патент
№ RU 177870
МПК G09B21/02

Устройство для обучения слепых и слабовидящих детей письму рельефно-точечным шрифтом Брайля

Авторы:
Голубчикова Анастасия Валентиновна Мовшович Павел Михайлович Скляндева Васелина Михайловна
Все (4)
Номер заявки
2017119441
Дата подачи заявки
05.06.2017
Опубликовано
14.03.2018
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

Полезная модель относится к коррекционной педагогике, а именно к тифлотехнике. Устройство состоит из двух рабочих поверхностей прямоугольной формы - верхней и нижней, каждая из которых используется как для письма, так и для последующего прочтения написанного текста, рабочие поверхности имеют по три строки с шестью клетками с круглыми сквозными отверстиями, выполненными в виде брайлевского шеститочия и набора фишек-кнопок, которые вставляются в отверстия и обеспечивают воссоздание буквенного символа-схемы шрифта Брайля, устройство выполнено трехслойным, внутренний слой из жесткого материала, а два внешних слоя из текстильного материала типа велкроткани, для удобства эксплуатации устройство имеет опоры по углам в виде четырех ножек и окаймляющую стенку для ограничения пространства рабочей поверхности, каждая строка с шестью клетками с отверстиями отделена друг от друга текстильными элементами: по горизонтали нашитыми шнурами, а по вертикали съемными полосками из жесткой части тесьмы velcro, каждая фишка-кнопка состоит из цилиндрической ножки с округлым концом и округлой шляпки, при использовании устройства ножка фишки-кнопки входит в отверстие рабочей поверхности таким образом, что ее конец выступает на противоположной стороне на высоту, достаточную для перцептивного восприятия во время ощупывания пальцами рук, внешняя поверхность шляпки покрыта текстильным материалом, внутренняя поверхность выполнена из жесткой части тесьмы velcro, которая контактирует с внешним слоем рабочей плоскости и обеспечивает ее статичное положение. Устройство может быть использовано для обучения слепых и слабовидящих детей письму рельефно-точечным шрифтом Брайля, если они владеют произвольной регуляцией поведения, умением работать по речевой инструкции взрослого, навыком длительного удержания позы сидя, точными согласованными координированными движениями рук и соотносящими действиями, а также лексико-грамматическими нормами языка и фразовой речью.

Формула изобретения

Устройство для обучения слепых и слабовидящих детей письму рельефно-точечным шрифтом Брайля, состоящее их двух рабочих поверхностей прямоугольной формы - верхней и нижней, каждая из которых используется как для письма, так и для последующего прочтения написанного текста, рабочие поверхности имеют по три строки с шестью клетками с круглыми сквозными отверстиями, выполненными в виде брайлевского шеститочия и набора фишек-кнопок, которые вставляются в отверстия и обеспечивают воссоздание буквенного символа-схемы шрифта Брайля, устройство выполнено трехслойным, внутренний слой из жесткого материала, а два внешних слоя из текстильного материала типа велкроткани, для удобства эксплуатации устройство имеет опоры по углам в виде четырех ножек и окаймляющую стенку для ограничения пространства рабочей поверхности, каждая строка с шестью клетками с отверстиями отделена друг от друга текстильными элементами: по горизонтали нашитыми шнурами, а по вертикали съемными полосками из жесткой части тесьмы velcro, каждая фишка-кнопка состоит из цилиндрической ножки с округлым концом и округлой шляпки, при использовании устройства ножка фишки-кнопки входит в отверстие рабочей поверхности таким образом, что ее конец выступает на противоположной стороне на высоту, достаточную для перцептивного восприятия во время ощупывания пальцами рук, внешняя поверхность шляпки покрыта текстильным материалом, внутренняя поверхность выполнена из жесткой части тесьмы velcro, которая контактирует с внешним слоем рабочей плоскости и обеспечивает ее статичное положение.

Описание

[1]

Полезная модель относится к коррекционной педагогике, а именно к тифлотехнике, отрасли, которая разрабатывает приборы и технические средства для обучения, производственной подготовке к трудовой деятельности и культурно-бытового обслуживания слепых, слабовидящих и слепоглухих.

[2]

Известен букварь для обучения слепых чтению по системе Брайля, страницы которого выполнены из жесткого материала для обеспечения механической прочности точечного, линейного и плоскостного рельефов текста. На страницах в дидактической последовательности расположены вводные и тренировочные материалы и учебные тексты. Букварь имеет подвижную эластичную мембрану для прикрытия по желанию обучаемого страниц. В соответствии с конструктивными особенностями данное изобретение не может быть использовано для письма шрифтом Брайля (патент RU 2023312, G09B 21/00, 28.05.1991).

[3]

Известно текстильное изделие, которое предназначено для использования слепыми или слабовидящими людьми. Оно содержит слой с вышивкой, которая представляет собой текст в виде шрифта Брайля о назначении изделия. Выпуклые элементы вышивки при ощупывании пальцами рук читателя распознаются, и пользователь может определить назначение предмета. Техническим результатом изобретения является информирование слепого/слабовидящего человека о свойствах предмета одежды. Однако изобретение не может быть использовано для обучения слепых детей чтению и письму шрифта Брайля (патент RU 2577494, G09B 21/00, 04.11.2011).

[4]

Известна маркировка одежды для слепых, включающая в себя защитную оболочку и текст, выполненный рельефно-точечным шрифтом Брайля. Данное приспособление состоит из прикрепленного с внутренней стороны одежды чехла и вставляющейся в него текстильной полоски с шрифтом Брайля, которым написана информация о характеристиках предмета одежды. Изобретение не может быть использовано для обучения слепых детей чтению и письму шрифта Брайля (патент DE 20307854 U1, G09B 21/00, 08.031.2003).

[5]

Известно устройство для тактильной передачи и приема информации по системе Брайля, содержащее тактильные элементы в виде шестиклавишной или восьмиклавишной клавиатуры для передачи и прямоугольные информационные матрицы Брайля для приема информации, при этом тактильные элементы передачи и приема скомбинированы по принципу фрактального аффинного самоподобия двоичной системы счисления и расположены в строчной рядной форме (патент РФ №2406161).

[6]

Известно устройство для обучения слепых людей письму, состоящее из шифровальной и контрольной платы с отверстиями, в которых установлены шаковки с возможностью вертикального перемещения. Шаковки имеют две кольцевые канавки, посредством которых они фиксируются (обхватываются) цилиндрической пружиной, расположенной между платами. Данное изобретение может быть использовано для обучения детей письму рельефно-точечным шрифтом Брайля при условии, что у них сформирован навык выполнения точных согласованных движений рук, перцептивной чувствительности и восприятия, а также пространственной ориентировки (патент SU 1233205 A1, G09B 21/02, 19.12.1984).

[7]

Недостатком способа является то, что сложность конструкции требует наличия точных согласованных движений рук и высокого уровня ориентировки в пространстве листа, возможности понимания схемы управления и действия механизма, а также длительного освоения техники использования данного устройства, что затрудняет его применение в процессе обучения письму слепых и слабовидящих детей.

[8]

Это устройство выбрано нами за прототип.

[9]

Задачей создания полезной модели является разработка устройства, оптимизирующего процесс обучения слепых и слабовидящих детей письму рельефно-точечным шрифтом Брайля.

[10]

Поставленная задача достигается созданием устройства для обучения слепых и слабовидящих детей письму рельефно-точечным шрифтом Брайля с увеличенным размером основных элементов рельефно-точечного шрифта Брайля для обеспечения воссоздания буквенной схемы-символа шрифта Брайля путем простого безопасного вставления фишки-кнопки в отверстие рабочей поверхности со строкой из клеток с шестью круглыми сквозными отверстиями, выполненными в форме брайлевских шеститочий.

[11]

Полезная модель для обучения слепых и слабовидящих детей письму рельефно-точечным шрифтом Брайля, представляет собой устройство прямоугольной формы, состоящее из трех слоев, где верхний и нижний слой являются рабочими поверхностями, выполненными из текстильного материала и внутреннего слоя, выполненного из жесткого материала, каждое рабочее поле имеет три строки с шестью клетками с круглыми сквозными отверстиями, выполненных в виде брайлевского шеститочия. Устройство снабжено фишками-кнопками, состоящими из цилиндрической ножки и округлой шляпки.

[12]

Технический результат достигается за счет одновременного формирования навыка ориентировки в пространстве листа, самостоятельного безопасного и удобного воссоздания буквенных схем-символов рельефно-точечного шрифта Брайля и умения распознавать их с помощью ощупывающих движений пальцев рук.

[13]

Предлагаемая полезная модель представлена на фиг. 1 и 2.

[14]

Устройство состоит из двух рабочих поверхностей 1 прямоугольной формы: верхней - А и нижней - Б. Каждое из них может использоваться как для письма, так и для последующего прочтения написанного текста. Каждая рабочая поверхность имеет три строки 2 с шестью клетками 3 с круглыми сквозными отверстиями 4, выполненными в виде брайлевского шеститочия и фишек-кнопок 5, которые вставляются в отверстия 4 и обеспечивают воссоздание буквенного символа-схемы шрифта Брайля (фиг. 1).

[15]

Одновременное использование рабочих поверхностей: верхней А и нижней Б, для письма и чтения обеспечивается переворотом рабочей поверхности 1 на 180°, за счет чего реализуется основной принцип письма рельефно-точечным шрифтом Брайля и прочтение написанного, который заключается в необходимости запоминания зеркального расположения элементов шеститочий при письме, когда фишки-кнопки вставляются справа налево, а при чтении фишки-кнопки вставляются слева направо.

[16]

Устройство состоит из трех слоев: внутреннего слоя 6, выполненного из жесткого материала, например, из фанеры, оргалита, и двух внешних поверхностей А и Б, выполненных из текстильного материала типа велкроткани или велюр-петельного полотна. Для удобства эксплуатации устройство по периметру имеет опоры в виде четырех ножек 7 и окаймляющую стенку 8 для ограничения пространства рабочих поверхностей. Для облегчения ориентировки ребенка на плоскости каждое брайлевское шеститочие отделено друг от друга текстильными элементами: по горизонтали - строки с нашитыми шнурами 9, по вертикали - съемными полосками 10, выполненными из жесткой части тесьмы velcro. Каждая фишка-кнопка 5 состоит из округлой шляпки 5а и цилиндрической ножки с округлым концом 5б, ножка входит в отверстие 4 рабочей поверхности таким образом, что ее конец выступает на противоположной стороне рабочей поверхности на высоту, достаточную для удобного прощупывания пальцами ребенка. Шляпка 5а покрыта текстильным материалом 11, а внутренняя поверхность выполнена из жесткой части тесьмы velcro 12, которая контактирует с внешним слоем рабочей поверхности. Размер фишек-кнопок и шероховатая фактура материала способствуют удобному захвату и удержанию кнопки пальцами детской руки (фиг. 2).

[17]

Велюр-петельное полотно применяется при изготовлении медицинских изделий, спецодежды. Полотно гибкое, прочное, обладает устойчивостью к механическому воздействию, при продолжительной эксплуатации не теряет внешнего вида и формы, обладает всеми достоинствами трикотажного материала.

[18]

Работа на устройстве для обучения слепых и слабовидящих детей письму рельефно-точечным шрифтом Брайля осуществляется следующим образом. Ребенок садится за стол, перед ним на столе располагают устройство 1 верхней рабочей поверхностью кверху и емкость с фишками-кнопками 5. Взрослый просит ребенка найти рабочую поверхность устройства 1, путем ощупывания рукой, указательным пальцем левой руки найти верхнюю строку 2 с шестью клетками брайлевских шеститочий 3 в каждой, а затем верхнее правое отверстие 4 в крайней клетке шеститочия справа, затем просит ребенка найти правой рукой емкость с фишками, захватить пальцами руки фишку-кнопку 5 за шляпку и достать ее из емкости, поднести к указательному пальцу левой руки и вставить ее в отверстие 4 рабочей поверхности. При вставлении фишки-кнопки 5 в отверстие 4 рабочей поверхности внутренняя поверхность кнопки 12, которая выполнена из жесткой части тесьмы velcro, входит в контакт с мягкой частью тесьмы velcro на рабочих поверхностях А и Б, что обеспечивает устойчивое положение кнопки. После чего взрослый просит ребенка перевернуть рабочую поверхность на 180° и найти с помощью ощупывающих движений пальцев рук выступающую ножку 5б. Определить и запомнить ее местоположение, т.к. оно, согласно схеме расположения символов шрифта Брайля, обозначает букву «А». Затем ребенка обучают самостоятельному воссозданию буквенных схем-символов шрифта Брайля в других клетках путем вставления фишек-кнопок 5 в отверстия 4. В случае неправильного написания буквенной схемы-символа шрифта Брайля ошибка исправляется простым перемещением фишки-кнопки.

[19]

Клинический пример.

[20]

Максим С. Диагноз: синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, пищевая аллергия, врожденная некомпенсированная глаукома, аниридия. Обучение рельефно-точечному шрифту Брайля на патентуемом устройстве было начато в возрасте 7-и лет, когда ребенок поступил в школу-интернат для обучения и реабилитации слепых III вида. В течение 2 месяцев мальчик учился по речевой инструкции взрослого находить строку, определенную клетку с шестью отверстиями, нужное отверстие в клетке, вставлять в него фишку-кнопку и выполнять эту последовательность действий несколько раз до воссоздания одного из 33 буквенных схем-символов шрифта Брайля. В последующие 4 месяца мальчик обучился по инструкции взрослого самостоятельно воссоздавать из фишек-кнопок любой из 33 буквенных схемы-символа шрифта Брайля на рабочей поверхности устройства и распознавать написанное. За последующие 3 месяца научился самостоятельно воссоздавать из буквенных схем-символов шрифта Брайля простые слова и предложения на патентуемом устройстве. Таким образом, за 9 месяцев использования устройства для обучения слепых и слабовидящих детей письму рельефно-точечным шрифтом Брайля у тотально слепого ребенка удалось сформировать навык письма рельефно-точечным шрифтом Брайля и чтения. Благодаря чему ребенок был подготовлен к обучению использования прибора для письма по Брайлю для воссоздания плоскопечатных буквенных схем-символов шрифта Брайля на специальной бумаге.

[21]

Предложенная полезная модель облегчает процесс запоминания и самостоятельного воссоздания буквенных схем-символов шрифта Брайля, т.е. обучение письму рельефно-точечным шрифтом Брайля.

[22]

Основанием для создания устройства явились современные исследования о том, что большинство слепых и слабовидящих детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста испытывают трудности овладения навыком письма рельефно-точечным шрифтом Брайля; научные данные о том, что успешное овладение ребенком навыком письма рельефно-точечным шрифтом Брайля возможно при наличии у него навыка выполнения точных согласованных движений рук, перцептивной чувствительности и восприятия, а также ориентировки в пространстве.

[23]

Устройство может быть использовано для обучения слепых и слабовидящих детей письму рельефно-точечным шрифтом Брайля, если они владеют произвольной регуляцией поведения, умением работать по речевой инструкции взрослого, навыком длительного удержания позы сидя, точными согласованными координированными движениями рук и соотносящими действиями, а также лексико-грамматическими нормами языка и фразовой речью.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты