патент
№ RU 2047538
МПК B63B39/03

ПАССИВНЫЙ УСПОКОИТЕЛЬ БОРТОВОЙ КАЧКИ СУДНА

Авторы:
Цыганков Геннадий Иванович[KZ]
Номер заявки
5027822/11
Дата подачи заявки
19.02.1992
Опубликовано
10.11.1995
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
2
Реферат

[14]

Использование: судостроение. Сущность изобретения: успокоитель бортовой качки судна включает горизонтальные емкости 1, оборудованные клапанными устройствами 6 и 7, и вертикальные каналы 3 прямоугольной формы, сообщающиеся через нижние вырезы 4 и днище 5 с забортной водой, служащей рабочей жидкостью успокоителя. Устройства 6 и 7 обеспечивают или полное заполнение бортовых цистерн рабочей жидкостью, которая создает при качке дополнительные восстанавливающие моменты за счет смещения центра тяжести судна в сторону, противоположную кренению, или вытеснение рабочей жидкости из бортовых цистерн аварийно накрененного борта сжатым воздухом или CO2 для использования их в дальнейшем в качестве понтонов. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения

1. ПАССИВНЫЙ УСПОКОИТЕЛЬ БОРТОВОЙ КАЧКИ СУДНА, содержащий заполненные рабочей жидкостью бортовые цистерны, в нижней части которых выполнены вырезы для сообщения их с забортной водой, отличающийся тем, что в верхней части каждой бортовой цистерны установлено клапанное устройство, сообщающее внутреннюю полость цистерны с внешней средой.

2. Успокоитель по п. 1, отличающийся тем, что в верхней части каждой бортовой цистерны установлено клапанное устройство одностороннего действия для сообщения внутренней полости цистерны с источником сжатого воздуха.

Описание

[1]

Изобретение относится к судостроению, в частности, к успокоителям бортовой качки судна.

[2]

Известны пассивные успокоители бортовой качки судна, представляющие из себя цистерны Фрама 2-го рода, размещенные по обоим бортам судна, состоящие из трех отдельных секций каждая и имеющие по 14 забортных отверстий. Соответственные цистерны противоположных бортов соединены между собой воздухопроводом с дроссельным клапаном [1]
Известен успокоитель бортовой качки судна, содержащий заполненные рабочей жидкостью бортовые цистерны, в нижней части которых выполнены вырезы. Данный успокоитель принят за прототип [2]
Однако подобные успокоители качки не обеспечивают достаточной эффективности гашения колебаний судна и существенно усложняют его конструкцию.

[3]

Кроме того, открытые цистерны успокоителя оказывают отрицательное воздействие на скорость хода судна и его непотопляемость, поскольку вытекающая из цистерн вода безвозвратно рассеивает энергию, которую она приобрела в результате движения с судном, и при непрерывном обновлении массы воды цистерн теряется кинетическая энергия судна.

[4]

Технический результат достигается тем, что в известном успокоителе в верхней части каждой бортовой цистерны установлено клапанное устройство, сообщающее внутреннюю полость цистерны с внешней средой.

[5]

Кроме того, в верхней части каждой бортовой цистерны установлено клапанное устройство одностороннего действия для сообщения внутренней полости цистерны с источником сжатого воздуха.

[6]

На фиг. 1 схематично изображено судно с размещенными на нем бортовыми цистернами; на фиг. 2 конструкция успокоителя; на фиг. 3 принцип действия успокоителя.

[7]

Успокоитель бортовой качки судна содержит бортовые цистерны, состоящие из горизонтальных емкостей 1, установленных на уровне ватерлинии 2, и вертикальных каналов 3 прямоугольного сечения, сообщающихся с забортной водой через вырезы 4 в днище 5 судна. Цистерны устанавливаются попарно по левому и правому бортам судна и их число зависит от количества водонепроницаемых переборок между трюмами.

[8]

В верхней части каждой емкости 1 установлены клапанные устройства с клапанами 6 для заполнения цистерн жидкостью, в частности забортной водой, и клапанами 7 для заполнения цистерн сжатым воздухом или СО2 для вытеснения из них жидкости 8. Управление клапанным устройством осуществляется по командам с ходового мостика.

[9]

Успокоитель качки работает следующим образом.

[10]

В походном положении цистерны обоих бортов полностью заполнены забортной водой или другой жидкостью.

[11]

При накренении судна, например, на левый борт при закрытых клапанах 6 и 7 часть жидкости 8 в поднимающихся при крене цистернах правого борта увлекается вверх выше уровня забортной воды и своим весом совершает работу, в то время как жидкость цистерн левого борта, находящаяся ниже уровня забортной воды, практически не обладает весом. Вследствие этого происходит перемещение центра тяжести судна в сторону, противоположную кренению, на чем основано использование всех пассивных гравитационных успокоителей, и это перемещение создает восстанавливающий равновесие судна момент. Поскольку вес жидкости 8 цистерн правого борта, совершающий работу, не постоянный и исчезает при восстановлении равновесия судна, то в этом случае отсутствует инерция, которая способствует раскачиванию судна. При накренении судна на правый борт, восстанавливающий момент создает масса жидкости 8 цистерн левого борта, оказывающаяся выше уровня забортной воды.

[12]

В аварийных ситуациях, когда восстанавливающего момента явно недостаточно для прекращения кренения судна по команде с ходового мостика одна или несколько бортовых цистерн успокоителя качки аварийно накрененного борта заполняются сжатым воздухом или СО2, вытесняя находящуюся в них жидкость. В результате этого цистерны служат как понтоны, создавая дополнительную выталкивающую силу, противоположную кренящему моменту.

[13]

Для увеличения автономности плавания без ущерба для полезной емкости грузовых трюмов судна бортовые цистерны успокоителя могут на 70-80% заполняться расходуемым во время плавания судовой двигательной установкой жидким топливом. Поскольку жидкое топливо имеет положительную плавучесть и с водой не смешивается, то создаваемый подпор забортной воды в вертикальном канале бортовой цистерны препятствует загрязнению окружающей судно водной поверхности. По мере расхода жидкого топлива освобождающийся объем цистерн успокоителя заполняется забортной водой.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты