патент
№ RU 2112081
МПК C25C3/08

ФУТЕРОВКА ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА ДЛЯ РАФИНИРОВАНИЯ АЛЮМИНИЯ

Авторы:
Стеблин К.И. Пихутин И.А. Смирнов В.Н.
Все (6)
Номер заявки
96116206/02
Дата подачи заявки
08.08.1996
Опубликовано
27.05.1998
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
5
Реферат

[29]

Изобретение содержит угольную подину и бортовую теплоизоляционную и облицовочную футеровки. 0блицовочная футеровка выполнена однослойной по толщине, а длина горизонтальных стыковочных швов одного уровня не превышает 0,7 периметра футеровки или выполнена монолитной. Это позволит увеличить срок службы футеровки и электролизера, снизить простои на ремонте, повысить годовую производительность и улучшить качество выпускаемого алюминия. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 5 ил.

Формула изобретения

1. Футеровка электролизера для рафинирования алюминия, содержащая угольную подину и бортовую теплоизоляционную и облицовочную футеровки, отличающаяся тем, что облицовочная футеровка выполнена однослойной по толщине и длина горизонтальных стыковочных швов одного уровня в облицовочной футеровке не превышает 0,7 ее периметра.

2. Футеровка по п.1, отличающаяся тем, что однослойная облицовочная футеровка выполнена монолитной.

Описание

[1]

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к получению алюминия высокой чистоты способом электролитического рафинирования, и касается футеровки анодного кожуха электролизера.

[2]

Известна футеровка электролизера для рафинирования алюминия, включающая подовые угольные блоки, бортовую кирпичную футеровку, собранную из вертикально установленных в два слоя магнезитовых кирпичей, закрытых сверху стальным листом, и теплоизоляционный слой, прилегающий к стальному кожуху алюминиевого электролизера ([1], технологическая инструкция ОАО "Краз", N 3-4-82).

[3]

Недостатком указанной конструкции футеровки является ее низкий срок службы, обусловленный проникновением расплавов фтористых солей в швы бортовой футеровки, что вызывает ее разбухание и расширение в вертикальном направлении. В результате деформации бортовой футеровки происходят чрезмерный подъем стального листа, деформация анодного кожуха, выпячивание футеровки внутрь шахты и ее разрушение.

[4]

Другой причиной преждевременного выхода из строя электролизера является сквозное растворение в электролите первого слоя облицовочной футеровки толщиной 150 мм, в результате чего после очередной обрубки гарнисажа происходит выпадание кирпичей первого слоя и отключение по этой причине электролизера на ремонт.

[5]

Известна конструкция рафинировочного электролизера, в которой для снижения деформации бортовой футеровки в вертикальном направлении к продольным стенкам анодного кожуха прикреплены балки, опирающиеся одной своей половиной через стальной лист на бортовую футеровку, а другой на пояс жесткости кожуха [2].

[6]

Предложенная конструкция электролизера хотя и уменьшает деформацию бортовой футеровки, но не устраняет ее полностью. Это связано с тем, что не устранены причины, вызывающие деформацию бортовой футеровки в вертикальном направлении, а именно не устранены полностью или существенно уменьшены в зоне расплава горизонтальные стыковочные швы, в которые проникает электролит. Недостаточная эффективность предложенного решения объясняется также следующим. Металлическая балка, имеющая более высокий температурный коэффициент линейного расширения, чем огнеупор, будет опережать в деформации облицовку из магнезитового кирпича. В результате произойдет полное или частичное снятие натяга, а следовательно, и снижение обжатия футеровки металлической балкой. Кроме того, выполнение футеровки стандартными кирпичами обуславливает низкую степень механизации труда при монтаже футеровки и требует длительного простоя электролизеров на ремонте, что снижает их годовую производительность.

[7]

Задачей изобретения является увеличение срока службы футеровки и электролизера в целом, снижение простоев электролизеров на ремонте, повышение их годовой производительности и улучшение качества выпускаемого алюминия.

[8]

Для выполнения поставленной задачи в конструкции футеровки электролизера для рафинирования алюминия, содержащей угольную подину и бортовую теплоизоляционную и облицовочную футеровки, облицовочная футеровка выполнена однослойной по толщине и длина горизонтальных стыковочных швов одного уровня в облицовочной футеровке не превышает 0,7 ее периметра.

[9]

Кроме того, однослойная облицовочная футеровка может быть выполнена монолитной.

[10]

Выполнение бортовой облицовочной футеровки однослойной толщиной 225 мм вместо известной, состоящей из двух слоев толщиной 150 и 75 мм, увеличивает время сквозного растворения футеровки с 60 до 90 мес. при существующей скорости ее растворения до 2,5 мм/мес.

[11]

Выполнение футеровки таким образом, что длина горизонтальных стыковочных швов одного уровня в облицовочной футеровке не превышает 0,7 ее периметра, позволяет предотвратить ее разбухание в вертикальном направлении.

[12]

Аналогичный эффект достигается и при выполнении однослойной облицовочной футеровки монолитной.

[13]

Предлагаемая футеровка электролизера для рафинирования алюминия изображена на фиг. 1 - 4, которые показывают возможные примеры ее практической реализации.

[14]

На фиг. 1 - 4 показан электролизер для рафинирования алюминия (в разрезе) с предлагаемой футеровкой: на фиг. 1 - бортовая однослойная облицовочная футеровка выполнена с наличием горизонтальных стыковочных швов одного уровня, длиной не превышающих 0,7 периметра футеровки; на фиг. 2, 3 - варианты выполнения однослойной облицовочной футеровки из штучных огнеупорных изделий различной толщины (кирпичи и блоки) с величиной отношения длины горизонтальных стыковочных швов одного уровня к периметру футеровки, близкой к нулю; на фиг. 4 - вариант выполнения однослойной облицовочной футеровки монолитной.

[15]

Электролизер содержит кожух 1, фланцевый лист 2, токоподводящий штырь 3, подовый углеродистый блок 4, цоколь 5, бортовую облицовочную 6 и теплоизоляционную 7 футеровки.

[16]

Примеры конкретного изготовления однослойной облицовочной футеровки с длиной горизонтальных стыковочных швов одного уровня, не превышающей 0,7 ее периметра, осуществляются следующим образом.

[17]

Для выполнения данного варианта футеровки крупногабаритные кирпичи уложены с "перевязкой" горизонтальных швов. На фиг. 1 футеровка выполнена из кирпичей размером 90•225•300 мм и 90•225•450 мм с отношением длины горизонтальных стыковочных швов одного уровня к периметру бортовой облицовочной футеровки, близким к 0,5.

[18]

Уменьшение наполовину протяженности горизонтальных швов практически полностью устраняет вертикальную деформацию бортовой футеровки за счет сил трения между боковыми гранями кирпичей, а ее однослойность увеличивает срок службы электролизера за счет увеличения времени ее растворения.

[19]

Выполнение облицовочной футеровки с величиной отношения длины горизонтальных швов одного уровня к периметру футеровки, близкой к нулю, осуществляется крупногабаритными кирпичами (фиг. 2) или блоками (фиг. 3) длиной не менее глубины шахты электролизера. В данном случае величина отношения длин горизонтальных швов одного уровня к периметру футеровки близка к нулю из-за появления горизонтальных швов (шва) в облицовочной футеровке в районе загрузочного кармана, служащего для периодической подливки нижнего слоя расплава (анодного сплава) в шахте техническим алюминием. На фиг. 1 - 4 фрагмент футеровки в районе кармана не отображен из-за второстепенности информации, не относящейся к формуле изобретения.

[20]

Однослойная монолитная футеровка выполняется следующим образом.

[21]

Вначале в анодном кожухе 1 электролизера монтируется цоколь 5 из красного кирпича, легковесного шамотного кирпича и шамотного кирпича. На цоколь устанавливаются подовые углеродистые блоки 4, на вертикальную стенку кожуха наклеивается слой асбеста и выкладывается теплоизоляционная футеровка 7. На подину по периметру устанавливается металлическая разборная опалубка. В пространстве между теплоизоляционной футеровкой и опалубкой формуется облицовочная цельнонабивная футеровка 6. В качестве огнеупорного материала облицовочной футеровки могут быть использованы поликристаллические порошки оксида магния и алюминия или другие высокоинертные по отношению к расплавам алюминия и фторсолей материалы. После формования облицовочная футеровка проходит первичную сушку при температуре 150 - 250oC, приобретая при этом достаточную технологическую прочность. Затем металлическая опалубка убирается, устанавливается фланцевый лист 2, проводятся окончательная термообработка и пуск электролизера.

[22]

Если облицовочная футеровка выполнена из штучных элементов (блоки, кирпич), то вначале монтируется облицовочная футеровка, а затем теплоизоляционная.

[23]

Зазор между подовым углеродистым блоком и бортовой облицовочной футеровкой во всех случаях забивается подовой массой.

[24]

Зависимость относительной деформации облицовочной бортовой футеровки от отношения длины горизонтальных швов к ее периметру показана на фиг. 5, где ε - относительная деформация; l/n - отношение длины швов к периметру.

[25]

Более высокая стойкость футеровки при соблюдении указанного соотношения обусловлена тем, что деформация растяжения тормозится силой трения, возникающей между кирпичами кладки при их движении в вертикальном направлении. Сила трения, возникающая между кирпичами при их движении, увеличивается при объемном разбухании кирпичей. При отношении l/n больше 0,7 сила трения не оказывает достаточного сопротивления деформации футеровки и подъему фланцевого листа в вертикальном направлении.

[26]

В настоящее время на рафинировочных электролизерах с силой тока 75 кА монтируется однослойная облицовочная футеровка из крупногабаритных кирпичей размерами 90•225•300 мм и 90•225•450 мм по варианту фиг. 1.

[27]

Также промышленно эксплуатируется электролизер с футеровкой, выполненной по варианту фиг. 2, с длиной крупногабаритного кирпича 915 мм и электролизер с футеровкой из блоков размерами 915•630•225 мм. Блоки изготовлены из огнеупорной магнезитовой массы для бортовой облицовочной футеровки рафинировочных электролизеров. Периодически измерялась величина деформации фланцевого листа бортовой облицовочной футеровки в опытном электролизере и в электролизере с известной конструкцией футеровки. Результаты измерений представлены в таблице.

[28]

Из данных таблицы видно, что предложенная конструкция футеровки электролизера АВЧ позволяет существенно уменьшить ее деформацию в процессе эксплуатации и увеличить срок службы футеровки и электролизера в целом. За период эксплуатации электролизера с опытной футеровкой отмечено улучшение качества выпускаемого алюминия. Содержание примесей железа, кремния и меди в алюминии высокой чистоты снизилось в среднем на 15 - 20%.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты