патент
№ RU 2068519
МПК F16H55/00

УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ КОСОЗУБОГО ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА НА ВАЛУ

Авторы:
Павленко П.Д.
Номер заявки
92000524/28
Дата подачи заявки
04.10.1992
Опубликовано
27.10.1996
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

[13]

Использование: в машиностроении, в редукторостроении. Сущность изобретения: косозубое зубчатое колесо установлено на вал, на котором для передачи крутящего момента на участке под колесом нарезаны косозубые прямобочные или эвольвентные шлицы с определенными геометрическими параметрами. Направления осевых сил, возникающих в зацеплениях зубчатых колес передачи, и зубчатое колесо-вал противоположны, что достигается за счет нарезания шлиц в направлении, противоположном направлению зубьев колеса. Осевая сила передачи компенсируется осевой силой, возникающей в шлицевом зацеплении колесо-вал. При этом нет необходимости фиксировать колесо в осевом направлении. 1 ил.

Формула изобретения

Узел крепления косозубого зубчатого колеса на валу, содержащий косозубое шлицевое соединение вала и колеса, отличающийся тем, что шлицы противоположно направлены зубьям колеса, а геометрические параметры шлицевого соединения и зубчатого колеса удовлетворяют соотношению:

где m' модуль шлицевого зацепления вал-колесо;
Z' число шлиц;
f коэффициент трения в шлицевом зацеплении;
α угол профиля шлицы;
b угол наклона наружных зубьев колеса;
m модуль наружного зацепления колеса;
Z число зубьев колеса.

Описание

[1]

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в редукторостроении.

[2]

Известны узлы крепления зубчатого колеса на вал, в которых для передачи крутящего момента используются шлицевые соединения [1] На валу и в отверстии зубчатого колеса нарезают шлицы, а для осевой фиксации колеса на валу выполняют буртик, канавку под фиксаторное кольцо или нарезают резьбу для упорной гайки. Эти дополнительные элементы являются концентраторами напряжений на валу, ослабляют его сечения, а буртик увеличивает диаметр заготовки вала.

[3]

Известен и другой узел крепления косозубого зубчатого колеса на валу [2] в котором косозубое колесо посажено на вал посредством винтовых шлицев. Он наиболее близок к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Однако и для него характерны вышеописанные недостатки.

[4]

Целью изобретения является повышение надежности вала и снижение диаметра его заготовки.

[5]

Указанная цель достигается тем, что косозубое зубчатое колесо установлено на вал, на котором для передачи крутящего момента на участке под колесом нарезаны косозубые прямобочные или эвольвентные шлицы с определенными геометрическими параметрами.

[6]

На чертеже представлено сечение узла крепления зубчатого колеса на вал.

[7]

Косозубое зубчатое колесо 1, наружные зубья которого выполнены с углом наклона, установлено на косозубых шлицах вала 2 и зафиксировано на нем распорными кольцами 3 и 4. Наружные зубья колеса 1 имеют угол наклона, противоположный углу наклона шлицев вала 2. Вал 2 на корпус 5 установлен при помощи радиальных подшипников 6 и 7, которые в осевом направлении фиксируются крышками 8 и 9, закрепленными на корпусе 5 болтами 10.

[8]

Направления осевых сил, возникающих в зацеплениях зубчатых колес передачи и зубчатое колесо -вал противоположны, что достигается за счет нарезания шлиц в противоположном направлении направлению зубьев колеса. Осевая сила передачи при этом компенсируется осевой силой, возникающей в шлицевом зацеплении колесо-вал, для чего параметры зацепления подобраны таким образом, что удовлетворяют соотношению

где m' модуль шлицевого зацепления вал-колесо;
Z' число шлиц;
f коэффициент трения в шлицевом зацеплении;
α угол профиля шлицы;
b угол наклона наружных зубьев колеса;
m модуль наружного зацепления колеса;
Z число зубьев колеса.

[9]

Узел крепления работает следующим образом.

[10]

Крутящий момент от косозубого колеса 1 передается на вал 2 при помощи косозубого шлицевого соединения вала с колесом. Осевая сила Fa, возникающая за счет наклона зубьев под углом b, направлена противоположно осевой силе, создающейся в зацеплении колесо-вал из-за нарезания шлиц под углом наклона g к оси вала. Осевые силы в наружном и во внутреннем зацеплении колеса равны и он находится в равновесии в осевом направлении.

[11]

Источники информации
1. Орлов П.И. Основы конструирования. М. Машиностроение, 1988, стр. 280 287.

[12]

Решетов Д.Н. Детали машин. М. Машиностроение, 1974, стр. 174.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты