для стартапов
и инвесторов
Изобретение относится к области регулирования компрессоров с вращательным движением рабочих органов,
в частности к системам устранения помпажа компрессора газотурбинного двигателя. Устройство для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя содержит амортизатор и датчик с расположенной в
его корпусе камерой. Камера разделена мембраной на две полости, одна из которых подсоединена к трубке приемника полного давления, а другая полость датчика подсоединена к трубке приемника донного
давления. При этом входное отверстие трубки приемника донного давления обращено по потоку, а входное отверстие трубки приемника полного давления обращено против потока. Амортизатор выполнен в виде
прокладки из резиновой смеси, а с корпусом двигателя в месте установки датчика контактирует металлическая прокладка, выполненная различной толщины, отношение которой к ее длине выбирают в пределах от
0,5% до 10%. Трубки приемников полного и донного давлений размещены в насадке, при этом приемные отверстия трубок приемников полного и донного давлений расположены в диаметрально противоположных
точках поверхности насадка. Металлическая прокладка выполнена из сплава на основе алюминия. Технический результат данного изобретения - оптимизация работы устройства для сигнализации помпажа
компрессора газотурбинного двигателя при одновременном повышении точности, стабильности и надежности его работы. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Устройство для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя, содержащее амортизатор и закрепленный на корпусе двигателя датчик с расположенной в
его корпусе камерой, разделенной мембраной на две полости, одна из которых подсоединена к трубке приемника полного давления, отличающееся тем, что другая полость датчика подсоединена к трубке
приемника донного давления, при этом входное отверстие трубки приемника донного давления обращено по потоку, а входное отверстие трубки приемника полного давления обращено против потока, причем
амортизатор выполнен в виде прокладки из резиновой смеси, а с корпусом двигателя в месте установки датчика контактирует металлическая прокладка, выполненная различной толщины, отношение которой к ее
длине выбирают в пределах 0,5-10%. 2. Устройство для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя по п.1, отличающееся тем, что трубки
приемников полного и донного давлений размещены в насадке, при этом приемные отверстия трубок приемников полного и донного давлений расположены в диаметрально противоположных точках поверхности
насадка. 3. Устройство для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя по п.1, отличающееся тем, что металлическая прокладка выполнена из
сплава на основе алюминия.
Изобретение относится к области регулирования компрессоров с вращательным движением рабочих органов, в частности к системам
устранения помпажа компрессора газотурбинного двигателя. Известно устройство для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя, содержащее закрепленный на корпусе двигателя
датчик с расположенной в его корпусе камерой, разделенной мембраной на две полости, одна из которых подсоединена к трубке приемника полного давления, а другая к трубке приемника статического давления,
при этом между корпусом датчика и корпусом двигателя установлен амортизатор (RU 21811, F 04 D 27/02, опубл. 20.02.2002 г. бюл. № 5.) Такая конструкция устройства для сигнализации помпажа
компрессора газотурбинного двигателя и такое подключение трубок приемника давлений, не обеспечивают точности измерений, стабильности и надежности работы устройства. Техническим
результатом данного изобретения является оптимизация работы устройства для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя при одновременном повышении точности, стабильности и надежности его
работы. Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя, содержащем амортизатор и закрепленный на корпусе
двигателя датчик с расположенной в его корпусе камерой, разделенной мембраной на две полости, одна из которых подсоединена к трубке приемника полного давления, другая полость датчика подсоединена к
трубке приемника донного давления, при этом входное отверстие трубки приемника донного давления обращено по потоку, а входное отверстие трубки приемника полного давления обращено против потока, причем
амортизатор выполнен в виде прокладки из резиновой смеси, а с корпусом двигателя в месте установки датчика контактирует металлическая прокладка, выполненная различной толщины, отношение которой к ее
длине выбирают в пределах от 0,5% до 10%. При этом трубки приемников полного и донного давлений могут быть размещены в насадке, а приемные отверстия трубок приемников полного и донного
давлений могут быть расположены в диаметрально противоположных точках поверхности насадка. Причем металлическая прокладка может быть выполнена из сплава на основе алюминия.
Новым здесь является то, что одна из полостей датчика подсоединена к трубке приемника донного давления, при этом входное отверстие трубки приемника донного давления обращено по потоку, а входное
отверстие трубки приемника полного давления обращено против потока, причем амортизатор выполнен в виде прокладки из резиновой смеси, а с корпусом двигателя в месте установки датчика контактирует
металлическая прокладка, выполненная различной толщины, отношение которой к ее длине выбирают в пределах от 0,5% до 10%. При этом трубки приемников полного и донного давлений могут быть
размещены в насадке, причем приемные отверстия трубок приемников полного и донного давлений расположены в диаметрально противоположных точках поверхности насадка. При этом металлическая
прокладка может быть выполнена из сплава на основе алюминия. Присоединение одной из полостей датчика к трубке приемника донного давления и обращение входного отверстия трубки приемника
донного давления по потоку, а входного отверстия трубки приемника полного давления против потока, позволяет повысить точность его измерений и стабильность работы устройства для сигнализации помпажа
компрессора газотурбинного двигателя в целом. Выполнение амортизатора в виде прокладки из резиновой смеси и выполнение металлической прокладки различной толщины, отношение которой к ее
длине выбирают в пределах от 0,5% до 10% (фиг.2), контактирующей с корпусом двигателя, позволяет резко уменьшить уровень вибраций, поступающих на корпус датчика, а, следовательно, повысить точность и
надежность работы устройства для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя. В связи с тем, что передний корпус наружного контура двигателя выполнен с выступами и
впадинами в месте установки датчика необходимо обеспечить установку самого датчика устойчиво, поэтому прокладка выполнена сложной формы с различной толщиной, что повышает точность, стабильность и
надежность работы устройства для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя. На фиг.1 показан продольный разрез устройства; На фиг.2 - прокладка 8; На фиг.3 - вид А прокладки 8; На фиг.4 - сигнализатор помпажа. Устройство для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя содержит амортизатор 1 и
закрепленный на корпусе 2 двигателя датчик 3 с расположенной в его корпусе камерой, разделенной мембраной 4 на две полости. Одна полость датчика подсоединена к трубке приемника полного давления 5, а
другая полость датчика подсоединена к трубке приемника донного давления 6, при этом входное отверстие трубки приемника донного давления обращено по потоку, а входное отверстие трубки приемника полного
давления обращено против потока. Амортизатор 1 выполнен в виде прокладки из резиновой смеси (например, ИРП-1287НТА) и установлен между корпусом датчика 3 и узлом крепления датчика 3 к корпусу 2
двигателя, причем узел крепления содержит пластину 7 и металлическую прокладку 8, выполненную различной толщины, отношение которой к ее длине выбирают в пределах от 0,5% до 10% и контактирующую с
корпусом 2 двигателя в месте установки датчика. Причем металлическая прокладка 8 может быть выполнена из сплава на основе алюминия (например, АК4-1). Трубки приемников полного и донного
давлений 5 и 6 размещены в насадке, при этом приемные отверстия трубок приемников полного и донного давлений 5 и 6 расположены в диаметрально противоположных точках поверхности насадка. Трубки
приемников полного и донного давлений 5 и 6 связывают полости, разделенные мембраной 4, с проточной частью компрессора 9. Мембрана 4 механически связана через шток 10 с якорем 11, размещенным между
катушками 12 и 13. Устройство работает следующим образом. В зависимости от величины скоростного напора воздуха в сечении проточной части компрессора 9 в полостях,
разделенных мембраной 4, изменяется разность давления, из-за чего происходит смещение мембраны 4, пропорциональное разнице давлений. Деформация мембраны через шток 10 передается на
якорь 11, при перемещении которого изменяются зазоры магнитных цепей катушек 12 и 13, а, следовательно, изменяется и выходное напряжение сигнализатора помпажа, которое передается в блок
противопомпажной защиты. По величине сигнала судят о наличии помпажа. Присоединение одной из полостей датчика к трубке приемника донного давления и обращение входного отверстия трубки
приемника донного давления по потоку, а входного отверстия трубки приемника полного давления против потока, позволяет повысить точность его измерений и стабильность работы устройства для сигнализации
помпажа компрессора газотурбинного двигателя в целом. При этом использование амортизатора в виде прокладки из резиновой смеси и металлической прокладки, контактирующей с корпусом
двигателя, различной толщины, отношение которой к ее длине выбирают в пределах от 0,5% до 10%, позволяет резко уменьшить уровень вибраций, поступающих на корпус датчика, а, следовательно, повысить
точность и надежность работы устройства для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя. Все это значительно повышает ресурс работы датчика помпажа.