патент
№ RU 2669944
МПК C10M137/10

ПРОТИВОИЗНОСНАЯ КОМПОЗИЦИЯ К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ

Авторы:
Тетерин Максим Федорович Садретдинова Рамзия Гаяновна Мухортов Игорь Васильевич
Все (7)
Номер заявки
2017141529
Дата подачи заявки
28.11.2017
Опубликовано
17.10.2018
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

Изобретение относится к области машиностроения и производства смазочных материалов, композиция может быть использована для введения в моторные, трансмиссионные, индустриальные масла и пластичные смазки. Описывается применение три(бензилфенил)фосфоротионата в сочетании с ди(бензилфениловым) эфиром этиленгликоля в качестве противоизносной присадки к смазочным маслам в следующем соотношении, масс. %: три(бензилфенил)фосфоротионат 60…80, ди(бензилфениловый) эфир этиленгликоля 20…40. Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении антифрикционных и противоизносных свойств смазочных материалов. 3 табл., 16 пр.

Формула изобретения

Противоизносная композиция к смазочным маслам на основе маслорастворимого диарилфосфоротионата, отличающаяся тем, что в качестве диарилфосфоротионата используется три(бензилфенил)фосфоротионат в сочетании с ди(бензилфениловым) эфиром этиленгликоля, при этом исходные компоненты взяты в следующем соотношении, масс. %:

три(бензилфенил)фосфоротионат60…80
ди(бензилфениловый) эфир этиленгликоля20…40

Описание

[1]

Изобретение относится к области машиностроения и производства смазочных материалов, и может быть использовано для повышения противоизносных свойств моторных, трансмиссионных, индустриальных масел и пластичных смазок на основе углеводородных масел. Наиболее целесообразно введение композиции в состав смазочных материалов, применяемых при высоких температурах, в частности, в трансмиссионные масла для гипоидных передач и в индустриальные смазки для металлургической промышленности.

[2]

Из уровня техники известно использование в качестве противоизносных присадок трифенилфосфоротионатов, триарилфосфоротионатов (например, индустриальная смазка Tactic EMV Stamina ЕР 2 компании Shell) и триалкилфосфоротионатов.

[3]

Из уровня техники известно применение триарилфосфоротионатов и алкилированных фосфоротионатов в качестве компонентов, повышающих устойчивость различных композиций к воздействию высоких температур и ультрафиолетового излучения (RU №2417242 С2, C09F 5/04 (2006.01), C09F 7/04 (2006.01), C09F 7/08 (2006.01), C09D 1/00 (2006.01), C09D 11/00 (2006.01), опубл. 27.04.2009).

[4]

Однако, применение фосфоротионатов по данному назначению не связано с их противоизносными свойствами.

[5]

Из уровня техники известен перечень применяемых и предлагаемых к применению фосфоротионатов, например, холодильная смазочная композиция (RU №2238964, С10М 169/04 (2000.01), C09K 5/04 (2000.01), С10М 169/04 (2000.01), С10М 105/38 (2000.01), С10М 135/10 (2000.01), С10М 145/14 (2000.01), С10М 147/04 (2000.01), C10N 40/30 (2000.01), опубл. 27.10.2004), состав карбамидной смазки (RU №2451719, С10М 115/08 (2006.01), C10N 40/02 (2006.01), опубл. 27.05.2012), композиция гидроксида лития (RU №2492216, С10М 117/02 (2006.01), С10М 177/00 (2006.01), опубл. 10.09.2013).

[6]

Приведенные в описаниях патентов применяемые и предлагаемые к применению присадки уступают заявляемому решению по влиянию на антифрикционные и противоизносные свойства смазочных масел. Трифенил- и триарилфосфоротионаты значительно повышают противоизносные свойства, но слабо снижают коэффициент трения в контактах скольжения и качения с проскальзыванием. Триалкилфосфоротионаты, содержащие углеводородные радикалы с 2…6 атомами углерода (от этильных до гексильных, включая изомерные), по эффективности не превосходят диалкилдитиофосфаты, например, товарные присадки ДФ-11 и ПФ-4. Триалкилфосфоротионаты, содержащие углеводородные радикалы с 7 и более атомами углерода (от гептильных до нонадецильных), значительно снижают коэффициент трения, но ограниченно повышают противоизносные свойства.

[7]

Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении противоизносных свойства смазочных масел.

[8]

Указанный технический результат достигается применением в качестве противоизносной присадки к смазочным маслам три(бензилфенил)фосфоротионата, который описывается формулой (1):

[9]

[10]

в сочетании с ди(бензилфениловым) эфиром этиленгликоля, описываемым формулой (2):

[11]

[12]

при этом исходные компоненты взяты в следующем соотношении, % масс.:

[13]

- три(бензилфенил)фосфоротионат - 60…80;

[14]

- ди(бензилфениловый) эфир этиленгликоля - 20…40.

[15]

Из уровня техники применение три(бензилфенил)фосфоротионата и ди(бензилфенилового) эфира этиленгликоля в качестве компонентов противоизносных композиций к смазочным материалам не выявлено.

[16]

Согласно полученным авторами экспериментальным данным, три(бензилфенил)фосфоротионаты превосходят по влиянию на противоизносные свойства трифенил-, трибензил-, триалкил- и триалкилфенилфосфоротионаты. Это обусловлено оптимальным сочетанием размеров углеводородных радикалов, характерных для алкильных радикалов, содержащих 8 и более атомов углерода, с прочностью и температурной стойкостью адсорбированного слоя присадки, характерными для триарилфосфоротионатов. Ди(бензилфениловый) эфир этиленгликоля уступает известным присадкам по влиянию на противоизносные свойства смазочных материалов. Однако, при совместном использовании с три(бензилфенил)фосфоротионатом, существенно усиливает антифрикционные и противоизносные свойства последнего.

[17]

Для определения эффективности заявляемого решения в области повышения антифрикционных свойств использовали композиции, содержащие три(бензилфенил)фосфоротионат, трифенилфосфоротионат, трибензилфосфоротионат, триоктилфосфоротионат, смесь трибензилфосфоротионата с триоктилфосфоротионатом и смесь три(бензилфенил)фосфоротионата с ди(бензилфениловым) эфиром этиленгликоля.

[18]

Композицию приготавливали следующим образом.

[19]

Три(бензилфенил)фосфоротионат синтезировали путем алкилирования фенола бензиловым спиртом в присутствии концентрированной орто-фосфорной кислоты при температуре 180…190°C в течение 5 часов, с последующим отделением кислоты, взаимодействием бензилфенола с гидроксидом калия и взаимодействием полученного бензилфенолята с тиофосфорилом хлористым (Cl3PS) в среде толуола.

[20]

Ди(бензилфениловый) эфир этиленгликоля синтезировали путем взаимодействия бензилфенолята калия с дихлорэтаном в среде толуола при нагревании до 100°C в течение 5 часов.

[21]

Трифенилфосфоротионат синтезировали путем взаимодействия фенолята калия с тиофосфорилом хлористым в среде толуола.

[22]

Трибензилфосфоротионат синтезировали путем взаимодействия бензилового спирта с металлическим натрием в среде толуола при температуре 80…90°C в течение 6 часов и последующим взаимодействием полученного бензилата натрия с тиофосфорилом хлористым.

[23]

Триоктилфосфоротионат синтезировали путем взаимодействия н-октилового спирта (октанола-1) с металлическим калием в среде н-гексана при температуре 30…40°C с последующим удалением остатков калия, отгона н-гексана, экстракцией октилата калия толуолом при температуре 90°C и взаимодействием октилата калия с тиофосфорилом хлористым.

[24]

Пример 1. Готовят композицию растворением три(бензилфенил)фосфоротионата в масле И-20А в концентрации 2% масс.

[25]

Пример 2. Готовят композицию растворением в масле И-20А три(бензилфенил)фосфоротионата в концентрации 2% масс. и ди(бензилфенилового) эфира этиленгликоля в концентрации 0,8% масс.

[26]

Для сравнения приготовили четыре композиции.

[27]

Пример 3. Готовят композицию растворением трифенилфосфоротионата в масле И-20А в концентрации 2% масс.

[28]

Пример 4. Готовят композицию растворением трибензилфосфоротионата в масле И-20А в концентрации 2% масс.

[29]

Пример 5. Готовят композицию растворением триоктилфосфоротионата в масле И-20А в концентрации 2% масс.

[30]

Пример 6. Готовят композицию растворением в масле И-20А трибензилфосфоротионата в концентрации 1% масс. и триоктилфосфоротионата в концентрации 1% масс.

[31]

Трибологические характеристики полученных растворов вариантов композиции в масле И-20А сравнивают путем измерения на машине трения ИИ 5018 коэффициентов трения при различных значениях температуры в модельном узле трения скольжения «ролик-колодка» при смазывании данными растворами. В таблице 1 приведены результаты испытаний узла трения скольжения. Условия испытаний: диаметр ролика 90 мм, ширина площадки 1,7 мм, длина площади 18,6 мм, площадь контакта 31,6 мм2, материал ролика и колодки - сталь 15, исходная шероховатость поверхности Ra=0,1, скорость вращения ролика 200 мин-1, сила прижатия 1000 Н, контактное давление 31,6 МПа, начальная температура образцов 25°C. Результаты испытаний композиций приведены в таблице 1.

[32]

Исходное масло И-20А значительно уступает по антифрикционным свойствам всем композициям. При температуре 95…100°C в условиях испытаний происходит задир.

[33]

Композиция 1, содержащая основной заявляемый противоизносный компонент, значительно превосходит масло И-20А по антифрикционным свойствам.

[34]

Композиция 2, соответствующая заявляемому решению, существенно превосходит композицию 1 по антифрикционным свойствам при температурах до 100°C.

[35]

Композиция 3 уступает композициям 1 и 2 по антифрикционным свойствам, в особенности, при температурах выше 120°C.

[36]

Композиция 4 превосходит композицию 3 по антифрикционным свойствам, но уступает композициям 1 и 2.

[37]

Композиция 5 имеет приблизительно равные с композицией 1 антифрикционные свойства при температурах до 70°C, но значительно уступает композициям 1 и 2 в области более высоких температур.

[38]

Композиция 6 имеет промежуточные антифрикционные свойства между композициями 4 и 5.

[39]

Таким образом, наиболее высокие антифрикционные свойства имеет композиция 2.

[40]

Для определения эффективности заявляемого решения в области повышения противоизносных свойств использовали композиции, содержащие три(бензилфенил)фосфоротионат, смесь три(бензилфенил)фосфоротионата с ди(бензилфениловым) эфиром этиленгликоля, трифенилфосфоротионат, трибензилфосфоротионат, триоктилфосфоротионат, смесь трибензилфосфоротионата с триоктилфосфоротионатом, растворенные в трансмиссионном масле Лукойл ТМ-5 SAE 75W90.

[41]

Композиции приготавливали следующим образом.

[42]

Пример 7. Готовят композицию растворением три(бензилфенил)фосфоротионата в масле Лукойл ТМ-5 SAE 75W90 в концентрации 2% масс.

[43]

Пример 8. Готовят композицию растворением в масле Лукойл ТМ-5 SAE 75W90 три(бензилфенил)фосфоротионата в концентрации 2% масс. и ди(бензилфенилового) эфира этиленгликоля в концентрации 0,8% масс.

[44]

Для сравнения приготовили 4 композиции.

[45]

Пример 9. Готовят композицию растворением трифенилфосфоротионата в масле Лукойл ТМ-5 SAE 75W90 в концентрации 2% масс.

[46]

Пример 10. Готовят композицию растворением трибензилфосфоротионата в масле Лукойл ТМ-5 SAE 75W90 в концентрации 2% масс.

[47]

Пример 11. Готовят композицию растворением триоктилфосфоротионата в масле Лукойл ТМ-5 SAE 75W90 в концентрации 2% масс.

[48]

Пример 12. Готовят композицию растворением в масле Лукойл ТМ-5 SAE 75W90 трибензилфосфоротионата в концентрации 1% масс. и триоктилфосфоротионата в концентрации 1% масс.

[49]

Противоизносные свойства полученных композиций сравнивали при испытаниях по ГОСТ 9490-75 п. 3.9. на машине трения ЧМТ-1. Результаты испытаний приведены в таблице 2.

[50]

Наименьший диаметр пятна износа получен в случае композиции 8, содержащей противоизносную композицию, соответствующую заявляемому решению.

[51]

Использование композиций, содержащих более 80% масс. три(бензилфенил)фосфоротионата и менее 20% масс. ди(бензилфенилового) эфира этиленгликоля нецелесообразно вследствие резкого ослабления эффекта от введения ди(бензилфенилового) эфира этиленгликоля при его малом содержании. Использование композиций, содержащих менее 60% масс. три(бензилфенил)фосфоротионата и более 40% масс. ди(бензилфенилового) эфира этиленгликоля нецелесообразно вследствие снижения эффекта от введения ди(бензилфенилового) эфира этиленгликоля при превышении оптимального соотношения.

[52]

Для определения оптимального соотношения три(бензилфенил)фосфоротионата и ди(бензилфенилового) эфира этиленгликоля готовили четыре композиции.

[53]

Пример 13. Готовят композицию растворением в масле И-20А три(бензилфенил)фосфоротионата в концентрации 2% масс. и ди(бензилфенилового) эфира этиленгликоля в концентрации 0,22% масс., что соответствует соотношению компонентов в противоизносной композиции 90% и 10% соответсвенно.

[54]

Пример 14. Готовят композицию растворением в масле И-20А три(бензилфенил)фосфоротионата в концентрации 2% масс. и ди(бензилфенилового) эфира этиленгликоля в концентрации 0,5% масс., что соответствует соотношению компонентов в противоизносной композиции 80% и 20% соответсвенно.

[55]

Пример 15. Готовят композицию растворением в масле И-20А три(бензилфенил)фосфоротионата в концентрации 2% масс. и ди(бензилфенилового) эфира этиленгликоля в концентрации 0,86% масс., что соответствует соотношению компонентов в противоизносной композиции 70% и 30% соответсвенно.

[56]

Пример 16. Готовят композицию растворением в масле И-20А три(бензилфенил)фосфоротионата в концентрации 2% масс. и ди(бензилфенилового) эфира этиленгликоля в концентрации 1,33% масс., что соответствует соотношению компонентов в противоизносной композиции 60% и 40% соответсвенно.

[57]

Трибологические характеристики полученных растворов вариантов композиции в масле И-20А сравнивают путем измерения на машине трения ИИ 5018 коэффициентов трения при трех значениях нагрузки в модельном узле трения скольжения «ролик-колодка» при смазывании данными растворами. Условия испытаний: диаметр ролика 90 мм, ширина площадки 1,7 мм, длина площади 18,6 мм, площадь контакта 31,6 мм2, материал ролика и колодки - сталь 15, исходная шероховатость поверхности Ra=0,1, скорость вращения ролика 200 мин-1, сила прижатия 200, 500 и 1000 Н, контактное давление 31,6 МПа, начальная температура образцов 25°C. Результаты испытаний композиций приведены в таблице 3.

[58]

Таким образом, введение три(бензилфенил)фосфоротионата в смазочные материалы, как не содержащие присадок (пример - масло И-20А), так и содержащие противоизносные и противозадирные присадки (пример - масло Лукойл ТМ-5 SAE 75W90), приводит к улучшению противоизносных свойств смазочных масел. Введение в смазочные материалы композиции, содержащей три(бензилфенил)фосфоротионат и ди(бензилфениловый) эфир этиленгликоля, приводит к более значительному улучшению антифрикционных и противоизносных свойств и может найти применение в составе моторных, трансмиссионных, индустриальных масел и пластичных смазок.

[59]

[60]

[61]

[62]

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты