патент
№ RU 203870
МПК E02D17/04

СБОРОЧНАЯ ЕДИНИЦА ФОРШАХТЫ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Авторы:
Преснов Олег Михайлович
Номер заявки
2020134386
Дата подачи заявки
19.10.2020
Опубликовано
23.04.2021
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

Полезная модель относится к области строительства и может быть использована для укрепления котлованов и траншей. Технический результат, достигаемый при реализации полезной модели, заключается в повышении эффективности форшахты многоразового использования за счет снижения трудозатрат при монтаже, а также в расширении арсенала форшахт. Для достижения технического результата предложена сборочная единица форшахты многоразового использования, обеспечивающая устойчивость верхней части рабочей траншеи против обрушения в процессе ее разработки, содержащая поверхности для контактирования с грунтом с возможностью обеспечения устойчивого положения и направляющую вертикальную стенку для формирования траншеи. Новым является то, что она выполнена из двух шарнирно соединенных плит (1, 2), образующих в рабочем состоянии Г-образную конфигурацию с возможностью фиксации ее в грунте стержнеобразными фиксаторами (3), устанавливаемыми через предварительно выполненные в плитах отверстия (4), а шарнирное соединение плит, в частности, выполнено с помощью металлических колец (5), обеспечивающих вращение плит относительно осей колец на 360 градусов. При этом кольца (5) пропущены через симметрично расположенные сквозные отверстия (6) в плитах, выполненные вблизи боковых стыкуемых поверхностей плит.1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения

1. Сборочная единица форшахты многоразового использования, обеспечивающая устойчивость верхней части рабочей траншеи против обрушения в процессе ее разработки, отличающаяся тем, что выполнена из двух шарнирно соединенных горизонтальной и вертикальной плит, образующих в рабочем состоянии Г-образную конфигурацию, при этом горизонтальная плита в рабочем положении предназначена для контактирования своей поверхностью с грунтом для обеспечения ее устойчивого положения, а вертикальная плита в рабочем положении обеспечивает вертикальность стенки при формировании траншеи, при этом плиты имеют отверстия для фиксации ее в грунте стержнеобразными фиксаторами.

2. Сборочная единица форшахты многоразового использования по п. 1, отличающаяся тем, что шарнирное соединение плит выполнено с помощью металлических колец, обеспечивающих вращение плит относительно осей колец на 360 градусов, при этом кольца пропущены через симметрично расположенные сквозные отверстия в плитах, выполненные вблизи боковых стыкуемых поверхностей плит.

Описание

[1]

Полезная модель относится к области строительства и может быть использована для укрепления котлованов и траншей.

[2]

Известна железобетонная форшахта многократного применения, содержащая универсальные смежные сборные железобетонные элементы Г-образного сечения со шпонками с одного торца элементов и штрабами с другого торца, при этом элементы форшахты состыкованы посредством не менее двух армированных шпонок, заведенных в штрабы, а на верхних ребрах сборной форшахты в одной плоскости с поверхностью бетона смонтированы металлические закладные уголки с анкеровкой в бетон, причем для обеспечения жесткости сборной форшахты металлические уголки соединены в стыках металлическими накладками с помощью сварных соединений (Патент РФ №2639766 С1, дата приоритета 10.02.2017, дата публикации 22.12.2017, авторы: Тамразян А.Г. и др., RU).

[3]

Недостатком известного аналога является повышенные трудозатраты при монтаже, связанные с выполнением соосной стыковки железобетонных элементов Г-образного сечения с помощью шпонок и штраб, а также с использованием специальной техники.

[4]

В качестве прототипа принята форшахта, обеспечивающая устойчивость верхней части рабочей траншеи против обрушения в процессе ее разработки, содержащая поверхности для контактирования с грунтом с возможностью обеспечения устойчивого положения и направляющую вертикальную стенку для формирования траншеи, при этом форшахта выполнена в виде сборочной единицы, содержащей в основании прокатный металлический швеллер, обращенный ребрами к поверхности грунта, а на внешней стороне стенки швеллера, соединяющей ребра, установлен деревянный брус, который жестко закреплен к швеллеру с помощью двойных дверных петель, имеющих три крыла, охватывающих деревянный брус с противоположных сторон равномерно по длине бруса в чередующемся порядке, при этом двойные дверные петли одним крылом, являющимся нижним, жестко закреплены на указанной стенке швеллера с помощью сварного соединения, а третьим крылом, являющимся верхним, петли закреплены на деревянном брусе с помощью крепежных элементов. (Патент РФ №196962 U1, дата приоритета 09.01.2020, дата публикации 24.03.2020, авторы: Преснов О.М., Полынцева Т.А. RU, прототип).

[5]

Недостатками прототипа являются повышенные трудозатраты при монтаже форшахты, связанные с предварительной разработкой грунта по краям будущей траншеи и последующей их засыпкой.

[6]

Технической проблемой, решаемой полезной моделью, является создание эффективной конструкции сборочной единицы форшахты многоразового использования для снижении трудозатрат при монтаже.

[7]

Для решения технической проблемы предложена сборочная единица форшахты многоразового использования, обеспечивающая устойчивость верхней части рабочей траншеи против обрушения в процессе ее разработки. Новым является то, что она выполнена из двух шарнирно соединенных горизонтальной и вертикальной плит, образующих в рабочем состоянии Г-образную конфигурацию, при этом горизонтальная плита в рабочем положении предназначена для контактирования своей поверхностью с грунтом для обеспечения ее устойчивого положения, а вертикальная плита в рабочем положении обеспечивает вертикальность стенки при формировании траншеи, при этом плиты имеют отверстия для фиксации в грунте стержнеобразными фиксаторами.

[8]

Согласно полезной модели, шарнирное соединение плит выполнено с помощью металлических колец, обеспечивающих вращение плит относительно осей колец на 360 градусов, при этом кольца пропущены через симметрично расположенные сквозные отверстия в плитах, выполненные вблизи боковых стыкуемых поверхностей плит.

[9]

На фиг. 1 схематично изображена сборочная единица форшахты многоразового использования в рабочем положении, где:

[10]

1 - горизонтальная плита, рабочее положение;

[11]

2 - вертикальная плита, рабочее положение;

[12]

3 - стержнеобразный фиксатор;

[13]

4 - сквозные отверстия в плитах для монтажа стержнеобразных фиксаторов 3;

[14]

5 - металлическое кольцо;

[15]

6 - сквозные отверстия для монтажа шарнирных колец 5;

[16]

На фиг. 2 изображены этапы монтажа полезной модели.

[17]

Заявленная сборочная единица форшахты многоразового использования содержит плиты 1 и 2, шарнирно соединенные между собой металлическими кольцами 5 или иными известными креплениями, обеспечивающими вращение плит относительно оси крепления на 360 градусов. Плиты 1, 2 могут быть выполнены деревянными, например, из массивной доски, а также из других строительных материалов.

[18]

Монтаж сборочной единицы форшахты многоразового использования осуществляется следующим способом.

[19]

Предварительно сборочную единицу форшахты в сложенном состоянии укладывают на проектный край будущей траншеи таким образом, чтобы проектный край будущей траншеи совпадал с осью вращения плит 1 и 2, как показано на фиг. 2а. После этого плиту 2 откидывают на грунт и через отверстия 4 в плите 1 закрепляют плиту 1 стержнеобразными фиксаторами 3, как показано на фигуре 2б. Затем возвращают плиту 2 в исходное положение и начинают разработку грунта траншеи, как показано на рисунке 2в. Разработку грунта траншеи ведут до глубины, обеспечивающей рабочее положение плиты 2, и после приведения плиты 2 в рабочее положение фиксируют ее аналогично плите 1 стержнеобразными фиксаторами 3 через отверстия 4 в плите 2, как показано на рисунке 2г. Установку сборочной единицы форшахты многоразового использования на противоположную сторону траншеи осуществляют аналогичным образом.

[20]

Технический результат, достигаемый при реализации полезной модели, заключается в повышении эффективности форшахты многоразового использования за счет снижения трудозатрат при монтаже, а также в расширении арсенала форшахт.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты