Изобретение относится к насосостроению, в частности к центробежным насосам системы
подачи криогенных компонентов топлива жидкостных ракетных двигательных установок (ЖРДУ). Способ запуска криогенного центробежного насоса с разгрузочной полостью, сообщающейся со входом в насос,
заключается в заливке, раскрутке и прокачке компонента через проточную часть, вспомогательные тракты и разгрузочную полость с последующим возвратом компонента из разгрузочной полости на вход в насос.
Компонент из разгрузочной полости в область давления ниже входного направляют при заливке целиком, а при раскрутке и прокачке - ту часть, при которой газосодержание на входе в насос выше его
критического значения. Возврат всего компонента на вход в насос осуществляют при достижении на выходе из насоса давления, равного номинальному. Способ реализуется в криогенном центробежном насосе,
который содержит корпус с установленным на валу рабочим колесом. Разгрузочная полость колеса сообщена со входом в насос разгрузочными каналами. Разгрузочная полость дополнительно сообщена с областью
давления ниже входного дренажным трубопроводом с установленным в нем нормально закрытым клапаном. Площадь проходного сечения дренажного трубопровода с клапаном составляет не менее половины суммарной
площади проходного сечения разгрузочных каналов. Использование изобретений позволяет повысить надежность запуска криогенного центробежного насоса при условии многократного запуска ЖРДУ на орбите с
одновременным обеспечением экономичности запуска. 2 с.п. ф-лы, 2 ил.
1. Способ запуска криогенного центробежного насоса с разгрузочной полостью, сообщающейся со входом в насос, заключающийся в заливке, раскрутке и прокачке компонента через проточную часть,
вспомогательные тракты и разгрузочную полость с последующим возвратом компонента из разгрузочной полости на вход в насос, отличающийся тем, что компонент из разгрузочной полости в область давления
ниже входного направляют при заливке целиком, а при раскрутке и прокачке - ту часть, при которой газосодержание на входе в насос выше его критического значения, возврат всего компонента на вход в
насос осуществляют при достижении на выходе из насоса давления, равного номинальному. 2. Криогенный центробежный насос, содержащий корпус с установленным на валу рабочим
колесом, разгрузочная полость которого сообщена со входом в насос разгрузочными каналами, отличающийся тем, что в нем разгрузочная полость дополнительно сообщена с областью давления ниже входного
дренажным трубопроводом с установленным в нем нормально закрытым клапаном, при этом площадь проходного сечения дренажного трубопровода с клапаном составляет не менее половины суммарной площади
проходного сечения разгрузочных каналов.
Изобретение относится к насосостроению, а именно
к центробежным насосам системы подачи криогенных компонентов топлива жидкостных ракетных двигателей установок (ЖРДУ), и может быть использовано в отраслях народного хозяйства, где применяются подобные
насосы. У высокоэффективных ЖРДУ с многократным запуском на орбите, работающих на криогенных компонентах топлива, с целью их экономии, запуск системы подачи надо производить практически
без предварительного захолаживания магистралей, рабочих органов насоса и его вспомогательных трактов. Поэтому в начальный период запуска будет происходить интенсивное кипение поступающего во
всасывающую магистраль, проточную часть насоса и в его вспомогательные тракты криогенного компонента топлива за счет отбора тепла от стенок магистрали и от конструкции узлов и деталей, образующих
проточную часть насоса и его вспомогательные тракты. При таком запуске насоса существенное влияние на его работоспособность оказывает наличие парогазовой фазы, попадающей в процессе запуска
непосредственно на вход центробежного колеса. Поступление паровых включений в проточную часть насоса может привести к снижению напора насоса либо к полной потере его работоспособности.
Известен способ запуска криогенного центробежного насоса системы топливоподачи ЖРДУ, в котором для обеспечения бескавитационной работы центробежного насоса в период запуска предварительно захолаживают
подводящий трубопровод и насос (см. книгу: Козлов А.А., Новиков В.Н., Соловьев Е.В. "Системы питания и управления жидкостных ракетных двигательных установок". М.: Машиностроение, 1988, с. 66). Известно также устройство криогенного центробежного насоса, реализующее запуск насоса с предварительным захолаживанием подводящего трубопровода и насоса, содержащее корпус с установленным на
валу рабочим колесом, разгрузочная полость которого сообщена со входом в насос разгрузочными каналами (см. книгу: Овсянников Б. В. Теория и расчет насосов жидкостных ракетных двигателей. М.: Оборонгиз,
1960, фиг. 199 на вклейке между с. 238 и 239). Недостатком этого способа запуска криогенного центробежного насоса и устройства криогенного центробежного насоса является то, что на
захолаживание подводящего трубопровода и насоса требуется значительное время (не менее 10-15 с) и дополнительный расход криогенного компонента. Это существенно удлиняет время запуска насоса, снижает
быстродействие ЖРДУ и ее экономичность, что делает неприемлемым использование этого способа запуска и насоса для ЖРДУ с многократным запуском на орбите. В качестве прототипа способа
запуска криогенного центробежного насоса и устройства насоса приняты способ запуска и реализующая его конструкция, показанная в книге Полиновского А.Ю. и Лещинера Л.Б. Авиационные центробежные
насосные агрегаты, М.: Машиностроение, 1978, с. 132 - 133, рис. 10.4. Способ запуска центробежного насоса по устройству прототипа осуществляется следующим образом. Производят заливку насоса, при этом
часть компонента направляют через проточную часть насоса, а другую часть компонента направляют через разгрузочные каналы в разгрузочную полость. В разгрузочную полость также направляют часть расхода
компонента по вспомогательным трактам насоса для охлаждения и "смазки" подшипника и через уплотнения на ведущем диске рабочего колеса. После заливки начинают раскручивать насос. Давление за насосом
повышается. Это вызывает повышение давления в разгрузочной полости насоса. Когда давление в разгрузочной полости насоса превысит давление на входе в рабочее колесо, изменяют движение компонента из
разгрузочной полости: весь компонент из разгрузочной полости через разгрузочные каналы направляют на вход в насос, при этом еще до выхода на номинальный режим на вход насоса попадает "горячий"
компонент с большой долей паров, что ведет к срыву насоса. Криогенный центробежный насос, принятый за прототип, содержит корпус с установленным на валу рабочим колесом, разгрузочная полость которого
сообщена со входом в насос разгрузочными каналами. Указанные способ и устройство экономичны по сравнению с аналогом, хорошо обеспечивают оптимальные условия "смазки" и охлаждения
подшипника, а также возможность разгрузки ротора от осевых сил на номинальном режиме работы насоса, но имеют существенный недостаток. Он состоит в том, что в начальный момент запуска насоса без
предварительного захолаживания происходит интенсивное кипение поступающего по подводящему трубопроводу, рабочим органам насоса и его вспомогательным трактам криогенного компонента, а рассматриваемые
способ и устройство ни в коей мере не исключает возможность попадания на вход в центробежное колесо "горячего" компонента через разгрузочные каналы, что приводит к срыву режима работы насоса, т.е. к
потере работоспособности насоса. Задачей предлагаемого изобретения является создание способа запуска и конструкция криогенного центробежного насоса, которые бы повысили надежность
запуска. Техническим результатом решения данной задачи является повышение надежности запуска криогенного центробежного насоса при условии многократного запуска ЖРДУ на орбите с
одновременным обеспечением экономичности запуска. Технический результат достигается тем, что в способе запуска криогенного центробежного насоса с разгрузочной полостью, сообщающейся со
входом в насос, заключающемся в заливке, раскрутке и прокачке компонента через проточную часть, вспомогательные тракты и разгрузочную полость с последующим возвратом компонента из разгрузочной полости
на вход в насос, новым является то, что компонент из разгрузочной полости в область давления ниже входного направляют при заливке целиком, а при раскрутке и прокачке - ту часть, при которой
газосодержание на входе в насос выше его критического значения, возврат всего компонента на вход в насос осуществляют при достижении на выходе из насоса давления, равного номинальному.
Способ реализуется конструкцией криогенного центробежного насоса, содержащего корпус с установленным на валу рабочим колесом, разгрузочная полость которого сообщена со входом в насос разгрузочными
каналами, в нем разгрузочная полость дополнительно сообщена с областью давления ниже входного дренажным трубопроводом с установленным в нем нормально закрытым клапаном, при этом площадь проходного
сечения дренажного трубопровода с клапаном составляет не менее половины суммарной площади проходного сечения разгрузочных каналов. Существенным отличием технического решения
предлагаемых способа и устройства являются новые признаки, позволяющие достигнуть повышения надежности запуска криогенного насоса без предварительного захолаживания его конструкции путем уменьшения
количества "горячего" компонента, попадающего на вход центробежного колеса из разгрузочной полости в процессе запуска (за счет дополнительного отвода части компонента из разгрузочной полости по
специально введенному дренажному трубопроводу с клапаном в область с давлением ниже входного от начала запуска насоса до момента достижения номинального давления на выходе из насоса). При этом выброс
компонента через дренажную магистраль с клапаном из разгрузочной полости при заливке, раскрутке и прокачке насоса незначителен ввиду его быстротечности (не более 1 - 1,5 с). В основу
предлагаемого способа запуска криогенного насоса положены известные свойства центробежного насоса. Для центробежных насосов, работающих на компонентах со свободными газовыми включениями, наряду с
давлением на входе в насос Pвх, не менее важной является величина относительного объемного содержания свободного газа в компоненте на входе в насос δвх Qг/Qж, где Qг - объемное количество газа в жидкости, Qж - объемный расход жидкости. Начиная с некоторого критического значения δвхкр, величина
которого зависит от конструктивных и режимных параметров насоса и практически не зависит от давления Pвх, происходит срыв режима работы насоса. При этом увеличение давления Pвх
даже до очень больших значений (Pвх >> 3 кгс/см2) не приводит к восстановлению нормальной работоспособности насоса (см. Т.И. Жукова "Влияние содержания газа в
жидкости на всасывающую способность центробежного насоса" ИВУЗ серия "Нефть и газ" N 4, 1966). В этом случае определяющим параметром является не Pвх, а δвх. Значение Pвх влияет на характеристику насоса только при δвх< δвхкр. Для вновь проектируемого насоса величина δвхкр в
первом приближении известна либо как параметр насоса, с которого моделировался разрабатываемый насос, либо по статистическим данным. Кроме того, величина δвхкр входит в
число основных параметров насоса, которые подлежат обязательному уточнению при экспериментальной отработке и доводке разрабатываемого насоса. В предлагаемом изобретении используется и то свойство
центробежных насосов, что с ростом частоты их вращения (а именно это и имеет место при запуске насоса) пропорционально увеличивается и величина критического газосодержания, при которой сохраняется его
работоспособность (см. книгу "Высокооборотные лопастные насосы", под редакцией д.т.н. Овсянникова Б.В. и д. т. н. Чебаевского В.Ф. М., Машиностроение, 1975, с. 255-256, рис. 4.13, 4.15). Поэтому, чем
в меньшем количестве пар в процессе запуска попадает на вход в центробежный насос и чем выше будут обороты в этот момент, тем надежнее запуск. В устройстве центробежного насоса
предлагаемый способ запуска позволяет реализовать введение дополнительного дренажного трубопровода с клапаном, сообщающего разгрузочную полость с областью давления ниже входного. Как
подтвердили результаты экспериментальной отработки предлагаемого способа запуска и конструкции насоса, площадь проходного сечения дренажного трубопровода с клапаном составляет не менее половины
суммарной площади проходного сечения разгрузочных каналов. Это позволяет обеспечить на входе в насос величину объемного газосодержания меньше критического значения, т.е. повысить надежность запуска
насоса. При проходном сечении дренажного трубопровода с клапаном, меньшим половины суммарной площади проходных сечений разгрузочных отверстий, удаление парогазовой фазы из разгрузочной полости в
область с давлением ниже входного, как показали стендовые испытания, было недостаточным. Это было видно из того, что при существующей схеме двигателя с предложенным насосом при запуске возрастала
температура в газогенераторе до опасной величины, т.к. в газогенератор попадала уменьшенная массовая доля кислорода (из-за срыва режима работы центробежного колеса в связи с тем, что
парогазосодержание на входе в него превышало критическое значение). В результате надежность запуска насоса снижалась (см. фиг. 1, где показано влияние соотношение площадей Fдр/Fразг каналов на температуру в газогенераторе во время запуска насоса при температуре кислорода на входе в насос 91К. Здесь Fдр - площадь проходного сечения дренажного трубопровода с
клапаном, а Fразг каналов - суммарная площадь разгрузочных каналов). На фиг. 1 видно, что при соотношении Fдр/Fразг каналов < 0,5 температура в
газогенераторе (Тгг) достигает опасных значений, которые могут привести к возгоранию конструкции в среде кислорода. Таким образом, предлагаемые способ запуска и центробежный
насос по сравнению с прототипом реализуют изложенное свойство центробежных насосов. Сущность изобретения поясняется чертежом криогенного центробежного насоса, приведенным на фиг. 2,
где Запуск по предлагаемому способу, реализуемому
устройством криогенного насоса, показанного на фиг. 2, осуществляется следующим образом. Перед запуском насоса открывают клапан 8 дренажного трубопровода 7 и до начала раскрутки насоса
при его заливке весь компонент, поступающий в разгрузочную полость через разгрузочные каналы 4, вспомогательные тракты 6 и уплотнения 9, целиком направляют в область с давлением ниже входного. При раскрутке насоса и прокачке компонента через проточную часть насоса 5, его вспомогательные тракты 6 и разгрузочную полость 3 из разгрузочной полости 3 в область с давлением ниже входного
направляют ту часть компонента, при которой газосодержание на входе в насос выше его критического значения. Возврат всего компонента из разгрузочной полости 3 на вход в насос
осуществляют при достижении на выходе из насоса давления, равного номинальному, для чего закрывают клапан 8 на дренажном трубопроводе 7. Данное изобретение при проверке в натурных
условиях позволило обеспечить надежный запуск кислородного центробежного насоса в диапазоне температур кислорода от 90К до 98К, т.е. на 8o выше температуры его кипения при нормальных
условиях. При этом температура в газогенераторе Tгг была ~600oC, а время раскрутки насоса - (0,3 - 0,4) с.
1 - корпус центробежного насоса,
2 - рабочее колесо насоса,
3 - разгрузочная полость,
4 - разгрузочные каналы, сообщающие разгрузочную полость 3 со входом в
рабочее колесо 2,
5 - проточная часть насоса,
6 - вспомогательные тракты насоса,
7 - дренажный трубопровод,
8 - нормально закрытый клапан дренажного трубопровода,
сообщающего разгрузочную полость 3 насоса с областью, давление которой ниже давления на входе в рабочее колесо 2,
9 - уплотнения.