патент
№ RU 190155
МПК F16J15/44

РАДИАЛЬНОЕ ЩЕЛЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ДЛЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ДЕТАЛИ С ПЛАВАЮЩИМ КОЛЬЦОМ

Авторы:
Давыденко Александр Григорьевич
Номер заявки
2018147659
Дата подачи заявки
28.12.2018
Опубликовано
21.06.2019
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

Полезная модель относится к щелевым радиальным уплотнениям с плавающим кольцом для вращающейся детали и может быть использована в различных отраслях техники при создании центробежных и осевых насосов и турбин.Радиальное щелевое уплотнение ротора содержит вращающуюся деталь 1, например вал, размещенный в корпусе 2, в котором выполнена кольцевая канавка 3, окружающая вал, в которой установлено плавающее кольцо 4, имеющее возможность перемещения в канавке в радиальном направлении - то есть в плоскости, перпендикулярной оси 5 вращения, для чего между кольцом и канавкой и кольцом и ротором предусмотрены зазоры (Z, Z).Кольцо 4 закрыто крышкой 6. Зазор Zразделяет полость Пнизкого и полость Пвысокого давлений. В канавке 3 размещен отрезок трубки 7 из неметаллического упругого материала, например резины или пластика (капрона, полиэтилена), охватывающей плавающее кольцо 4. Один конец 8 трубки 7 герметично соединен с плавающим кольцом 4 с помощью выступа 9 на внутренней поверхности трубки, входящего в канавку 10, выполненную на обращенной к выступу 9 поверхности плавающего кольца 4. Дополнительно соединение укреплено бандажом 11 и герметизировано с помощью клея (не показан), нанесенного на соприкасающиеся поверхности трубки, и плавающего кольца. Второй конец 12 трубки герметично соединен с корпусом с помощью фланца 13, выполненного заодно целое с трубкой. Фланец 13 прижат к корпусу 2 крышкой 6.Упругая подвеска, роль которой выполняет трубка 7, позволяет отделять полости Пи П, препятствуя утечке рабочей среды через зазор Zв отличие от известного технического решения - где есть щели между стержнями.Зазор Zисключает трение плавающего кольца 4 о корпус, и при этом уменьшается усилие, необходимое для перемещения ("плавания" кольца в радиальном направлении) вслед за биением поверхности вращающейся детали в радиальном направлении.Стенку трубки 7 гораздо проще изготовить, чем стержни упругой подвески плавающего кольца - не нужно выполнять прорези между стержнями.Изготовление трубки из неметаллического материала снижает усилие для изгиба трубки 7 при перемещении конца 8 вместе с плавающим кольцом 4 в радиальном направлении под действием подъемной силы в зазоре Z. В качестве вращающейся детали может использоваться и рабочее колесо закрытого типа (с бандажом) для центробежного насоса, и рабочее колесо гидротурбины осевого типа (с бандажом). 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения

1. Радиальное щелевое уплотнение для вращающейся детали с плавающим кольцом, содержащее вращающуюся деталь, размещенную в корпусе, в котором выполнена окружающая вращающуюся деталь кольцевая канавка, плавающее кольцо, образующее с вращающейся деталью щелевой радиальный зазор, разделяющий полости высокого и низкого давления, установленное в канавке с возможностью радиального перемещения и образующее одним из своих торцов, обращенным к полости с низким давлением, торцовый зазор с торцом канавки, упругую подвеску, соединяющую плавающее кольцо с корпусом, отличающееся тем, что упругая подвеска выполнена в виде отрезка трубки из неметаллического упругого материала, один конец трубки по периметру отверстия трубки герметично скреплен с плавающим кольцом, а второй конец трубки по периметру отверстия трубки герметично скреплен с корпусом.

2. Радиальное щелевое уплотнение для вращающейся детали с плавающим кольцом по п. 1, отличающееся тем, что трубка выполнена из резины.

3. Радиальное щелевое уплотнение для вращающейся детали с плавающим кольцом по п. 1, отличающееся тем, что конец трубки герметично скреплен с плавающим кольцом с помощью клея.

4. Радиальное щелевое уплотнение для вращающейся детали с плавающим кольцом по п. 1, отличающееся тем, что конец трубки герметично скреплен с корпусом с помощью прижимной крышки.

Описание

[1]

Полезная модель относится к щелевым уплотнениям с плавающим кольцом, в частности к радиальным уплотнениям между вращающимися деталями и корпусом и может быть использовано в различных отраслях техники при создании центробежных и осевых насосов и турбин.

[2]

Уплотнения с плавающим кольцом обладают преимуществом перед щелевыми уплотнениями в том, что плавающее кольцо устанавливается в специальной проточке, выполненной в корпусе, окружающем вращающуюся деталь (вал или рабочее колесо) с возможностью радиального перемещения.

[3]

Это позволяет кольцу перемещаться вслед за вращающейся деталью при биениях при работе (вращении) и самоустанавливаться при сборке изделия (например, насосы) и при этом даже при малых зазорах исключить износ поверхностей, образующих уплотняющий зазор, что повышает экономичность изделия.

[4]

В уплотнениях с плавающим кольцом при вращении детали в щелевом зазоре возникает подъемная сила (например, при работе на жидкости), которая смещает плавающее кольцо и может исключить взаимное касание и износ (при разрушении) поверхности кольца и вращающейся детали (вала, рабочего колеса).

[5]

Однако до появления подъемной силы, способной предотвратить касание кольца о вращающуюся деталь необходимо предотвратить проворот кольца относительно корпуса в момент касания кольца и вращающейся детали (в момент начала вращения). Эта проблема решается в ряде известных технических решений.

[6]

Так, например, известно щелевое плавающее уплотнение, содержащее уплотнительное кольцо, установленное в корпусе в кольцевой камере с возможностью радиального перемещения на упругих стержнях, жестко закрепленных одним концом на кольце, торцовый уплотнительный зазор между кольцом и корпусом и радиальный уплотнительный зазор между кольцом и уплотняемой вращающейся деталью, отличающееся тем, что вторые концы стержней соединены один с другим дугообразными перемычками, образующими кольцо, которое жестко закреплено в корпусе (см. авторское свидетельство СССР №1191668 кл. F16j 15/44).

[7]

К недостаткам известного технического решения можно отнести сложность конструкции и технологии изготовления стержней - которые выполняют роль упругой подвески плавающего кольца в корпусе - что позволяет кольцу перемещаться вслед за перемещениями вращающейся детали и позволяет при этом предотвратить проворачивание плавающего кольца относительно корпуса.

[8]

Вторым недостатком является низкая экономичность, обусловленная щелями между стержнями - что приводит к дополнительной утечке уплотняемой среды из полости высокого давления через торцовый зазор и щели.

[9]

Целью полезной модели является устранение недостатков известного технического решения - упрощение конструкции, упрощение технологии изготовления и улучшение экономичности уплотнения.

[10]

Это достигается тем, что упругая подвеска выполнена в виде отрезка трубки из неметаллического упругого материала, один конец трубки по периметру отверстия трубки герметично скреплен с плавающим кольцом, а второй конец трубки по периметру отверстия трубки герметично скреплен с корпусом.

[11]

В радиальном щелевом уплотнении вращающейся детали с плавающим кольцом трубка выполнена из резины, но может быть выполнена и из пластмассы, например, хлорвинила, капрона и других пластмасс.

[12]

В радиальном щелевом уплотнении вращающейся детали с плавающим кольцом конец трубки герметично скреплен с плавающим кольцом с помощью клея.

[13]

В радиальном щелевом уплотнении ротора с плавающим кольцом конец трубки герметично скреплен с корпусом с помощью прижимной крышки.

[14]

На фиг. 1 изображено радиальное щелевое уплотнение вращающейся детали с плавающим кольцом, где:

[15]

1 - вращающаяся деталь (вал)

[16]

2 - корпус

[17]

3 - кольцевая канавка

[18]

4 - плавающее кольцо

[19]

5 - ось вращения вала

[20]

6 - крышка

[21]

7 - отрезок трубки

[22]

8, 12 - концы трубки

[23]

9 - выступ на трубке

[24]

10 - канавка в кольце

[25]

11 - бандаж

[26]

13 - фланец на патрубке

[27]

Z1, Z2 - радиальные зазоры

[28]

Z3 - торцовый зазор

[29]

П1 - полость низкого давления

[30]

П2 - полость высокого давления.

[31]

Радиальное щелевое уплотнение содержит вращающуюся деталь 1, например, вал, размещенный в корпусе 2, в котором выполнена кольцевая канавка 3, окружающая вал, в которой установлено плавающее кольцо 4, имеющее возможность перемещения в канавке в радиальном направлении - то есть в плоскости, перпендикулярной оси 5 вращения вала, для чего между кольцом и канавкой м кольцом и валом предусмотрены зазоры (Z1, Z2).

[32]

Кольцо 4 закрыто крышкой 6. Зазор Z1 разделяет полость П1 низкого и полость П2 высокого давлений. В канавке 3 размещен отрезок трубки 7 из неметаллического упругого материала, например, резины или пластика (капрона, хлорвинила, полиэтилена), охватывающей плавающее кольцо 4. Один конец 8 трубки 7 герметично соединен с плавающим кольцом 4 с помощью выступа 9 на внутренней поверхности трубки входящего в канавку 10, выполненную на обращенной к выступу 9 поверхности плавающего кольца 4. Дополнительно соединение укреплено бандажом 11 и герметизировано с помощью клея (не показан) нанесенного на соприкасающиеся поверхности трубки и плавающего кольца. Второй конец 12 трубки герметично соединен с корпусом с помощью фланца 13 выполненного заодно целое с трубкой. Фланец 13 прижат к корпусу 2 крышкой 6.

[33]

Упругая подвеска, роль которой выполняет трубка 7, позволяет отделять полости П2 и П1, препятствуя утечке рабочей среды через зазор Z3 в отличие от известного технического решения - где есть щели между стержнями.

[34]

Зазор Z3 исключает трение плавающего кольца 4 о корпус, и при этом уменьшается усилие, необходимое для перемещения ("плавания" кольца в радиальном направлении) вслед за биением поверхности вала в радиальном направлении.

[35]

Стенку трубки 7 гораздо проще изготовить, чем стержни упругой подвески плавающего кольца - не нужно выполнять прорези между стержнями.

[36]

Изготовление трубки из неметаллического упругого материала снижает усилие для изгиба трубки 7 при перемещении конца 8 вместе с плавающим кольцом 4 в радиальном направлении под действием подъемной силы в зазоре Z1.

[37]

Величина такого перемещения составляет 0,2…0,4 мм на радиус, что при малой жесткости материала трубки вполне приемлемо даже при незначительной подъемной силе.

[38]

При работе уплотнения на жидкости (а плавающие кольца в большинстве случаев применяются в центробежных насосах) перетекание жидкости из полости П2 в полость П1 осуществляется через зазор "Z1". Если поверхность вала, образующая с кольцом 4 зазор Z1, будет иметь радиальное биение порядка 0,15…0,30 мм (что обеспечивается точностью изготовления деталей, балансировкой, зазорами в подшипниках и т.д.), то подъемная сила, действующая в зазоре "Z1" должна быть рассчитана так, чтобы не допускать касания кольца 4 о вал (вращающуюся деталь), а размеры отрезка трубки должны обеспечивать изгиб конца 8 трубки при расчетной подъемной силе.

[39]

Кроме вала уплотнение предложенной конструкции может быть использовано для уплотнения любой вращающейся детали: и рабочего колеса закрытого типа (с бандажом) для центробежного насоса и рабочего колеса гидротурбины осевого типа (с бандажом).

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты