патент
№ RU 2232351
МПК F24D3/08

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ТЕПЛОВОЙ ПУНКТ

Авторы:
Буровцев В.А.
Номер заявки
2002124689/06
Дата подачи заявки
16.09.2002
Опубликовано
10.07.2004
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
5
Реферат

[41]

Изобретение относится к теплоэнергетике и предназначено для использования в закрытых системах теплоснабжения с зависимой схемой присоединения системы отопления. Автоматизированный тепловой пункт системы отопления, содержащий подающий трубопровод тепловой сети с установленным в нем регулятором расхода, подающий трубопровод системы отопления, соединенный с обратным трубопроводом системы отопления перемычкой, включающей последовательно соединенные насос смешения и регулятор смешения, управляющим входом соединенный с выходом регулятора отопления, входы которого соединены с датчиками температур в системе отопления и окружающей среде, а также водонагреватель системы горячего водоснабжения, включенный между подающим и обратным трубопроводами тепловой сети. В качестве регулятора смешения введен трехходовой клапан, вход которого соединен с выходом насоса смешения, первый выход соединен с подающим трубопроводом системы отопления, а второй выход подключен к обратному трубопроводу тепловой сети, причем управляющий вход регулятора расхода соединен через датчик перепада давления соответственно с подающим и обратным трубопроводами системы отопления. Автоматизированный тепловой пункт системы отопления содержит подающий трубопровод тепловой сети с установленным в нем регулятором расхода, подающий трубопровод системы отопления с включенным в него элеватором, насос смешения. Подмешивающий вход элеватора соединен с обратным трубопроводом системы отопления через первый обратный клапан и с обратным трубопроводом тепловой сети через второй обратный клапан в обратном к первому обратному клапану направлении, при этом насос смешения через фильтр соединен с обратным трубопроводом, а через трехходовой клапан, используемый в качестве регулятора смешения, соединен с выходами первого и второго обратных клапанов соответственно первым и вторым выходами трехходового клапана, управляющий вход трехходового клапана соединен с выходом регулятора отопления, входы которого соединены с датчиками температур, а управляющий вход регулятора расхода соединен с выходом датчика перепада давления в подающем и обратном трубопроводах системы отопления. Способ автоматического управления параметрами системы отопления, состоящий в том, что измеряют уход упомянутых параметров относительно заданных, производят подмес воды из обратного трубопровода в прямой трубопровод с помощью насоса смешения через фильтр, соединенный последовательно с насосом смешения. Используют не менее двух насосов смешения с упомянутыми фильтрами, включенных параллельно между собой, причем насосы смешения попеременно выключают и производят промывку фильтра, соединенного последовательно с выключенным насосом, посредством противотока воды, создаваемого включенными насосами, через выключенный насос. Техническим результатом изобретения является повышение работоспособности АТП при недостаточном располагаемом напоре на вводе тепловой сети и дефицитном теплоснабжении, повышение эксплуатационной способности и надежности. 3 с. и 3 з.п. ф-лы. 6 ил.

[42]

Формула изобретения

1. Автоматизированный тепловой пункт системы отопления, содержащий подающий трубопровод тепловой сети с установленным в нем регулятором расхода, подающий трубопровод системы отопления, соединенный с обратным трубопроводом системы отопления перемычкой, включающей последовательно соединенные насос смешения и регулятор смешения, управляющим входом соединенный с выходом регулятора отопления, входы которого соединены с датчиками температур в системе отопления и окружающей среде, а также водонагреватель системы горячего водоснабжения, включенный между подающим и обратным трубопроводами тепловой сети, отличающийся тем, что в качестве регулятора смешения введен трехходовой клапан, вход которого соединен с выходом насоса смешения, первый выход соединен с подающим трубопроводом системы отопления, а второй выход подключен к обратному трубопроводу тепловой сети, причем управляющий вход регулятора расхода соединен через датчик перепада давления соответственно с подающим и обратным трубопроводами системы отопления.

2. Автоматизированный тепловой пункт по п.1, отличающийся тем, что водонагреватель системы горячего водоснабжения выполнен из последовательно включенных блоков первой и второй ступени, причем второй выход трехходового клапана подключен к обратному трубопроводу системы отопления через упомянутый блок второй ступени.

3. Автоматизированный тепловой пункт по п.1, отличающийся тем, что насос смешения соединен с обратным трубопроводом системы отопления через последовательно соединенные фильтр и обратный клапан, введен дополнительный насос смешения с последовательно включенными с ним фильтром и обратным клапаном, причем насос смешения и дополнительный насос смешения через соответствующие фильтры и обратные клапаны соединены параллельно, причем упомянутые фильтры через обратные клапаны соединены со входом абонентского грязевика, включенного в обратный трубопровод тепловой сети.

4. Автоматизированный тепловой пункт системы отопления, содержащий подающий трубопровод тепловой сети с установленным в нем регулятором расхода, подающий трубопровод системы отопления с включенным в него элеватором, насос смешения, отличающийся тем, что подмешивающий вход элеватора соединен с обратным трубопроводом системы отопления через первый обратный клапан и с обратным трубопроводом тепловой сети через второй обратный клапан в обратном к первому обратному клапану направлении, при этом насос смешения через фильтр соединен с обратным трубопроводом, а через трехходовой клапан, используемый в качестве регулятора смешения, соединен с выходами первого и второго обратных клапанов соответственно первым и вторым выходами трехходового клапана, управляющий вход трехходового клапана соединен с выходом регулятора отопления, входы которого соединены с датчиками температур, а управляющий вход регулятора расхода соединен с выходом датчика перепада давления в подающем и обратном трубопроводе системы отопления.

5. Автоматизированный тепловой пункт по п.4, отличающийся тем, что датчик перепада давления выполнен с первой и второй импульсными трубками, включенными соответственно на выходе элеватора в подающий трубопровод системы отопления и на выходе обратного трубопровода системы отопления.

6. Способ автоматического управления параметрами системы отопления, состоящий в том, что измеряют уход упомянутых параметров относительно заданных, производят подмес воды из обратного трубопровода в прямой трубопровод с помощью насоса смешения через фильтр, соединенный последовательно с насосом смешения, отличающийся тем, что используют не менее двух насосов смешения с упомянутыми фильтрами, включенных параллельно между собой, причем насосы смешения попеременно выключают и производят промывку фильтра, соединенного последовательно с выключенным насосом, посредством противотока воды, создаваемого включенными насосами, через выключенный насос.

Описание

[1]

Изобретение относится к теплоэнергетике и предназначено для использования в закрытых системах теплоснабжения с зависимой схемой присоединения системы отопления.

[2]

Известен автоматизированный тепловой пункт (АТП) системы отопления и горячего водоснабжения, включающий подающий и обратный трубопроводы, на которых установлены регулятор расхода, соединенный с электронным регулятором отопления, циркуляционный насос, фильтры, грязевики, датчики температуры, а также обратный клапан на перемычке между упомянутыми трубопроводами [1]. Недостатком данного АТП является плохая работоспособность при малом располагаемом напоре на вводе тепловой сети, пониженная надежность, связанная с повышенными тепловыми перегрузками насоса, а также невозможность стабилизации расхода в системе отопления.

[3]

Данные недостатки частично устранены в АТП по патенту [2], являющемся прототипом заявляемого изобретения. Данный АТП содержит подающий трубопровод тепловой сети с установленным в нем регулятором расхода, подающий трубопровод системы отопления, соединенный с обратным трубопроводом системы отопления перемычкой, включающей последовательно соединенные насос смешения и регулятор смешения, управляющим входом соединенный с выходом регулятора отопления, входы которого соединены с датчиками температур в системе отопления и окружающей среде, водонагреватель системы горячего водоснабжения, включенный между подающим и обратным трубопроводами тепловой сети, а также смесительное устройство (элеватор), включенный в подающий трубопровод системы отопления и соединенный перемычкой с обратным трубопроводом.

[4]

Недостатком АТП-прототипа является плохая работоспособность при малом располагаемом напоре на вводе тепловой сети, низкая надежность из-за аварийных режимов работы насоса смешения в предельных температурных режимах работы АТП. Кроме того, недостатком является низкая эксплуатационная способность, обусловленная необходимостью периодической остановки АТП для фильтра насоса смешения.

[5]

Задачами заявляемого изобретения являются повышение работоспособности АТП при недостаточном располагаемом напоре на вводе тепловой сети и дефицитном теплоснабжении, повышение эксплуатационной способности и надежности.

[6]

Данные задачи решаются следующим образом.

[7]

В АТП системы отопления и горячего водоснабжения, содержащем подающий трубопровод тепловой сети с установленным в нем регулятором расхода, подающий трубопровод системы отопления, соединенный с обратным трубопроводом системы отопления перемычкой, включающей последовательно соединенные насос смешения и регулятор смешения, управляющим входом соединенный с датчиками температур в системе отопления и окружающей среде, а также водонагреватель системы горячего водоснабжения, включенный между подающим и обратным трубопроводами тепловой сети, в качестве регулятора смешения введен трехходовой клапан, вход которого соединен с выходом насоса смешения, первый выход соединен с подающим трубопроводом системы отопления, а второй выход подключен к обратному трубопроводу тепловой сети, причем управляющий вход регулятора расхода соединен с выходом датчика перепада давления в подающем и обратном трубопроводах системы отопления.

[8]

Предлагается вариант АТП, в котором водонагреватель системы горячего водоснабжения выполнен из последовательно включенных блоков первой и второй ступени, причем второй выход трехходового клапана подключен к обратному трубопроводу системы отопления через упомянутый блок второй ступени.

[9]

Кроме того, предлагается вариант АТП, в котором насос смешения соединен с обратным трубопроводом системы отопления через последовательно соединенные фильтр и обратный клапан, введен дополнительный насос смешения с последовательно включенными с ним фильтром и обратным клапаном, причем насос смешения и дополнительный насос смешения через соответствующие фильтры и обратные клапаны соединены параллельно, а грязеуловители упомянутых фильтров через обратные клапаны соединены со входом абонентского грязевика, включенного в обратный трубопровод тепловой сети.

[10]

Предлагается независимый вариант АТП, содержащий подающий трубопровод тепловой сети с установленным в нем регулятором расхода, подающий трубопровод системы отопления с включенным в него элеватором, насос смешения, при этом подмешивающий вход элеватора соединен с обратным трубопроводом системы отопления через первый обратный клапан и с обратным трубопроводом тепловой сети через второй обратный клапан в обратном к первому обратному клапану направлении, насос смешения через фильтр соединен с обратным трубопроводом, а через трехходовой клапан, используемый в качестве регулятора смешения, соединен с выходами первого и второго обратных клапанов соответственно первым и вторым выходами трехходового клапана.

[11]

Предлагается вариант данного АТП, в котором управляющий вход регулятора расхода соединен с выходом первой и второй импульсных трубок, включенных соответственно на выходе элеватора в подающий трубопровод системы отопления и на выходе обратного трубопровода системы отопления.

[12]

Предлагается также способ автоматического управления параметрами системы отопления, при котором промывка фильтров насосов смешения производится без прекращения работы АТП. Данный способ состоит в том, что измеряют уход упомянутых параметров относительно заданных, производят подмес воды из обратного трубопровода в прямой трубопровод с помощью насоса смешения через фильтр с грязеуловителем, соединенный последовательно с насосом смешения, при этом используют не менее двух насосов смешения с упомянутыми фильтрами, включенных параллельно между собой, причем насосы смешения попеременно выключают и производят промывку фильтра, соединенного последовательно с выключенным насосом, посредством противотока воды, создаваемого включенными насосами, через выключенный насос.

[13]

Работа заявляемых АТП и сущность способа автоматического управления параметрами системы отопления поясняется ниже с помощью фиг.1-6.

[14]

На фиг.1 представлен АТП системы отопления и горячего водоснабжения, содержащий подающий 1 и обратный 2 трубопроводы тепловой сети (ТС), подающий 3 и обратный 4 трубопроводы системы отопления (СО) с установленным в подающем трубопроводе 1 регулятором расхода 5, перемычкой между подающим 3 и обратным 4 трубопроводами системы отопления, включающей последовательно соединенные насос смешения 6 и регулятор смешения 7, управляющим входом соединенный с выходом регулятора отопления 8, входы которого соединены с датчиками температур в системе отопления и окружающей среде 9, 10 и 11. В качестве регулятора смешения 7 введен трехходовой клапан, вход которого соединен с выходом насоса смешения 6, первый выход (А) соединен с подающим трубопроводом системы отопления 3, а второй выход (Б) подключен к обратному трубопроводу тепловой сети 2, причем управляющий вход регулятора расхода 5 соединен через датчик перепада давления 12 соответственно с подающим 3 и обратным 4 трубопроводами системы отопления. Водонагреватель системы горячего водоснабжения (ГВС) 13 включен между подающим 1 и обратным 2 трубопроводами тепловой сети.

[15]

Кроме того, на фиг.1 и далее указываются традиционными обозначениями арматура и оборудование, не влияющие на описание работы АТП в данной заявке (ЗА - запорная арматура, используемая только при ремонте АТП и находящаяся в открытом состоянии при работе АТП, КР - клапан регулирования ГВС).

[16]

На фиг.2 представлен вариант АТП, в котором водонагреватель системы горячего водоснабжения 13 выполнен из последовательно включенных блоков первой 14 и второй 15 ступеней, причем второй выход трехходового клапана подключен к обратному трубопроводу системы отопления через упомянутый блок второй ступени.

[17]

На фиг.3 представлен вариант АТП, в котором насос смешения 6 соединен с обратным трубопроводом 4 системы отопления через последовательно соединенные фильтр 16 и обратный клапан 17, введен дополнительный насос смешения 18 с последовательно включенными с ним фильтром 19 и обратным клапаном 20, причем насос смешения и дополнительный насос смешения через соответствующие фильтры и обратные клапаны соединены параллельно, а грязеуловители упомянутых фильтров 16 и 19 через обратные клапаны 21 и 22 соединены со входом абонентского грязевика 23, включенного в обратный трубопровод 2 тепловой сети.

[18]

На фиг.4 представлен вариант АТП системы отопления, содержащий подающий 1 и обратный 2 трубопроводы тепловой сети с установленным в подающем трубопроводе 1 регулятором расхода 5, подающий 3 и обратный 4 трубопроводы системы отопления с включенным в подающий трубопровод 3 элеватором 24 входом 25 и выходом 26. Подмешивающий вход элеватора 27 соединен с обратным трубопроводом 4 системы отопления через первый обратный клапан 28 и с обратным трубопроводом тепловой сети 2 через второй обратный клапан 29 в обратном к первому обратному клапану направлении, при этом насос смешения 6 через фильтр 16 соединен с обратным трубопроводом 4, а через первый (А) и второй (Б) выходы регулятора смешения (трехходового клапана) 7 соединен с выходами первого 28 и второго 29 обратных клапанов соответственно выходами А и Б трехходового клапана 7 управляющий вход которого соединен с выходом регулятора отопления 8, входы последнего соединены датчиками температур в окружающей среде и СО. Управляющий вход регулятора расхода 5 соединен с выходом датчика перепада давления в прямом и обратном трубопроводах СО 12.

[19]

На фиг.5 представлен вариант АТП, в котором датчик перепада давления 12 выполнен в виде первой 30 и второй 31 импульсных трубок, включенных соответственно на выходе 25 элеватора 24 в подающий трубопровод системы отопления 3 и на выходе обратного трубопровода системы отопления 4.

[20]

На фиг.6 представлен один из возможных вариантов АТП, в котором реализован способ автоматического управления параметрами системы отопления, предусматривающий автоматическую промывку фильтров насосов смешения без их отключения и сохранением работоспособности АТП в целом. Данный АТП построен на основе АТП на фиг.5. В нем предусмотрен дополнительный насос смешения 18 с последовательно включенным с ним фильтром 19 и обратным клапаном 20, обратный клапан 17 в цепи насоса 6, при этом цепи насосов смешения соединены между собой параллельно. Фильтры 16 и 19 через обратные клапаны 21 и 22 соединены со входом абонентского грязевика 23, включенного в обратный трубопровод тепловой сети 2.

[21]

АТП на фиг.1 работает следующим образом.

[22]

Изменение температуры теплоносителя, поступающего в СО, происходит за счет изменения положения трехходового клапана 7, изменяющего с помощью насоса смешения 6 величину подмеса теплоносителя, возвращающегося из СО.

[23]

При увеличении температуры окружающей среды требуемое уменьшение температуры теплоносителя в СО происходит следующим образом. Трехходовой клапан 7 при поступлении соответствующего сигнала от регулятора отопления 8, на который поступают входящие сигналы от датчиков температуры наружного воздуха 11, температуры подающего 3 трубопровода СО 9 и обратного 4 трубопровода СО 10, увеличивает проходное сечения выхода (А) на подмес в подающий трубопровод 3 ТС и уменьшает проходное сечение (Б) в обратный трубопровод ТС. Происходит увеличение подмеса и, соответственно, расхода теплоносителя в СО, что вызывает повышение разности давления в подающем 3 и обратном 4 трубопроводах СО. При этом датчик перепада давления 12 вызывает изменение положения регулятора расхода 5, которое приводит к уменьшению проходного сечения клапана регулятора 5 и тем самым уменьшает расход теплоносителя из подающего трубопровода 1. Расход теплоносителя в СО возвращается к прежнему (заданному) значению. Таким образом, температура снижается за счет изменения коэффициента смешения теплоносителя из прямого 1 и обратного 4 трубопроводов.

[24]

При уменьшении температуры окружающей среды требуемое увеличение температуры в СО происходит аналогичным образом.

[25]

Работа водонагревателя 13, включенного по одноступенчатой схеме, происходит стандартным образом. Температура теплоносителя, поступающего в систему ГВС, регулируется путем изменения расхода теплоносителя в первичном контуре водонагревателя.

[26]

АТП на фиг.2 работает аналогично АТП, представленному на фиг.1, при этом водонагреватель включен по двухступенчатой схеме.

[27]

В АТП на фиг.3 используются две цепи насосов смешения, включенные параллельно, что кроме увеличения надежности позволяет еще периодически проводить автоматическую попеременную промывку фильтров 16 и 19. Промывка происходит следующим образом. Периодически происходит попеременная остановка насосов и промывка их фильтров противотоком от работающего насоса. Обратные клапаны установлены до насосов. Во время промывки обратный клапан остановившегося насоса направляет поток теплоносителя через фильтр в обратном направлении в абонентский грязевик 23, установленный в обратном трубопроводе ТС 2.

[28]

Независимый вариант АТП, представленный на фиг.4, работает следующим образом.

[29]

В данной схеме элеватор 24 выполняет функцию резервного насоса. Изменение температуры теплоносителя, поступающего в СО, происходит за счет изменения положения трехходового клапана 7, изменяющего с помощью насоса смешения 6 величину подмеса теплоносителя, возвращающегося из СО и поступающего на подмешивающий вход 27 элеватора 24.

[30]

При увеличении температуры окружающей среды требуемое уменьшение температуры теплоносителя в СО происходит следующим образом. Трехходовой клапан 7 при поступлении соответствующего сигнала от регулятора отопления 8, на который поступают входящие сигналы от датчиков температуры наружного воздуха, температур подающего и обратного трубопроводов СО, увеличивает проходное сечение выхода (А) и, следовательно, подмес теплоносителя через подмешивающий вход 27 элеватора 24 и далее поступает через выход 26 в подающий трубопровод 3 СО; одновременно уменьшает проходное сечение выхода (Б) в обратный трубопровод ТС 2. Происходит увеличение расхода теплоносителя в СО, что вызывает повышение разности давления в подающем 3 и обратном 4 трубопроводах СО. При этом датчик перепада давления 12 вызывает изменение положения регулятора расхода 5, которое приводит к уменьшению проходного сечения клапана регулятора 5 и тем самым уменьшает расход теплоносителя из подающего трубопровода 1. Расход теплоносителя в СО возвращается к заданному значению. Таким образом, температура в СО уменьшается.

[31]

При уменьшении температуры окружающей среды процесс происходит обратным образом.

[32]

В отличие от АТП, представленных на фиг.1-3, данный АТП благодаря применению элеватора сохраняет работоспособность при отключении электропитания, вызывающего остановку подмешивающего насоса 6. Элеватор при этом работает в штатном режиме, то есть сохраняется возможность минимального регулирования за счет постоянного коэффициента подмеса элеватора 24.

[33]

АТП на фиг.5 работает аналогично АТП, представленному на фиг.4, при этом в качестве регулятора перепада давлений используется регулятор прямого действия, в котором сигналы в датчик 12 поступают от импульсных трубок 30 и 31, расположенных соответственно в подающем 3 и обратном 4 трубопроводах СО.

[34]

АТП на фиг.6. демонстрирует способ автоматического управления параметрами СО, реализующий промывку фильтра насосов при сохранении работоспособности АТП. При отключении одного из насосов - 6 или 19 - работающий насос создает противоток через фильтр в цепи отключенного насоса - соответственно 13 или 20, при этом через обратные клапаны 23 или 24 скопившаяся в фильтрах грязь вымывается в абонентский грязевик 25. Данный способ автоматического управления реализуется в вариантах АТП на фиг.3 и может быть реализован аналогичным образом в любом АТП, где использованы параллельные цепи с подмешивающими насосами.

[35]

Обратные клапаны 21 и 22 позволяют производить взаимный противоток между насосами 13 и 20.

[36]

На экспериментальных образцах, выполненных на основе схем, представленных на фиг.1-6, получены следующие данные: образцы сохраняют работоспособность при уменьшении располагаемого напора на вводе ТС вплоть до нуля.

[37]

АТП на фиг.4-6 сохраняют возможность минимальной регулировки и снижения параметров теплоносителя до уровня эксплуатационной безопасности.

[38]

Источники информации

[39]

1. Полезная модель РФ 19140, F 24 D 19/10 от 20.02.2001 г.

[40]

2. Патент РФ 2031316, F 24 D 19/10 от 25.11.1991 г.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты