Активный узел секционирования тяговой сети метрополитена без воздушного промежутка, состоящий из композитной изолирующей вставки («джинсовый рельс»), в комбинации с высокопрочными изолирующими стыками контактного рельса и дополнительными разъединителями в выключенном состоянии работает как неперекрываемый воздушный промежуток контактного рельса.
Активный узел секционирования тяговой сети метрополитена без воздушного промежутка, заменяющий перекрываемый воздушный промежуток во включенном положении, предотвращающий замыкание смежных секций тяговой сети через токоприемники вагона при отключении, отличающийся тем, что существенно используется изолирующий стык КР, не требующий разрывов КР и дополнительных разъединителей, сохраняющий традиционную схему управления разъединителями за счет применения двухполюсных разъединителей и позволяющий секционировать КР в любом месте.
В настоящее время секционирование контактной сети метрополитена обеспечивается неперекрываемыми (>=14 метров) воздушными промежутками контактного рельса (ВПКР). ВПКР называется перекрываемым, если его длина <10 метров, это обусловлено расстоянием между токоприемниками равном 12,6 метра для всех типов вагонов. На рис. 1 показано устройство активного узла секционирования тяговой сети без воздушного промежутка контактного рельса. Обозначения на рис. 1: 1 - Контактный Рельс 2 - Изолирующий стык контактного рельса 3 - «Джинсовый» рельс - часть КР из композитного стеклопластика 4 - Шкаф Подключения Тяговой Сети с двухполюсным разъединителем 5 - Шкаф Подключения Тяговой Сети с однополюсным разъединителем 6 - кабели питания 7 - шины с компенсатором для соединения с КР Назовем контактный рельс из композитного стеклопластика «джинсовым». Вставка джинсового рельса (3) в активном узле секционирования вместо воздушного промежутка длиной 10 м позволяет отказаться от отводов КР (отвод - специальная часть КР обеспечивающая плавное, без ударов, сбегание и набегание токоприемников вагона). Проблема истирания «джинсового» рельса от взаимодействия с токоприемником решается впаиванием в нижнюю поверхность рельса 10 мм (по толщине) стальных пластин. Пластины отделены друг от друга и значит джинсовый рельс по-прежнему токонепроводим. Нормальный (токопроводящий) стык контактного рельса на соединении бывшего отвода КР с основным рельсом заменяется высокопрочным изолирующим стыком (2). Тем самым секция разбивается на две изолированные части: основная и малая (по сути состоящая из бывшего концевого отвода). Питание на секции подается по кабелям (6) через шкаф подключения тяговой сети (ШПТС) с двухполюсным разъединителем (4): на основную секцию по шине с компенсатором (7), а на малую сначала по кабелям (6) к ШПТС с однополюсным разъединителем (5) и затем по шине с компенсатором (7). Смежная секция тяговой сети обустраивается симметрично. При включенных разъединителях узел работает как перекрываемый воздушный промежуток контактного рельса без отводов КР. В случае отключения питания на любой секции наличие малой секции обеспечивает незамыкание основных секций через токосъемники вагона, т.е. узел работает как неперекрываемый ВПКР без отводов. Наличие однополюсных разъединителей (5) на малых секциях существенно. При к.з. или перегрузке разъединители малых секций отключаются. Восстановление напряжения происходит раздельно по основным частям секций. После восстановления питания тяговой сети основных секций включается питание малых секций. Длина малой секции (<=7 метров) существенна, т.к. требуется избежать транзита напряжения по отключенной малой секции через токосъемники смежных вагонов при самопроизвольном включении разъединителя малой секции смежного участка. Никакого дополнительного оборудования для обустройства активного узла секционирования тяговой сети не потребуется. Высокопрочный изолирующий стык успешно применяется для путевых рельсов и может быть применен для КР, т.к. механические нагрузки на КР от токосъемников исчезающе малы по отношению к осевым нагрузкам (до 250 кН) на путевые рельсы от подвижного состава. ШПТС с двухполюсным разъединителем входит в номенклатуру ОАО «НИИЭФА-Энерго». Новшество полезной модели заключается в применении «джинсового» (просто токонепроводящего - никем не применялся!) рельса, изолирующего стыка для КР (ранее изолирующий стык для КР никем не применялся!) и последовательном применении двухполюсного и однополюсного разъединителей.