патент
№ RU 195479
МПК F04D29/38

Крыльчатка осевого вентилятора

Авторы:
Масленников Николай Владимирович
Правообладатель:
Номер заявки
2019135184
Дата подачи заявки
01.11.2019
Опубликовано
29.01.2020
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

[28]

Полезная модель относится к осевым вентиляторам для перемещения воздуха через теплообменник, предназначенным для использования в охлаждающих и нагревательных системах автомобилей.

[29]

Крыльчатка осевого вентилятора содержит центральную ступицу, наружное кольцо и множество лопаток, расположенных между ними. Лопатки имеют корневую и концевую части и ограничены выпуклой кромкой и вогнутой кромкой. Корневой частью лопатки присоединены к ступице, а концевой частью - к наружному кольцу.

[30]

Лопатки отстоят друг от друга на неодинаковые промежуточные углы (Θi...n), которые изменяются в процентном отношении от 4,7% до 12,8% по сравнению с конфигурацией с равными промежуточными углами (Θ=) для крыльчаток с тем же самым количеством лопаток (см. приведенную таблицу).

[31]

Промежуточные углы соответствующих пар лопастей - второй Θ2 и седьмой Θ7, третьей Θ3 и шестой Θ6, четвертой Θ4 и пятой Θ5 равны между собой (см. приведенную таблицу).

[32]

Технический результат от использования всех существенных признаков полезной модели заключается в обеспечении низкого уровня шума при высоком коэффициенте полезного действия.

Формула изобретения

1. Крыльчатка осевого вентилятора, содержащая центральную ступицу, наружное кольцо и множество лопастей, имеющих корневую и концевую части и отстоящих друг от друга на неодинаковые промежуточные углы (Θi...n), которые изменяются в процентном отношении (Θ%) по сравнению с конфигурацией с равными промежуточными углами (Θ=) для вентиляторов с тем же самым количеством лопастей, отличающаяся тем, что неодинаковые углы изменяются в процентном отношении от 4,7% до 12,8% с постепенным увеличением промежутка между лопастями.

2. Крыльчатка по п. 1, отличающаяся тем, что промежуточные углы соответствующих пар лопастей - второй и седьмой, третьей и шестой, четвертой и пятой равны между собой.

3. Крыльчатка по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что выполнена симметричной, с осью симметрии, являющейся биссектрисой угла Θ1.

Описание

[1]

Полезная модель относится к осевым вентиляторам для перемещения воздуха через теплообменник, предназначенным для использования в охлаждающих и нагревательных системах автомобилей.

[2]

Вентиляторы этого типа должны отвечать определенным требованиям, среди которых низкий уровень шума, высокий коэффициент полезного действия, малые размеры и способность обеспечения удовлетворительных величин напора и подачи.

[3]

Известен вентилятор с лопастями, которые имеют равные промежуточные углы. Лопасти имеют неизменную длину хорды по всей их длине и ограничены у передней и задней кромок двумя кривыми, которые в проекции на плоскость вращения колеса вентилятора представляют собой две дуги окружности (см. патент EP0553598В, МПК 7 F04D29/32; F04D29/38, 1993 г.).

[4]

Известна крыльчатка вентилятора для модуля вентилятора радиатора в автомобиле. Крыльчатка вентилятора содержит: ступицу, кожух, множество лопастей, которые проходят от ступицы наружу и соединены друг с другом через кожух, и множество обтекаемых ребер, которые расположены между лопастями на нижней стороне кожуха (см. патент US2018202452, МПК F01P11/10; F01P5/06; F04D29/16; F04D29/32; F04D29/52; F04D29/66 (2018.01), 2018 г.).

[5]

Хотя вентиляторы, изготовленные согласно этим патентам, позволяют добиться хороших результатов в отношении коэффициента полезного действия и низкого уровня звукового давления, распределение шума может оказывать раздражающее действие на ухо человека.

[6]

Аэродинамические шумы могут быть вызваны различными типами источников (монопольными, дипольными, квадрупольными). Эти источники имеют разное происхождение, но их можно разделить на две большие группы: источники, вызывающие широкополосный шум (в котором все частоты равно представлены), и источники, вызывающие дискретный (тональный) шум (излучение сосредоточено только на некоторых частотах).

[7]

Дискретные составляющие акустического спектра, связанные с шумом вращения и взаимодействия, как правило, имеют на 15-20 дБ более высокие уровни, чем широкополосный турбулентный и вихревой шумы. Поэтому дискретный шум оказывает наиболее раздражающее влияние на людей. Основным источником дискретного шума служат лопасти. Фактически, когда лопасти отстоят друг от друга через одинаковые углы, имеют мест резонанс с основной гармоникой, частота которой представляет собой произведение количества оборотов в секунду колеса вентилятора и количества лопаток. Этот резонанс приводит к свистящему шуму, который раздражает ухо человека.

[8]

Используется способ уменьшения шума вращения за счет установки лопаток с неравномерным шагом. При неравномерном шаге от каждой из лопаток будет излучаться последовательность импульсов звукового давления через неравномерные промежутки времени, что приводит к снижению и «размыванию» дискретных составляющих.

[9]

Известен осевой вентилятор, вращающийся в плоскости (ХY) и содержащий центральную ступицу и множество лопаток. Каждая лопатка имеет корневую часть и концевую часть. Лопатки ограничены первой кромкой и второй кромкой и состоят из участков с аэродинамическими профилями, у которых угол (β) установки лопатки постепенно и непрерывно уменьшается от корневой части к концевой части лопатки. Угол (β) установки лопатки определяется как текущий угол между плоскостью вращения (ХY) и прямой линией, соединяющей переднюю кромку и заднюю кромку аэродинамического профиля каждого участка лопатки. Лопатки отстоят друг от друга на неодинаковые промежуточные углы (Θi...n), которые могут изменяться в процентном отношении (Θ%) на величины, находящиеся между 1,5 и 8,5% по сравнению с конфигурацией с равными промежуточными углами (Θ=) для вентиляторов с тем же самым количеством лопаток, т.е. 1,5%≤Θ%≤8,5%. Данный вентилятор сбалансирован за счет того, что проекция выпуклой кромки на плоскость (ХY) определяется параболическим сегментом и что проекция вогнутой кромки на плоскость (ХY) определяется геометрической кривой второй степени (см. патент РФ 2208712, МПК F04D 19/00 (2000.01), F04D 29/38 (2000.01), F04D 29/66 (2000.01), 2003 г.). Данное решение принято за прототип.

[10]

Недостатком указанного решения является незначительное снижение уровня звука, что вызвано выбором размера неодинаковых промежуточных углов между лопастями. Для сбалансированности крыльчатки смещение лопастей выполнено на небольшие углы и при этом происходит чередование положительного и отрицательного отклонения от среднего значения.

[11]

Техническая проблема, решаемая полезной моделью - улучшение акустических показателей осевого вентилятора при достижении высокого коэффициента полезного действия.

[12]

Поставленная техническая проблема решается за счет того, что в известной крыльчатке осевого вентилятора, содержащей центральную ступицу, наружное кольцо и множество лопастей, имеющих корневую и концевую части и отстоящих друг от друга на неодинаковые промежуточные углы (Θi...n), которые изменяются в процентном отношении (Θ%) по сравнению с конфигурацией с равными промежуточными углами (Θ=) для крыльчаток с тем же самым количеством лопастей, в соответствии с полезной моделью, неодинаковые углы изменяются в процентном отношении от 4,7% до 12,8% с постепенным увеличением промежутка между лопастями.

[13]

Промежуточные углы соответствующих пар лопастей - второй и седьмой, третьей и шестой, четвертой и пятой равны между собой.

[14]

Крыльчатка выполнена симметричной, с осью симметрии, проходящей по биссектрисе угла Θ1.

[15]

Технический результат от использования всех существенных признаков полезной модели заключается в обеспечении низкого уровня шума при высоком коэффициенте полезного действия.

[16]

За счет изменения неодинаковых углов в процентном отношении от 4,7% до 12,8% с постепенным увеличением промежутка между лопастями, достигается эффект снижения дискретных шумов, что обеспечивает низкий уровень шума при высоком коэффициенте полезного действия.

[17]

Такое решение позволяет добиться максимально возможного, без потери эффективности, изменения промежутка между лопастями.

[18]

На схеме показан вид спереди крыльчатки осевого вентилятора.

[19]

Крыльчатка осевого вентилятора содержит центральную ступицу 1, наружное кольцо 2 и множество лопаток 3, расположенных между ними. Лопатки 3 имеют корневую 4 и концевую 5 части и ограничены выпуклой кромкой 6 и вогнутой кромкой 7. Корневой частью 4 лопатки присоединены к ступице 1, а концевой частью 5 - к наружному кольцу 2.

[20]

Лопатки 3 отстоят друг от друга на неодинаковые промежуточные углы (Θi...n), которые изменяются в процентном отношении от 4,7 % до 12,8 % по сравнению с конфигурацией с равными промежуточными углами (Θ=) для крыльчаток с тем же самым количеством лопаток (см. приведенную таблицу).

[21]

Промежуточные углы соответствующих пар лопастей – второй Θ2 и седьмой Θ7, третьей Θ3 и шестой Θ6, четвертой Θ4 и пятой Θ5 равны между собой (см. приведенную таблицу).

[22]

Крыльчатка выполнена симметричной, с осью симметрии, проходящей по биссектрисе угла Θ1(см. фиг. 1).

[23]

Как показали проведенные испытания, снижение уровня звука, по сравнению с крыльчаткой с равными промежуточными углами, для крыльчатки диаметром 285 мм при частоте вращения 3100 мин-1, составило 8 дБА (см. Протокол испытаний).

[24]

Крыльчатка осевого вентилятора может быть изготовлена на современном оборудовании из существующих материалов (различных видов пластиков, например из ударопрочных стеклонаполненнных термостабилизированных полиамидов).

[25]

Заявленная полезная модель может быть использована в машиностроении для осевых вентиляторов, предназначенных для использования в охлаждающих и нагревательных системах автомобилей.

[26]

Таблица 1

[27]

УголКрыльчатка с неравными углами, град.Крыльчатка с равными углами, град.Отклонения, град.Отклонения, %
Θ15851,4296,57112,78
Θ25551,4293,5716,94
Θ34951,429-2,429-4,72
Θ44751,429-4,429-8,61
Θ54751,429-4,429-8,61
Θ64951,429-2,429-4,72
Θ75551,4293,5816,94

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты