Устройство улавливания паров нефтепродуктов на АЗС с разделением паровоздушной смеси на мембранах, содержащее заправочный пистолет, датчик давления, компрессор, ресивер, клапан, резервуар с топливом, отличающееся тем, что в топливораздаточной колонке установлен насос для перекачки паровоздушной смеси, установлен первый блок селективных мембран, второй мембранный блок селективного действия, в который частично поступает очищенная паровоздушная смесь, чистый воздух удаляется из системы через клапан, а конденсированный нефтепродукт перекачивается насосом в топливный резервуар.
Устройство улавливания паров нефтепродуктов на АЗС с разделением паровоздушной смеси на мембранах, содержащее заправочный пистолет, датчик давления, компрессор, ресивер, клапан, резервуар с топливом, отличающееся тем, что в топливораздаточной колонке установлен насос для перекачки паровоздушной смеси, установлен первый блок селективных мембран, второй мембранный блок селективного действия, в который частично поступает очищенная паровоздушная смесь, чистый воздух удаляется из системы через клапан, а конденсированный нефтепродукт перекачивается насосом в топливный резервуар.
Устройство относится к системам улавливания паров нефтепродуктов на АЗС. Известно устройство улавливания паров нефтепродуктов [Патент РФ №131479 «Установка улавливания паров нефтепродуктов из резервуаров и баков машин на автозаправочных станциях»]. Дыхательные клапаны резервуаров на АЗС оборудуются системой трубопроводов, связанной с основным паропроводом. Он соединен с заглубленным резервуаром с низкооктановым компонентом, который оснащается приемным устройством и валом для вращения центробежных колес. При этом основной паропровод проходит систему охлаждения, включающую теплообменник, насос и емкость с охлаждающей смесью. Пары из баков машин агрегатом через двухканальный раздаточный рукав и участок паропровода откачиваются в отдельный резервуар, оборудованный обратными клапанами с различными давлениями открытия. Под давлением работы агрегата пары нефтепродуктов скапливаются в резервуаре и периодически через обратный клапан повышенного давления поступают в основной паропровод с системой охлаждения, а затем в резервуар для дополнительной абсорбции. Известное устройство для улавливания паров углеводородов обладает недостатками: - низкооктановый компонент непригоден для дальнейшего использования из-за наличия в нем воды. Его необходимо отправлять на переработку, что приводит к дополнительным финансовым затратам; - неизвестен уровень погружения основного паропровода в низкооктановый компонент. Известна установка [Патент РФ №2496559 «Установка для улавливания паров нефти и нефтепродуктов»]. Установка для улавливания паров нефти и нефтепродуктов содержит холодильный блок, трубопровод, соединенный с паровой зоной резервуара и с холодильным блоком, насос, запорную арматуру и соединительные трубопроводы, при этом холодильный блок (1) выполнен в виде блока конденсации паровоздушной смеси, связанного с холодильной установкой (2), и содержит цилиндрический корпус (6) с наружной теплоизоляцией, в котором коаксиально установлены одна или группа полых перегородок в виде втулок (7), на наружной поверхности каждой из которых намотан по спирали трубопровод хладагента (8) с шахматным расположением шага, обеспечивающим вращение паровоздушного потока, создание центробежных сил и оптимальный контакт с холодной поверхностью. Концы трубопровода (8) жестко закреплены в нижней части корпуса с входным (9) и выходным (10) штуцерами хладагента, соединенными с холодильной установкой (2), а в центре нижней части корпуса установлен штуцер (11) слива конденсата паровоздушной смеси, соединенный трубопроводом (12) с емкостью (3) для сбора конденсата, снабженной в нижней части водосборником (4) с вентилем для слива (5). К емкости (3) для сбора конденсата подсоединен трубопровод (19) с вентилем (20), связывающий емкость (3) с насосной установкой (21) резервуара (17). Верхняя часть корпуса герметично закрыта крышкой (13), в которой герметично установлены штуцер подвода паровоздушной смеси (14) с резервуара слива (17) и штуцер (15) отвода очищенного воздуха к сливному резервуару. При этом в корпусе (6) холодильного блока также установлены датчики давления и температуры, связанные с блоком (22) контрольно-измерительных приборов и автоматики управления холодильной установкой. Установка для улавливания паров нефти и нефтепродуктов имеет следующие недостатки: - низкая степень очистки паровоздушной смеси. - большая энергоемкость установки. Известно устройство [Патент РФ №137512 «Устройство улавливания паров углеводородов на АЗС»].Устройство улавливания паров углеводородов на АЗС содержит резервуар с парами углеводородов, заправочного пистолета с резиновым уплотнением и дополнительным каналом для отвода паровоздушной смеси из бака автомобиля. Датчик давления срабатывает на повышенное давление в трубопроводе и включает компрессор, который нагнетает паровоздушную смесь в ресивер. Затем паровоздушная смесь при срабатывании клапана поступает в холодильник, где происходит частичное разделение паровоздушной смеси и конденсирование воды. После частичного разделения паровоздушной смеси в холодильнике, она поступает в вертикальный мембранный фильтр селективного действия, где происходит окончательное разделение паровоздушной смеси на фракции. Воздух из системы удаляется с помощью клапана, а конденсируемые углеводороды поступают в резервуар с топливом «Нормаль - 80», так как октановое число конденсируемой фракции больше 80. Устройство имеет большую энергоемкость, в следствии захолаживания паровоздушной смеси. Цель полезной модели - разработка эффективного устройства для улавливания паров углеводородов на автозаправочной станции. Указанная цель достигается заменой системы захолаживания паровоздушной смеси на мембранные блоки с разной селективностью. На фигуре 1 представлено «Устройство улавливания паров нефтепродуктов на АЗС с разделением паровоздушной смеси на мембранах», содержащее заправочный пистолет с дополнительным каналом для отвода паровоздущной смеси 1, топливораздаточную колонку 2 с установленным внутри насосом для откачки паровоздушной смеси 3, датчик давления 4, компрессор 5, ресивер 6, клапан 7, первый блок мембран селективного действия 8, второй блок мембран селективного действия 9, клапан 10 и резервуар с топливом 11, насос 12. Мембраны состоят из пористого материала, который служит в качестве мембранной подложки, жесткой, прочной и устойчивой к растворителям, обеспечивающий механическую поддержку, без массового сопротивления проникновению паровоздушной смеси и слоя с напылением катализатора выполняющего разделение. Устройство улавливания паров нефтепродуктов на АЗС с разделением паровоздушной смеси на мембранах работает следующим образом: при заправке автомобиля вытесняемые пары углеводородов через заправочный пистолет с дополнительным каналом для отвода паровоздушной смеси 1 поступают в топливораздаточную колонку 2 с расположенным внутри насосом для перекачки паровоздушной смеси 3 в резервуар с топливом 11. При нарастании давления в топливном резервуаре 11 срабатывает датчик давления 4 и паровоздушная смесь нагнетается компрессором 5 в ресивер 6. При срабатывании клапана 7 паровоздушная смесь проходит через первый блок мембран селективного действия 8, где происходит предварительное разделение паровоздушной смеси и водяные пары отводятся в окружающую среду, после чего частично очищенная паровоздушная смесь поступает во второй мембранный блок селективного действия 9, в который частично поступает очищенная паровоздушная смесь, чистый воздух удаляется из системы через клапан 10, а конденсированный нефтепродукт перекачивается насосом 12 в топливный резервуар 11. Применение в устройстве улавливания паров углеводородов на АЗС блоков мембран с селективностью в отношении различных веществ, позволяет избежать установки холодильника и с высокой энергоэффективностью разделять паровоздушную смесь. Конденсированная паровоздушная смесь в виде жидкого нефтепродукта перекачивается насосом в резервуар с топливом, которое пригодно для дальнейшего использования без дополнительной обработки в бензиновых двигателях, так как пары воды из паровоздушной смеси удаляется путем разделения ее в первом блоке селективных мембран, а октановое число конденсированной фракции нефтепродукта соответствует требованиям ГОСТ. Техническим результатом «Устройство улавливания паров нефтепродуктов на АЗС с разделением паровоздушной смеси на мембранах» является энергоэффективное разделение паровоздушной смеси.