патент
№ RU 2634083
МПК G01C21/10

НАВИГАЦИОННО-ПИЛОТАЖНЫЙ КОМПЛЕКС

Авторы:
Черенков Сергей Анатольевич Данилов Олег Юрьевич Бабурин Сергей Михайлович
Все (5)
Номер заявки
2016121920
Дата подачи заявки
02.06.2016
Опубликовано
23.10.2017
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

Изобретение относится к навигационно-пилотажным комплексам, объединяющим несколько инерциальных навигационных систем (ИНС) для формирования обобщенной выходной информации о местонахождении объекта, его ориентации в пространстве и его скоростях, а также использующих внешнюю информацию для коррекции систем, входящих в состав комплекса. Технический результат - повышение точности выходной информации комплекса и глубины контроля систем, входящих в состав комплекса. Для этого в состав навигационно-пилотажного комплекса входят по меньшей мере две бесплатформенные навигационные системы и связанный с ними блок обработки первичной информации, при этом в состав комплекса дополнительно входят блок решения навигационных уравнений и блок контроля, первым входом подключенный к выходу блока решения навигационных уравнений, а вторым и третьим входами подключенный к первым выходам бесплатформенных навигационных систем, при этом блок обработки первичной информации включает последовательно соединенные по направлению сигнала блок вычисления переменных b(k, r), входами подключенный к вторым выходам бесплатформенных навигационных систем, блок вычисления измерений z, блок вычисления невязок δ, блок фильтрации невязок δи блок вычисления матрицы ориентации, выходом подключенный к первому входу блока решения навигационных уравнений, а также последовательно соединенные по направлению сигнала блок вычисления переменных γ, входами подключенный к третьим выходам бесплатформенных навигационных систем, блок фильтрации уи блок вычисления матрицы направляющих косинусов, выходом подключенный к второму входу блока решения навигационных уравнений. 2 ил.

Формула изобретения

Навигационно-пилотажный комплекс, в состав которого входят по меньшей мере две бесплатформенные инерциальные системы и связанный с ними блок обработки первичной информации, отличающийся тем, что в состав комплекса дополнительно входят блок решения навигационных уравнений и блок контроля, первым входом подключенный к выходу блока решения навигационных уравнений, а вторым и третьим входами подключенный к первым выходам бесплатформенных инерциальных систем, при этом блок обработки первичной информации включает последовательно соединенные по направлению сигнала блок вычисления переменных bi(k,r), входами подключенный к вторым выходам бесплатформенных навигационных систем, блок вычисления измерений zi, блок вычисления невязок δi, блок фильтрации невязок δi и блок вычисления матрицы ориентации, выходом подключенный к первому входу блока решения навигационных уравнений, а также последовательно соединенные по направлению сигнала блок вычисления переменных γi, входами подключенный к третьим выходам бесплатформенных навигационных систем, блок фильтрации γi и блок вычисления матрицы направляющих косинусов, выходом подключенный к второму входу блока решения навигационных уравнений.

Описание

[1]

Изобретение относится к навигационно-пилотажным комплексам, объединяющим несколько инерциальных навигационных систем (ИНС) для формирования обобщенной выходной информации о местонахождении объекта, его ориентации в пространстве и его скоростях, а также использующих внешнюю информацию для коррекции систем, входящих в состав комплекса.

[2]

Из уровня техники известен навигационно-пилотажный комплекс ВП-021 (см. Фиг. 1), включающий три бесплатформенные инерциальные навигационные системы (БИНС) и блок обработки их выходной информации, связанный входами с выходами БИНС.

[3]

В известном навигационно-пилотажном комплексе комплексирование инерциальных навигационных систем осуществляется посредством выбора выходной информации инерциальных навигационных систем (ИНС) по мажоритарному признаку, т.е. наиболее достоверной информацией, поступающей в комплекс от различных систем, считается та информация, которая имеет наименьшее расхождение, в частности, выбирается та система, для коррекции которой используется внешняя информация, обеспечивающая повышение точности выходных параметров системы. Другие системы, входящие в состав навигационного комплекса, выполняют функции не более как резервного канала, обеспечивающие повышение надежности всего комплекса.

[4]

Технической задачей предлагаемого навигационно-пилотажного комплекса является повышение точности выходной информации комплекса и глубины контроля систем, входящих в состав комплекса.

[5]

Указанная техническая задача решается посредством навигационно-пилотажного комплекса, в состав которого входят по меньшей мере две бесплатформенные навигационные системы и связанный с ними блок обработки первичной информации, при этом в состав комплекса дополнительно входят блок решения навигационных уравнений и блок контроля, первым входом подключенный к выходу блока решения навигационных уравнений, а вторым и третьим входами подключенный к первым выходам бесплатформенных навигационных систем, при этом блок обработки первичной информации включает последовательно соединенные по направлению сигнала блок вычисления переменных bi(k, r), входами подключенный к вторым выходам бесплатформенных навигационных систем, блок вычисления измерений zi, блок вычисления невязок δi, блок фильтрации невязок δi и блок вычисления матрицы ориентации, выходом подключенный к первому входу блока решения навигационных уравнений, а также последовательно соединенные по направлению сигнала блок вычисления переменных γi, входами подключенный к третьим выходам бесплатформенных навигационных систем, блок фильтрации γi и блок вычисления матрицы направляющих косинусов, выходом подключенный к второму входу блока решения навигационных уравнений.

[6]

Специфика решения задачи навигации с использованием БИНС заключается в отсутствии сигналов управления датчиками моментов (ДМ) системы. Поэтому для повышения точности выходной информации комплекса и повышения глубины контроля систем, входящих в состав комплекса, комплексирование нескольких БИНС предлагается выполнять путем предварительной обработки первичной информации, поступающей с систем - матрица ориентации и ускорения в осях акселерометров блока чувствительных элементов (БЧЭ) - с последующим решением навигационных уравнений на основе обработанной первичной информации, получаемой от систем, входящих в состав комплекса, с последующим контролем поступающей от систем в комплекс информации, что повышает глубину контроля систем, входящих в состав комплекса (см. Фиг. 2). Рассмотрим задачу комплексной обработки первичной информации, поступающей с нескольких БИНС (поз. 1, 2) в виде матрицы ориентации и ускорений (или приращений линейных скоростей), поступающих с выходов первых интеграторов систем. Взаимная ориентация блока чувствительных элементов (БЧЭ) БИНС при решении задачи может быть произвольной и определяться в режиме начальной выставки систем как:

[7]

[8]

i=1, 2,…, N,

[9]

j=1, 3, …, N,

[10]

j≠i,

[11]

где

[12]

Ai0, Aj0 - начальное значение матриц ориентации Ai, Aj;

[13]

N - общее число БИНС, входящих в комплекс.

[14]

Здесь и далее по тексту векторы и матрицы обозначаются жирным шрифтом, операции транспонирования обозначаются надстрочным индексом “т”, операции обращения матриц обозначаются надстрочным индексом “-1”.

[15]

При решении задачи в самом общем случае в качестве исходной информации используется N матриц ориентации Ai, 1=1, 2, …, N, или эквивалентных им углов курса, крена и тангажа.

[16]

Определим матрицу ориентации , связанную с Ai соотношениями:

[17]

[18]

где

[19]

δ^i - кососимметрическая матрица, соответствующая вектору

[20]

малых углов поворота;

[21]

E - единичная матрица.

[22]

Взаимная ориентация матриц Ai, Aj определяется как:

[23]

[24]

откуда с учетом

[25]

А-1=Aт - для ортогональных матриц,

[26]

(δ^)т=-δ^ - для кососимметрических матриц,

[27]

Умножая (3) на справа, получаем:

[28]

[29]

Обозначим:

[30]

[31]

Тогда:

[32]

[33]

ij=1, 2, …, N

[34]

i≠j

[35]

(6) не дает однозначного решения. Для подтверждения этого утверждения рассмотрим частный случай N=3.

[36]

Имеем:

[37]

[38]

[39]

[40]

Умножив (9) на Cij справа и сложив с (8), получаем:

[41]

[42]

Подставляя (9) в (10), получаем:

[43]

[44]

В (11) имеем неопределенность вида 0/0, т.е. система (11) не имеет единственного решения. В общем случае при N>3 любая тройка из N выбранных уравнений будет линейно зависимой, т.е. ранг этой системы не будет максимальным.

[45]

Геометрическая интерпретация полученного результата совершенно прозрачна. Полученная по (11) точка является точкой пересечения трехмерных сферических поверхностей радиуса δi в 3N-мерном пространстве, где δi - длина вектора δi, с центрами, определяемыми матрицами Ai. Такая точка может быть определена произвольным заданием вектора δj; все остальные векторы δi, i=1, 2, …, N, i≠j определяются решением уравнений (11).

[46]

Для получения однозначного решения введем критерий Гаусса:

[47]

[48]

Приравнивая к нулю первые частные производные J по δi, получаем:

[49]

[50]

Суммируя (11) по i=1, 2, …, N, i≠j получаем:

[51]

[52]

или с учетом (13):

[53]

[54]

Приравнивая верхние недиагональные элементы в (15), получаем уравнения в скалярном виде:

[55]

[56]

[57]

[58]

где

[59]

[60]

(в скобках стоят номера элементов матриц Cij, Bi и векторов δi, zi), или в векторной форме:

[61]

[62]

где элементы матрицы В и вектора z определяются по (19) и (20).

[63]

Искомый вектор δi определяется как:

[64]

[65]

Искомая матрица определяется как:

[66]

[67]

где Aj - матрица ориентации j-го БИНС.

[68]

Следует отметить, что матрицы , определяемые как и (равно как и матрицы δ^i, δ^j), не являются тождественными и отличаются в общем случае начальной матрицей Aij0 взаимной ориентации, что может оказаться важным в ряде приложений.

[69]

Отметим специфику применения критерия (12) при построении алгоритма. Стандартно критерий Гаусса применяется для получения решения переопределенной системы (метод наименьших квадратов).

[70]

В рассматриваемом алгоритме критерий (12) введен для получения однозначного решения системы 3N уравнений с 3N неизвестными. Вообще говоря, можно получить переопределенную систему, написав N уравнений (11) с i=1, 2, …, N. Однако такой подход не даст желаемого результата ввиду полной тождественности написанных уравнений. Действительно, рассмотрим систему:

[71]

[72]

[73]

[74]

Подставляя (26) в (25):

[75]

[76]

и умножая справа на Cki, получаем с учетом CkiCkj=Cjj:

[77]

[78]

тождественное (24).

[79]

Задача определения решалась выше с использованием критерия Гаусса (12). Задача может решаться с использованием критерия Чебышева:

[80]

[81]

В рассматриваемом случае решение задачи с критерием (29) сводится к решению системы 3N уравнений с 2N неизвестными, а критерий (29) сводится к:

[82]

[83]

или эквивалентному ему:

[84]

[85]

Геометрически решение как точка в 3N-мерном пространстве, равноудаленная от трехмерных гиперплоскостей (22). Такой точкой является центр гиперсферы, вписанной в замкнутый симплекс-многогранник, образованный системой 3-мерных гиперплоскостей (22) в 3N-мерном пространстве, а условие (31) трансформируется в условие:

[86]

[87]

для всех i,j=1, 2, …, N, эквивалентное (29).

[88]

Умножая (32) на слева, получаем параметрическую систему алгебраических уравнений:

[89]

[90]

решая которую, получим результат δi, эквивалентный результату, полученному ранее.

[91]

Для учета степени значимости (приоритета) тех или иных измерений в квадратичную форму Гаусса вводится матрица весовых коэффициентов. В рассматриваемой задаче квадратичная форма и ее производные будут иметь вид:

[92]

[93]

[94]

Умножая (15) на λi, i=1, 2, …, N, i≠j получаем с учетом (35):

[95]

[96]

Приравнивая верхние недиагональные элементы в (36), получаем уравнения в скалярном виде (16), (17), (18), где

[97]

[98]

[99]

Выше построен алгоритм однозначного определения векторов δi и матрицы как результат однократной обработки исходных матриц ориентации Ai, i=1, 2, …, N, полученных на текущий момент времени. Для фильтрации случайных ошибок измерения результаты измерений осредняются на заданном временном интервале измерения построением линейного фильтра:

[100]

[101]

Для построения фильтра (39) необходимо построить переходную матрицу F, описывающую динамику изменения оцениваемых переменных х, определить вектор измерения z, построить матрицу связи Н и сформировать коэффициент усиления K в цепи обратной связи фильтра.

[102]

Поведение матриц ориентации Ai комплексируемых БИНС описывается линейными уравнениями Пуассона:

[103]

[104]

где ωi^ - кососимметрическая матрица, соответствующая вектору ωi абсолютных угловых скоростей приборного трехгранника i-го БИНС.

[105]

В силу линейности (40) и принципа суперпозиции поведение вектора δi может быть описано кинематическими уравнениями ошибок

[106]

[107]

где νi - скорости расхождения матриц и Ai в осях приборного трехгранника i-го БИНС, вызванные наличием некомпенсированных инструментальных ошибок (дрейфов) системы.

[108]

Поскольку скорости νi определены в осях приборного трехгранника, можно считать, что эти переменные не зависят от абсолютных скоростей ωi.

[109]

[110]

Обозначим:

[111]

[112]

Тогда структура матрицы F в (39) будет определяться уравнениями (41), (42):

[113]

[114]

где

[115]

Е - единичная матрица размера 3×3,

[116]

dt - шаг интегрирования.

[117]

В качестве измерения используется вектор малых углов δi.

[118]

Тогда матрица связи будет определяться, как:

[119]

[120]

где Е - единичная матрица размера 3×3.

[121]

Коэффициент усиления K может вычисляться по стандартному алгоритму Калмана.

[122]

На блок-схеме (см. фиг. 2) приведена структурная схема функциональных компонентов блока обработки первичной информации (поз. 3), реализующая вычисление матрицы ориентации , которая состоит из последовательно соединенных блока вычисления переменных bi (k, r) (поз. 4), где k, r - номера строк и столбцов матриц ориентации A(k, r) комплексируемых систем, блока вычисления измерений zi (поз. 5), блока вычисления невязок δi (поз. 6), блока фильтрации невязок δi (поз. 7) и блока вычисления матрицы ориентации (поз. 8).

[123]

Задача обработки скоростной информации решается на уровне ускорений Wi (приращений скоростей за такт работы вычислителя), определенных в проекциях на оси приборного трехгранника (БЧЭ). Сформируем вектор измерений как:

[124]

[125]

Получаем переопределенную систему которую будем решать с использованием критерия Гаусса:

[126]

[127]

где λi - весовой коэффициент.

[128]

Приравнивая нулю частные производные по , получаем искомое решение ( в проекциях на оси сопровождающего трехгранника).

[129]

[130]

Полученный вектор используется в дальнейшем для решения навигационных уравнений.

[131]

Для использования позиционной информации по текущим координатам и курсу ϕi, λi, εi определим матрицу направляющих косинусов i-го БИНС

[132]

[133]

где индексы, стоящие в круглых скобках, определяют элементы матрицы Bi. Выполняя операции над матрицами направляющих косинусов Bi, аналогичные операциям, выполняемым над матрицами ориентации Ai:

[134]

[135]

где элементы матрицы Bij и вектора z определяются по (19) и (20), как:

[136]

[137]

(принимается во внимание, что сопровождающие трехгранники всех N БИНС имеют одинаковую ориентацию по северному направлению местного меридиана).

[138]

Искомый вектор γi определяется как:

[139]

[140]

Искомая матрица направляющих косинусов определяется как:

[141]

[142]

Элементы γi(1), γi(2) вычисленного по (55) вектора γi будем использовать в качестве измерений при построении фильтра. Моделью оцениваемых ошибок является динамическая группа уравнений ошибок:

[143]

[144]

где

[145]

δp1, δp2 - скоростные импульсы,

[146]

α1, α2 - ошибки построения вертикали,

[147]

ε1, ε2 - приведенные ошибки масштабов акселерометров,

[148]

ν1, ν2 - скорости уходов, определяемые величиной некомпенсированных дрейфов БИНС,

[149]

ω02 - частота Шулера.

[150]

При интегрировании этих уравнений в правую часть будем подставлять значения углов δi и уходов νi, полученных по алгоритму, описанному выше и перепроектированных на оси сопровождающего трехгранника:

[151]

[152]

[153]

В результате получаем автономную систему уравнений ошибок оценки:

[154]

Δγ1'=Δδр13Δγ2

[155]

[156]

где Δγi, Δδpi, Δαi i=1, 2 - ошибки оценки , , переменных γi, δpi, αi, получаемой на выходе фильтра.

[157]

[158]

При определении коэффициентов усиления в цепи обратной связи фильтра пренебрежем слабыми перекрестными связями между каналами системы, что не приведет к нарушению устойчивости системы, а лишь к сдвигу корней ее характеристического уравнения. В результате получаем две тождественные системы уравнений третьего порядка:

[159]

[160]

i=1, 2

[161]

или в векторной форме:

[162]

[163]

где

[164]

[165]

[166]

с измерением:

[167]

[168]

и матрицей связи:

[169]

[170]

Выходными параметрами алгоритма являются вектор δi, по которому вычисляется откорректированное значение матрицы ориентации , и векторы x, (64). Компоненты γi векторов x, i=1, 2 используются для коррекции матрицы направляющих косинусов:

[171]

[172]

где

[173]

[174]

Компоненты δpi используются для вычисления откорректированных скоростей.

[175]

Структурная схема функциональных компонентов блока обработки поступающей с выхода БИНС первичной информации, реализующая вычисление матрицы приращения линейных скоростей Wi, представлена на Фиг. 2 в виде трех последовательно соединенных блоков (Фиг. 2) - блока вычисления по (47)-(55) переменных γi (поз. 9), блока фильтрации γi (поз. 10) и блока вычисления по (56) матрицы В направляющих косинусов (поз. 11). На выходе блока (поз. 3) получаем откорректированные значения линейных скоростей объекта V1, V2 и матрицы направляющих косинусов.

[176]

В блоке решения навигационных уравнений (поз. 12) решаются стандартные навигационные уравнения и интегрируется матрица ориентации А решением стандартных уравнений Пуассона. Входными величинами для интегрирования навигационных уравнений и матрицы ориентации в этом блоке являются матрицы в осях приборного трехгранника и скорости V1, V2, полученные в блоке обработки первичной информации.

[177]

Блок решения навигационных уравнений (поз. 12) выходом подключается к входу блока контроля (поз. 13), другие входы которого подключаются к выходам БИНС (поз. 1, 2), входящих в состав комплекса.

[178]

Построим индикатор контроля скоростной информации. Определим разность приращения скоростей, поступающих с выходов интеграторов i-го и j-го БИНС в проекциях на оси j-го БИНС:

[179]

[180]

В качестве индикатора введем скалярное произведение:

[181]

[182]

Подставляя (70) в (71), получаем:

[183]

[184]

Аналогичным образом, для контроля выходной информации, поступающей с выходов лазерных гироскопов БИНС, в качестве индикатора введем скалярное произведение:

[185]

[186]

где

[187]

[188]

Индикаторы и представляют собой матрицы размера 3×3.

[189]

Величина элементов этих матриц определяет степень расхождения выходных сигналов i-го и j-го БИНС (лазерных гироскопов для , или первых интеграторов для ) по соответствующему каналу - элемент матриц, стоящий на пересечении второй строки и третьего столбца определяет степень расхождения соответствующего устройства по первому каналу; элемент матриц, стоящий на пересечении первой строки и третьего столбца определяет степень расхождения соответствующего устройства по второму каналу; элемент матриц, стоящий на пересечении второй строки и первого столбца определяет степень расхождения соответствующего устройства по третьему каналу.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты