патент
№ RU 218279
МПК E21F1/14

Ограждающая конструкция вентиляционного канала тоннеля

Авторы:
Данилов Андрей Игоревич
Номер заявки
2023102825
Дата подачи заявки
08.02.2023
Опубликовано
19.05.2023
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

[29]

Полезная модель относится к области строительства транспортных тоннелей, а именно к формированию вентиляционных каналов в них. Техническим результатом является ускорение процесса строительства. Сущность полезной модели заключается в том, что ограждающая конструкция перекрытия вентиляционного канала тоннеля выполнена с возможностью прикрепления к обделке тоннеля. Согласно полезной модели, конструкция содержит центральную балку, выполненную из двутавра и снабженную кронштейнами, предназначенными для крепления центральной балки к обделке потолочной поверхности тоннеля со стороны образуемого вентиляционного канала, а также поперечные балки, расположенные на противоположных сторонах центральной балки под углом к ней. Один конец поперечной балки соединен со стенкой двутавра, а второй ее конец соединен с продольным L-образным профилем, выполненным с возможностью присоединения к обделке боковой стенки тоннеля. К поперечным балкам прикреплены продольные элементы, расположенные вдоль центральной балки и предназначенные для крепления к ним материала обшивки перекрытия. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения

1. Ограждающая конструкция перекрытия вентиляционного канала тоннеля, выполненная с возможностью прикрепления к обделке тоннеля, отличающаяся тем, что содержит центральную балку, выполненную из двутавра и снабженную кронштейнами, предназначенными для крепления центральной балки к обделке потолочной поверхности тоннеля со стороны образуемого вентиляционного канала, а также поперечные балки, расположенные на противоположных сторонах центральной балки под углом к ней, при этом один конец поперечной балки соединен со стенкой двутавра, а второй ее конец соединен с продольным L-образным профилем, выполненным с возможностью присоединения к обделке боковой стенки тоннеля, а к поперечным балкам прикреплены продольные элементы, расположенные вдоль центральной балки и предназначенные для крепления к ним материала обшивки перекрытия.

2. Конструкция по п. 1, отличающаяся тем, что продольные элементы расположены на двух противоположных сторонах поперечных балок с обеспечением возможности крепления обшивки перекрытия как со стороны проезжей части тоннеля, так и со стороны образуемого вентиляционного канала.

3. Конструкция по п. 1, отличающаяся тем, что L-образный профиль снабжен продольной выемкой под уплотнительный шнур.

Описание

[1]

Полезная модель относится к области строительства транспортных автодорожных и железнодорожных тоннелей, а именно, к формированию вентиляционных каналов в них.

[2]

Известна ограждающая конструкция вентиляционного канала тоннеля, выполненная с возможностью прикрепления к обделке тоннеля (см. патент RU №2183239 С1, опуб. 10.06.2002).

[3]

Конструкция выполнена в виде опалубки, заливаемой бетоном. Недостатком известной конструкции является сложность выполнения операций, неудобство по доставке бетона на дальнее расстояние по туннелю, длительная подготовка проведения строительных операций.

[4]

Технической проблемой является ускоренное формирование полости вентиляционного канала простыми средствами, заключающееся в герметичном разграничении части тоннеля по его длине, для чего в заявленной конструкции используют секции, создаваемые из стальных несущих конструкций, предназначенные для последующей их обшивки плитным огнезащитным материалом.

[5]

Техническим результатом является ускорение процесса строительства вентиляционного канала в тоннеле.

[6]

Проблема решается и технический результат достигается тем, что ограждающая конструкция перекрытия вентиляционного канала тоннеля выполнена с возможностью прикрепления к обделке тоннеля, при этом, согласно полезной модели, она содержит центральную балку, выполненную из двутавра и снабженную кронштейнами, предназначенными для крепления центральной балки к обделке потолочной поверхности тоннеля со стороны образуемого вентиляционного канала, а также поперечные балки, расположенные на противоположных сторонах центральной балки под углом к ней, при этом один конец поперечной балки соединен со стенкой двутавра, а второй ее конец соединен с продольным L-образным профилем, снабженным продольной выемкой под уплотнительный шнур и выполненным с возможностью присоединения к обделке боковой стенки тоннеля.

[7]

Технический результат достигается также тем, что продольные элементы могут быть расположены на двух противоположных сторонах поперечных балок с обеспечением возможности крепления огнезащитной обшивки перекрытия как со стороны проезжей части тоннеля, так и со стороны образуемого вентиляционного канала.

[8]

Технический результат достигается также тем, что L-образный профиль может быть снабжен продольной выемкой под уплотнительный шнур.

[9]

Полезная модель поясняется при помощи чертежа, на котором показан перспективный вид предлагаемой ограждающей конструкции, прикрепленной к обделке тоннеля.

[10]

Ограждающая конструкция вентиляционного канала 1 тоннеля 2 выполнена с возможностью прикрепления к обделке 3 тоннеля 2. Конструкция содержит центральную балку 4, выполненную из двутавра и снабженную кронштейнами 5, предназначенными для крепления центральной балки 4 к обделке 3 в потолочной сводовой поверхности тоннеля 2 изнутри образуемого вентиляционного канала 1. Поперечные балки 6 каркаса расположены на противоположных сторонах центральной балки 4 под углом к ней, например, перпендикулярно и, при необходимости, с уклоном. Один конец поперечной балки 6 соединен со стенкой или полкой двутавра центральной балки 4, а второй ее конец 7прикреплен к продольному L-образному профилю 8, снабженному, при необходимости, продольной выемкой под уплотнительный огнезащитный шнур (на чертеже не показаны).

[11]

Уплотнительный огнезащитный шнур предназначен для герметизации образуемого вентиляционного канала 1. L-образный профиль 8 присоединяется к обделке 3 боковой стенки тоннеля 2.

[12]

К поперечным балкам 6 прикреплены продольные элементы 9, выполненные в виде легкого стального профиля, расположенные вдоль, например, параллельно центральной балки 4 и предназначенные для крепления к ним огнезащитного материала обшивки 10 перекрытия.

[13]

Продольные элементы 9 могут быть расположены на двух противоположных сторонах поперечных балок 6 с обеспечением возможности крепления огнезащитной обшивки 10 перекрытия как со стороны проезжей части 11 тоннеля 2, так и внутри образуемого вентиляционного канала 1.

[14]

Центральная балка 4 может быть закреплена к обделке 3 в потолочной поверхности при помощи анкерных кронштейнов 12, закрепленных непосредственно в обделке 3, и талрепов 13, связывающих кронштейн 12 с приварным кронштейном 5 центральной балки 4.

[15]

Полезная модель реализуется следующим образом. При строительстве транспортного тоннеля предусматривается организация вентиляционного канала. Одним из вариантов выполнения вентиляции является создание продольного вентиляционного канала 1 вдоль тоннеля 2, часть внутренней стенки которого выполнена как сектор обделки 3 в сводовой части. Вентиляционный канал 1 образуют путем разграничения внутреннего пространства тоннеля 2 в продольном направлении путем создания горизонтальной ограждающей конструкции. К обделке 3 крепят стальные секции ограждающей конструкции, к которым прикрепляют обшивку 10 из огнезащитных плит, которая, по существу, и образует разделительную поверхность вентиляционного канала 1. При установке секции конструкции двутавр центральной балки 4 крепят за ее кронштейны 5 к обделке 3 в потолочной поверхности свода тоннеля 2 посредством талрепов 13 и анкерных кронштейнов 12. К боковым стенкам обделки 3 тоннеля 2 крепят продольный L-образный профиль 8 с уложенным, при необходимости, в его продольную выемку уплотнительным огнезащитным шнуром, обеспечивая требуемую степень герметизации пространства вентиляционного канала 1 от проезжей части тоннеля 2.

[16]

Такой же огнезащитный шнур монтируется в поперечные деформационные швы.

[17]

Между профилем 8 и стенкой двутавра балки 4 устанавлены поперечные балки 6. К поперечным балкам 6 крепятся продольные элементы 9 из легкого стального профиля, являющиеся обрешеткой для крепления на них огнезащитной обшивки 10 из огнестойких плит, как со стороны проезжей части тоннеля 2, так и со стороны образуемого вентиляционного канала 1.

[18]

Со стороны образуемого вентиляционного канала 1 на огнезащитные плиты монтируются листовые или просечные стальные элементы-полосы для обеспечения равномерного распределения нагрузки на конструкцию и безопасной эксплуатации конструкции вентиляционного канала в присводовой области.

[19]

Морозостойкость и влагостойкость конструкции обеспечивается за счет:

[20]

- антикоррозионных мероприятий к элементам конструкции (горячее/холодное цинкование);

[21]

- применения при использовании влаго-морозостойких огнезащитных плит;

[22]

- применения при использовании влаго-морозостойких утеплителей между поперечными балками для сдвига точки росы во избежание образования конденсата.

[23]

Ограждающая конструкция секции перекрытия вентиляционного канала тоннеля выполнена с возможностью многократного монтажа/демонтажа, при этом:

[24]

- огнезащитные материалы обеспечивают стойкость конструкции к воздействию пожаров в тоннелях как стандартных, так и альтернативных тоннельных, углеводородных, тлеющих пожаров;

[25]

- со стороны транспортной зоны возможно крепление различного оборудования к стальному каркасу сквозь огнезащитные материалы;

[26]

- стальной каркас позволяет легко встраивать в тело конструкции противопожарные/дымовые клапаны и смотровые/технические люки,

[27]

- конструкция позволяет формировать уклоны поверхности со стороны вентиляционного канала как вдоль, так и поперек тоннеля для обеспечения дренажа воды.

[28]

Таким образом, крепление к обделке 3 тоннеля 2 ограждающей конструкции значительно облегчает и ускоряет образование вентиляционных каналов в тоннелях, не требуя организации подвоза бетона вглубь тоннеля, как это делается в уровне техники. При этом конструкция имеет относительно низкий вес и легко конвертируется в иную форму для организации продольных каналов любой формы и размеров.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты