патент
№ RU 2651313
МПК F16H3/02

СЕМИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Авторы:
Рябев Александр Васильевич Палеев Дмитрий Николаевич RYABEV ALEKSANDR VASILEVICH
Все (6)
Номер заявки
2017108697
Дата подачи заявки
16.03.2017
Опубликовано
19.04.2018
Страна
RU
Дата приоритета
06.07.2024
Номер приоритета
Страна приоритета
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Иллюстрации 
1
Реферат

Изобретение относится к коробке передач. Коробка передач содержит два первичных вала (1) и (2) разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений (3) и (4), промежуточный вал (5) и вторичный вал (6). На валу (1) большего диаметра свободно установлены два зубчатых колеса (7) и (8), соединяемых с ним зубчатой муфтой (9), зацепленных с зубчатыми колесами (10) и (11), закрепленными на валу (5), и закреплено зубчатое колесо (12), зацепленное с зубчатым колесом (13), свободно расположенным на валу (5) и соединяемым с ним зубчатой муфтой (14). На валу (2) меньшего диаметра закреплено зубчатое колесо (15), зацепленное с зубчатым колесом (16), свободно расположенным на валу (5) и соединяемым с ним зубчатой муфтой (14). На валу (5) закреплены зубчатое колесо (17), зацепленное с зубчатым колесом (18), свободно расположенным на валу (2) и соединяемым с ним зубчатой муфтой (19), зубчатое колесо (20), зацепленное с зубчатым колесом (21), свободно расположенным на валу (6) и соединяемым с ним зубчатой муфтой (22). На валу (5) также закреплено зубчатое колесо (23), имеющее кинематическую связь через промежуточную шестерню (24) с зубчатым колесом (25), свободно расположенным на валу (6) и соединяемым с ним зубчатой муфтой (22). Достигается уменьшение осевых габаритов коробки передач и увеличение в ней числа передач заднего хода. 1 ил.

Формула изобретения

Семиступенчатая коробка передач транспортного средства, содержащая два первичных вала разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений, промежуточный вал и вторичный вал, на первичном валу большего диаметра свободно установлены два зубчатых колеса, соединяемых с ним зубчатой муфтой, зацепленных с зубчатыми колесами, закрепленными на промежуточном валу, и закреплено зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, свободно расположенным на промежуточном валу и соединяемым с ним зубчатой муфтой, на первичном валу меньшего диаметра закреплено зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, свободно расположенным на промежуточном валу и соединяемым с ним зубчатой муфтой, отличающаяся тем, что на промежуточном валу закреплены зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, свободно расположенным на первичном валу меньшего диаметра и соединяемым с ним зубчатой муфтой, соединяющей в другой ее позиции первичный вал меньшего диаметра с вторичным валом, зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, свободно расположенным на вторичном валу и соединяемым зубчатой муфтой с вторичным валом, и зубчатое колесо, имеющее кинематическую связь через промежуточную шестерню с зубчатым колесом, свободно расположенным на вторичном валу и соединяемым с ним зубчатой муфтой.

Описание

Техническое решение относится к транспортным средствам. Оно касается коробки передач транспортного средства, в частности автомобиля.

В заявке №102012220063, опубликованной в Германии, показана кинематическая схема семиступенчатой коробки передач, содержащей два первичных вала разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений, промежуточный вал и вторичный вал. На промежуточном валу закреплено зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, закрепленным на первичном валу большего диаметра, свободно установлен блок зубчатых колес, соединяемый с валом зубчатой муфтой. Первое зубчатое колесо этого блока зацеплено с зубчатым колесом, свободно расположенным на первичном валу меньшего диаметра, соединяемым с ним зубчатой муфтой. Второе зубчатое колесо зацеплено с зубчатым колесом, соединяемым зубчатыми муфтами с первичным валом меньшего диаметра и с вторичным валом. Третье зубчатое колесо зацеплено с зубчатым колесом, свободно установленным на вторичном валу и соединяемым с ним зубчатой муфтой. Также на промежуточном валу закреплены зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, закрепленным на вторичном валу, и зубчатое колесо, имеющее кинематическую связь через промежуточную шестерню с зубчатым колесом, свободно установленным на вторичном валу и соединяемым с ним зубчатой муфтой. Однако данная коробка передач имеет только три передачи заднего хода.

В качестве прототипа принята семиступенчатая коробка передач транспортного средства, представленная в заявке №1936234, опубликованной Европейским патентным ведомством. Эта коробка передач содержит два первичных вала разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений, промежуточный вал и вторичный вал. На первичном валу большего диаметра свободно установлены два зубчатых колеса, соединяемых с ним зубчатой муфтой, зацепленных с зубчатыми колесами, закрепленными на промежуточном валу, и закреплено зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, свободно расположенным на промежуточном валу, соединяемым с ним зубчатой муфтой. На первичном валу меньшего диаметра закреплены два зубчатых колеса, зацепленных с зубчатыми колесами, свободно установленными на промежуточном валу и соединяемые с ним зубчатой муфтой, и зубчатое колесо, имеющее кинематическую связь через промежуточную шестерню с зубчатым колесом, свободно расположенным на промежуточном валу и соединяемым с ним зубчатой муфтой. На вторичном валу свободно установлено зубчатое колесо, соединяемое с ним зубчатой муфтой, зацепленное с зубчатым колесом, закрепленным на промежуточном валу, и закреплено зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, закрепленным на промежуточном валу. Однако эта коробка передач имеет сложную конструкцию и лишь две передачи заднего хода, что недостаточно при использовании этой коробки передач в трансмиссии автопогрузчика.

Задачей является уменьшение осевых габаритов семиступенчатой коробки передач и увеличение в ней числа передач заднего хода.

Решение задачи уменьшения габаритов коробки передач и увеличения в ней числа передач заднего хода обеспечено путем рационального размещения в ней рядов зацеплений зубчатых колес и четырех зубчатых муфт двухстороннего действия. Эта коробка передач содержит два первичных вала разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений, промежуточный вал и вторичный вал. На первичном валу большего диаметра свободно установлены два зубчатых колеса, соединяемых с ним зубчатой муфтой, зацепленных с зубчатыми колесами, закрепленными на промежуточном валу, и закреплено зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, свободно расположенным на промежуточном валу и соединяемым с ним зубчатой муфтой. На первичном валу меньшего диаметра закреплено зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, свободно расположенным на промежуточном валу и соединяемым с ним зубчатой муфтой. На промежуточном валу закреплены зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, свободно расположенным на первичном валу меньшего диаметра и соединяемым с ним зубчатой муфтой, соединяющей в другой ее позиции первичный вал меньшего диаметра с вторичным валом, зубчатое колесо, зацепленное с зубчатым колесом, свободно расположенным на вторичном валу и соединяемым зубчатой муфтой с вторичным валом, и зубчатое колесо, имеющее кинематическую связь через промежуточную шестерню с зубчатым колесом, свободно расположенным на вторичном валу и соединяемым с ним зубчатой муфтой.

Такое выполнение семиступенчатой коробки передач обеспечивает возможность получить арифметико-геометрическую прогрессию распределения передаточных чисел на низших передачах и линейную (геометрическую) прогрессию распределения передаточных чисел на высших передачах. Это позволяет получить максимальный кинематический диапазон и оптимальное распределение передаточных чисел ступеней по критериям динамичности и топливной экономичности. При этом получается большее число передач заднего хода, а именно пять. Причем на седьмой передаче первичный вал меньшего диаметра выполняет функцию вторичного вала совместно с самим вторичным валом, что является важной особенностью представленной коробки передач, обеспечивающей уменьшение ее осевых габаритов.

Семиступенчатая коробка передач содержит два первичных вала 1 и 2 разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений 3 и 4, промежуточный вал 5 и вторичный вал 6. На первичном валу 1 большего диаметра свободно установлены два зубчатых колеса 7 и 8, соединяемых с ним зубчатой муфтой 9 двухстороннего действия, зацепленных с зубчатыми колесами 10 и 11, закрепленными на промежуточном валу 5. Кроме того, на валу 1 закреплено зубчатое колесо 12, зацепленное с зубчатым колесом 13, свободно расположенным на промежуточном валу 5 и соединяемым с ним зубчатой муфтой 14 двухстороннего действия. На первичном валу 2 меньшего диаметра закреплено зубчатое колесо 15, зацепленное с зубчатым колесом 16, свободно расположенным на промежуточном валу 5 и соединяемым с ним упомянутой зубчатой муфтой 14. На промежуточном валу 5 закреплено зубчатое колесо 17, зацепленное с зубчатым колесом 18, свободно расположенным на первичном валу 2 меньшего диаметра и соединяемым с ним зубчатой муфтой 19 двухстороннего действия, соединяющей в другой ее позиции первичный вал 2 с вторичным валом 6. Кроме того, на валу 5 закреплены зубчатое колесо 20, зацепленное с зубчатым колесом 21, свободно расположенным на вторичном валу 6 и соединяемым зубчатой муфтой 22 двухстороннего действия с вторичным валом 6, и зубчатое колесо 23, имеющее кинематическую связь через промежуточную шестерню 24 с зубчатым колесом 25, свободно расположенным на вторичном валу 6 и соединяемым с ним упомянутой зубчатой муфтой 22.

Для получения первых пяти передач переднего хода соединяют зубчатое колесо 21 зубчатой муфтой 22 с вторичным валом 6. Для включения в коробке передач первой ступени соединяют зубчатое колесо 13 с промежуточным валом 5 зубчатой муфтой 14 и замыкают сцепление 3. Для включения второй ступени соединяют зубчатое колесо 18 с первичным валом 2 зубчатой муфтой 19, размыкают сцепление 3 и замыкают сцепление 4. Для включения третьей ступени соединяют зубчатое колесо 8 с первичным валом 1 зубчатой муфтой 9, размыкают сцепление 4 и замыкают сцепление 3. Для включения четвертой ступени соединяют зубчатое колесо 16 с промежуточным валом 5 зубчатой муфтой 14, размыкают сцепление 3 и замыкают сцепление 4. Для включения пятой ступени соединяют зубчатое колесо 7 с первичным валом 1 зубчатой муфтой 9, размыкают сцепление 4 и замыкают сцепление 3. Для включения шестой ступени соединяют зубчатой муфтой 19 первичный вал 2 меньшего диаметра с вторичным валом 6, размыкают сцепление 3 и замыкают сцепление 4 при отсоединенном зубчатом колесе 21 от вторичного вала 6 зубчатой муфтой 22. Для включения седьмой ступени соединяют зубчатое колесо 16 с промежуточным валом 5 зубчатой муфтой 14, размыкают сцепление 4 и замыкают сцепление 3 при соединенном зубчатом колесе 7 с первичным валом 1 зубчатой муфтой 9 и соединенном первичном вале 2 меньшего диаметра с вторичным валом 6 зубчатой муфтой 19. На седьмой передаче крутящий момент от замкнутого сцепления 3 передается через зубчатые колеса 7 и 10 с первичного вала 1 большего диаметра на промежуточный вал 5, с вала 5 через зубчатые колеса 16 и 15 он передается на первичный вал 2 меньшего диаметра, а от него через зубчатую муфту 19 передается к вторичному валу 6.

Для получения пяти передач заднего хода соединяют зубчатое колесо 25 с вторичным валом 6 зубчатой муфтой 22. Для включения первой ступени заднего хода соединяют зубчатое колесо 7 с первичным валом 1 зубчатой муфтой 9 и замыкают сцепление 3. Для включения второй ступени заднего хода соединяют зубчатое колесо 18 с первичным валом 2 зубчатой муфтой 19, размыкают сцепление 3 и замыкают сцепление 4. Для включения третьей ступени заднего хода соединяют зубчатое колесо 8 с первичным валом 1 зубчатой муфтой 9, размыкают сцепление 4 и замыкают сцепление 3. Для включения четвертой ступени заднего хода соединяют зубчатое колесо 16 с промежуточным валом 5 зубчатой муфтой 14, размыкают сцепление 3 и замыкают сцепление 4. Для включения пятой ступени заднего хода соединяют зубчатое колесо 13 с промежуточным валом 5 зубчатой муфтой 14, размыкают сцепление 4 и замыкают сцепление 3.

Вследствие такого выполнения коробки передач транспортного средства, содержащей два первичных вала разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений, промежуточный вал, вторичный вал, семь рядов зацепления зубчатых колес и четыре зубчатые муфты двухстороннего действия, обеспечено семь передач переднего хода и пять передач заднего хода. При этом в такой коробке передач может быть обеспечено прогрессивное (арифметико-геометрическое) распределение передаточных чисел на низших передачах и линейное в геометрической прогрессии распределения передаточных чисел на высших передачах. Это позволяет получить максимальный кинематический диапазон и оптимальное распределение передаточных чисел ступеней по критериям динамичности и топливной экономичности. При этом обеспечено уменьшение осевых габаритов коробки передач за счет выполнения первичным валом меньшего диаметра на седьмой передаче функции вторичного вала совместно с самим вторичным валом.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты