Изобретение относится к
области машиностроения и может быть
использовано в авиационном и энергетическом турбостроении при изготовлении рабочих лопаток турбин с монокристальной структурой из высокорениевых жаропрочных
литейных никелевых сплавов. Способ включает
формирование керметного слоя из никелевого сплава, содержащего алюминий и карбидообразующие элементы введением в вакуум углеродсодержащего газа при
давлении (0,1-5)×10-1 Па. Затем
проводят осаждение в вакууме на внешнюю поверхность пера лопатки первого слоя конденсированного покрытия из никелевого сплава, содержащего алюминий и
карбидообразующие элементы. Затем осаждают второй
слой из сплава на основе алюминия. После осаждения указанных слоев проводят вакуумный отжиг. В частных случаях выполнения данного изобретения толщина
керметного слоя составляет 10-50 мкм. В качестве
углеродсодержащего газа используют газообразные углеводороды или их смесь с инертным газом. Техническим результатом изобретения является повышение
долговечности и жаростойкости сплава. 2 з.п. ф-лы, 1
табл.
1. Способ защиты лопаток газовых турбин из жаропрочных литейных никелевых сплавов, включающий
последовательное осаждение в вакууме на внешнюю
поверхность пера лопатки первого слоя конденсированного покрытия из никелевого сплава, содержащего алюминий и карбидообразующие элементы, последующее
осаждение второго слоя на основе алюминия и
вакуумный отжиг, отличающийся тем, что перед осаждением первого слоя конденсированного покрытия на внешней поверхности пера лопатки формируют керметный
слой из никелевого сплава, содержащего алюминий
и карбидообразующие элементы путем введения в вакуум углеродсодержащего газа при давлении (0,1-5)×10-1 Па. 2. Способ по п.1,
отличающийся тем, что толщина керметного слоя составляет 10-50 мкм. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в
качестве углеродсодержащего газа используют
газообразные углеводороды или их смесь с инертным газом.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в авиационном и энергетическом турбостроении при изготовлении рабочих лопаток турбин с монокристальной структурой из
жаропрочных литейных никелевых сплавов. Известны способы защиты лопаток газовых турбин из жаропрочных литейных никелевых сплавов от высокотемпературного окисления с помощью жаростойких
защитных алюминидных покрытий, наносимых на поверхность пера различными способами. Известен способ алитирования монокристальных ренийсодержащих никелевых сплавах, в котором перед
формированием алюминидного покрытия предлагается модифицировать поверхность сплава металлами для снижения содержания рения в поверхностном слое. Модифицирование проводят путем нанесения на
поверхность
кобальта, хрома и подобных им металлов различными физическими или химическими способами с последующей термообработкой в вакууме. Затем формируют платино-алюминидное покрытие путем
осаждения слоя
платины толщиной 2,5-12,5 мкм, вакуумной термообработкой и насыщением поверхности алюминием /патент ЕР №0821076/. Недостатком способа являются высокая трудоемкость
нанесения покрытия и
формирование под покрытием вторичной реакционной зоны (ВРЗ), приводящей к разупрочнению сплава. Известен, также способ получения деталей с покрытием из никелевых
суперсплавов с
улучшенной стабильностью микроструктуры, в котором предлагается проводить длительные термообработки при температуре и в течение времени, достаточных для растворения упрочняющей γ
'-фазы и
выравнивания в заданных пределах концентрации рения в дендритных осях и междендритных пространствах / патент ЕР №1146134/. Недостатком способа являются высокая трудоемкость
из-за
необходимости проведения термообработки при температурах, близких к температурам солидуса сплава, и формирование топологически плотноупакованных фаз на основе рения в зоне диффузионного
взаимодействия
покрытия с основой. Известен способ получения платино-алюминидного диффузионного покрытия, легированного кремнием и гафнием. Покрытие наносят в несколько стадий. Сначала
на поверхности
жаропрочного сплава формируют начальный алюминидный слой, совместным осаждением алюминия, гафния, кремния. Затем на поверхность слоя алюминида наносят платину и проводят алитирование
всей композиции.
При этом на поверхности жаропрочного сплава образуется однофазное платино-алюминидное покрытие, в зоне диффузионного взаимодействия которого с основой присутствуют силициды гафния,
выполняющие роль
диффузионного барьера. Слой, содержащий силициды, снижает интенсивность диффузионного обмена между сплавом и покрытием, что повышает циклическую и изотермическую жаростойкость
композиции /патент США
№6291014/. Недостатком способа являются сложность и высокая трудоемкость нанесения покрытия, а также формирование под покрытием ВРЗ, приводящей к разупрочнению
сплава на больших базах
испытаний. Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является способ защиты лопаток газовых турбин, включающий последовательное осаждение в вакууме на
внешнюю поверхность пера
лопатки первого слоя конденсированного покрытия из никелевого сплава, содержащего хром, алюминий, тантал, иттрий, вольфрам, рений, последующее осаждение второго слоя на
основе алюминия и вакуумный
отжиг /патент РФ №2190691/. Недостатком известного способа является формирование под покрытием ВРЗ, содержащей топологически плотно упакованные фазы
(ТПУ-фазы) с высоким содержанием
рения, низкая жаростойкость сплава с покрытием, снижение длительной прочности сплава. Технической задачей изобретения является уменьшение ширины ВРЗ,
повышение долговечности и
жаростойкости сплава. Техническая задача достигается тем, что предложен способ защиты лопаток газовых турбин из жаропрочных литейных никелевых сплавов,
включающий последовательное
осаждение в вакууме на внешнюю поверхность пера лопатки первого слоя конденсированного покрытия из никелевого сплава, содержащего алюминий и карбидообразующие элементы,
последующее осаждение второго
слоя на основе алюминия и вакуумный отжиг, отличающийся тем, что перед осаждением первого слоя конденсированного покрытия на внешней поверхности пера лопатки формируют
керметный слой из никелевого
сплава, содержащего алюминий и карбидообразующие элементы, путем введения в вакуум углеродсодержащего газа при давлении (0,1-5)×10-1 Па.
При этом толщина керметного
слоя составляет 10-50 мкм, а в качестве углеродсодержащего газа используют газообразные углеводороды или их смесь с инертным газом. Проведение начала
процесса осаждения
конденсированного покрытия из никелевого сплава, содержащего алюминий и карбидообразующие элементы, в присутствии углеродсодержащего газа позволяет сформировать на границе покрытия
с высокорениевым
сплавом керметный слой на никелевой основе, содержащий карбиды тугоплавких металлов. При высоких температурах керметный слой препятствует развитию диффузионных процессов между
покрытием и защищаемым
сплавом. Это, с одной стороны, повышает жаростойкие свойства композиции сплав-покрытие, т.к. в покрытие не проникают элементы, снижающие жаростойкость (молибден, титан, ниобий),
с другой стороны,
тормозится проникновение в поверхностный слой сплава основных легирующих элементов покрытия - алюминия и хрома, что позволяет жаропрочному сплаву более длительное время сохранять
свой элементный и
фазовый состав, а значит и прочностные свойства. Карбиды металлов, сформированные при нанесении покрытия из никелевого сплава в присутствии углеродсодержащего газа, являются также
источниками углерода
при формировании сложных карбидов, в состав которых могут входить рений и вольфрам. В результате интенсивность образования ТПУ-фаз, в состав которых также в основном входят рений
и вольфрам снижается,
а ширина ВРЗ уменьшается. Пример осуществления. На образцы из никелевого сплава ЖС47 для испытаний на жаростойкость диаметром 10 и длиной 25 мм, а
также для испытаний на
длительную прочность с диаметром рабочей части 5 мм, на промышленной вакуумно-дуговой установке МАП-2 по серийной технологии ФГУП ВИАМ были нанесены четыре вида
ионно-плазменных покрытий с
использованием никелевого сплава ВСДП-8ВР (системы NiAlCrTaWReY) и алюминиевого сплава ВСДП-18 (системы AlNiCrY). Подготовка поверхности образцов под
нанесение покрытий включала
обезжиривание в бензине и ацетоне. Перед нанесением покрытия при электрическом потенциале подложки (350-500) В в течение (3-5) минут проводилась очистка поверхности
образцов ионным травлением в плазме
материала покрытия. Конденсированные слои из сплавов ВСДП-8ВР и ВСДП-18 наносились при токах вакуумной дуги (500-700) А в вакууме (10-3-10-2)
Па. При нанесении
покрытия по предлагаемому способу, по завершении очистки ионным травлением, в камеру подавался углеродсодержащий газ - ацетилен, метан, пропан и др. или смесь
углеводорода с аргоном в количестве
(20-50)%. Система автоматического регулирования установки обеспечивала постоянное давление углеродсодержащего газа в рабочей камере установки в пределах (0,
1-5)×10-1 Па. При снижении
отрицательного электрического потенциала подложки до (100-150) В на поверхности образцов формировался керметный слой из никелевого сплава ВСДП-8ВР,
содержащего алюминий и карбидообразующие элементы,
представляющий собой металлическую матрицу с включениями мелкодисперсных карбидов тугоплавких металлов. Затем подача в рабочую камеру установки
углеродсодержащего газа прекращалась, отрицательный
электрический потенциал подложки уменьшался, и начиналось осаждение первого слоя конденсированного покрытия из сплава ВСДП-8ВР без изменения других
технологических параметров процесса. Во всех
процессах напыления суммарная толщина керметного и металлического слоев из никелевого сплава ВСДП-8ВР составила 80 мкм. Нанесение второго слоя из
алюминиевого сплава ВСДП-18 проводилось в одном садке
на установке МАП-2 после замены катода из сплава ВСДП-8ВР на катод из сплава ВСДП-18 для получения одинакового на всех образцах удельного привеса
сплава на единицу поверхности 45 г/м2
образца. После нанесения керметного, первого и второго слоев конденсированного покрытия образцы были отожжены в вакууме (0,1×10-1
)=10-2 Па при температуре 1050°С в
течение 3 ч. Были проведены лабораторные испытания на жаростойкость в спокойной атмосфере печи на воздухе при температуре
1100°С. Образцы с покрытиями размещали в алундовых
тиглях с крышками. Через 300 часов экспозиции проводили визуальный осмотр состояния поверхности и взвешивание образцов вместе с осыпавшейся
окалиной для сравнительной оценки жаростойкости композиций
по удельному привесу массы на единицу поверхности образцов. После испытаний из образцов были изготовлены микрошлифы для исследования
микроструктуры покрытий и определения ширины ВРЗ. Долговечность
образцов для испытаний на длительную прочность определялась при температуре 1000°С и нагрузке 270 МПа на базе испытаний 100 ч в
процентах по сравнению с долговечностью образцов без покрытия.
Для каждого вида испытаний определялось среднее арифметическое значение по результатам испытаний трех образцов с покрытием одного типа.
Полученные результаты приведены в таблице. Как видно из
представленных примеров при нанесении покрытия на поверхность образцов в соответствии с предлагаемым способом ширина ВРЗ уменьшается по сравнению с
прототипом в (1,2-3) раза, жаростойкость по
удельному привесу возрастает в (1,3-2,3) раза, долговечность образцов до разрушения на (20-70)%. Матрица слоя на основе твердого раствора никеля не может
препятствовать диффузионному взаимодействия
жаростойкого покрытия и жаропрочного сплава, что приводит к постепенному образования ВРЗ. В то же время жаростойкость образцов и долговечность сплава
возрастают по сравнению с покрытием без керметного
слоя, т.к. процесс деградации керметного слоя контролируется диффузией и занимает при температуре испытаний несколько десятков часов. Наилучший
технический результат достигается при толщине керметного
слоя (10-50) мкм. При снижении давления углеродсодержащего газа до 10-2 и менее содержание карбидов в металлической матрице
керметного слоя значительно уменьшается, и свойства покрытия
становятся близки к свойствам обычного двухслойного покрытия ВСДП-8ВР + ВСДП-18. При увеличении давления более 5×10-1 Па
свойства покрытия также ухудшаются. Из-за избытка
углеродсодержащего газа керметный слой приобретает рыхлую структуру, в которой могут присутствовать включения графита, что в совокупности может
приводить к отслоению покрытия от основы в процессе
проведения испытаний. Аналогичные результаты были получены на образцах из сплавов ЖС36, ЖС55, ЖС32, ЖС6У, ЖС40, ЖС26.
Применение изобретения в производстве рабочих
лопаток турбин позволит увеличить ресурс работы турбин высокого давления ГТД различного назначения в (1,5-2) раза, снизит потребность в дорогостоящих
сложнолегированных сплавах.Таблица №1
Параметр
Ширина ВРЗ, мкм Жаростойкость по удельному привесу,
г/м2 Долговечность, % Давление углеродсодержащего газа, Па 10-2 10-1 5×10-1 10-2 10-1 5×10-1 10-2
10-1 5×10-1 1. ВСДП-8ВР (80 мкм) + ВСДП-18 (45 г/м2) Толщина
керметного слоя 10 мкм 120 103 116 27 25 26 112
136 115 2. ВСДП-8ВР (80 мкм) +
ВСДП-18 (45 г/м2) Толщина керметного слоя 20 мкм 125 49
61 28 15 21 110 159
143 3. ВСДП-8ВР (80 мкм) + ВСДП-18 (45 г/м2) Толщина
керметного слоя 50 мкм 116 65 72
29 22 28 103 149 135 В вакууме без подачи углеродсодержащего газа 4. ВСДП-8ВР (80 мкм) + ВСДП-18 (45 г/м2)
прототип 154 35 94 5. Без покрытия - 148 100