патент
№ RU 2616759
МПК G01R21/06

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БОРТОВЫХ УСТРОЙСТВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Авторы:
Тихонов Дмитрий Александрович Сорокина Марина Викторовна Цапенко Павел Евгеньевич
Все (9)
Номер заявки
2015112824
Дата подачи заявки
08.04.2015
Опубликовано
18.04.2017
Страна
RU
Дата приоритета
07.07.2024
Номер приоритета
Страна приоритета
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

Изобретение относится к области учета потребляемой электроэнергии и контроля параметров работы электрической и информационной сетей и предназначено для использования на транспортном средстве. Устройство для контроля показателей бортовых устройств транспортного средства содержит счетчик электроэнергии, подключаемый к электрической сети транспортного средства, и блоки энергонезависимой памяти. Информационный вход одного из блоков подключен к выходу счетчика электроэнергии для регистрации значений потребленной электроэнергии. Устройство содержит также блок мобильной связи, содержащий процессор, связанный с приемопередатчиком, снабжено блоком индикации и приемником сигналов информационной сети вагона, выход которого подключен к процессору блока мобильной связи, связанному с информационным входом другого блока энергонезависимой памяти, а также с выходами и управляющими входами обоих блоков энергонезависимой памяти и блоком индикации. Техническим результатом, обеспечиваемым заявленной полезной моделью, является возможность автоматически в режиме реального времени собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию о показателях бортовых устройств железнодорожного транспортного средства, учитывая сбои и проследование поездом зон с отсутствием покрытия мобильной связью.

Формула изобретения

Устройство для контроля показателей бортовых устройств транспортного средства, содержащее счетчик электроэнергии, подключаемый к электрической сети транспортного средства, блоки энергонезависимой памяти, информационный вход одного из которых подключен к выходу счетчика электроэнергии для регистрации значений потребленной электроэнергии, блок мобильной связи, содержащий процессор, связанный с приемопередатчиком, отличающееся тем, что снабжено блоком индикации и приемником сигналов информационной сети вагона, выход которого подключен к процессору блока мобильной связи, связанному с информационным входом другого блока энергонезависимой памяти, а также с выходами и управляющими входами обоих блоков энергонезависимой памяти и блоком индикации.

Описание

Изобретение относится к области учета потребляемой электроэнергии и контроля параметров работы электрической и информационной сетей и предназначено для использования на транспортном средстве в составе измерительного комплекса автоматизированного учета электроэнергии и параметров работы транспортных средств. Такие комплексы автоматически осуществляют, в режиме реального времени, сбор, обработку и передачу на удаленный сервер единой системы мониторинга информации о значениях потребленной электроэнергии и типе электрической сети, текущих значениях силы тока и напряжения, моментальных значениях потребленной и рекуперированной электроэнергии, расчетных энергетических параметрах и других параметрах электрической сети, скорости и географических координатах транспортного средства, дополнительной информации о конфигурации информационной сети.

В частности, устройство может быть использовано на железнодорожном транспорте и может устанавливаться на электровозах постоянного и переменного тока, пассажирских и багажных вагонах, на других железнодорожных транспортных средствах; на подвижных единицах городского общественного транспорта: вагоны метро, трамваи и троллейбусы.

Существующие системы учета электроэнергии представляют собой отдельно стоящие приборы учета с индикатором и различным набором интерфейсов. Они предназначены для сбора параметров электрической сети и значений потребленной электроэнергии, расчета энергетических параметров и хранения накопленной и расчетной информации по временным интервалам. Существующие системы учета позволяют оператору считывать расчетные и накопленные значения визуально на дисплее системы учета с помощью команд, вводимых с клавиатуры, а также автоматически передавать их с помощью различных коммуникационных каналов (проводных RS 485, RS 232 и беспроводных IrDA). Пример такого решения представлен в патенте №2251117, МПК: G01R 21/133, опубл. 27.04.2005 г. «Устройство сбора и передачи данных»

Недостатком устройства, описанного в патенте №2251117, МПК: G01R 21/133, опубл. 27.04.2005 г., является сложность и трудоемкость использования данного устройства на подвижном железнодорожном и городском транспорте, так как проводные интерфейсы RS 485, RS 232 и беспроводной интерфейс IrDA в данном случае не позволяют организовать автоматическую передачу накопленной и расчетной информации на удаленный сервер в головной офис эксплуатирующей компании.

В настоящее время существуют технические решения систем сбора данных с возможностью передачи информации с приборов учета на удаленный сервер с использованием беспроводных GSM сетей (телефонные сети общего пользования). Пример такого технического решения представлен в патенте №2314542, МПК G01R 22/00, опубл. 10.01.2008 г. «Система дистанционного сбора данных о потреблении электрической энергии и дистанционного управления распределительными пользовательскими пунктами, также и бытового типа». Использование в данной системе беспроводных GSM сетей (телефонная сеть общего пользования) для передачи информации на центральный сервер позволяет применить данное техническое решение на подвижном железнодорожном и городском транспорте.

Недостатком системы, описанной в патенте №2314542, МПК G01R 22/00, опубл. 10.01.2008 г., является отсутствие информации о местоположении потребителя электроэнергии (подвижного транспортного средства), что является необходимым при осуществлении работ по учету электроэнергии на транспортном средстве, в особенности на железнодорожном транспортном средстве, обращающемся на больших расстояниях, что затрудняет контроль над расходом электроэнергии. Таким образом, информация о координатах месторасположения транспортного средства, источника питающего напряжения и поставщика электроэнергии является весьма актуальной в особенности для пассажирских вагонов при смене локомотива, смене рода питающего напряжения: контактная сеть постоянного или переменного тока с номинальным значением питающего напряжения 3000 В или стационарный источник питания в депо с номинальным значением питающего напряжения 3000 В (все вышеперечисленное подразумевает при этом смену поставщика электроэнергии, что необходимо для автоматизированного проведения взаиморасчетов между поставщиком и потребителем).

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является устройство для учета электрической энергии на железнодорожном транспортном средстве, содержащее счетчик электроэнергии, подключаемый к электрической сети транспортного средства, блоки энергонезависимой памяти, информационный вход одного из которых подключен к выходу счетчика электроэнергии для регистрации значений потребленной электроэнергии, блок мобильной связи, содержащий процессор, связанный с приемопередатчиком (RU 97829 U1). Данное устройство производит учет электроэнергии на подвижном составе постоянного и переменного тока с помощью универсального счетчика электрической энергии, производит обработку полученных данных, т.е. регистрацию, архивацию, хранение, а также передачу по запросу стационарным устройствам сбора и подготовки данных с помощью модуля радиосвязи УКВ и антенны АНТ1, модуля сотовой связи GPRS и антенны АНТ2 или устройствам сбора данных подвижного состава. Указание на возможность архивации полученных данных означает наличие энергонезависимого блока памяти, информационный вход которого связан с выходом счетчика электроэнергии. В данном устройстве в реальном времени осуществляется сбор и регистрация полученных данных, а их передача устройствам сбора и подготовки данных осуществляется по запросу с помощью указанных модулей с соответствующими антеннами. Кроме того, указанные данные ограничиваются показателями затраченной электроэнергии.

Техническим результатом, обеспечиваемым предлагаемым изобртением, является возможность автоматически в режиме реального времени собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию о показателях бортовых устройств железнодорожного транспортного средства, учитывая сбои и проследование поездом зон с отсутствием покрытия мобильной связью.

Технический результат достигается тем, что устройство для контроля показателей бортовых устройств транспортного средства, содержащее счетчик электроэнергии, подключаемый к электрической сети транспортного средства, блоки энергонезависимой памяти, информационный вход одного из которых подключен к выходу счетчика электроэнергии для регистрации значений потребленной электроэнергии, блок мобильной связи, содержащий процессор, связанный с приемопередатчиком, снабжено блоком индикации и приемником сигналов информационной сети вагона, выход которого подключен к процессору блока мобильной связи, связанному с информационным входом другого блока энергонезависимой памяти, а также с выходами и управляющими входами обоих блоков энергонезависимой памяти и блоком индикации.

В предлагаемом устройстве обеспечена возможность автоматически в режиме реального времени собирать, обрабатывать и передавать информацию о значениях потребленной электроэнергии и типе электрической сети, текущих значениях силы тока и напряжения, моментальных значениях потребленной и рекуперированной электроэнергии, расчетных энергетических параметрах и других параметрах электрической сети, скорости и географических координатах транспортного средства, дополнительной информации о конфигурации информационной сети на удаленный сервер единой системы мониторинга. Данные накапливаются в энергонезависимых блоках памяти и передаются при возобновлении сигналов мобильной связи.

Информация о потребленной электроэнергии и типе электрической сети накапливается в энергонезависимой памяти счетчика. Информация о текущих значениях силы тока и напряжения, моментальных значениях потребленной и рекуперированной электроэнергии, расчетных энергетических параметрах и других параметрах электрической сети, скорости и географических координатах транспортного средства, дополнительная информация о конфигурации информационной сети обрабатывается процессором блока мобильной связи и накапливается в его энергонезависимой памяти, При возобновлении зоны покрытия мобильной связи (наличие устойчивого сигнала мобильной сети) процессор блока мобильной связи дает команду на передачу информации, накопленной в энергонезависимой памяти блока мобильной связи и счетчика электроэнергии на удаленный сервер. Также эта информация может быть получена по запросу с удаленного сервера единой системы мониторинга.

Предлагаемое устройство оснащено блоком мобильной связи с GPS/ГЛОНАСС модулями и процессором. Применение блока мобильной связи со встроенным процессором и GPS/ГЛОНАСС модулем позволяет автоматически в режиме реального времени собирать, обрабатывать и передавать информацию о значениях потребленной электроэнергии и типе электрической сети, текущих значениях силы тока и напряжения, моментальных значениях потребленной и рекуперированной электроэнергии, расчетных энергетических параметрах и других параметрах электрической сети, скорости и географических координатах транспортного средства, дополнительной информации о конфигурации информационной сети на удаленный сервер единой системы мониторинга.

Поставщик электроэнергии через контактную электрическую сеть подает электропитание в высоковольтную сеть транспортного средства, питая потребители транспортного средства (электровоз, вагон, троллейбус, трамвай и т.п.). Транспортное средство оборудуется устройством для контроля показателей бортовых устройств транспортного средства, содержащим счетчик электроэнергии, подключаемый к электрической сети транспортного средства, содержит блоки энергонезависимой памяти, информационный вход одного из которых подключен к выходу счетчика электроэнергии для регистрации значений потребленной электроэнергии, блок мобильной связи, содержащий процессор, связанный с приемопередатчиком, а также снабжено блоком индикации и приемником сигналов информационной сети вагона, выход которого подключен к процессору блока мобильной связи, связанному с информационным входом другого блока энергонезависимой памяти, а также с выходами и управляющими входами обоих блоков энергонезависимой памяти и блоком индикации. Блок мобильной связи оборудован совмещенной GSM и GPS/ГЛОНАСС антенной. В электросеть вмонтирован шунт, связанный со счетчиком. Устройство автоматически в режиме реального времени собирает, обрабатывает и передает информацию о значениях потребленной электроэнергии и типе электрической сети, текущих значениях силы тока и напряжения, моментальных значениях потребленной и рекуперированной электроэнергии, расчетных энергетических параметрах и других параметрах электрической сети, скорости и географических координатах транспортного средства, дополнительную информации о конфигурации информационной сети на удаленный сервер единой системы мониторинга. В случае отсутствия покрытия мобильной связью зоны местонахождения вагона информация о потребленной электроэнергии и типе электрической сети сохраняется и накапливается во внутренней энергонезависимой памяти счетчика, информация о типе электрической сети, текущих значениях силы тока и напряжения, моментальных значениях потребленной и рекуперированной электроэнергии, расчетных энергетических параметрах и других параметрах электрической сети, скорости и географических координатах транспортного средства, дополнительная информация о конфигурации информационной сети обрабатывается процессором блока мобильной связи и сохраняется во внутренней энергонезависимой памяти блока мобильной связи. При возобновлении зоны покрытия мобильной связи (наличие устойчивого сигнала мобильной сети) процессор блока мобильной связи дает команду на передачу информации, накопленной в энергонезависимой памяти блока мобильной связи и счетчика электроэнергии, на удаленный сервер. Также эта информация может быть получена по запросу с удаленного сервера единой системы мониторинга.

При необходимости визуального контроля и считывания оператором данных, передаваемых измерительным комплексом, он может оборудоваться отдельным индикатором, подключаемым к счетчику и блоку мобильной связи.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты