Изобретение относится к гидродинамике судов, судостроению и касается снижения сопротивления
трения корпуса судна путем управления турбулентным
пограничным слоем на обшивке корпуса судна. Способ снижения гидродинамического трения обшивки корпуса судна состоит в подаче водного раствора
полимерных добавок в турбулентный пограничный слой
жидкости, обтекающей корпус судна. Высококонцентрированный исходный продукт полимера, например пасту, вводят дозатором в предлопастную зону насоса
системы подачи полимерного раствора, дистрибьютируют
лопастной системой насоса полимерные частицы, раздвигая и дробя продукт взаимодействия пасты с жидкостью, интенсифицируя процесс растворения. При
реализации способа формируют трубопроводами и щелевыми
камерами трехщелевую систему прокачки забортной жидкости, засасывая забортную жидкость насосной системой в зоне вниз или вверх по потоку от щели
подачи водного раствора полимерных добавок. Для
реализации способа воду подают напором другого насоса в пограничный слой судна через наклонную к плоскости обшивки щель, снесенную вниз по потоку
относительно щели подачи водного раствора добавок.
Технический результат реализации изобретения заключается в повышении экономичности эксплуатации судов и подводных аппаратов. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Способ снижения гидродинамического трения обшивки корпуса судна путем подачи водного раствора полимерных добавок
в турбулентный пограничный слой
жидкости, обтекающей корпус судна, отличающийся тем, что высококонцентрированный исходный продукт полимера, например пасту, вводят дозатором в предлопастную зону
насоса системы подачи полимерного
раствора, дистрибьютируют лопастной системой насоса полимерные частицы, раздвигая и дробя продукт взаимодействия пасты с жидкостью, интенсифицируя процесс
растворения, формируют трубопроводами и
щелевыми камерами трехщелевую систему прокачки забортной жидкости, засасывая забортную жидкость насосной системой в зоне вниз или вверх по потоку от щели
подачи водного раствора полимерных добавок,
подавая напором другого насоса в пограничный слой судна через наклонную к плоскости обшивки щель, снесенную вниз по потоку относительно щели подачи водного
раствора добавок.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что регулируют дозатором расход пасты пропорционально скорости судна и заданной весовой концентрации полимера с
надбавкой на 30-50% или более.
Изобретение относится к области гидродинамики, в частности к вопросам управления турбулентным пограничным слоем,
и может быть использовано для уменьшения сопротивления трения корпуса судна или подводного аппарата (ПА), движущихся в жидкости, обеспечения пониженных энергозатрат и решения других сопутствующих
задач ходкости. Известен в гидродинамике способ Желтухина-Жестовского образования гомогенной газоводяной смеси высокой концентрации, который включает засасывание атмосферного воздуха в
зону засасывания насоса гидродинамической трубы и последующее дробление воздуха насосом в лопастной зоне системы прокачки рабочей жидкости. Способ апробирован авторами в 1975 г. и планировался для
использования по обоснованию способов и средств уменьшения гидродинамического трения ПА. Устройство (Гидродинамическая труба) защищено авторским свидетельством 521489, 1976 г.
Используются в родственных областях способы, включающие дробление различных добавок и включений. Так в пожарной технике используется подача пенообразователя пожарным насосом автомобиля через
стационарный пеносмеситель ПС-5, при наличии водоисточника у места пожара (см. Пожарная техника / Под ред. А. Ф. Иванова, 4.2. Пожарные автомобили. М.: Стройиздат, 1988, с.94). Образованная по
данному
способу пена представляет собой ячеисто-пленочную дисперсную систему с упругими стенками. Концентрированная эмульсия содержит не менее 75% газа и препятствует поступлению в зону горения
горючих паров
и газов, в результате чего горение прекращается. Известен в гидромеханике эффект Томса уменьшения гидродинамического трения поверхности при турбулентном течении в водных
растворах
полимерных добавок и достоверные доказательства эффекта для внутренней задачи - течение в трубах и лотках (см., например, Иванюта Ю.Ф., Чекалова Л.А. Экспериментальные исследования
турбулентного
течения в трубе слабых растворов полимеров). Известен способ снижения гидродинамического трения обшивки корпуса судна, который включает подачу раствора полимерных добавок
(раствора ПД)
в напорную линию системы подачи водного раствора ПД, дорастворение водного раствора в камерах дорастворения и последуещее введение (подачу) напором насосной системы подачи готового
раствора заданной
концентрации ПД через наклонную щель в турбулентный пограничный слой на поверхность обшивки корпуса судна (см. Справочник по теории корабля. В 3-х томах / Под ред. Войткунского Я.И.,
т.1, раздел 2,
12, с.265-268 и рис.11.65). Данный способ принят за прототип и часто является тестовым для оценки эффекта снижения сопротивления на телах различной геометрии. Основным
недостатком как
способа-прототипа, так и других известных способов снижения сопротивления, основанных на эффекте Томса, является его относительно низкая эффективность при решении внешней задачи
обтекания
поверхностей. Это объясняется как сложностью кинетики и математического описания процессов, лежащих в основе известного уже почти 50 лет аномального гидродинамического явления, так и
полуэмпирикой
гидродинамики и сложностью согласования параметров многопараметрической системы реализации эффекта в натурных условиях. Отметим для ясности, что задача повышения эффективности данного
способа является
комплексной. Поставленная цель достигается тем, что в известном способе снижения гидродинамического трения обшивки судна путем подачи водного раствора полимерных
добавок в турбулентный
пограничный слой жидкости, обтекающей корпус судна, дополнительно высококонцентрированный исходный продукт полимера, например пасту ПД вводят дозатором в предлопастную зону
насоса системы подачи
раствора ПД, дистрибутируют лопастной системой насоса полимерные частицы, раздвигая и дробя комковатый продукт взаимодействия пасты с жидкостью, интенсифицируя процесс
растворения и дорастворения,
формируют трубопроводами и щелевыми камерами трехщелевую систему прокачки забортной жидкости, засасывая забортную жидкость насосной системой прокачки в зоне вниз или
вверх по потоку от щели подачи
водного раствора ПД, а подавая напором другого насоса в пограничный слой судна через наклонную к плоскости обшивки щель, снесенную вниз по потоку относительно щели
подачи раствора ПД. Кроме того,
регулируют дозатором расход пасты пропорционально скорости судна и заданной весовой концентрации готового водного раствора ПД с надбавкой на 30÷50% или
более. Ведение операций по
предложенному способу и гидродинамическая картина процесса снижения сопротивления отличаются от прототипа. Так операция дистрибутации, как показали стендовые
испытания, проведенные авторами в 1994 г. ,
дает возможность уменьшить энергозатраты в предложенном способе по сравнению с прототипом, что доказано натурными испытаниями опытного образца для решения
внутреннего течения жидкости. Формирование
указанной системы прокачки, как показали теоретические и модельные испытания, позволяют построить квазиоптимальную по указанным параметрам регулирования
систему, что в совокупности и обеспечивает
положительный эффект. Авторами с 1993 г. проведены работы по созданию математической модели явления по заявленному способу, серия модельных и
лабораторно-стендовых испытаний 1994-95
г.г., достоверно подтверждающих, что дополнительный эффект способа по сравнению с прототипом составляет 30% и более. Отметим для ясности, что регулирование
ведут пропорционально скорости, измеряемой
штатным ЛАГом судна, а заданную концентрацию увеличивают на 30-50% в рационально спроектированных системах прокачки, так что при неблагоприятных условиях
течения дополнительный расход исходного
продукта может быть и больше, а к основным факторам, определяющим эффективность способа, относятся: местные числа Rе, характерные толщины погранслоев и
распределений концентраций, геометрия лопастной
системы и элементов системы подачи, характеристики исходного продукта ПД и системы ввода раствора ПД, место и форма заборной щели, распределение
давления по корпусу судна и др.
Реализация заявленного способа иллюстрируется принципиальной схемой, представленной на чертеже. В обшивке 1 корпуса судна выполнены
щелевые камеры 2, 3 и 4. Совместно со щелями 5, 6 и
7, насосами 8 и 9, трубопроводами 10, 11, 12, 13 они представляют собой сформированную систему прокачки забортной жидкости, которая должна отвечать
заданным критериям. Насосная система приводится в
заданное движение регулируемым приводом 14. Дозатор 15 связан информационно-измерительным каналом с ЛАГом судна, линиями 16 и 17 - с напорной линией
и предлопастной зоной насоса 8. В полости 18
дозатора 15 находится исходный продукт - концентрированная паста типа WSR. При движении судна на обшивке 1 его корпуса образуется
пограничный слой жидкости (см. эпюру на чертеже) с
характерными параметрами и профилем скорости Предварительная оценка эффективности заявленного технического решения
проведена авторами с учетом
массогабаритных и энергетических характеристик типовых элементов и схем. По сравнению с прототипом предложенный способ позволяет вплотную приблизиться к кривой Вирка,
обеспечив снижение (относительно
чистой жидкости) гидродинамического трения на 60%. Достоверность прогноза подтверждена буксировочными испытаниями модели для внешней задачи и натурными испытаниями
для внутренней задачи (течение в
трубе) при проведении плановых работ. Планируется конструктивная привязка способа для макетного варианта типового образца и его последующие
испытания.. При запуске
насосов 8 и 9 системы прокачки приводом 14
обеспечивают расчетный режим работы системы прокачки забортной жидкости. Засасывают насосами 8 и 9 через щель 7 забортную воду и через щелевую камеру 4 и
линию 13 с регулятором подают чистую воду
насосом 9 в напорную линию 10, прокачивая ее через щелевую камеру 3, и вводят воду напором насоса 9 в пограничный слой через щель 6, формируя "подстилку" на
обшивке корпуса судна. Дозатором 15 по
линии 17 вводят в предлопастную зону насоса 8 из полости 18 исходный продукт ПД, например пасту высокомолекулярного полимера типа WSR, дистрибутируют лопастной
системой насоса 8 частицы полимера,
раздвигая и дробя комковатый продукт - гель высокой концентрации, интенсифицируя процесс приготовления раствора ПД заданной концентрации. Подают раствор ПД напором
насоса 8 по трубопроводу 11 в
шелевую камеру 2 и, через наклонную к плоскости обшивки 1 щель 5 в турбулентный пограничный слой жидкости. Взаимодействие раствора ПД, "подстилки" и турбулентного
пограничного слоя по данным
теоретической модели течения, в совокупности с указанными выше операциями обеспечивает снижение гидродинамического трения обшивки корпуса судна. Регулирование системы
снижения сопротивления может
осуществляться как в ручном режиме оператором, так и автоматически регулятором.