементами; наличие привязки к стационарному источнику отбора транспортируемой среды; мобильность. На заявленное устройство для контролируемого выравнивания давления в корпусе узла КШ с давлением в присоединительных патрубках МГ транспортируемой средой выполнены рабочие чертежи, прочностные расчеты и изготовлен опытный образец, который успешно прошел испытания при техническом обслуживании и ремонте трубопроводной арматуры на объектах ООО «Газпром трансгаз Ухта».