патент
№ RU 191683
МПК B64C1/14

Многофункциональный двухместный боевой вертолет

Авторы:
Карликов Алексей Андреевич Сычёв Игорь Борисович Вайнпрес Алексей Леонидович
Все (9)
Номер заявки
2019104995
Дата подачи заявки
21.02.2019
Опубликовано
15.08.2019
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
3
Реферат

[22]

Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к конструкции вертолета, оснащенного различными видами вооружения. Многофункциональный двухместный боевой вертолет включает фюзеляж, состоящий из кабины экипажа, расположенной в носовой части, центральной части с техническим отсеком с оборудованием, хвостовой и килевой балок, стабилизатора, капотов силовой установки, несущий винт с лопастями из полимерных композиционных материалов, четырехлопастной Х-образный рулевой винт, двухдвигательную силовую установку с пылезащитным устройством, экранно-выхлопными устройствами, общевертолетное оборудование, органы оперативного управления вертолетом, приборы резервной индикации и комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, неубирающееся шасси. Крышка люка в технический отсек вертолета, расположенная по левому борту выполнена с усиленными, увеличенными по высоте внутренними жесткостями, механизм открытия-закрытия крышки люка представляет из себя поворотную ручку, выполненную с двух сторон, кинематически связанную с трехригельной системой запирания, при этом один ригель расположен на противоположной стороне от узлов навески крышки люка, другие два расположены в верхней и нижней частях крышки люка, каждый из ригелей заходит в ответные гнезда, расположенные на проеме под крышку люка, крышка снабжена ключной вставкой. Полезная модель направлена на повышение боевой эффективности вертолета и безопасности выполнения им поставленных задач, при этом обеспечены удобство пользования в эксплуатации и защита от несанкционированного доступа. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения

1. Многофункциональный двухместный боевой вертолет, включающий фюзеляж, состоящий из кабины экипажа, расположенной в носовой части, центральной части с техническим отсеком с оборудованием, хвостовой и килевой балок, стабилизатора, капотов силовой установки, несущий винт с лопастями из полимерных композиционных материалов, четырехлопастной Х-образный рулевой винт, двухдвигательную силовую установку с пылезащитным устройством, экранно-выхлопными устройствами, общевертолетное оборудование, органы оперативного управления вертолетом, приборы резервной индикации и комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, неубирающееся шасси, отличающийся тем, что крышка люка в технический отсек вертолета, расположенная по левому борту, выполнена с усиленными, увеличенными по высоте внутренними жесткостями, механизм открытия-закрытия крышки люка представляет из себя поворотную ручку, выполненную с двух сторон, кинематически связанную с трехригельной системой запирания, при этом один ригель расположен на противоположной стороне от узлов навески крышки люка, другие два расположены в верхней и нижней частях крышки люка, каждый из ригелей заходит в ответные гнезда, расположенные на проеме под крышку люка, крышка снабжена ключной вставкой для запирания от несанкционированного доступа, кроме того, на ней установлена тяга для фиксации крышки в открытом положении.

2. Вертолет по п. 1, отличающийся тем, что крышка люка представляет собой каркас, состоящий из наружной и внутренней обшивок, связанных с внутренним силовым набором из жесткостей посредством заклепочного соединения, а также Z-образных гнутиков, закрывающих по контуру края крышки люка.

Описание

[1]

Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к конструкции вертолета, оснащенного различными видами вооружения, комплексом навигации, прицельно-вычислительным комплексом и средствами ночного видения и предназначенного для круглосуточного решения боевых задач.

[2]

Известен транспортно-боевой вертолет аналогичного назначения и наиболее близкий по конструкции к заявляемому (см. "Jane's" "ALL THE WORLD'S AIRCRAFT" 1999-2000, p. 408). Несущая система вертолета включает несущий винт с втулкой со сферическими металлорезиновыми подшипниками и с лопастями из полимерных композиционных материалов и четырехлопастный Х-образный рулевой винт. Силовая установка содержит два газотурбинных двигателя, пылезащитные устройства и экранно-выхлопные устройства. Вертолет выполнен с неубирающимся шасси. Вертолет содержит также комплекс навигации и электронной индикации. Для решения боевых задач на вертолете предусмотрено размещение несъемной подвижной пушечной установки и установлены комплексы неуправляемого и управляемого ракетного вооружения с круглосуточной обзорно-прицельной системой и прицельно-вычислительный комплекс.

[3]

В связи с тем, что с консолей крыльев вертолета запускаются управляемые ракеты, появляется необходимость усиления борта по обеим сторонам вертолета, в особенности в месте расположения крышки люка в технический отсек, т.к. вырез в бортовой панели на левом борту фюзеляжа под крышку люка приводит к местному снижению прочности.

[4]

В патенте РФ №2 202 498 (оп. 20.04.2003 г.) описан люк с крышкой, устанавливаемый изнутри фюзеляжа вертолета с упором на внутреннюю сторону правой створки проема грузовой кабины через трубчатый уплотнитель. В средней части крышки закреплена круговая диафрагма, в стенке которой выполнены отверстия и в них размещены запирающие штыри, а в центре диафрагмы расположена ось вращения с ручками, установленными на концах оси с обеих сторон крышки, кинематически связанными со штырями. В основании крышки установлены два неподвижных штыря, фиксирующих крышку при закрытии люка с помощью отверстий, образованных в рамке люка.

[5]

Однако, описанный выше люк выполняет другие функциональные задачи, такие как дополнительный выход для десантирования людей, загрузка-выгрузка грузов в эксплуатации, и не обеспечивает восприятие нагрузок при воздействии ударной волны при запуске ракет с консолей крыльев, а также не обеспечивает достаточную фиксацию при деформации.

[6]

Решаемая задача состоит в повышении боевой живучести вертолета, повышении эксплуатационной надежности транспортно-боевого вертолета, а также повышении его боевой эффективности и безопасности выполнения поставленных задач в эксплуатации.

[7]

Для решения поставленной задачи заявляемый многофункциональный двухместный боевой вертолет, состоящий из фюзеляжа, который включает в свою конструкцию кабины экипажа, расположенные в носовой части, центральную часть с техническим отсеком с оборудованием, хвостовую и килевую балки, стабилизатор, капоты силовой установки. Также в состав вертолета входят несущий винт с лопастями из полимерных композиционных материалов и четырехлопастной Х-образный рулевой винт, двухдвигательная силовая установка с установленными на каждом из двигателей пылезащитными устройствами в передней части, экранно-выхлопными устройствами в задней части двигателей. Для пилотирования установлены общевертолетное оборудование, органы оперативного управления вертолетом, приборы резервной индикации и комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, а также неубирающееся шасси, Крышка люка в технический отсек вертолета, расположенная по левому борту выполнена с усиленными, увеличенными по высоте внутренними жесткостями. На крышке люка установлен механизм открытия-закрытия самого люка, представляющий из себя поворотные ручки, выполненные с двух сторон, которые кинематически связаны с трехригельной системой запирания. Ригели расположены следующим образом: один ригель выходит на противоположной стороне от узлов навески крышки люка, другие два выходят в верхней и нижней частях крышки люка. Каждый из ригелей заходит в ответные гнезда, расположенные на проеме фюзеляжа по левому борту. Крышка люка имеет ключную вставку для запирания от несанкционированного доступа, и кроме того на ней установлена тяга для фиксации крышки в открытом положении.

[8]

Конструктивно крышка люка представляет собой каркас, состоящий из наружной и внутренней обшивок, связанных с внутренним силовым набором из жесткостей посредством заклепочного соединения, а также Z-образных гнутиков, закрывающих по контуру края крышки люки. Все жесткости выполнены определенной высоты с учетом прочностных характеристик используемых материалов для восприятия эксплуатационных нагрузок. Для облегчения массы в конструкции люка используется материал Д16. Крышка навешивается посредством петель на левую бортовую панель фюзеляжа и фиксируется в закрытом положении при помощи поворотной ручки, а также ключной вставки, защищающей от несанкционированного доступа в технический отсек. Механизм открытия-закрытия крышки люка представляет из себя поворотные ручки, выполненные с двух сторон. Обе ручки установлены на одну ось и кинематически связаны с трехригельной системой открытия-закрытия крышки люка. Выходящие из крышки люка ригели входят в гнезда, установленные на проеме под люк в трех направлениях: один ригель заходит в гнездо, расположенное на противоположной стороне от узлов навески, другие два заходят в гнезда, расположенные на верхней и нижней частях проема под крышку люка. Для фиксации крышки люка в открытом положении предусмотрена складная тяга, которая установлена с внутренней стороны крышки люка. Один конец тяги закреплен на кронштейн в верхней части крышки, а другой крепит тягу в закрытом положении в средней части крышки посредством лирки. При открытии крышки люка свободный конец тяги вставляется в гнездо на проеме под люк для исключения ее закрытия.

[9]

Данные решения позволили усилить жесткость самой крышки люка и обеспечить ее жесткую фиксацию от воздействия ударной волны при запуске ракет с консолей крыла, а также обеспечить удобство пользования в эксплуатации.

[10]

Сущность полезной модели поясняется чертежами:

[11]

на фиг. 1 - показан многофункциональный боевой вертолет, общий вид;

[12]

на фиг. 2 - крышка люка в технический отсек фюзеляжа вертолета;

[13]

на фиг. 3 - сечение А-А фиг. 2;

[14]

на фиг. 4а, 4б, 4в изображены виды на каждый ригель соответственно с ответными гнездами в проеме под крышку люка.

[15]

Многофункциональный двухместный боевой вертолет содержит фюзеляж, состоящий из кабины экипажа 1, расположенной в носовой части, центральной части 2 с техническим отсеком с оборудованием, хвостовой 3 и килевой 4 балок, стабилизатора 5, капотов силовой установки 6. Вертолет содержит несущий винт 7 с лопастями из полимерных композиционных материалов и четырехлопастной Х-образный рулевой винт 8, двухдвигательную силовую установку 9 с пылезащитным устройством 10, экранно-выхлопными устройствами 11, неубирающееся шасси 12. Вертолет содержит также общевертолетное оборудование, органы оперативного управления вертолетом, приборы резервной индикации и комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (на чертеже не показаны).

[16]

По левому борту фюзеляжа расположена крышка люка 13 в технический отсек фюзеляжа, выполненная с усиленными, увеличенными по высоте внутренними жесткостями 14. На крышке люка имеется механизм открытия-закрытия люка 15, который представляет из себя поворотные ручки 16, выполненные с двух сторон, кинематически связанные с трехригельной системой открытия-закрытия 17, при этом один ригель 18 расположен на противоположной стороне от узлов навески 19 крышки люка, другие два 20, 21 расположены в верхней и нижней частях крышки люка. Каждый из ригелей заходит в ответные гнезда 22, расположенные на проеме под крышку люка 23. На крышке установлена ключная вставка 24 для запирания от несанкционированного доступа, а также складная тяга 25 для фиксации крышки в открытом положении.

[17]

Крышка люка представляет собой каркас, состоящий из наружной 26 и внутренней 27 обшивок, связанных с внутренним силовым набором из жесткостей 14 посредством заклепочного соединения, а также Z-образных гнутиков 28, закрывающих по контуру края крышки люка.

[18]

Крышка люка функционирует следующим образом.

[19]

Для открытия крышки люка необходимо сначала открыть ключом механизм блокировки ручек от закрытого положения и повернув ручку вниз потянуть крышку люка на себя. При этом механизм открытия-закрытия переместит ригели запирания внутрь крышки люка и высвободит их от зацепления с гнездами, установленными на проеме под крышку люка на левом борту фюзеляжа. Открыв крышку на 90 градусов необходимо высвободить конец тяги, установленной на крышке люка от зацепления с лиркой, фиксирующей тягу и вставить его в гнездо на проеме фюзеляжа. При этом крышка будет находиться в открытом положении и не сможет самопроизвольно закрыться.

[20]

Для закрытия крышки люка необходимо повторить вышеуказанные действия в обратном порядке, т.е. освободить из зацепления с гнездом на проеме фюзеляжа конец фиксирующей тяги и закрепить его за лирку на крышке люка. Захлопнуть крышку люка с незначительным прижатием к проему на фюзеляже и повернуть ручку открытия-закрытия вверх, при этом ригели выдут из крышки люка и войдут в ответные гнезда на проеме под люк на фюзеляже. После чего необходимо повернуть ключ вверх. Крышка люка будет закрыта от несанкционированного доступа.

[21]

За счет усиления жесткости крышки люка технологического отсека фюзеляжа вертолета и ее жесткой фиксации от воздействия ударной волны при запуске ракет с консолей крыла повышается боевая эффективность вертолета и безопасность выполнения им поставленных задач, при этом обеспечивается удобство пользования в эксплуатации и защита от несанкционированного доступа.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты