Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к конструкции вертолета, оснащенного различными видами вооружения. Многофункциональный двухместный боевой вертолет включает фюзеляж, состоящий из кабины экипажа, расположенной в носовой части, центральной части с техническим отсеком с оборудованием, хвостовой и килевой балок, стабилизатора, капотов силовой установки, несущий винт с лопастями из полимерных композиционных материалов, четырехлопастной Х-образный рулевой винт, двухдвигательную силовую установку с пылезащитным устройством, экранно-выхлопными устройствами, общевертолетное оборудование, органы оперативного управления вертолетом, приборы резервной индикации и комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, неубирающееся шасси. Крышка люка в технический отсек вертолета, расположенная по левому борту выполнена с усиленными, увеличенными по высоте внутренними жесткостями, механизм открытия-закрытия крышки люка представляет из себя поворотную ручку, выполненную с двух сторон, кинематически связанную с трехригельной системой запирания, при этом один ригель расположен на противоположной стороне от узлов навески крышки люка, другие два расположены в верхней и нижней частях крышки люка, каждый из ригелей заходит в ответные гнезда, расположенные на проеме под крышку люка, крышка снабжена ключной вставкой. Полезная модель направлена на повышение боевой эффективности вертолета и безопасности выполнения им поставленных задач, при этом обеспечены удобство пользования в эксплуатации и защита от несанкционированного доступа. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Многофункциональный двухместный боевой вертолет, включающий фюзеляж, состоящий из кабины экипажа, расположенной в носовой части, центральной части с техническим отсеком с оборудованием, хвостовой и килевой балок, стабилизатора, капотов силовой установки, несущий винт с лопастями из полимерных композиционных материалов, четырехлопастной Х-образный рулевой винт, двухдвигательную силовую установку с пылезащитным устройством, экранно-выхлопными устройствами, общевертолетное оборудование, органы оперативного управления вертолетом, приборы резервной индикации и комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, неубирающееся шасси, отличающийся тем, что крышка люка в технический отсек вертолета, расположенная по левому борту, выполнена с усиленными, увеличенными по высоте внутренними жесткостями, механизм открытия-закрытия крышки люка представляет из себя поворотную ручку, выполненную с двух сторон, кинематически связанную с трехригельной системой запирания, при этом один ригель расположен на противоположной стороне от узлов навески крышки люка, другие два расположены в верхней и нижней частях крышки люка, каждый из ригелей заходит в ответные гнезда, расположенные на проеме под крышку люка, крышка снабжена ключной вставкой для запирания от несанкционированного доступа, кроме того, на ней установлена тяга для фиксации крышки в открытом положении. 2. Вертолет по п. 1, отличающийся тем, что крышка люка представляет собой каркас, состоящий из наружной и внутренней обшивок, связанных с внутренним силовым набором из жесткостей посредством заклепочного соединения, а также Z-образных гнутиков, закрывающих по контуру края крышки люка.
Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к конструкции вертолета, оснащенного различными видами вооружения, комплексом навигации, прицельно-вычислительным комплексом и средствами ночного видения и предназначенного для круглосуточного решения боевых задач. Известен транспортно-боевой вертолет аналогичного назначения и наиболее близкий по конструкции к заявляемому (см. "Jane's" "ALL THE WORLD'S AIRCRAFT" 1999-2000, p. 408). Несущая система вертолета включает несущий винт с втулкой со сферическими металлорезиновыми подшипниками и с лопастями из полимерных композиционных материалов и четырехлопастный Х-образный рулевой винт. Силовая установка содержит два газотурбинных двигателя, пылезащитные устройства и экранно-выхлопные устройства. Вертолет выполнен с неубирающимся шасси. Вертолет содержит также комплекс навигации и электронной индикации. Для решения боевых задач на вертолете предусмотрено размещение несъемной подвижной пушечной установки и установлены комплексы неуправляемого и управляемого ракетного вооружения с круглосуточной обзорно-прицельной системой и прицельно-вычислительный комплекс. В связи с тем, что с консолей крыльев вертолета запускаются управляемые ракеты, появляется необходимость усиления борта по обеим сторонам вертолета, в особенности в месте расположения крышки люка в технический отсек, т.к. вырез в бортовой панели на левом борту фюзеляжа под крышку люка приводит к местному снижению прочности. В патенте РФ №2 202 498 (оп. 20.04.2003 г.) описан люк с крышкой, устанавливаемый изнутри фюзеляжа вертолета с упором на внутреннюю сторону правой створки проема грузовой кабины через трубчатый уплотнитель. В средней части крышки закреплена круговая диафрагма, в стенке которой выполнены отверстия и в них размещены запирающие штыри, а в центре диафрагмы расположена ось вращения с ручками, установленными на концах оси с обеих сторон крышки, кинематически связанными со штырями. В основании крышки установлены два неподвижных штыря, фиксирующих крышку при закрытии люка с помощью отверстий, образованных в рамке люка. Однако, описанный выше люк выполняет другие функциональные задачи, такие как дополнительный выход для десантирования людей, загрузка-выгрузка грузов в эксплуатации, и не обеспечивает восприятие нагрузок при воздействии ударной волны при запуске ракет с консолей крыльев, а также не обеспечивает достаточную фиксацию при деформации. Решаемая задача состоит в повышении боевой живучести вертолета, повышении эксплуатационной надежности транспортно-боевого вертолета, а также повышении его боевой эффективности и безопасности выполнения поставленных задач в эксплуатации. Для решения поставленной задачи заявляемый многофункциональный двухместный боевой вертолет, состоящий из фюзеляжа, который включает в свою конструкцию кабины экипажа, расположенные в носовой части, центральную часть с техническим отсеком с оборудованием, хвостовую и килевую балки, стабилизатор, капоты силовой установки. Также в состав вертолета входят несущий винт с лопастями из полимерных композиционных материалов и четырехлопастной Х-образный рулевой винт, двухдвигательная силовая установка с установленными на каждом из двигателей пылезащитными устройствами в передней части, экранно-выхлопными устройствами в задней части двигателей. Для пилотирования установлены общевертолетное оборудование, органы оперативного управления вертолетом, приборы резервной индикации и комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, а также неубирающееся шасси, Крышка люка в технический отсек вертолета, расположенная по левому борту выполнена с усиленными, увеличенными по высоте внутренними жесткостями. На крышке люка установлен механизм открытия-закрытия самого люка, представляющий из себя поворотные ручки, выполненные с двух сторон, которые кинематически связаны с трехригельной системой запирания. Ригели расположены следующим образом: один ригель выходит на противоположной стороне от узлов навески крышки люка, другие два выходят в верхней и нижней частях крышки люка. Каждый из ригелей заходит в ответные гнезда, расположенные на проеме фюзеляжа по левому борту. Крышка люка имеет ключную вставку для запирания от несанкционированного доступа, и кроме того на ней установлена тяга для фиксации крышки в открытом положении. Конструктивно крышка люка представляет собой каркас, состоящий из наружной и внутренней обшивок, связанных с внутренним силовым набором из жесткостей посредством заклепочного соединения, а также Z-образных гнутиков, закрывающих по контуру края крышки люки. Все жесткости выполнены определенной высоты с учетом прочностных характеристик используемых материалов для восприятия эксплуатационных нагрузок. Для облегчения массы в конструкции люка используется материал Д16. Крышка навешивается посредством петель на левую бортовую панель фюзеляжа и фиксируется в закрытом положении при помощи поворотной ручки, а также ключной вставки, защищающей от несанкционированного доступа в технический отсек. Механизм открытия-закрытия крышки люка представляет из себя поворотные ручки, выполненные с двух сторон. Обе ручки установлены на одну ось и кинематически связаны с трехригельной системой открытия-закрытия крышки люка. Выходящие из крышки люка ригели входят в гнезда, установленные на проеме под люк в трех направлениях: один ригель заходит в гнездо, расположенное на противоположной стороне от узлов навески, другие два заходят в гнезда, расположенные на верхней и нижней частях проема под крышку люка. Для фиксации крышки люка в открытом положении предусмотрена складная тяга, которая установлена с внутренней стороны крышки люка. Один конец тяги закреплен на кронштейн в верхней части крышки, а другой крепит тягу в закрытом положении в средней части крышки посредством лирки. При открытии крышки люка свободный конец тяги вставляется в гнездо на проеме под люк для исключения ее закрытия. Данные решения позволили усилить жесткость самой крышки люка и обеспечить ее жесткую фиксацию от воздействия ударной волны при запуске ракет с консолей крыла, а также обеспечить удобство пользования в эксплуатации. Сущность полезной модели поясняется чертежами: на фиг. 1 - показан многофункциональный боевой вертолет, общий вид; на фиг. 2 - крышка люка в технический отсек фюзеляжа вертолета; на фиг. 3 - сечение А-А фиг. 2; на фиг. 4а, 4б, 4в изображены виды на каждый ригель соответственно с ответными гнездами в проеме под крышку люка. Многофункциональный двухместный боевой вертолет содержит фюзеляж, состоящий из кабины экипажа 1, расположенной в носовой части, центральной части 2 с техническим отсеком с оборудованием, хвостовой 3 и килевой 4 балок, стабилизатора 5, капотов силовой установки 6. Вертолет содержит несущий винт 7 с лопастями из полимерных композиционных материалов и четырехлопастной Х-образный рулевой винт 8, двухдвигательную силовую установку 9 с пылезащитным устройством 10, экранно-выхлопными устройствами 11, неубирающееся шасси 12. Вертолет содержит также общевертолетное оборудование, органы оперативного управления вертолетом, приборы резервной индикации и комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (на чертеже не показаны). По левому борту фюзеляжа расположена крышка люка 13 в технический отсек фюзеляжа, выполненная с усиленными, увеличенными по высоте внутренними жесткостями 14. На крышке люка имеется механизм открытия-закрытия люка 15, который представляет из себя поворотные ручки 16, выполненные с двух сторон, кинематически связанные с трехригельной системой открытия-закрытия 17, при этом один ригель 18 расположен на противоположной стороне от узлов навески 19 крышки люка, другие два 20, 21 расположены в верхней и нижней частях крышки люка. Каждый из ригелей заходит в ответные гнезда 22, расположенные на проеме под крышку люка 23. На крышке установлена ключная вставка 24 для запирания от несанкционированного доступа, а также складная тяга 25 для фиксации крышки в открытом положении. Крышка люка представляет собой каркас, состоящий из наружной 26 и внутренней 27 обшивок, связанных с внутренним силовым набором из жесткостей 14 посредством заклепочного соединения, а также Z-образных гнутиков 28, закрывающих по контуру края крышки люка. Крышка люка функционирует следующим образом. Для открытия крышки люка необходимо сначала открыть ключом механизм блокировки ручек от закрытого положения и повернув ручку вниз потянуть крышку люка на себя. При этом механизм открытия-закрытия переместит ригели запирания внутрь крышки люка и высвободит их от зацепления с гнездами, установленными на проеме под крышку люка на левом борту фюзеляжа. Открыв крышку на 90 градусов необходимо высвободить конец тяги, установленной на крышке люка от зацепления с лиркой, фиксирующей тягу и вставить его в гнездо на проеме фюзеляжа. При этом крышка будет находиться в открытом положении и не сможет самопроизвольно закрыться. Для закрытия крышки люка необходимо повторить вышеуказанные действия в обратном порядке, т.е. освободить из зацепления с гнездом на проеме фюзеляжа конец фиксирующей тяги и закрепить его за лирку на крышке люка. Захлопнуть крышку люка с незначительным прижатием к проему на фюзеляже и повернуть ручку открытия-закрытия вверх, при этом ригели выдут из крышки люка и войдут в ответные гнезда на проеме под люк на фюзеляже. После чего необходимо повернуть ключ вверх. Крышка люка будет закрыта от несанкционированного доступа. За счет усиления жесткости крышки люка технологического отсека фюзеляжа вертолета и ее жесткой фиксации от воздействия ударной волны при запуске ракет с консолей крыла повышается боевая эффективность вертолета и безопасность выполнения им поставленных задач, при этом обеспечивается удобство пользования в эксплуатации и защита от несанкционированного доступа.