Изобретение относится к области защиты металлов от
коррозии и может быть использовано для защиты от
коррозии углеродистых сталей при повышенной температуре и давлении до 1,2 МПа в коррозионно-агрессивных щелочных средах, содержащих хлор- и
сульфат-ионы, а также другие агрессивные компоненты. В
частности, изобретение может быть использовано для защиты от локальной и общей коррозии межрельсового пространства (днища) автоклавов
производства ячеистых бетонов. Кроме того, оно может быть
использовано для защиты от коррозии внешней поверхности различных трубопроводов, в частности теплотрасс, эксплуатирующихся в жестких
коррозионных условиях, сушильных вагонеток, в производстве
керамического кирпича, для защиты от коррозионно-эрозионного износа днища автомобилей различных моделей и в других случаях. Состав по первому
варианту выполнения содержит натриевую пластичную смазку,
графит, тальк, окись магния, окись цинка, смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия, органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В,
бензин "Калоша". По второму варианту состав
дополнительно содержит кубовые остатки СЖК. По третьему варианту состав дополнительно содержит кубовые остатки СЖК и асмол. 3 с.п. ф-лы, 1 табл.
1. Состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов, включающий основу, инертные наполнители - тальк,
графит, отвердитель - окись магния, разбавитель,
отличающийся тем, что он в качестве основы содержит натриевую пластичную смазку, а также неорганические ингибирующие добавки: окись цинка, смесь
молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в
соотношении 1:0,7 и органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В, при этом в качестве разбавителя состав содержит бензин "Калоша" при следующем
содержании компонентов, вес.%:
Натриевая пластичная смазка 25,0-35,0 Графит 1,5-3,0 Тальк 3,0-6,0
Окись магния 1,5-3,0 Окись цинка
10,0-15,0 Смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 3,0-6,0 Органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В 3,0-6,
0 Бензин "Калоша" 30,0-50,0 2. Состав для защиты от коррозии днища
автоклавов производства ячеистых бетонов, включающий основу
- кубовые остатки СЖК, инертные наполнители - тальк, графит, отвердитель - окись магния, разбавитель, отличающийся тем, что он дополнительно
содержит натриевую пластичную смазку, неорганические
ингибирующие добавки - окись цинка, смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7, а также органический ингибитор
ТАЛ-11М или ИКБ-4В, при этом в качестве разбавителя
состав содержит бензин "Калоша" при следующем содержании компонентов, вес.%: Натриевая пластичная смазка 18,0-25,
0 Кубовые остатки СЖК 10,0-20,
0 Графит 2,0-3,0 Тальк 4,0-5,0 Окись магния 1,5-3,0 Окись цинка 8,0-12,0
Смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 3,0-6,0 Органический ингибитор ТАЛ-11М
или ИКБ-4В 3,0-6,0 Бензин
"Калоша" 35,0-50,0 3. Состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов,
включающий основу - кубовые остатки СЖК, инертные
наполнители - тальк, графит, отвердитель - окись магния, разбавитель, отличающийся тем, что он дополнительно содержит натриевую пластичную смазку,
асмол, неорганические ингибирующие добавки - окись
цинка, смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7, а также органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В, при этом в
качестве разбавителя состав содержит бензин
"Калоша" при следующем содержании компонентов, вес.%: Натриевая пластичная смазка 5,0-15,0 Кубовые остатки
СЖК 8,0-15,0 Асмол
5,0-15,0 Графит 2,0-3,0 Тальк 2,5-5,0 Окись магния 1,5-2,5 Окись цинка 7,0-10,0 Смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 3,0-6,0 Органический ингибитор ТАЛ-11М
или ИКБ-4В 3,0-6,0
Бензин "Калоша" 35,0-55,0
Изобретение относится к области защиты металлов от коррозии и может быть использовано для защиты от коррозии
углеродистых сталей при
температуре до 180÷4200oС и давлении до 1,2 МПа в коррозионно-агрессивных щелочных средах, содержащих хлор- и сульфат-ионы, а также другие агрессивные
компоненты. В частности,
изобретение может быть использовано для защиты от локальной и общей коррозии межрельсового пространства (днища) автоклавов производства ячеистых бетонов. Кроме того, оно
может быть использовано для
защиты от коррозии внешней поверхности различных трубопроводов, в частности теплотрасс, эксплуатирующихся в жестких коррозионных условиях, сушильных вагонеток в
производстве керамического кирпича, для
защиты от коррозионно-эрозионного износа днища автомобилей различных моделей и в других случаях. Известен состав для защиты от коррозии днища
автоклавов производства ячеистых бетонов на
основе кубовых остатков жирных кислот животного происхождения, содержащий инертные наполнители - тальк, графит, отвердитель - окись магния, разбавитель
(Патент ПНР 249370, C 09 D 5/08, 1987 г.). Недостаток этого состава - сравнительно низкий противокоррозионный эффект при его использовании. Известны изобретения RU
2183549 С1, ЗАО "Нефтемонтаждиагностика". 20.06.2002;
US 4153465 Bayer Aktiengessellschaft (DE), 08.05.1979, касающиеся данного вопроса. Однако эти изобретения в свете рассматриваемой
проблемы не имеют существенного значения.
Наиболее близким к заявляемому объекту является состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов на основе кубовых
остатков синтетических жирных кислот (СЖК), содержащий
инертные наполнители - тальк, графит, отвердитель - окись магния, разбавитель (Патент ПНР 143471, C 09 D 5/08, 1988 г.).
Недостатком данного состава, как показала практическая проверка,
является непрочность и недолговечность покрытия из-за образования вздутий и трещин. Изобретение направлено на повышение
антикоррозионных и физико-механических характеристик покрытия, в
частности на образование на поверхности металла хемосорбционных пассивных пленок с высокими защитными свойствами в результате
воздействия на металл ингибиторов коррозии, входящих в состав покрытия. В первом варианте это достигается тем, что состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых
бетонов, включающий основу, инертные наполнители - тальк, графит,
отвердитель - окись магния, разбавитель, отличается тем, что в качестве основы состав содержит натриевую пластичную смазку и
дополнительно - неорганические ингибирующие добавки: окись цинка, смесь
молибденовокислого натрия и двухромокислого калия в соотношении 1:0,7, а также органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ 4В, при
этом в качестве разбавителя состав содержит бензин "Калоша" при следующем
содержании компонентов, вес.%: Натриевую пластичную смазку выпускают по ТУ
38401-66-52-89. Кубовые остатки СЖК получают в результате ректификации сырых жирных кислот, они
являются отходом производства и представляют собой смесь высших жирных кислот фракции
C16 и выше, в основном насыщенных монокарбоновых кислот, а также смолистых продуктов конденсации и
полимеризации и производятся по ТУ 38.1071231-89 с изменениями 1, 2. Асмол
представляет собой нефтеполимер, включающий асфальт деасфальтизации гудрона пропаном, тяжелую смолу
- кубовый остаток производства изопрена и серную кислоту при следующем соотношении компонентов,
вес.%: асфальт - 75-85, тяжелая смола - 10-15, кислота - остальное, и выпускается по ТУ
5623-002-05-1116-44-96. Органический ингибитор ТАЛ-11М представляет собой раствор в керосине
технической смеси продуктов конденсации жирных кислот таллового масла и диэтиленамина,
жидкость от желтого до темно-коричневого цвета d'=0,87-0,88 г/см3 с температурой застывания -20oС и синтезируется по ТУ 38 I ССР-201462-86. Органический
ингибитор ИКБ-4В - продукт конденсации СЖК с С26 и выше с диэтиленаминами, например с диэтилентриамином,
жидкость темно-коричневого цвета без запаха d'=0,87 с температурой застывания от
-30 до -45oС; отличается термостойкостью и производится по ТУ 101460-74 В. Графит выпускают
по ГОСТ 48-12-4-85, тальк - по ТУ 21-25-159-90, окись магния - по ГОСТ 4526-75,
окись цинка - по ГОСТ 102-62-73, молибденовокислый натрий - по ГОСТ 10931-74, двухромовокислый калий - по ГОСТ 42-20-75,
бензин "Калоша" - по ГОСТ 2084-77. Примеры. В лабораторных
условиях были получены предлагаемые составы покрытий путем смешивания компонентов в заданном соотношении до образования
однородной массы во взрывобезопасном электросмесителе серии АО типа миксера.
Опыты по определению противокоррозионного защитного эффекта предлагаемых составов проводили на изолированных составами
образцах из Ст-3 (ГОСТ 380-60) в лабораторном автоклаве нестандартной
конструкции на базе кислородного баллона в сильноагрессивном электролите с содержанием сульфат-ионов ≈900 мг/л и хлор-ионов
≈2300 мг/л при температуре от 20 до 170...190oС и
давлении до 0,8. . .1,2 МПа. При указанных условиях количество автоклавных циклов составило от 16 до 126, причем один цикл испытаний
составил 9 часов. Содержание компонентов в предлагаемых составах,
время коррозионных испытаний и противокоррозионный защитный эффект покрытий приведены в таблице. Как видно из таблицы,
покрытие, полученное по прототипу, характеризуется низким
защитным эффектом (первые коррозионные поражения в виде коррозионных точек появились через 144 часа), в то время как покрытия, полученные по
предлагаемым составам, имеют значительно больший защитный
эффект - первые коррозионные поражения появились через 810 часов (по первому варианту предлагаемого состава) и через 1134 часа (по третьему
варианту). Таким образом, предлагаемые составы по примерам
1-3 увеличивают защитные свойства покрытий по сравнению с прототипом ≈ в 6-8 раз. Использование предлагаемых составов
обеспечивает по сравнению с прототипом образование
надежного защитного покрытия в виде пассивных пленок хемосорбционного характера в результате воздействия на металл ингибиторов коррозии, входящих в
состав покрытия. Были проведены
производственные испытания предлагаемых составов покрытий, результаты которых дают основание рекомендовать их к широкому промышленному внедрению.
Натриевая пластичная смазка - 25,0 - 35,0
Графит - 1,5 - 3,0
Тальк
- 3,0 - 6,0
Окись магния - 1,5 - 3,0
Окись цинка - 10,0
- 15,0
Смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 - 3,0 - 6,0
Органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ 4В - 3,0 - 6,0
Бензин "Калоша" - 30,0
- 50,0
Во втором варианте состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов,
включающий основу - кубовые остатки СЖК; инертные наполнители - тальк, графит,
отвердитель - окись магния, разбавитель, отличается тем, что состав дополнительно содержит натриевую пластичную смазку,
неорганические ингибирующие добавки - окись цинка, смесь молибденовокислого
натрия и двyxpoмoкислого калия в соотношении 1:0,7, а также органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В, при этом в качестве
разбавителя состав содержит бензин "Калоша" при следующем содержании
компонентов, вес.%:
Натриевая пластичная смазка - 18,0 - 25,0
Кубовые остатки СЖК (фракции С16 и
выше) - 10,0 - 20,0
Графит - 2,0 - 3,0
Тальк - 4,0 - 5,
0
Окись магния - 1,5 - 3,0
Окись цинка - 8,0 - 12,0
Смесь молибденовокислого натрия и
двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 - 3,0 - 6,0
Органический ингибитор
ТАЛ-11М или ИКБ-4В - 3,0 - 6,0
Бензин "Калоша" - 35,0 - 50,0
В третьем варианте состав для
защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов, включающий основу
- кубовые остатки СЖК, инертные наполнители - тальк, графит, отвердитель - окись магния, разбавитель, отличается
тем, что состав дополнительно содержит натриевую пластичную смазку, асмол,
неорганические ингибирующие добавки - окись цинка, смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении
1:0,7, а также органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В, при этом в качестве
разбавителя состав содержит бензин "Калоша" при следующем содержании компонентов, вес.%:
Натриевая пластичная
смазка - 5,0 - 15,0
Кубовые остатки СЖК (фракции С16 и выше)
- 8,0 - 15,0
Асмол - 5,0 - 15,0
Графит - 2,0 - 3,0
Тальк - 2,5 - 5,0
Окись магния
- 1,5 - 2,5
Окись цинка - 7,0 - 10,0
Смесь молибденовокислого
натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 - 3,0 - 6,0
Органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В - 3,
0 - 6,0
Бензин "Калоша" - 35,0 - 55,0
Все компоненты, входящие
в предлагаемые составы для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов, регламентированы
нормативными материалами.