патент
№ RU 2087367
МПК B62K5/02

ТРЕХКОЛЕСНЫЙ ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Авторы:
Теребенин Сергей Николаевич
Номер заявки
95109029/11
Дата подачи заявки
01.06.1995
Опубликовано
20.08.1997
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
7
Реферат

[33]

Использование: в области велосипедного транспорта и для перевозки грузов. Сущность изобретения: трехколесный велосипед для перевозки грузов содержит раму, руль, вертикальная ось которого установлена с возможностью поворота в подшипниковом узле, размещенном на раме, переднее колесо, два задних колеса, педальный привод, тормозную систему колес и кинематическую связь, соединяющую педальный привод с передним колесом, консольно установленным на коленчатом рычаге 26, вертикальная ось которого установлена с возможностью поворота в дополнительном подшипниковом узле. Кинематическая связь содержит обгонную муфту и два элемента, один из которых выполнен в виде двойного сферического шарнирного четырехзвенника, состоящего из установленных и выполненных особым способом колец, а другой элемент представляет собой многоступенчатую цилиндрическую зубчатую передачу с рядовым соединением шестерен. Задние колеса выполнены с диаметром, меньшим диаметра переднего колеса, и установлены между собой на расстоянии, превышающем поперечные размеры рамы. Вертикальные оси руля и переднего колеса разнесены по ширине велосипеда, имеют выступы и соединены шарнирной тягой 15, образуя вместе с рамой шарнирный четырехзвенный механизм. Тормозная система содержит рукоять, клещи и снабжена расположенными особым способом ползунами и кулачками по числу колес, балкой и двуплечим рычагом с тормозной педалью. 8 ил.

Формула изобретения

Трехколесный велосипед для перевозки грузов, содержащий раму, руль, вертикальная ось которого установлена с возможностью поворота в подшипниковом узле, размещенном на раме, переднее поворотное колесо, два задних колеса, педальный привод, тормозную систему колес, имеющую клещи и рукоять, кинематическую связь, имеющую обгонную муфту, отличающийся тем, что он снабжен дополнительным подшипниковым узлом, шарнирной тягой и коленчатым рычагом, на котором консольно установлено переднее поворотное колесо, соединенное с педальным приводом посредством указанной кинематической связи, в которой установлены два элемента, при этом один из элементов выполнен в виде двойного сферического шарнирного четырехзвенника, имеющего кольца со сферической наружной поверхностью и цилиндрической внутренней поверхностью, расположенные с зазором относительно друг друга, причем контакт между любыми двумя смежными кольцами выполнен посредством двух диаметрально расположенных шариков, размещенных наполовину в одном кольце, наполовину в другом, а другой элемент выполнен в виде многоступенчатой цилиндрической зубчатой передачи с рядовым соединением шестерен, задние колеса выполнены с диаметром, меньшим диаметра переднего колеса, и установлены между собой на расстоянии, превышающем поперечные размеры рамы, при этом вертикальные оси руля и переднего колеса разнесены по ширине велосипеда, имеют выступы и соединения шарнирной тягой с образованием вместе с рамой другого шарнирного четырехзвенного механизма, указанная тормозная система снабжена ползунами и кулачками по числу колес, балкой и двуплечим рычагом с тормозной педалью, расположенной на одной из плеч рычага, другое плечо которого соединено с серединой балки с образованием кинематической пары шар-цилиндр, причем внутри каждого ползуна в поперечном направлении выполнен паз, в котором установлен кулачок, для образования с ползуном одноподвижной поступательной кинематической пары, при этом ползун тормозной системы каждого из задних колес соединен с соответствующим концом балки кинематической парой шар-цилиндр, а ползун тормозной системы переднего колеса соединен посредством тяги с рукоятью тормозной системы.

Описание

[1]

Изобретение относится к области велосипедного транспорта и может быть использовано для перевозки грузов.

[2]

Известна конструкция трехколесного велосипеда с одним передним колесом (а. с СССР 1643305, кл. B 62 M 1/12, 1988) и двумя неприводными задними колесами. Переднее колесо приводится в движение с помощью рычагов. В этой конструкции есть маленький отсек для перевозки грузов, расположенный сзади. Такой велосипед может перевозить грузы только сравнительно малого веса и длины.

[3]

Известна конструкция трехколесного велосипеда (патент США N 4917396, кл. B 62 K 5/00, 1987) с двумя передними неприводимыми колесами и приводным задним колесом. В данной конструкции предусматривается контейнер для перевозки грузов, расположенный впереди велосипеда. Однако указанная конструкция не позволяет перевозить длинномерные грузы.

[4]

Известна конструкция велосипеда с боковым прицепом, в комплексе представляющих трехколесный (патент ФРГ N 3915097, кл. B 62 K 5/02, 1981), являющаяся прототипом предлагаемого изобретения и содержащая раму, руль, вертикальная ось которого установлена с возможностью поворота в подшипниковом узле, размещенном на раме, переднее поворотное колесо, два задних колеса, педальный привод, имеющий кинематическую связь с задним приводным колесом, содержащую обгонную муфту и цепную передачу, тормозную систему переднего и заднего колес, имеющую рукояти, тросики и клещи.

[5]

Эта конструкция велосипеда позволяет перевозить грузы сравнительно небольшого веса и длины, так как кинематическая связь педального привода с приводным колесом и тормозная система велосипеда не предназначены для езды с грузом большого веса и длины. К тому же, центр веса конструкции не обеспечивает устойчивости.

[6]

Задачей изобретения является создание велосипеда для перевозки грузов с более широкими функциональными возможностями за счет обеспечения возможности перевозки грузов большой длины и большого веса.

[7]

Это достигается тем, что трехколесный велосипед для перевозки грузов, содержащий раму, руль, вертикальная ось которого установлена с возможностью поворота в подшипниковом узле, размещенном на раме, переднее поворотное колесо, два задних колеса, педальный привод, тормозную систему, имеющую клещи и рукоять, и кинематическую связь, имеющую обгонную муфту, снабжен дополнительным подшипниковым узлом, шарнирной тягой и коленчатым рычагом, на котором консольно установлено переднее поворотное колесо, соединенное с педальным приводом посредством кинематической связи, в которую введены два элемента. Один из элементов выполнен в виде двойного сферического шарнирного четырехзвенника, состоящего из колец, имеющих сферическую наружную поверхность и цилиндрическую внутреннюю поверхность, расположенных с зазором относительно друг друга, причем контакт между любыми двумя смежными кольцами осуществлен посредством двух диаметрально расположенных шариков, размещенных наполовину в одном кольце, наполовину в другом, а другой элемент представляет собой многоступенчатую цилиндрическую зубчатую передачу с рядовым соединением шестерен. Задние колеса выполнены с диаметром, меньшим диаметра переднего колеса, и установлены между собой на расстоянии, превышающем поперечные размеры рамы. Вертикальные оси руля и переднего колеса разнесены по ширине велосипеда, имеют выступы и соединены шарнирной тягой, образуя вместе с рамой шарнирный четырехзвенный механизм. Указанная тормозная система колес снабжена ползунами и кулачками по числу колес, балкой и двуплечим рычагом с тормозной педалью, расположенной на одном из плеч рычага, другое плечо которого соединено с серединой балки, образуя кинематическую пару шар-цилиндр, причем внутри каждого ползуна в поперечном направлении выполнен паз, в котором установлен кулачок, образующий с ползуном одноподвижную поступательную кинематическую пару, при этом ползун тормозной системы каждого из задних колес соединен с соответствующим концом балки кинематической парой шар-цилиндр, а ползун тормозной системы переднего колеса соединен посредством тяги с рукояткой тормозной системы.

[8]

На фиг. 1 показан главный вид велосипеда; на фиг. 2 вид А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез В-В на фиг. 1; на фиг. 4 сечение Д-Д на фиг. 3; на фиг. 5 - сечение Е-Е на фиг. 3; на фиг. 6 разрез С-С на фиг. 1; на фиг. 7 разрез Г-Г на фиг. 6; на фиг. 8 кинематическая схема тормозной системы задних колес.

[9]

Трехколесный велосипед содержит трубчатую раму 1 /фиг. 1/. На раме 1 с возможностью регулировки по высоте установлено сиденье 2 водителя. К задней части рамы 1 неподвижно прикреплена балка 3 с задними колесами 4. Также в задней части рамы 1 установлен неподвижно кронштейн 5 с осью 6 и поворотным двуплечим рычагом 7. В середине рамы 1 смонтирован педальный привод, состоящий из поворотной оси 8, кривошипов 9, поворотных педалей 10. В передней части рамы 1 закреплен подшипниковый узел 11, в котором с возможностью поворота установлен руль, состоящий из поперечной трубки 12 и вертикальной оси 13. На оси 13 закреплен выступ 14, периферийный конец которого соединен с возможностью поворота относительно шарнирной тяги 15. Также в передней части рамы 1 установлено поворотное приводное колесо 16. Между педальным приводом и приводным колесом 16 установлены с возможностью вращения цилиндрические зубчатые шестерни 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23. Шестерня 17 установлена неподвижно по отношению к кривошипам 9 и оси 8. Шестерни 20 и 21 жестко соединены в единый блок. Также в едином блоке смонтированы шестерни 22 и 23.

[10]

На раме 1 закреплена тонкая обшивка 24. С помощью обшивки 24 на велосипеде образуется площадка 25 /фиг. 2/, предназначенная для перевозки длинномерных грузов.

[11]

Переднее колесо 16 установлено с возможностью вращения на коленчатом рычаге 26 /фиг. 2/, имеющем вертикальную ось 27. На верхнем конце вертикальной оси 27 имеется выступ 28, периферийный конец которого соединен с возможностью поворота с шарнирной тягой 15. Рама 1, выступы 14 и 28, а также шарнирная тяга 15 представляют собой шарнирный четырехзвенник. Размещено переднее колесо 16 таким образом, чтобы плоскость 29, проведенная через центр колеса 16 и ось 27 перпендикулярно линии 30, соединяющей центры задних колес 4, делила расстояние между задними колесами 4 пополам.

[12]

На одном плече двуплечего рычага 7 закреплена тормозная педаль 31, на другом плече имеется шаровой выступ 32. Шаровой выступ 32 входит без зазора в цилиндрическое отверстие 33 балки 34.

[13]

Блок, состоящий из шестерен 22 и 23, размещен с возможностью осевого перемещения на валу 35. Вал 35 кинематически соединен с колесом 16 через обгонную муфту 36 и двойной сферический шарнирный четырехзвенник 37.

[14]

Вертикальная ось 27 коленчатого рычага 26 установлена с возможностью поворота в подшипниковом узле /фиг. 3/, неподвижно установленном на раме 1. В нижней части коленчатого рычага 26 выполнено гнездо 39, охватывающее с возможностью вращения ось 40, принадлежащую колесу 16.

[15]

Подшипниковые узлы 38 и 11 размещены на раме 1 так, что ось 13 руля и ось 27 коленчатого рычага 26 параллельны друг друга.

[16]

Вал 35 установлен с возможностью вращения в гнездах каркаса 41, закрепленного на раме 1. Совместное вращение вала 36 и блока шестерен 22, 23, обеспечивается шпонкой 42, выполненной в виде пальца, имеющего лыски 43 в местах соприкосновения с пазом 44 вала 35. Палец-шпонка 42 проходит без зазора сквозь тягу 45, входящую в отверстие 46 вала 35. Тяга 45 выполнена в виде пальца, имеющего буртик 47, в проточку которого входят ролики 48, закрепленные на поворотном рычаге 49 переключения передач. Фиксация блока шестерен 22, 23 на валу 35 осуществляется шариковым фиксатором /не показан/. В зависимости от положения блока шестерен на валу 35 могут находиться в зацеплении две различные пары шестерен. Если блок шестерен находится в среднем положении, то зацепления шестерен нет.

[17]

Обгонная муфта установлена на консольном конце вала 35, имеющего буртик 50, в проточке которого размещены поворотные собачки 51. Кроме того, обгонная муфта включает в себя корпус 52, установленный с возможностью вращения на валу 35. С одной стороны на корпусе 52 закреплено храповое колесо 53, с другой неподвижно закреплен фланцевый палец 54, имеющий шпонку 55.

[18]

Двойной сферический шарнирный четырехзвенник /шарнир Гука/ размещен между обгонной муфтой и фланцевой осью 40 переднего колеса 16. Первый сферический шарнирный четырехзвенник 56 размещен в центре колеса 16 и состоит из колец 57, 58 и 59, имеющих наружную поверхность, сферическую, внутреннюю - цилиндрическую. Кольца расположены одно в другом с зазором. Второй сферический шарнирный четырехзвенник 60 находится вне колеса 16 и смещен в сторону обгонной муфты. Конструкция второго четырехзвенника аналогична конструкции первого, причем наружное кольцо второго четырехзвенника и внутреннее кольцо 59 первого выполнены в виде одной детали. Подсоединение шарнирных четырехзвенников 56 и 60 к колесу 16 и обгонной муфте осуществляется с помощью наружного кольца 57 первого четырехзвенника 56 и внутреннего кольца 61 второго четырехзвенника 60, причем кольцо 57 неподвижно связано с колесом 16, а кольцо 61 охватывает палец 54 с возможностью осевого перемещения.

[19]

Тяга 62 соединена с ползуном /не обозначен/ тормозной системы переднего колеса 16.

[20]

Зацепление обгонной муфты осуществляется за счет вхождения подпружиненных поворотных собачек 51 (фиг. 4) в пазы 63 храпового колеса 53. Оси 64 собачек 51 закреплены в кольцевой проточке буртика 50 вала 35.

[21]

Между смежными кольцами шарнирных сферических четырехзвенников установлены шарики 65 /фиг. 5/. Любые два смежных кольца соединены между собой двумя диаметрально расположенными шариками 65, причем каждый шарик размещен наполовину в одном кольце, наполовину в другом. Для удобства сборки периферийная сторона каждого шарика 65 размещена в резьбовом пальце 66.

[22]

Задние колеса 4 установлены на балке 3 с возможностью вращения на осях 67 /фиг. 6/, консольно закрепленных на балке 3, причем оси 67 охватывают ступицы 68, принадлежащие колесам 4. На концах балки 34 выполнены шаровые выступы 68, расположенные без зазора в цилиндрических отверстиях 70 ползунов 71, установленных с возможностью перемещения в вертикальном направлении в направляющих 72, закрепленных на балке 3.

[23]

В пазах 73 /фиг. 7/ ползунов 71 установлены с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном возможному перемещению ползунов 71, кулачки 74, выполненные в виде дисков. С каждым из кулачков-дисков 74 соприкасаются ролики 75, установленные с возможностью вращения на осях 76, закрепленных на одном из плеч двуплечих рычагов 77. Каждый из двуплечих рычагов 77 установлен с возможностью поворота на оси 78, закрепленной на балке 3. На другом плече каждого двуплечего рычага 77 закреплена тормозная колодка 79, размещенная на периферии ступицы 68. Описанные ползуны 71, диски 74 и двуплечие рычаги 77 являются составляющими кулачковых механизмов, содержащихся в тормозной системе для задних колес. Аналогичный кулачковый механизм имеется и в тормозной системе для переднего колеса.

[24]

Полная тормозная система для задних колес включает в себя двуплечий рычаг 7 /фиг. 8/ с тормозной педалью 31, балку 3, ползуны 71, кулачки-диски 74, двуплечие рычаги 77 с тормозными колодками 79.

[25]

Функционируют механизмы трехколесного велосипеда следующим образом.

[26]

Движение велосипеда начинается после приложения усилий водителя к педалям 10 педального привода. При этом крутящий момент от ведущей шестерни 17 передается через ведомые шестерни 18, 19 и одну из шестерен 20, 21 одной из шестерен 22, 23 подвижного блока, а следовательно и валу 35, корпусу 52 обгонной муфты 36, кольцам двойного сферического шарнирного четырехзвенника 37 и, наконец, переднему колесу 16.

[27]

Переключение передач осуществляется перемещением блока шестерен 22, 23 вдоль вала 35 рычагом 49 переключения передач.

[28]

Поворот переднего колеса 16 производится поворотом руля через шарнирный четырехзвенник, состоящий из рамы 1, выступов 14, 28 и тяги 15.

[29]

При повороте колеса 16 первый сферический шарнирный четырехзвенник 56 позволяет передавать крутящий момент от педального привода. Второй сферический шарнирный четырехзвенник 60 компенсирует неточности установки вала 35 по отношению к оси 40 переднего колеса 16.

[30]

Обгонная муфта 36 работает в режиме проскальзывания собачек 51 по отношению к пазам 63 лишь во время вращения колеса 16 с большей угловой скоростью, чем угловая скорость вала 35, создаваемая водителем.

[31]

Торможение переднего колеса 16 осуществляется поворотом рукояти /не показана/, которая через тягу 62 перемещает ползун /не обозначен/ кулачкового механизма, тормозные колодки которого создают тормозной момент на наружной поверхности храпового колеса 53.

[32]

При торможении задних колес усилие, создаваемое водителем на педали 31, передается на середину балки 34, и далее на ползуны 71 кулачковых механизмов. Ползуны 71 через диски 74 воздействуют на ролики 75 двуплечих рычагов 77, которые с помощью тормозных колодок 79 создают тормозной момент на ступицах 68 задних колес 7.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты