патент
№ RU 2666069
МПК F41G7/20

Способ перехвата интенсивно маневрирующих высокоскоростных воздушно-космических объектов

Авторы:
Соколов Дмитрий Александрович Иванов Игорь Юрьевич Миляков Денис Александрович
Все (5)
Номер заявки
2017108560
Дата подачи заявки
15.03.2017
Опубликовано
05.09.2018
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
6
Реферат

Изобретение относится к системам наведения на высокоскоростные и маневрирующие цели, в частности к системам наведения на гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА). Система управления обеспечивает перехват цели с высокой точностью, учитывая только ошибки наведения по углу и угловой скорости. С помощью пеленгатора перехватчика или других источников информации формируется измерение пеленга цели, на основе которого в фильтрах формируются оценки требуемых значений угла визирования цели и его производной, а также их текущих значений, которые передаются в усилители, где одновременно формируются сигналы. Сформированные сигналы передаются в сумматор, в котором формируется сигнал управления перехватчика. Сигнал передается на органы управления перехватчика, которые изменяют его пространственное положение. Способ позволит обеспечить более высокую устойчивость и точность перехвата высокоскоростных и маневрирующих целей, в том числе ГЗЛА. 7 ил.

Формула изобретения

Способ перехвата интенсивно маневрирующих высокоскоростных воздушно-космических объектов, заключающийся в том, что с помощью пеленгатора перехватчика или других источников информации формируют измерение пеленга цели, на основе которого в фильтрах формируют оценки требуемых значений угла визирования цели и его производной, а также их текущих значений , которые затем передают в усилители, где одновременно формируют сигналы: в первом усилителе -, во втором -, в третьем -, в четвертом -, затем сформированные сигналы передают в сумматор, в котором формируют сигнал управления jу перехватчика по закону

где - ошибки управления по углу визирования цели;

- ошибки управления по угловой скорости линии визирования цели;

b и Т - коэффициент передачи перехватчика и постоянная времени в плоскости управления;

q21/kj, q22/kj и p11/kj, р21/kj p22/kj - коэффициенты штрафов, вычисляемые по известным правилам и характеризующие величину сигналов управления и точность приближения,

и передают его на органы управления перехватчика, которые изменяют его пространственное положение.

Описание

[1]

Изобретение относится к системам наведения на воздушные цели, в частности на высокоскоростные и интенсивно маневрирующие цели.

[2]

Среди новых видов воздушно-космической техники, к которым относятся сверхманевренные (СМЛА), гиперзвуковые (ГЗЛА), беспилотные (БЛА) летательные аппараты (ЛА), сверхзвуковые крылатые и нестратегические баллистические ракеты, наиболее проблемными для перехвата являются ГЗЛА, что в первую очередь обусловлено следующими причинами:

[3]

сложным непредсказуемым характером траекторий, в законе изменения которых содержатся высокие производные с изменяющимися знаками, что делает невозможным использование традиционных способов обнаружения, сопровождения и наведения в упрежденную точку встречи;

[4]

большим разбросом высот (до десятков километров) и скоростей, вплоть до околокосмических;

[5]

заведомым несоответствием динамических свойств ГЗЛА и перехватчиков, что ограничивает зону перехвата только передней полусферой, предопределяющим невозможность использования прямых методов наведения.

[6]

Качественно траектория полета ГЗЛА в вертикальной плоскости показана на фиг. 1.

[7]

В качестве прототипа был выбран один из наиболее распространенных методов - метод пропорционального наведения (МПН) [1].

[8]

В этом методе требуемое поперечное ускорение в плоскости управления должно быть пропорционально угловой скорости линии (ЛВ) визирования и скорости сближения ЛА с целью:

[9]

[10]

Недостатками МПН является отсутствие учета погрешности сопровождения цели по углу и плохая управляемость на больших расстояниях. Кроме того, прямолинейность траектории наведения для МПН реализуется лишь при наведении на неманеврирующие цели.

[11]

Проведенные исследования показали, что можно реализовать перехват ГЗЛА при условии, что в законе наведения перехватчика используются высокие (до четвертого порядка) производные угловых координат [2].

[12]

Однако для информационного обеспечения такого способа наведения практически невозможно синтезировать фильтр, устойчиво формирующий оценки угла, угловой скорости и ее первой и второй производных, поскольку измеряется только угол.

[13]

В связи с этим целесообразно синтезировать способ наведения, который обеспечивал бы перехват ГЗЛА без знания высоких производных.

[14]

Эта задача может быть решена на основе математического аппарата синтеза нелинейного управления [3], который позволяет для n-мерной системы

[15]

[16]

предназначенной для отработки n-мерного процесса

[17]

[18]

сформировать r-мерный (r ≤ n) сигнал управления

[19]

[20]

оптимальный по минимуму квадратично-биквадратного функционала качества

[21]

[22]

где Δx = xT - xY;

[23]

K - матрица штрафов за величину сигналов управления;

[24]

Q - матрица штрафов за точность приближения хУ к хТ;

[25]

[26]

Р - симметричная матрица, определяющая вес нелинейной составляющей (6) в составе уравнения (4).

[27]

Здесь и далее для упрощения записей опущена зависимость векторов и матрицы М от времени t.

[28]

Рассмотрим процедуру синтеза способа наведения перехватчика на ГЗЛА при условии, что наводимый летательный аппарат аппроксимируется моделью

[29]

[30]

а модель движения ГЗЛА кинематическими уравнениями [1]

[31]

[32]

В (7), (8) ϕу, ϕт - текущие и требуемые значения пеленга цели с перехватчика, а ωу, ωт - угловых скоростей изменения ϕу и линии визирования цели с перехватчика;

[33]

b и Т - коэффициент передачи ЛА и постоянная времени в плоскости управления;

[34]

jу - поперечное ускорение, выполняющее роль сигнала управления;

[35]

Д и - дальность до цели и скорость ее изменения;

[36]

jт - поперечное ускорение цели;

[37]

и - центрированные гауссовские возмущения, действующие на перехватчик и ГЗЛА.

[38]

Необходимо отметить, что манипулируя законом изменения jт в (8), можно реализовать траекторию полета ГЗЛА любой сложности.

[39]

Геометрические соотношения между целью и перехватчиком показаны на фиг. 2.

[40]

Необходимо по моделям (7) и (8) найти по правилу (4) сигнал jу управления перехватчиком, оптимальный по минимуму функционала

[41]

[42]

где

[43]

Поставив в соответствие (7) - (9) с (2), (3) и (5), получим

[44]

[45]

Тогда на основе (4):

[46]

[47]

где в соответствии с выводами теоремы статистической эквивалентности

[48]

[49]

формируются на основе оптимальных оценок , и ,

[50]

Анализ соотношений (12) и (13) позволяет сделать следующие выводы.

[51]

Способ (12) характеризует систему наведения с нелинейным управлением, в котором наряду с линейной компонентой, определяемой первыми двумя слагаемыми, используется и нелинейная компонента, определяемая третьим, четвертым и пятым слагаемыми.

[52]

Сигнал управления зависит не от абсолютных значений коэффициентов штрафов, а от их соотношений q12/kj, q22/kj и р11/kj, р21/kj, р22/kj, что существенно облегчает процедуру расчета сигналов управления.

[53]

Сигнал управления зависит не только от абсолютных значений Δϕ и Δω, но и от их сочетаний по величине и знаку.

[54]

Для получения сигнала управления не требуется знания производных угловых скоростей [2], а достаточно иметь оценки , и , , что не накладывает ограничений на возможность его формирования.

[55]

Технический результат, который может быть получен от использования предлагаемого изобретения, заключается в обеспечении высокой устойчивости и точности перехвата интенсивно маневрирующих высокоскоростных целей.

[56]

Технический результат достигается за счет использования закона (12) для управления наводимым ЛА на цель, в котором в различных сочетаниях учитываются ошибки наведения по углу и угловой скорости, что и отличает его от прототипа (1).

[57]

Сущность предлагаемого изобретения заключается в разработке способа формирования сигнала управления, при котором наводимый на цель ЛА управляется по закону (12), который формируется с использованием оценок , и , , полученных от бортовых измерителей либо от других источников информации.

[58]

Принципы функционирования предложенного способа для одной плоскости поясняются структурной схемой, проиллюстрированной фигурой 3, на которой функциональные блоки перехватчика объединены пунктирной линией. На этой фигуре

[59]

1 - измерители углов, поступающих в фильтр 2;

[60]

2 - фильтр, формирующий оценки и передающий их на усилители 3-7;

[61]

3 - усилитель, формирующий на основе оценок сигнал и передающий его на сумматор 8;

[62]

4 - усилитель, формирующий на основе оценок сигнал

[63]

и передающий его на сумматор 8;

[64]

5 - усилитель, формирующий на основе оценок сигнал

[65]

и передающий его на сумматор 8;

[66]

6 - усилитель, формирующий на основе оценок сигнал

[67]

и передающий его на сумматор 8;

[68]

7 - усилитель, формирующий на основе оценок

[69]

сигнал и передающий его на сумматор 8;

[70]

8 - сумматор, получающий на вход сигналы из усилителей 3-7, формирующий сигнал управления jу и передающий его на органы управления ЛА 9;

[71]

9 - органы управления ЛА, получающие на вход сигнал управления jу и изменяющие пространственное положение ЛА;

[72]

10 - цель.

[73]

Работоспособность предложенного способа наведения оценивалась по результатам моделирования полета ГЗЛА в вертикальной плоскости по сложному закону, который качественно показан на фиг. 4, и полета перехватчика (7) с управлением (12) в широком поле начальных условий применения.

[74]

Эффективность предложенного нового метода наведения (НМН) оценивалась по величине ошибок управления по углу Δϕ, а также по величинам текущего промаха h и требуемого поперечного ускорения jу наводимого ЛА в процессе сравнения с перехватом по наиболее распространенному [1] методу пропорционального наведения (МПН):

[75]

[76]

Траектории ГЗЛА и перехватчиков, управляемых по НМН и МПН, показаны на фиг. 4.

[77]

На этой фигуре приняты следующие обозначения:

[78]

1-6 - наведение по НМН (сплошная линия);

[79]

7-12 - наведение по МПН (штриховая линия);

[80]

1 и 2, 7 и 8 - начальная высота перехватчика 5 км;

[81]

3 и 4, 9 и 10 - начальная высота перехватчика 10 км;

[82]

5 и 6, 11 и 12 - начальная высота перехватчика 20 км;

[83]

1, 3, 5, 7, 9, 11 - начальная ошибка наведения Δϕ = -15°;

[84]

2, 4, 6, 8, 10, 12 - начальная ошибка наведения Δϕ = 15°.

[85]

Из фиг. 4 видно, что перехват по НМН реализуется во всем поле высот применения с достаточно большими первоначальными угловыми ошибками, в то время как при использовании традиционного МПН перехват не выполняется.

[86]

На фиг. 5 и 6 показаны соответствующие текущие ошибки наведения по углу и текущие промахи.

[87]

Из этих фигур видно, что НМН реализует существенно более высокую точность наведения, обеспечивая сведение угловых ошибок и промахов практически к нулю, несмотря на очень сложный закон движения ГЗЛА, в то время как использование МПН приводит к их нарастанию, свидетельствуя о невозможности перехвата.

[88]

Из фиг. 7 видно, что перехват по НМН выполняется в реализуемом на практике диапазоне поперечных ускорений, в то время как при МПН требуются очень большие, не реализуемые на практике значения ускорений.

[89]

В заключение необходимо отметить, что предлагаемое изобретение может быть реализовано в существующих самолетах и ракетах.

[90]

Источники информации

[91]

1. Меркулов В.И., Дрогалин В.В., Канащенков А.И. и др. Авиационные системы радиоуправления. Т. 2. Радиоэлектронные системы самонаведения. / Под ред. А.И. Канащенкова и В.И. Меркулова. - М.: Радиотехника, 2003 - 389 с.

[92]

2. Меркулов В.И., Соколов Д.А. Устранение несоответствия динамических свойств подсистем в процессе их совместного функционирования в составе сложных технических систем управления. // Динамика сложных систем. 2016. №1. С. 26-32.

[93]

3. Меркулов В.И. Оптимизация систем управления по локальным квадратично-биквадратным функционалам качества. // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2016. №11. С. 27-33.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты