Полезная модель относится к области вертолетостроения. Транспортно-боевой вертолет содержит фюзеляж, несущий винт с лопастями из полимерных композиционных материалов, четырехлопастной Х-образный рулевой винт, двухдвигательную силовую установку с пылезащитным устройством, систему управления вертолетом, экранно-выхлопное устройство, неубирающееся шасси, несъемную подвижную пушечную установку. Несъемная подвижная пушечная установка снабжена доработанным звеньеотводом, а также на фюзеляже устанавливаются исполнительные блоки системы выброса ЛТЦ. Доработанный звеньеотвод обеспечивает безопасность применения несъемной подвижной пушечной установки. Система выброса ЛТЦ обеспечивает боевую живучесть путем исключения попадания в вертолет ракет ПЗРК. Полезная модель направлена на повышение надежности транспортно-боевого вертолета. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
1. Транспортно-боевой вертолет, содержащий фюзеляж, несущий винт с лопастями из полимерных композиционных материалов, четырехлопастной Х-образный рулевой винт, двухдвигательную силовую установку с пылезащитным устройством, систему управления вертолетом, несъемную подвижную пушечную установку, отличающийся тем, что несъемная подвижная пушечная установка снабжена доработанным звеньеотводом, представляющим собой сварную конструкцию из листов металла в виде раструба, устанавливаемую на штатный звеньеотвод, закрепленную посредством дополнительных узлов крепления, обеспечивающих быстросъемность конструкции, при этом углы установки стенок раструба звеньеотвода выбираются исходя из условия обеспечения отвода отработанных звеньев от элементов конструкции фюзеляжа. 2. Транспортно-боевой вертолет по п. 1, отличающийся тем, что дополнительные узлы крепления конструкции доработанного звеньеотвода выполнены в виде быстросъемного соединения из одной или двух шпилек, фиксирующихся в проушинах обоих звеньеотводов с помощью пружин.
Заявляемая полезная модель относится к авиационной технике, а именно к конструкции вертолета, оснащенного различными видами вооружения, комплексом навигации, прицельно-вычислительным комплексом и средствами ночного видения и предназначенного для круглосуточного решения боевых задач, перевозки различных грузов, транспортировки десанта и раненых и их огневого прикрытия. Известен транспортно-боевой вертолет аналогичного назначения и наиболее близкий по конструкции к заявляемому (патент RU 2340511 В64С 27/00, оп. 10.12.2008). Несущая система вертолета включает несущий винт с втулкой со сферическими металлорезиновыми подшипниками и с лопастями из полимерных композиционных материалов и четырехлопастной X-образный рулевой винт. Силовая установка содержит два газотурбинных двигателя, пылезащитные устройства и экранно-выхлопные устройства. Вертолет выполнен с неубирающимся шасси. Вертолет содержит также комплекс навигации и электронной индикации. Для решения боевых задач на вертолете предусмотрено размещение несъемной подвижной пушечной установки и установлены комплексы неуправляемого и управляемого ракетного вооружения с круглосуточной обзорно-прицельной системой и прицельно-вычислительный комплекс. В связи со сложностью задач транспортно-боевого вертолета, оснащенного современными комплексами навигации и электронной индикации, сложностью пилотирования вертолета круглосуточного применения, особенно при боевом применении, взлетах и посадках в ночное время и на малых высотах особенно значимым становится обеспечение безопасности вертолета на всех режимах полета. Особенностями боевого применения вертолета являются задачи стрельбы из стрелково-пушечных средств поражения, а также возможность противодействия атакам из переносных зенитно-ракетных комплексов в связи с их массовым распространением среди наземных войск. При стрельбе из стрелково-пушечных средств поражения возникает необходимость сбора либо гарантированного отвода от элементов фюзеляжа вертолета в полете на висении, малых и больших скоростях элементов боеприпасов: отработанных звеньев патронной ленты и гильз. Целями предлагаемого технического решения являются повышение эксплуатационной надежности транспортно-боевого вертолета, улучшение боевой живучести, а также повышение его боевой эффективности и безопасности выполнения полетов. Технический результат достигается благодаря тому, что в транспортно-боевом вертолете, содержащем фюзеляж, несущий винт с лопастями из полимерных композиционных материалов, четырехлопастной Х-образный рулевой винт, двухдвигательную силовую установку с пылезащитным устройством, систему управления вертолетом, включающую агрегаты и проводки продольного, поперечного управления и объединенного управления общим шагом несущего винта, двигателями и стабилизатором, экранно-выхлопное устройство, неубирающееся шасси, несъемную подвижную пушечную установку, комплекс управляемого ракетного вооружения с круглосуточной обзорно-прицельной системой, прицельно-вычислительный комплекс, комплекс навигации и электронной индикации, неуправляемое ракетное вооружение, конструкция несъемной подвижной пушечной установки снабжена доработанным звеньеотводом, при этом на фюзеляже устанавливаются элементы системы выброса ложных тепловых целей (ЛТЦ). Доработанный звеньеотвод представляет собой сварную конструкцию из листов металла в виде раструба, устанавливаемую на штатный звеньеотвод несъемной подвижной пушечной установки. Для крепления доработанного звеньеотвода на штатном звеньеотводе выполняются дополнительные узлы крепления для обеспечения надежности эксплуатации при высоких нагрузках, возникающих при высоких темпах стрельбы. Крепления выполнены, например, в виде быстросъемного соединения из двух шпилек, фиксирующихся в проушинах обоих звеньеотводов с помощью пружин («морские болты»). Необходимые углы установки стенок раструба звеньеотвода выбираются таким образом, чтобы обеспечить гарантированный отвод отработанных звеньев от элементов конструкции фюзеляжа на всех режимах работы несъемной подвижной пушечной установки. На элементах крепления на фюзеляже располагаются исполнительные блоки системы выброса ЛТЦ. Элементы крепления представляют собой кронштейны из металла, обеспечивающие необходимую прочность при применении ЛТЦ, а также требуемые углы установки для обеспечения безопасного пролета ЛТЦ относительно траектории лопастей несущего винта и элементов фюзеляжа вертолета. Дополнительно могут быть установлены компенсирующие пластины для выбора требуемого угла установки исполнительных блоков без доработки изготовленных кронштейнов. Остальные блоки системы выброса ЛТЦ размещены внутри фюзеляжа в технических отсеках. Предлагаемое техническое решение может быть реализовано в конструкции вертолета МИ-35М, который является модернизацией вертолета МИ-24. Конструкция транспортно-боевого вертолета поясняется чертежами, где изображены: фиг. 1 - транспортно-боевой вертолет, вид сбоку; фиг. 2 - то же, вид сверху; фиг. 3-то же, вид спереди; фиг. 4 - установка доработанного звеньеотвода, вид сбоку; фиг. 5 - вид по стрелке А на фиг. 4; фиг. 6 - установка исполнительных блоков системы выброса ЛТЦ, вид спереди; фиг. 7 - вид по стрелке Б на фиг. 6. Транспортно-боевой вертолет (фиг. 1, 2, 3) включает фюзеляж 1, несущий винт 2 с лопастями 3 из полимерных композиционных материалов, втулкой 4, оборудованной эластомерными подшипниками, и автоматом перекоса 5 и четырехлопастной Х-образный рулевой винт 6. Силовая установка содержит два газотурбинных двигателя 7 с пылезащитными устройствами 8 и экранно-выхлопными устройствами 9. Шасси 10 выполнено неубирающимся. В передней части фюзеляжа 1 установлена несъемная подвижная пушечная установка 11. На каждой консоли крыла 12 установлены (фиг. 3) по два балочных держателя 13 для подвески блоков для установки неуправляемых ракет 14 и одной пусковой установки 15 справа. С целью обеспечения круглосуточного боевого применения вертолет оснащен комплексом управляемого ракетного вооружения, прицельно-вычислительным комплексом, комплексом навигации и электронной индикации, средствами ночного видения (на чертеже не показаны). Кабина вертолета оснащена средствами адаптации светотехнического и светосигнального оборудования для используемых экипажем очков ночного видения. Модернизированный комплекс управляемого ракетного вооружения выполнен с круглосуточным обзорно-прицельным комплексом на основе гиростабилизированной оптико-электронной системы, установленной (фиг. 3) в носовой части фюзеляжа 1, в которой в ее подвижной гиростабилизированной платформе размещены модули тепловизионного, телевизионного и дальномерного каналов, системы стабилизации и управления и пеленгационного канала наведения противотанковых управляемых ракет. Комплекс предназначен для уничтожения неподвижных и подвижных наземных целей, малоскоростных воздушных целей, живой силы противника в простых и ограниченно-сложных метеоусловиях. В связи с боевым применением в части стрелково-пушечного вооружения, а также необходимостью противодействия атакам из переносных зенитно-ракетных комплексов в конструкции вертолета необходимо разработать новые технические решения, направленные на повышение надежности вертолета. Доработанный звеньеотвод 16 (фиг. 4, 5) представляет собой сварную конструкцию из листов металла 17 в виде раструба, устанавливаемую на штатный звеньеотвод 18 несъемной подвижной пушечной установки 11. Для крепления доработанного звеньеотвода на штатном звеньеотводе выполняются дополнительные узлы крепления 19 для обеспечения надежности эксплуатации при высоких нагрузках, возникающих при высоких темпах стрельбы. Крепления выполнены, например, в виде быстросъемного соединения из двух шпилек 20, фиксирующихся в проушинах обоих звеньеотводов с помощью пружин 21 («морские болты»). Для возможности противодействия переносным зенитным ракетным комплексам (ПЗРК) в состав транспортно-боевого вертолета внесена установка системы выброса ЛТЦ. Система выброса ЛТЦ, состоящая из исполнительных блоков 22 (фиг. 6, 7), управляющих блоков и системы предохранителей (не показаны) располагается на транспортно-боевом вертолете следующим образом. Исполнительные блоки 22 размещены на кронштейнах 23 снаружи фюзеляжа в непосредственной близости к экранно-выхлопным устройствам 9. Кронштейны 23 расположены под определенными углами к строительным осям вертолета для обеспечения максимальной эффективности и безопасности работы системы выброса. При этом расположение в непосредственной близости от экранно-выхлопного устройства 9 позволяет создавать подобие теплового следа вертолета в поле зрения ракет ПЗРК для последующего отвода наведения ракеты на вертолет. Управляющие блоки и блок предохранителей системы выброса ЛТЦ располагаются внутри фюзеляжа в технических отсеках (не показано). Дополнительно могут быть установлены компенсирующие пластины 24 для выбора требуемого угла установки исполнительных блоков 22 без доработки изготовленных кронштейнов 23. Работа транспортно-боевого вертолета с доработанным звеньеотводом и системой выброса ЛТЦ происходит следующим образом. При стрельбе из несъемной подвижной пушечной установки патроны, находящиеся в патронной ленте, подаются непосредственно в установку из патронного ящика. После экстракции патрона из звена ленты (направления в пушку для выстрела) звенья патронной ленты, проходя через ствольную коробку пушки, установленную в несъемной подвижной пушечной установке 11, расцепляются штатным звеньеотводом 18 и входят в соприкосновение со стенками раструба доработанного звеньеотвода 16, при этом вероятностный конус траекторий их выброса в атмосферу уменьшается для обеспечения отвода отработанных звеньев от элементов фюзеляжа 1 вертолета, в том числе подвесок вооружения 14, 15 на балочных держателях 13. Быстросъемность доработанного звеньеотвода, достигаемая с помощью метода крепления, например, из двух шпилек 20, фиксирующихся в проушинах обоих звеньеотводов с помощью пружин 21, позволяет производить все необходимые предполетные работы с несъемной подвижной пушечной зарядкой, например зарядка пушки, без увеличения времени выполнения работ. Исполнительные блоки 22 системы выброса ЛТЦ, расположенные в непосредственной близости от экранно-выхлопного устройства 9, создают подобие теплового следа вертолета в поле зрения ракет ПЗРК для последующего отвода наведения ракеты на вертолет, обеспечивая таким образом возможность противодействия переносным зенитным ракетным комплексам (ПЗРК). Кронштейны 23, установленные под определенными углами к строительным осям вертолета, обеспечивают максимальную эффективность и безопасность работы системы выброса. При этом установленные дополнительно компенсирующие пластины 24 обеспечивают требуемый угол установки исполнительных блоков 22 без доработки изготовленных кронштейнов 23. Наличие доработанного звеньеотвода и системы выброса ЛТЦ повышает безопасность применения, боевую живучесть и боевую эффективность транспортно-боевого вертолета, в том числе при боевом применении.