Полезная модель относится к области машиностроения, в частности к запорной арматуре, служащей для перекрытия потока жидкостных и газообразных абразивных и коррозионных сред. Задвижка шиберная включает корпус с проходным каналом для рабочей среды, содержащий верхнюю и нижнюю части с установленными в них сальниками, а также верхними уплотнениями и нижним уплотнением, шибер со сквозным проходным отверстием, установленный в корпусе с проходным каналом для рабочей среды и взаимодействующий с сальниками и верхними и нижним уплотнениями, кронштейн с платформой, прикрепленные к верхней части корпуса с проходным каналом для рабочей среды, шток, контактирующий с платформой и соединенный с шибером со сквозным проходным отверстием с одной стороны и приводным устройством с другой стороны. В корпусе с проходным каналом для рабочей среды установлены два сменных седла, выполненных за одно целое с фланцевыми вставками и имеющих сверху и снизу проходного канала уплотнительные кольца, прижимаемые к шиберу со сквозным проходным отверстием. Технический результат заключается в возможности замены уплотнительных колец без разборки корпуса с одновременным упрощением конструкции шиберной заслонки и уменьшением времени замены уплотнительных колец.
1. Задвижка шиберная, включающая корпус с проходным каналом для рабочей среды, содержащий верхнюю и нижнюю части с установленными в них сальниками, а также верхними и нижним уплотнениями, шибер со сквозным проходным отверстием, установленный в корпусе с проходным каналом для рабочей среды и взаимодействующий с сальниками и верхними и нижним уплотнениями, кронштейн с платформой, прикрепленные к верхней части корпуса с проходным каналом для рабочей среды, шток, контактирующий с платформой и соединенный с шибером со сквозным проходным отверстием с одной стороны и приводным устройством с другой стороны, характеризующаяся тем, что в корпусе с проходным каналом для рабочей среды установлены два сменных седла, выполненных за одно целое с фланцевыми вставками и имеющих сверху и снизу проходного канала уплотнительные кольца, прижимаемые к шиберу со сквозным проходным отверстием. 2. Задвижка шиберная по п.1, отличающаяся тем, что корпус с проходным каналом для рабочей среды выполнен составным из двух половин. 3. Задвижка шиберная по п.2, отличающаяся тем, что две сменные фланцевые вставки прикреплены к каждой половине корпуса с проходным каналом для рабочей среды. 4. Задвижка шиберная по пп.2 и 3, отличающаяся тем, что в качестве крепежа использованы болты и гайки.
Полезная модель относится к области машиностроения, в частности к запорной арматуре, служащей для перекрытия потока жидкостных и газообразных абразивных и коррозионных сред. Из уровня техники известна задвижка шиберная, содержащая корпус, выполненный из двух полукорпусов - входного и выходного, в которых установлены седла, прижимаемые к шиберу, расположенному между полукорпусами. Каждое седло снабжено двумя уплотнительными кольцами, выполненными из пластичного полимерного материала и расположены в канавках с фасками, и присоединенными входным и выходным фланцами. Задвижка дополнительно оборудована каналами для подачи уплотняющего воздуха, которые расположены во входных полукорпусе и седле и сообщены между собой, соединяя полость между рядами уплотнений задвижки с внешним источником уплотняющего воздуха избыточного давления (см. RU 192437, опубл. 17.09.2019). Также из уровня техники известна шиберная задвижка, содержащая корпус с проходным каналом для рабочей среды и уплотнительными седлами для подъемного шибера, который снабжен сквозным проходным отверстием и торцевыми уплотнительными поверхностями, образующими с уплотнительными поверхностями седел затвор, эластичное уплотнение, седла установлены в корпусе упруго-жестко, каждое седло снабжено направляющей пластиной для шибера, уплотнительная поверхность каждого седла выполнена на направляющей пластине, при этом вся торцевая уплотнительная поверхность шибера на протяжении всего его хода находится в контакте с уплотнительной поверхностью седла (см. RU 63893, опубл. 10.06.2007). Недостатками известных шиберных задвижек являются: сложная и ненадежная система герметизации, требующая высокоточной настройки, контроля герметичности и дорогостоящего узла контроля протечек, а также сложность конструкции. Задачей является увеличение срока эксплуатации до необходимой полной замены уплотнительных колец, а также ремонтопригодность при их замене. Технический результат заключается в возможности замены уплотнительных колец без разборки корпуса с одновременным упрощением конструкции шиберной заслонки и уменьшением времени замены уплотнительных колец. Технический результат достигается тем, что задвижка шиберная включает корпус с проходным каналом для рабочей среды, содержащий верхнюю и нижнюю части с установленными в них сальниками, а также верхними уплотнениями и нижним уплотнением, шибер со сквозным проходным отверстием, установленный в корпусе с проходным каналом для рабочей среды и взаимодействующий с сальниками и верхними и нижним уплотнениями, кронштейн с платформой, прикрепленные к верхней части корпуса с проходным каналом для рабочей среды, шток, контактирующий с платформой и соединенный с шибером со сквозным проходным отверстием с одной стороны и приводным устройством с другой стороны, в корпусе с проходным каналом для рабочей среды установлены два сменных седла, выполненных за одно целое с фланцевыми вставками и имеющих сверху и снизу проходного канала уплотнительные кольца, прижимаемые к шиберу со сквозным проходным отверстием. Также технический результат достигается тем, что корпус с проходным каналом для рабочей среды выполнен составным из двух половин, при этом две сменные фланцевые вставки прикреплены к каждой половине корпуса с проходным каналом для рабочей среды. Выполнение задвижки шиберной, включающей корпус с проходным каналом для рабочей среды, содержащий верхнюю и нижнюю части с установленными в них сальниками, верхними уплотнениями и нижним уплотнением, шибер со сквозным проходным отверстием, установленный в корпусе с проходным каналом для рабочей среды и взаимодействующий с сальниками и верхними и нижним уплотнениями, кронштейн с платформой, прикрепленные к верхней части корпуса с проходным каналом для рабочей среды, шток, контактирующий с платформой и соединенный с шибером со сквозным проходным отверстием с одной стороны и приводным устройством с другой стороны, а также расположение в корпусе с проходным каналом для рабочей среды сменных седел, имеющих сверху и снизу проходного канала уплотнительные кольца, прижимаемые к шиберу со сквозным проходным отверстием, характеризует наличие неотъемлемых конструктивных элементов, необходимых для реализации назначения шиберной задвижки. При этом выполнение двух сменных седел за одно целое с фланцевыми вставками направлено на упрощение конструктивной реализации шиберной задвижки, поскольку позволяет уменьшить количество конструктивных частей шиберной задвижки. Реализация двух сменных седел за одно целое с фланцевыми вставками позволяет, в частности, вместо четырех конструктивных элементов использовать две детали. В связи с чем, такое конструктивное исполнение направлено на уменьшение времени замены уплотнительных колец. Заявленная полезная модель поясняется следующими фигурами. На фиг. 1 изображен продольный вид шиберной задвижки, на фигуре 2 - поперечный разрез шиберной задвижки. Задвижка шиберная включает корпус 6 с проходным каналом для рабочей среды, содержащий нижнюю часть с установленным и закрепленным в ней посредством крепежа в виде болтов и гаек 2, 3 сальником 4 и верхнюю часть с установленным в ней сальником 12, а также верхними уплотнениями 10 и 11 и нижним уплотнением 5, шибер 1 со сквозным проходным отверстием, установленный в корпусе с проходным каналом для рабочей среды и взаимодействующий с сальниками и верхними и нижним уплотнениями, кронштейн 13 с платформой 15, прикрепленные к верхней части корпуса с проходным каналом для рабочей среды, шток 14, контактирующий с платформой и соединенный с шибером 1 со сквозным проходным отверстием с одной стороны и приводным устройством 16 с другой стороны. Приводное устройство могут быть реализовано в виде штурвала, редуктора, электропривода, пневмоцилиндра. В корпусе с проходным каналом для рабочей среды установлены два сменных седла 17, выполненных за одно целое с фланцевыми вставками 18 и имеющих сверху и снизу проходного канала уплотнительные кольца 7, прижимаемые к шиберу 1 со сквозным проходным отверстием. Корпус 6 с проходным каналом для рабочей среды выполнен составным из двух половин, соединенных посредством болтов и гаек 8, 9. Две сменные фланцевые вставки 18 прикреплены к каждой половине корпуса 6 с проходным каналом для рабочей среды и защищают корпус 6 с проходным каналом для рабочей среды от воздействия абразива и коррозии. Сменные фланцевые вставки 18 позволяют при их снятии без разборки корпуса заменить основные уплотнительные кольца 7. Заявленная шиберная задвижка работает следующим образом. При закрытии шиберной задвижки шибер, двигаясь посредством штока вертикально вверх с помощью приводного устройства, отсекает рабочую среду, поступающую во входную часть внутреннего проходного сечения корпуса. При открытии шиберной задвижки шибер, двигаясь посредством штока вертикально вниз с помощью приводного устройства, открывает внутреннее проходное сечение для прохождения рабочей среды.