Заявляемая полезная модель относится к транспорту и касается конструкции железнодорожного саморазгружающегося грузового вагона-хоппера. Механизм разгрузки вагона-хоппера, содержащий пневматический цилиндр (1) двухстороннего действия, приводной вал, приводной рычаг (9), коромысло (11), блокирующее устройство (12), изогнутые тяги (16 и 17). Также содержит рычаг (5), стопор (6) и двуплечий рычаг (7), установленные на приводном валу. Приводной вал выполнен посредством сборной конструкции, а в местах установки на него элементов механизма разгрузки имеет поперечное сечение, представляющее собой многоугольник. Заявляемая полезная модель позволяет создать конструкцию механизма разгрузки вагона-хоппера, обеспечивающую снижение трудоемкости его изготовления и ремонта в эксплуатации. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.
1. Механизм разгрузки вагона-хоппера, содержащий пневматический цилиндр двухстороннего действия, шарнирно закрепленный на раме вагона-хоппера, приводной вал, установленный через опорные подшипники на раме вагона-хоппера и содержащий установленные на нем рычаг, стопор и двуплечий рычаг, приводной рычаг, шарнирно закрепленный на раме вагона-хоппера и передающий на приводной вал через коромысло и рычаг усилие, создаваемое пневматическим цилиндром, блокирующее устройство, шарнирно прикрепленное к раме вагона-хоппера и к корпусу цилиндра и взаимодействующее посредством специального выступа со стопором приводного вала, изогнутые тяги, каждая из которых шарнирно соединена с двуплечим рычагом и крышкой люка вагона-хоппера, отличающийся тем, что приводной вал выполнен посредством сборной конструкции, а в местах установки на него элементов механизма разгрузки имеет поперечное сечение, представляющее собой многоугольник. 2. Механизм разгрузки вагона-хоппера по п. 1, отличающийся тем, что сборная конструкция приводного вала включает крайние валы, установленные в подшипники, закрепленные на раме вагона, и расположенный между ними средний вал, объединяющий все устанавливаемые на приводной вал элементы. 3. Механизм разгрузки вагона-хоппера по п. 2, отличающийся тем, что передача момента вращения между крайними и средним валом происходит через элементы механизма разгрузки, установленные на приводном валу. 4. Механизм разгрузки вагона-хоппера по п. 1, отличающийся тем, что на приводном валу установлен как минимум один распорный элемент, ограничивающий продольное перемещение элементов механизма разгрузки, установленных на приводном валу. 5. Механизм разгрузки вагона-хоппера по п. 1, отличающийся тем, что поперечное сечение приводного вала сборной конструкции в местах установки на него элементов механизма разгрузки представляет собой квадрат.
Заявляемая полезная модель относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции вагона хоппера, в частности механизма разгрузки. Из уровня техники известна конструкция механизма разгрузки вагона-хоппера [патент РФ на полезную модель №158555, опубликованный 10.01.2016 г.], содержащий приводной вал, установленный в подшипниках на раме вагона между бункерами и кинематически связанный с крышками разгрузочных люков, ручной привод поворота продольного вала, связанный с продольным валом посредством приводного рычага, и устройство блокировки. На продольный вал жестко посажены одноплечий приводной рычаг, шарнирно связанный со штоком ручного механического привода, двуплечий рычаг, шарнирно соединенный посредством тяг с крышками разгрузочных люков, продольный вал установлен на равном удалении от бункеров и с размещением оси продольного вала в одной плоскости с осями крепления тяг к крышкам разгрузочных люков в закрытом положении крышек, при этом в качестве устройства блокировки с обеих сторон продольного вала выполнены сектора-ограничители. Недостатком вышеописанной конструкции является наличие продольного вала цельной конструкции с жестким закреплением на нем элементов механизма разгрузки, что приводит к повышению трудоемкости и стоимости выполнения ремонтных работ, требующих в случае выхода из строя любого элемента продольного вала полной его замены. Также из уровня техники известна конструкция вагона-хоппера для перевозки сухого кокса модели 22-4070 производства ОАО «Днепровагонмаш», содержащая два зеркально расположенных механизма разгрузки, каждый из которых состоит из шарнирно закрепленного на раме пневмоцилиндра двухстороннего действия, приводного вала установленного в подшипниках на раме вагона, системы рычагов, связывающих вал с пневмоцилиндром разгрузки, двуплечих рычагов расположенных на обоих концах вала, двух крышек разгрузочных люков и тяг, соединяющих двуплечие рычаги с цапфами крышек люков. Данная конструкция выбрана в качестве прототипа для заявляемой полезной модели. Существенным недостатком вышеописанной конструкции является то, что при выходе из строя любого элемента приводного вала цельной конструкции будет требоваться замена всего приводного вала. Также установка в механизм разгрузки приводного вала цельной конструкции более трудозатратна и требует специальных подъемных средств малой механизации из-за массы и габаритов приводного вала выполненного единым узлом. Задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является создание конструкции механизма разгрузки вагона-хоппера, позволяющей облегчить процесс его сборки/разборки при новом изготовлении и ремонте, а также уйти от необходимости замены всего приводного вала механизма разгрузки в случае выхода его из строя. Техническим результатом, от применения предлагаемой полезной модели, является снижение трудоемкости изготовления и ремонта механизма разгрузки вагона-хоппера, а кроме того, снижение стоимости его ремонта. Технический результат достигается за счет того, что механизм разгрузки вагона-хоппера содержит в своей конструкции приводной вал, установленный через опорные подшипники на раме вагона-хоппера, содержащий установленные на нем рычаг, стопор и двуплечий рычаг, и выполненный посредством сборной конструкции, при этом в местах установки на него элементов механизма разгрузки имеет поперечное сечение, представляющее собой многоугольник. Применение в конструкции приводного вала сборной конструкции из отдельных частей, позволяет при выходе из строя элемента приводного вала, производить частичную замену отдельных элементов, в отличие от механизмов разгрузки с цельными приводными валами, в которых замене будет подлежать весь вал, что влечет за собой большие издержки собственника при проведении ремонта. Кроме того, использование приводного вала сборной конструкции облегчить процесс сборки/разборки механизма разгрузки, так как отдельные элементы приводного вала имеют меньшую массу и габариты, не требуют применения средств механизации при проведении монтажа, в отличие от цельных конструкции приводного вала, а также за счет последовательной установки частей вала и элементов, устанавливаемых на него, дает больше пространства для проведения работ, повышая удобство их проведения. Выполнение частей приводного вала с сечением, в зонах установки элементов механизма разгрузки (рычага, стопора и двуплечего рычага), в виде многоугольника (например квадрата) позволяет, за счет взаимодействия грачей привода и граней, устанавливаемых на него элементов, исключить необходимость жесткой фиксации устанавливаемых на вал элементов, требующей проведения сварочных работ, что в значительной степени снижает трудоемкость и время изготовления и сборки конструкции механизма разгрузки. Выполнение сборной конструкции приводного вала включающей крайние валы, установленные в закрепленные на раме вагона подшипники, и расположенный между ними средний вал, объединяющий все устанавливаемые на приводной вал элементы, позволяет производить снятие и замену каждого крайнего вала и его подшипника без снятия остальных частей приводного вала и элементов механизма разгрузки, установленных на него, что также способствует снижению трудоемкости выполнения ремонтных работ. Выполнение сборной конструкции приводного вала таким образом, что ее элементы не соединены между собой, а передача момента вращения между ними происходит через элементы механизма разгрузки, установленные на приводном валу, способствует упрощению конструкции, ввиду отсутствия дополнительных элементов соединения, снижая трудоемкость изготовления частей приводного вала, а так же упрощая процесс сборки и монтажа механизма разгрузки вагона-хоппера в целом. Выполнение механизма разгрузки вагона-хоппера с установкой на приводном валу как минимум одного распорного элемента, ограничивающего перемещение вдоль приводного вала устанавливаемых на него элементов механизма разгрузки, позволяет обеспечить их правильное позиционирование на приводном валу и отказаться от выполнения работ по дополнительной фиксации данных элементов, снижая тем самым трудоемкость изготовления и ремонта механизма разгрузки в целом. Сущность заявляемой полезной модели, заключается в том, что механизм разгрузки вагона-хоппера, содержит пневматический цилиндр двухстороннего действия, шарнирно закрепленный на раме вагона-хоппера, приводной вал, установленный через опорные подшипники на раме вагона-хоппера с установленными на нем рычагом, стопором и двуплечим рычагом, приводной рычаг, шарнирно закрепленный на раме вагона-хоппера и передающий на приводной вал через коромысло и рычаг усилие, создаваемое пневматическим цилиндром, блокирующее устройство, шарнирно прикрепленное к раме вагона-хоппера и к корпусу пневматического цилиндра и взаимодействующее посредством специального выступа со стопором приводного вала, изогнутые тяги, каждая из которых шарнирно соединена с двуплечим рычагом и крышкой люка вагона-хоппера, при этом приводной вал выполнен посредством сборной конструкции, а в местах установки на него элементов механизма разгрузки имеет поперечное сечение, представляющее собой многоугольник. Возможно выполнение сборной конструкции приводного вала включающей валы, установленные в подшипники, закрепленные на раме вагона, и расположенный между ними средний вал, объединяющий все устанавливаемые на приводной вал элементы. Возможно выполнение сборной конструкции приводного вала таким образом, что ее части не будут соединены между собой, а передача момента вращения между ними будет происходить через элементы механизма разгрузки, установленные на приводном валу. Возможна установка на приводном валу как минимум одного распорного элемента, ограничивающего продольное перемещение элементов механизма разгрузки установленных на приводном валу. Сущность заявляемой полезной модели поясняется чертежами: фиг. 1 - механизм разгрузки вагона-хоппера; фиг. 2 - механизм разгрузки вагона-хоппера (сечение А-А); фиг. 3 - механизм разгрузки вагона-хоппера (сечение Б-Б); фиг. 4 - приводной вал в сборе (изометрия); фиг. 5 - приводной вал в сборе (вид сверху); фиг. 6 - приводной вал в сборе (вид спереди); фиг. 7 - части приводного вала. Примером реализации, предложенного технического решения, является механизм разгрузки вагона-хоппера, представленный на фиг. 1 - 7. Механизм разгрузки вагона-хоппера содержит пневматический цилиндр 1 двухстороннего действия, шарнирно закрепленный на раме вагона-хоппера через кронштейн с вертикальным пазом. Содержит сборный приводной вал, включающий крайние 2.1, 2.2 и средний вал 3, не имеющие между собой соединения. Крайние валы 2.1 и 2.2 установлены в подшипники 4.1 и 4.2, закрепленные на раме вагона-хоппера. Средний вал 3 и выступающие из подшипников части крайних валов имеют квадратное сечение. На приводном валу, посредством отверстий, имеющих форму и размеры аналогичные сечению среднего вала 3, установлены рычаг 5, стопор 6, двуплечий рычаг 7 и распорный элемент 8, расположенный между стопором 6 и двуплечим рычагом 7. Содержит приводной рычаг 9, один конец которого шарнирно закреплен на раме вагона-хоппера, средняя часть шарнирно соединена с головкой штока 10 пневматического цилиндра 1, а второй конец шарнирно соединен первым концом коромысла 11, которое, в свою очередь, противоположным концом шарнирно соединено с рычагом 5. Содержит блокирующее устройство 12 трехлучевой формы, шарнирно закрепленное одним концом на раме вагона-хоппера, вторым концом шарнирно соединенное через болт и возвратную пружину 13 с корпусом пневматического цилиндра 1, а на третьем конце имеющее выступ 14, входящий в зацепление с зубом 15 стопора 6 приводного вала. Содержит изогнутые тяги 16 и 17, каждая из которых имеет шарнирное соединение с двуплечим рычагом 7 и соответствующей крышкой люка вагона-хоппера. Рычаг 5 сборного приводного вала представляет собой конструкцию, выполненную посредством двух уголковых профилей, образующих квадратное сечение, и закрепленных на них двух крайних пластин и двух серег, расположенных в средней части рычага 5 между крайними пластинами. Двуплечий рычаг 7 сборного приводного вала представляет собой конструкцию, выполненную из двух соосно соединенных между собой втулок, имеющих отверстие квадратного сечения, на каждой из которых закреплено по две серьги. Рычаг 5 и двуплечий рычаг 7 расположены на противоположных концах среднего вала 3 и за счет своей конструкции обеспечивают передачу крутящего момента на крайние валы 2.1 и 2.2 закрепленные в подшипниках 4.1 и 4.2. Сборка представленной конструкции осуществляется следующим образом: На раму вагона устанавливается подшипник 4.2 в сборе с валом 2.2, затем двуплечий рычаг 7 и средний вал 3 в сборе со стопором 6, рычагом 5 и подшипником 4.1 с валом 2.1. После болтовой фиксации подшипников 4.1 и 4.2 на средний вал устанавливается с помощью сварки распорный элемент 8, состоящий из двух уголков. Далее в кронштейн рамы шарнирно устанавливается приводной рычаг 9 последовательно соединяемый с коромыслом 11, которое, в свою очередь, шарнирно соединяют с рычагом 5. После установки приводного рычага 9 на раму, через кронштейн с продольным пазом, шарнирно устанавливается цилиндр разгрузки 1 в сборе с возвратной пружиной 13 и блокирующим устройством 12, при этом блокирующее устройство также шарнирно крепится в кронштейне рамы. Шток цилиндра разгрузки 1 подводится к приводному рычагу 9 и шарнирно закрепляется. На концы двуплечего рычага 7 шарнирно устанавливаются тяги 16 и 17, которые шарнирно соединяются с крышками разгрузочных люков Представленный механизм-разгрузки работает следующим образом. В закрытом положении крышек разгрузочных люков, стопор 6, расположенный на приводном валу, своим выступающим зубом 15 находится в зацеплении с выступом 14 блокирующего устройства 12, исключая самопроизвольный поворот приводного вала механизма разгрузки, при этом шток 10 пневматического цилиндра 1 втянут, а сам пневматический цилиндр 1 своим креплением находится в нижней части продольного паза кронштейна, расположенного на кузове вагона-хоппера. При подаче сжатого воздуха в безштоковую (верхнюю) полость пневматического цилиндра 1 разгрузки начитается движение поршня. В начале движения поршня головка штока 10 перемещается вниз и передает усилие через приводной рычаг 9 на коромысло 11 и рычаг 5, образуя крутящий момент на приводном валу. Так как стопор 6 приводного вала находится в зацеплении с выступом 14 блокирующего устройства 12, вращения приводного вала не происходит. При дальнейшем выходе штока 10 корпус пневматического цилиндра 1 начинает подниматься вверх на длину вертикального паза кронштейна. В момент движения корпуса пневматического цилиндра 1 вверх, болт, закрепленный в кронштейне, расположенном на крышке пневматического цилиндра 1, начинает подтягивать блокирующее устройство 12 и отводить его в сторону, при этом выступ 14 блокирующего устройства 12 выходит из зацепления с зубом 15 стопора 6, тем самым позволяя приводному валу начать вращательное движение. При дальнейшем перемещении поршня с головкой штока 10 и вращении приводного вала, двуплечий рычаг 7 переходит через мертвую точку, обеспечивая с помощью изогнутых тяг 16 и 17 открывание обеих крышек разгрузочных люков. При закрывании крышек разгрузочных люков происходит перемещение штока 10 вверх (назад), головка штока упирается в ось-валик центрального приводного рычага 9 и тянет за собой приводной рычаг 9 и коромысло 11, которое, в свою очередь, поворачивает рычаг 5 и приводной вал, производя обратное перемещение системы рычагов на закрытие крышек бункеров вагона-хоппера. Стопор 6, расположенный на приводном валу, совершает вращение вместе с приводным валом. За счет действия возвратной пружины 13 выступ 14 блокирующего устройства прижат к стопору 6 и скользит по его поверхности до момента зацепления с зубом 15 стопора 6. В настоящее время на заявляемую полезную модель разработана конструкторская документация и проведены всесторонние испытания опытных образцов.