патент
№ RU 221429
МПК B65D90/22

СТАЦИОНАРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Авторы:
Кузьмин Олег Сергеевич
Номер заявки
2023110431
Дата подачи заявки
21.04.2023
Опубликовано
07.11.2023
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
2
Реферат

[14]

Полезная модель относиться к области промышленной безопасности при проведении сливных операций из железнодорожных цистерн на объектах хранения и переработки нефти и нефтепродуктов. Технической задачей, на решение которой направлена заявленная полезная модель, является разработка устройства, служащего для ликвидации разливов нефтепродуктов при сливных операциях на эстакадах нефтебаз и нефтеперерабатывающих предприятий. Поставленная задача решается тем, что заявленное стационарное устройство для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов из железнодорожных цистерн при выполнении сливных операций, состоит из поворотного кронштейна в виде шарнирно-сочлененных труб из нержавеющей стали, который смонтирован на металлоконструкции эстакады в верхней эксплуатационной зоне, малогабаритного мотор-редуктора с кнопочным управлением, устанавливаемого на штангу донного клапана железнодорожной цистерны посредством переходника, в виде квадрата, а также герметизирующего диска с воздушным патрубком, соединенного с кронштейном при помощи направляющей телескопической трубки с установленными на ней ответной полкой и датчиком столкновения, который выполнен с возможностью связи с сигнальным индикатором.

Формула изобретения

Стационарное устройство для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов из железнодорожных цистерн при выполнении сливных операций, состоящее из поворотного кронштейна в виде шарнирно-сочлененных труб из нержавеющей стали, который смонтирован на металлоконструкции эстакады в верхней эксплуатационной зоне, малогабаритного мотор-редуктора с кнопочным управлением, устанавливаемого на штангу донного клапана железнодорожной цистерны посредством переходника, в виде квадрата, а также герметизирующего диска с воздушным патрубком, соединенного с кронштейном при помощи направляющей телескопической трубки с установленными на ней ответной полкой и датчиком столкновения, который выполнен с возможностью связи с сигнальным индикатором.

Описание

[1]

Полезная модель относится к области сливо-наливных операций из железнодорожных цистерн на объектах хранения и переработки нефти и нефтепродуктов.

[2]

Известна передвижная установка для очистки рабочих поверхностей от разливов нефтесодержащих жидкостей и сбора сыпучих и мелкокусковых материалов, используемое для ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф при разливе нефтепродуктосодержащих жидкостей (патент RU 104197, МПК 2006.01 Е01Н 1/08. Передвижная установка для очистки рабочих поверхностей от разливов нефтесодержащих жидкостей и сбора сыпучих и мелкопусковых материалов / Луценко А.Н., Катин В.Д. Патентообладатель: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, опубл. 10.05.2011 г., бюл. №13), содержащая базовую транспортную установку, смонтированные на ней газотурбинный двигатель, сепарирующее устройство, имеющее сообщенный с атмосферой выход, и систему трубопроводов, включающую нагнетающую, сообщенную с двигателем, и всасывающую, сообщенную с сепарирующим устройством, магистрали, имеющие соответственно сдувающее сопло и всасывающий патрубок.

[3]

Установка работает следующим образом: после подъезда транспортного устройства к загрязненному нефтепродуктами участку включается газотурбинный двигатель. Вырабатываемый двигателем скоростной газовый поток подается в нагнетающую магистраль. Подаваемый из бункера высокоэфективный сорбент увлекается газовым потоком и через сдувающее сопло выбрасывает на загрязненную поверхность. После поглощения сорбентом нефтепродукта за второй проход, вырабатываемый газотурбинным двигателем газовый поток, поступает в нагнетающую магистраль и разделяется на два потока. Одна часть направляется по нагнетающей магистрали в сдувающее сопло, другая часть потока через открытую заслонку поступает в трубопровод, представляющий собой эжектрирующий газопроводящий канал, в котором газовый поток расширяется по давлению ниже атмосферного. Атмосферный воздух, устремляясь во всасывающий патрубок, увлекает за собой отработанный сорбент. В результате чего образовавшаяся газовзвесь по всасывающей магистрали направляется в сепарирующее устройство, где происходит разделение потока. Газовоздушная смесь выбрасывается в атмосферу, а собранный сорбент периодически выгружается из накопителя и утилизируется.

[4]

Недостатком вышеописанного решения и ему является его функционал, связанный с устранением исключительно последствий уже произошедшей аварийной ситуации, связанной разливом нефтепродуктов.

[5]

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является малогабаритный электропривод для запорной арматуры (патент №RU 205093, МПК F16K 31/05, малогабаритный электропривод для запорной арматуры / Хохряков Борис Георгиевич, Бакалов Сергей Иванович, Васильев Виктор Васильевич. Правообладатель: Общество с ограниченной ответственностью НПО "Сибирский машиностроитель", опубл. 28.06.2021 г., бюл. 19), Содержащий корпус, в котором расположены электродвигатель, редуктор и ручной дублер. Редуктор состоит из генератора, промежуточных тел качения, сепаратора и зубчатого венца, генератор соединен с валом электродвигателя, снабженного электромеханическим тормозом, зубчатый венец соединен с выходным валом для соединения с трубопроводной арматурой. Ручной дублер выполнен в виде червячного колеса, выполненного на наружной поверхности зубчатого венца, червячное колесо соединено с червяком, на верхней стороне зубчатого венца выполнено дополнительное зубчатое колесо с внутренними зубьями, которое сопряжено с шестерней, соединенной с датчиком положения. Корпус электропривода разделен на две полости, в первой полости размещены электродвигатель, редуктор, ручной дублер и датчик положения, а во второй полости размещена колодка электрических соединений, соединенная проводами с электрическими элементами первой полости, электрической сетью и внешним пультом управления.

[6]

Устройство работает следующим образом: При помощи внешнего пульта управления задается управляющий сигнал запирания/отпирания арматуры, который передается через колодку электрических соединений и далее на электродвигатель. При вращении вала электродвигателя крутящий момент передается на генератор, установленный с эксцентриситетом, который перемещает за счет эксцентриситета промежуточные тела в радиальных пазах сепаратора, усилия от которых передаются на наклонные поверхности зубьев зубчатого венца и обеспечивают его вращение и передачу крутящего момента на выходной вал, приводящий в движение запорный орган трубопроводной арматуры.

[7]

Недостатком данного прототипа является выполнение работы по перекрытию запорной арматурой участков трубопроводов, расположенных до сливного прибора сливаемой железнодорожной цистерны, где непосредственно происходит разлив нефтепродуктов. В связи с этим, перекрывается сам технологический трубопровод, что не ликвидирует аварийную ситуацию.

[8]

Технической задачей, на решение которой направлена заявленная полезная модель, является разработка стационарного устройства, служащего для ликвидации аварийной ситуации, связанной с разливом нефтепродуктов при сливных операциях на эстакадах нефтебаз и нефтеперерабатывающих предприятий, без необходимости непосредственного присутствия оперативного персонала в аварийной зоне.

[9]

Поставленная задача решается тем, что заявленное стационарное устройство для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов из железнодорожных цистерн при выполнении сливных операций, состоит из поворотного кронштейна в виде шарнирно-сочлененных труб из нержавеющей стали, который смонтирован на металлоконструкции эстакады в верхней эксплуатационной зоне, малогабаритного мотор-редуктора с кнопочным управлением, устанавливаемого на штангу донного клапана железнодорожной цистерны посредством переходника (квадрата), а также герметизирующего диска с воздушным патрубком, соединенного с кронштейном при помощи направляющей телескопической трубки с установленными на ней ответной полкой и датчиком столкновения, связанным с сигнальным индикатором, вынесенным в отдельное помещение.

[10]

Сущность полезной модели поясняется рисунками, представленными на фиг. 1 и фиг. 2. На фиг. 1 изображена модель стационарного устройства. На фиг. 2 изображен схематичный чертеж устройства ликвидации разливов нефтепродуктов в рабочем положении.

[11]

Устройство работает следующим образом: перед началом слива железнодорожной цистерны 1, оперативный персонал осуществляет приведение устройства из гаражного положения в рабочее, а именно: на торец штанги 2 донного клапана железнодорожной цистерны 3 посредством переходника (квадрата) 4 устанавливается малогабаритный мотор-редуктор 5 путем манипулирования поворотным кронштейном 6 образованным шарнирно-сочлененными трубами из нержавеющей стали и смонтированным на металлоконструкции эстакады 7. При возникновении аварийной ситуации в процессе слива, связанной с разливом нефтепродуктов из сливаемой цистерны, оперативный персонал, посредством зажатия кнопки пуска 8, расположенной в помещении операторной, приводит в действие малогабаритный мотор-редуктор, который перекрывает поток среды путем вращения штанги и закрытия донного клапана цистерны. В процессе закрытия донного клапана происходит опускание штанги и мотор-редуктора соответственно, которое центрируется телескопической трубкой 9, закрепленной на кронштейне с одной стороны и герметизирующей крышке 10 с воздушным патрубком 11 с другой, служащей для обеспечения безопасной эксплуатации устройства. Остановка работы мотор-редуктора обеспечивается персоналом вручную путем отпускания пусковой кнопки после включения сигнального индикатора 12, который загорается при срабатывании (замыкании) датчика столкновения 13 в результате его контакта об ответную полку 14, смонтированных на телескопической трубке устройства с учетом предельного уровня закрытия донного клапана и недопущения механического повреждения устройств цистерны. Таким образом, устройство позволяет предотвратить разлив нефтепродуктов, возникший в процессе слива железнодорожных цистерн и тем самым исключить дальнейшее развития аварийной ситуации на опасном производственном объекте.

[12]

Преимуществом заявляемого устройства является простота его эксплуатации, а также обеспечение безопасности оперативного персонала в виду отсутствия необходимости его непосредственного присутствия на эстакаде при проведении мероприятий по локализации и ликвидации вышеуказанной аварийной ситуации.

[13]

Кроме того, применение устройства возможно также при возникновении иных инцидентов на сливо-наливных эстакадах (возгорание и т.п.), что дополнительно повышает уровень промышленной безопасности.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты