Использование: в прокатном производстве в качестве узла фиксации подшипника рабочего валка
прокатного стана. Сущность изобретения: подшипниковая опора прокатного валка включает шейку 10
валка, крышку
2, закрепленную на подушке 3 болтами 4 и фиксирующую в ней подшипник 5. Внутри крышки со
стороны подшипника установлена распорная втулка 6, к которой винтами 7 прикреплена обойма 8,
охватывающая
упорную втулку 9. На втулке 9 выполнен фланец 10, установленный на проточке большего
диаметра внутри обоймы 8. Проточка заканчивается буртом, который ограничивает осевое перемещение
фланца 10 и
упорной втулки 9 и исключает ее выпадение из узла фиксации при надевании подушки 3 на
шейку 1 валка при сборке. Распорная 6 и упорная 9 втулки сопряжены между собой по торцам винтовыми
поверхностями
11 и 12. По этим поверхностям упорная втулка 9 с фланцем 10 может поворачиваться
относительно распорной втулки 6, перемещаясь в осевом направлении. Для осевой фиксации подшипника 5
относительно валка
на его шейке 1 выполнена кольцевая проточка 13, в которой установлены
сегментные упорные шпонки 14. Для установки шпонок 14 в кольцевую проточку 13 на упорной втулке 9 и обойме 8
выполнены торцевые
продольные пазы 15 и 16. С целью фиксации обоймы 8 выполнены торцевые
продольные пазы 15 и 16. С целью фиксации обоймы 8 от проворота на ней смонтирован элемент фиксации,
выполненный в виде винта 17 с
гайкой 18. Винт 17 установлен во втулке 19 радиально обойме 8 с
возможностью свободного вращения, а втулка 19 установлена в крышке 20, закрепленной на обойме 8 с помощью
болтов. На конце винта 17
выполнена зубчатая гребенка 22, сопряженная с зубчатым поясом 23.
2 ил.
ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА, включающая подшипник качения,
установленный на шейке валка, крышку, узел уплотнения, упорную втулку и
элементы осевой
фиксации подшипника, установленные в кольцевой проточке на шейке валка, отличающаяся тем, что она снабжена
узлом фиксации упорной втулки от проворота и распорной втулкой, сопряженной
с упорной втулкой
по винтовой поверхности, а также обоймой, охватывающей упорную втулку, элементы осевой фиксации
выполнены в виде секторных упорных шпонок, входящих в торцевые продольные пазы,
выполненные в упорной
втулке и обойме, на наружной поверхности упорной втулки выполнен зубчатый пояс, а на обойме
смонтирован элемент ее фиксации от проворота, выполненный в виде винта с гайкой,
установленных в обойме
радиально, а на конце винта выполнена зубчатая гребенка, входящая в зацепление с зубчатым
поясом на упорной втулке.
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано в качестве узла фиксации
подшипника рабочего валка прокатного стана. Целью изобретения является повышение надежности подшипников прокатных валков, снижение трудоемкости сборки и разборки валков с
подушками. На фиг. 1 изображена подшипниковая опора прокатного валка; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1. Узел фиксации подшипника прокатного валка включает шейку 1 валка,
крышку 2,
закрепленную на подушке 3 болтами 4 и фиксирующую в ней подшипник 5. Внутри крышки со стороны подшипника установлена распорная втулка 6, к которой винтами 7 прикреплена обойма 8,
охватывающая упорную
втулку 9. На втулке 9 выполнен фланец 10, установленный в проточке большего диаметра внутри обоймы 8. Проточка заканчивается буртом, который ограничивает осевое перемещение
фланца 10 и упорной втулки
9 и исключает ее выпадение из узла фиксации при надевании подушки 3 на шейку 1 валка при сборке. Распорная 6 и упорная 9 втулки сопряжены между собой по
торцам винтовыми поверхностями
11 и 12. По этим поверхностям упорная втулка 9 с фланцем 10 может поворачиваться относительно распорной втулки 6, перемещаясь в осевом направлении. Для
осевой фиксации подшипника 5
относительно валка на его шейке 1 выполнена кольцевая проточка 13, в которой установлены сегментные упорные шпонки 14. Для установки шпонок 14 в кольцевую проточку 13 на
упорной втулке 9 и обойме 8
выполнены торцовые продольные пазы 15 и 16. С целью фиксации обоймы 8 от проворота на ней смонтирован элемент фиксации, выполненный в виде винта 17 с
гайкой 18. Винт 17 установлен во
втулке 19 радиально обойме 8 с возможностью свободного вращения, а втулка 19 установлена в крышке 20, закрепленной на обойме 8 с помощью болтов 21. Для установки
крышки 20 на обойме 8 выполнена
плоская площадка. На конце винта 17 выполнена зубчатая гребенка 22, сопряженная с зубчатым поясом 23, выполненным на упорной втулке 9. На торце упорной втулки
выполнены отверстия 24 под рукояточные
штифты для поворота упорной втулки 9 относительно распорной втулки 6. Герметичность подшипникового узла валка обеспечивается с помощью
уплотнения 25, установленного между крышкой 2 и
обоймой 8. Подшипниковая опора работает следующим образом. До начала сборки подушки 3 с прокатным валком вращением гайки 18 выводят из
зацепления гребенку 22 винта 17 с зубчатым поясом
23 и поворотом упорной втулки 9 совмещают торцовые продольные пазы 15 и 16 на упорной втулке 9 и обойме 8. При этом упорная втулка 9 по торцовым
винтовым поверхностям 11 и 12 смещается в сторону
подшипника 5 и под продольными пазами 15 и 16 открывается кольцевая проточка 13 на шейке 1 валка. Через пазы 15 и 16 в кольцевую проточку 13
устанавливают сегментные упорные шпонки 14 и вращают
упорную втулку 9 в обратную сторону. Втулка 9 поворачивается вместе со шпонками 14 в кольцевой проточке 13 и одновременно на винтовых торцовых
поверхностях 11 и 12 смещается в сторону хвостовика
шейки
1 валка. Шпонки 14 смещаются в пазах упорной втулки 9 по окружности относительно продольных пазов 16 на обойме 8 и закрываются обоймой 8 от
выпадения из кольцевой проточки 13 на шейке 1 валка.
При
дальнейшем повороте упорной втулки 9 она воздействует на распорную втулку 6, которая упирается во внутреннее кольцо подшипника 5. С другой
стороны упорная втулка 9 через шпонки 14 упирается в
бурт
кольцевой проточки 13, в результате чего обеспечивается надежная осевая фиксация подшипника 5 на шейке 1 валка. Для
исключения самопроизвольного раскручивания упорной втулки 9 ее
фиксируют от проворота вводом в зацепление гребенки 22 на винте 17 с зубчатым поясом 23 путем вращения гайки 18.
Конструкция узла обеспечивает высокую надежность фиксации подшипника
на
шейке валка, снижает трудоемкость сборки и разборки валка с подушками, повышает долговечность подшипника, сокращает
внеплановые простои и повышает производительность прокатного стана.