патент
№ RU 222508
МПК F16F1/06

НАРУЖНАЯ ПРУЖИНА СЖАТИЯ ДЛЯ РЕССОРНОГО ПОДВЕШИВАНИЯ ТРЕХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА

Авторы:
Нечаев Павел Михайлович Шихалева Елена Владимировна Чуваков Михаил Федорович
Все (5)
Номер заявки
2023128029
Дата подачи заявки
31.10.2023
Опубликовано
29.12.2023
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

[18]

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, касается рессорного подвешивания трехосных тележек грузовых вагонов, в частности наружных пружин рессорных комплектов. Наружная пружина сжатия для рессорного подвешивания трехосной тележки грузового вагона, цилиндрическая, винтовая, представляющая собой брус, ось которого параллельна винтовой линии образующей цилиндра, с рабочими и опорными витками. Средний диаметр пружины находится в интервале от 175 мм до 181 мм. Индекс пружины, определяемый как отношение среднего диаметра витка к диаметру прутка, находится в интервале от 4,861 до 5,028. Шаг навивки рабочих витков пружины находится в интервале от 56,10 мм до 59,00 мм. Высота пружины в свободном состоянии находится в интервале от 260 мм до 272 мм.

Формула изобретения

1. Наружная пружина сжатия для рессорного подвешивания трехосной тележки грузового вагона, цилиндрическая, винтовая, представляющая собой брус, ось которого параллельна винтовой линии образующей цилиндра, с рабочими и опорными витками, отличающаяся тем, что средний диаметр пружины находится в интервале от 175 мм до 181 мм, её индекс, определяемый как отношение среднего диаметра витка к диаметру прутка пружины, находится в интервале от 4,861 до 5,028, шаг навивки рабочих витков пружины находится в интервале от 56,10 мм до 59,00 мм, а высота пружины в свободном состоянии находится в интервале от 260 мм до 272 мм.

2. Наружная пружина сжатия для рессорного подвешивания трехосной тележки грузового вагона по п.1, отличающаяся тем, что при этом пружина выполнена из стали с пределом текучести не менее 1325 МПа.

Описание

[1]

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, касается рессорного подвешивания трехосных тележек грузовых вагонов, в частности наружных пружин рессорных комплектов.

[2]

Из уровня техники известна трехосная тележка [патент на полезную модель RU 176097, B61F5/38, опубликован 28.12.2017г.], содержащая рессорное подвешивание, состоящее из четырех нелинейных рессорных комплектов, каждый из которых состоит из восьми двухрядных пружин, две из которых расположены под фрикционными клиньями, а остальные шесть под надрессорной балкой. Высота наружных пружин ниже внутренних, разность высот наружной и внутренней пружин равна сумме прогибов внутренних пружин под весом минимальной тары вагона, максимальных прогибов внутренних пружин при колебаниях вагона и величин допусков на отклонения статическом прогибе внутренних пружин и отклонения в высоте наружных пружин. При статическом прогибе 18-30 мм под тарой, разность высот наружной и внутренней подклиновых пружин составляет не менее 5 и не более 51 мм, а разность высот наружной и внутренней пружин под надрессорной балкой составляет не менее 35 мм и не более 51 мм.

[3]

Существенным недостатком данной конструкции является наличие в пружинном комплекте четырех разных пружин, изменяющихся по высоте в свободном состоянии, диаметру прутков и среднему диаметру. Данное исполнение конструкции увеличивает номенклатуру деталей пружинного комплекта, что в свою очередь увеличивает себестоимость пружинного комплекта в новом изделии и ведет к увеличению стоимости ремонта узла в эксплуатации. Также четыре разных типоразмера пружин в пружинном комплекте увеличивают трудоемкость сборки трехосных тележек грузовых вагонов, прежде всего связанную с подбором пружин комплекта по высоте.

[4]

Также известна конструкция трехосной тележки УВЗ-11А с нагрузкой от оси на рельсы до 25000 кгс [Логинов А.И., Афанаськин Н.Е. Вагоны-самосвалы – М.: Машиностроение, 1975, стр. 134-136], которой оборудованы шестиосные вагоны-самосвалы 2ВС-105 грузоподъемностью 105 т, содержащая рессорное подвешивание из четырех рессорных комплектов (два правых и два левых). Каждый рессорный комплект содержит три двухрядных пружины, состоящие из внутренней и наружной пружины, и четвертую наружную пружину, внутри которой расположен фрикционный амортизатор. Внутренние и наружные пружины имеют одинаковую номинальную высоту.

[5]

Данная конструкция выбрана в качестве прототипа для заявляемой полезной модели.

[6]

Существенным недостатком данной конструкции является ограниченность ее использования, а именно, эксплуатация вагонов в груженом состоянии на трехосных тележках с указанным рессорным подвешиванием возможна только при движении по путям необщего пользования (путям промышленных предприятий) со скоростью до 70 км/ч. Динамическая погонная нагрузка на железнодорожный путь от указанной тележки в вагоне с максимальной расчетной статической осевой нагрузкой при движении по путям общего пользования с конструкционной скоростью до 120 км/ч, установленной ГОСТ 34763.1-2021 «Тележки трех- и четырехосные грузовых вагонов железных дорог. Общие технические требования», превышает допускаемое значение динамической погонной нагрузки от тележки 168 кН/м согласно ГОСТ 34759-2021 «Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний», что не позволяет эксплуатировать вагоны на данных тележках в груженом состоянии по железнодорожным путям общего пользования.

[7]

Снижение максимальной расчетной статической осевой нагрузки в указанной трехосной тележке до 22 тс также не позволит обеспечить необходимое значение динамической погонной нагрузки на железнодорожный путь от тележки при эксплуатации груженых вагонов на данных тележках с конструкционной скоростью до 120 км/ч по путям общего пользования в связи с недостаточным значением прогиба рессорного подвешивания.

[8]

Задача, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, заключается в создании наружной пружины сжатия цилиндрической винтовой с геометрическими характеристиками, которые в комплекте с соответствующей внутренней пружиной сжатия цилиндрической винтовой, позволяют создать рессорное подвешивание трехосной тележки с конструкционной скоростью до 120 км/ч и максимальной расчетной статической осевой нагрузкой 22 тс, обеспечивающее безопасную эксплуатацию грузового вагона на таких тележках по железнодорожным путям общего пользования при выполнении требований ГОСТ 34763.1-2021 и ГОСТ 34759-2021.

[9]

Поставленная задача решается за счет того, что конструкция наружной пружины сжатия цилиндрической винтовой имеет средний диаметр витка в интервале от 175 мм до 181 мм, а её индекс, определяемый как отношение среднего диаметра витка к диаметру прутка пружины, находится в интервале от 4,861 до 5,028. Кроме того, шаг навивки рабочих витков пружины находится в интервале от 56,10 мм до 59,00 мм, а высота пружины в свободном состоянии находится в интервале от 260 мм до 272 мм.

[10]

Наружная пружина сжатия с данными техническими характеристиками позволяет увеличить значение расчетного статического прогиба рессорного подвешивания трехосной тележки, способствующее достижению показателей динамической погонной нагрузки на железнодорожный путь от тележки, не превышающих допускаемое значение 168 кН/м, обеспечивая тем самым безопасную эксплуатацию грузового вагона на трехосных тележках по железнодорожным путям общего пользования.

[11]

Выполнение наружной пружины из стали с пределом текучести не менее 1325 МПа обеспечивает запас по напряжениям от эксплуатационных нагрузок до допускаемых значений напряжений в пределах от 12,2% до 18,2%. При этом снижается вероятность излома прутков пружины и выхода из строя рессорного подвешивания трехосной тележки, что также положительно сказывается на безопасности эксплуатации грузового вагона на трехосных тележках предложенной конструкции.

[12]

Сущность предлагаемой конструкции заключается в том, что наружная пружина сжатия для рессорного подвешивания трехосной тележки грузового вагона, цилиндрическая, винтовая, представляющая собой брус, ось которого параллельна винтовой линии образующей цилиндра, с рабочими и опорными витками, средний диаметр которой находится в интервале от 175 мм до 181 мм, её индекс, определяемый как отношение среднего диаметра витка к диаметру прутка пружины, находится в интервале от 4,861 до 5,028, шаг навивки рабочих витков пружины находится в интервале от 56,10 мм до 59,00 мм, а высота пружины в свободном состоянии находится в интервале от 260 мм до 272 мм, при этом пружина выполнена из стали с пределом текучести не менее 1325 МПа.

[13]

Технический результат заявляемой полезной модели заключается в том, что подобраны геометрические характеристики наружных пружин сжатия цилиндрические винтовые, которые в комплекте с соответствующими внутренними пружинами сжатия цилиндрическими винтовыми позволяют создать конструкцию рессорного подвешивания трехосной тележки с максимальной расчетной статической осевой нагрузкой 22 тс и конструкционной скоростью до 120 км/ч, обеспечивающей безопасную эксплуатацию по железнодорожным путям общего пользования и соответствующей требованиям действующей нормативной документации.

[14]

В таблице 1 приведены из множества вариантов несколько возможных вариантов изготовления наружных пружин сжатия цилиндрических винтовых.

[15]

В настоящее время на заявляемую полезную модель разработана конструкторская документация и проведены всесторонние испытания.

[16]

Таблица 1 – Выборочные варианты исполнения пружин наружных для рессорного подвешивания трехосной тележки грузового вагона.

[17]

ВариантСредний диаметр витка D, ммШаг навивки рабочих витков, ммВысота пружины в свободном состоянии, ммИндекс пружиныПредел текучести материала пружины, МПаНапряжения в пружине в режиме I, МПа Запас по напряжениям до допускаемых значений ∆, %
117856,972654,9441175737,61,7
217856,972654,9441325737,618,0
317558,972655,000790,312,2
418159,002725,028744,617,3
517557,072704,861742,717,5
617857,442604,944755,516,1
717757,752674,917739,517,8
817758,212634,917756,016,0
917857,252654,944736,018,2
1017556,102664,861739,017,9

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты