патент
№ RU 2239080
МПК F02K7/16

ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ТУРБОХОЛОДИЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ НА ВХОДЕ

Авторы:
Письменный В.Л.
Номер заявки
2003101478/06
Дата подачи заявки
20.01.2003
Опубликовано
27.10.2004
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

[27]

Газотурбинный двигатель с турбохолодильной установкой на входе содержит турбокомпрессор, имеющий компрессор, основную камеру сгорания и турбину с двумя топливовоздушными теплообменниками, установленными последовательно. Первый топливовоздушный теплообменник расположен в канале газовоздушного тракта на входе в турбокомпрессор. Между топливовоздушными теплообменниками по линии топлива расположена турбина турбохолодильной установки, которая механически связана с потребителем (потребителями) мощности. Изобретение повышает хладоресурс используемого топлива и соответственно повышает степень утилизации бросовой энергии в газотурбинном двигателе. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

[28]

Формула изобретения

1. Газотурбинный двигатель с турбохолодильной установкой на входе, содержащий турбокомпрессор, содержащий компрессор, основную камеру сгорания и турбину с двумя топливовоздушными теплообменниками, установленными последовательно, первый из которых расположен в канале газовоздушного тракта на входе в турбокомпрессор, отличающийся тем, что между топливовоздушными теплообменниками по линии топлива расположена турбина турбохолодильной установки, которая механически связана с потребителем (потребителями) мощности.

2. Газотурбинный двигатель с турбохолодильной установкой на входе по п.1, отличающийся тем, что потребителем мощности является турбокомпрессор двигателя.

3. Газотурбинный двигатель с турбохолодильной установкой на входе по п.1, отличающийся тем, что потребителем мощности является дополнительный компрессор, установленный в газовоздушном тракте перед турбокомпрессором, нагнетающий воздух в основную камеру сгорания либо в полость между турбиной турбокомпрессора и соплом двигателя.

4. Газотурбинный двигатель с турбохолодильной установкой на входе по п.1, отличающийся тем, что потребителем мощности является генератор электрического тока.

Описание

[1]

Изобретение относится к авиадвигателестроению.

[2]

Улучшение эффективности воздушно-реактивных двигателей может быть достигнуто благодаря использованию хладоресурса криогенных топлив для уменьшения относительной работы сжатия воздуха в компрессоре, а также работоспособности топлива для увеличения относительной работы расширения и регенерации тепла с топливом для увеличения располагаемой работы при одновременном повышении термического КПД цикла (Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей. Под ред. С.М. Шляхтенко. М.: Машиностроение, 1987 г., стр.491).

[3]

Известны "пароводородные" ракетно-турбинные двигатели (Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей. Под ред. С.М. Шляхтенко. М.: Машиностроение, 1987 г., стр.492, рис.16.10), в которых рабочим телом турбины, приводящей во вращение компрессор, служит газифицированный и подогретый в газоводородном теплообменнике водород. Однако из-за большого отличия (приблизительно в 40 раз) в расходах воздуха и водорода степень повышения давления компрессора в таких двигателях невысокая (менее пяти), что негативно отражается на взлетных характеристиках двигателя. Кроме этого, в двигателях подобных схем существует (из-за существенной разницы в диаметрах компрессора и турбины) проблема согласования частот вращения компрессора и турбины, которая, как правило, решается установкой механического редуктора, что существенно утяжеляет двигатель.

[4]

Несколько лучше обстоят дела в ракетно-турбинном двигателе с сжижением воздуха (Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей. Под ред. С.М. Шляхтенко. М.: Машиностроение, 1987 г., стр.493, рис.16.11). В этом двигателе относительный расход рабочего тела через турбину в три-пять раз выше, чем в "пароводородных" ракетно-турбинных двигателях, что позволяет иметь более высокие степени сжатия воздуха в компрессоре. Однако на дроссельных режимах отличие в расходах воздуха и топлива резко возрастает и термодинамическая эффективность двигателя значительно ухудшается.

[5]

Эффективность ракетно-турбинного двигателя может быть улучшена за счет установки дополнительного (второго) теплообменника перед компрессором (Ю.Н. Нечаев. Силовые установки гиперзвуковых и воздушно-космических летательных аппаратов. М.: Академия космонавтики им. К.Э. Циолковского, 1996 г., стр.43, рис.24), который позволяет понизить температуру воздуха на входе в компрессор. Охлаждение воздуха обеспечивает увеличение степени повышения давления компрессора, чем достигается дополнительное улучшение эффективности термодинамического цикла, а также этим защищается компрессор от воздействия высоких температур. Однако установка второго теплообменника не решает принципиально проблему дефицита мощности турбины в ракетно-турбинных двигателях, а лишь сглаживает ее. Кроме этого, основной теплообменник, расположенный в камере сгорания, подвержен воздействию очень высоких тепловых потоков и температура газообразного водорода на выходе из него может изменяться в условиях полета и достигать недопустимо высоких величин.

[6]

Известны высокотемпературные турбореактивные двигатели на криогенном топливе (Ю.Н. Нечаев. Силовые установки гиперзвуковых и воздушно-космических летательных аппаратов. М.: Академия космонавтики им. К.Э. Циолковского, 1996 г., стр.30, рис.13), в которых для увеличения расхода воздуха через компрессор применяют "температурную раскрутку", что требует значительного повышения температуры газа перед турбиной.

[7]

Известен воздушно-реакивный двигатель (Патент №2066777 RU, МПК F 02 К 3/08, 1996 г.), в котором одновременно используются два турбокомпрессора: основной с газовой турбиной и дополнительный с "пароводородной" турбиной. В указанном двигателе теплообменник расположен за газовой турбиной и соответственно подвержен воздействию высоких температур. Топливо на выходе из теплообменника имеет высокую температуру и не может быть использовано как хладагент для охлаждения конструкции двигателя на больших сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростях полета.

[8]

Известны турбохолодильные агрегаты, в которых понижение температуры газа достигается за счет совершения работы расширения в газовой турбине.

[9]

Сущность изобретения состоит в том, что в газотурбинном двигателе последовательно установлены два топливовоздушных теплообменника, между которыми по линии топлива размещена турбина турбохолодильной установки. При этом первый теплообменник расположен в канале газовоздушного тракта перед компрессором двигателя. Указанный порядок размещения теплообменников позволяет наиболее полно использовать (приобретать в результате энергетических превращений) хладоресурс и работоспособность криогенного топлива, а также обеспечить наиболее приемлемые, с точки зрения прочности, температурные условия для работы теплообменников. Последнее достигается за счет ступенчатой утилизации бросовой энергии:

[10]

1. Первый теплообменник утилизирует часть энергии атмосферного воздуха, включая аэродинамический нагрев, превращая ее в потенциальную энергию газообразного топлива, обладающего высокими температурой и давлением.

[11]

2. Турбина турбохолодильной установки преобразует часть потенциальной энергии топлива в механическую работу, одновременно повышая его хладоресурс.

[12]

3. Второй теплообменник дополнительно за счет приобретенного топливом в турбохолодильной установке хладоресурса утилизирует (в зависимости от своего месторасположения) либо часть энергии атмосферного воздуха, либо часть тепловой энергии элементов конструкции двигателя.

[13]

4. Относительная работа сжатия воздуха в компрессоре снижается за счет уменьшения температуры сжимаемого воздуха, что уменьшает потребный расход топлива двигателем.

[14]

5. Температура топлива, поступающего в камеру сгорания двигателя, увеличивается за счет утилизированной в теплообменниках энергии, что автоматически ведет к увеличению теплотворной способности топлива (для метана до 25%, а для водорода до 6% от их исходной теплотворной способности).

[15]

6. Работа, совершаемая турбиной турбохолодильной установки, используется как дополнительный источник энергии для форсирования тяги (мощности) двигателя.

[16]

На фиг.1 изображена схема газотурбинного двигателя.

[17]

На фиг.2 изображена схема газотурбинного двигателя.

[18]

Газотурбинный двигатель (фиг.1) состоит из входного устройства 1, турбокомпрессора 2, содержащего основной компрессор, основную камеру сгорания и газовую турбину, топливовоздушного теплообменника 3, турбохолодильной установки 4 с "пароводородной" турбиной, дополнительного компрессора 5, механически связанного с турбиной турбохолодильной установки 4, топливовоздушного теплообменника 6, топливного насоса 7, сопла 8. При этом теплообменник 3, турбохолодильник 4 и теплообменник 6 соединены последовательно по линии подачи топлива и расположены в канале газовоздушного тракта перед основным компрессором. Выход из теплообменника 6 по линии топлива и выход из дополнительного компрессора 5 по линии воздуха соединены каналами с основной камерой сгорания.

[19]

Работа газотурбинного двигателя осуществляется следующим образом. Жидкий водород (метан) подается насосом 7 в теплообменник 3, где испаряется, поглощая тепло атмосферного воздуха, увеличивая тем самым свою внутреннюю энергию. После теплообменника 3 газообразное топливо подается в турбину турбохолодильной установки 4, где совершает механическую работу, повышая свой хладоресурс. Охлажденное в турбохолодильной установке топливо поступает в теплообменник 6, где происходит дополнительный отбор тепла из атмосферного воздуха, вследствие чего внутренняя энергия топлива снова повышается. Из теплообменника 6 нагретое топливо подается в камеру сгорания турбокомпрессора, где химическая энергия топлива преобразуется в тепло и суммируется с теплом, накопленным в топливе ранее.

[20]

Механическая работа турбины турбохолодильной установки 4 используется для вращения дополнительного компрессора 5, который сжимает атмосферный воздух, поступающий из входного устройства 1, до давления, превышающего давление в основной камере сгорания. Сжатый воздух по каналу, соединяющему дополнительный компрессор с основной камерой сгорания, подается в основную камеру сгорания, увеличивая количество рабочего тела, проходящего через турбину турбокомпрессора 1. Увеличение рабочего тела через турбину турбокомпрессора в сочетании с уменьшением температуры воздуха на входе в компрессор турбокомпрессора и повышением теплотворной способности топлива существенно повышает эффективность работы турбокомпрессора и двигателя в целом.

[21]

Возможны различные варианты использования мощности, создаваемой турбиной турбохолодильной установки, а именно:

[22]

1. Потребителем мощности является осевой компрессор, нагнетающий воздух в пространство между турбиной и соплом 8 (фиг.1). Достоинством схемы является возможность обеспечения независимости работы основного и дополнительного (турбохолодильная установка с дополнительным компрессором) турбокомпрессоров.

[23]

2. Потребителем мощности является турбокомпрессор 2 (фиг.2). Достоинством схемы является возможность прямого форсирования мощности газовой турбины. Недостатком - необходимость постановки редуктора 9.

[24]

3. Потребителем мощности является электрогенератор.

[25]

В случае использования двигателя на гиперзвуковых скоростях полета второй теплообменник целесообразно размещать внутри ротора турбокомпрессора (фиг.2). Это позволит обеспечить эффективное охлаждение наиболее теплонапряженных элементов конструкции двигателя.

[26]

Теоретические исследования, выполненные автором, показывают, что применение топливовоздушных теплообменников в сочетании с турбохолодильной установкой для турбоэжекторных двигателей (патент №2190772, МПК F 02 С 3/32), работающих на жидком водороде, позволяет повысить скорость полета летательных аппаратов с чисел Маха пять до чисел Маха шесть.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты