патент
№ RU 2628026
МПК B63C9/00

Устройство автоматической активации оповещения о ситуации "человек за бортом"

Авторы:
Максимов Андрей Анатольевич
Номер заявки
2016108131
Дата подачи заявки
09.03.2016
Опубликовано
14.08.2017
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

Изобретение относится к спасательным средствам и может быть использовано для обнаружения человека, терпящего бедствие на воде. Устройство автоматической активации оповещения о ситуации «человек за бортом» содержит спасательный жилет и устройство оповещения о ситуации «человек за бортом». В устройство автоматической активации дополнительно введены приемопередатчик, который выполнен по технологии ZigBee и находится в постоянном взаимодействии с датчиком ZigBee, расположенным на поясе спасательного жилета, и встроенный в него считыватель RFID с автономным источником питания. Считыватель RFID и автономный источник питания размещены в верхней части спасательного жилета в непосредственной близости от устройства оповещения о ситуации «человек за бортом» с встроенной пассивной меткой RFID, которая взаимодействует со считывателем RFID при отсутствии постоянного радиоконтакта с датчиком ZigBee. Достигается повышение автономности и надежности работы. 1 ил.

Формула изобретения

Устройство автоматической активации оповещения о ситуации «человек за бортом», содержащее спасательный жилет и устройство оповещения о ситуации «человек за бортом», отличающееся тем, что в устройство автоматической активации дополнительно введены приемопередатчик, выполненный по технологии ZigBee, находящийся в постоянном взаимодействии с датчиком ZigBee, расположенным на поясе спасательного жилета, и встроенный в него считыватель RFID с автономным источником питания, размещенные в верхней части спасательного жилета в непосредственной близости от устройства оповещения о ситуации «человек за бортом» с встроенной пассивной меткой RFID, взаимодействующей со считывателем RFID при отсутствии постоянного радиоконтакта с датчиком ZigBee.

Описание

[1]

Изобретение относится к спасательным средствам и может быть использовано для обнаружения человека, терпящего бедствие на воде.

[2]

Известна система для обнаружения человека, терпящего бедствие на воде (RU 2299832, 27.05.2007). Данная система обеспечивает повышение помехоустойчивости приемника, устранение неоднозначности измерения несущей частоты и повышение надежности обнаружения человека, терпящего бедствие на воде. Это достигается подавлением ложных сигналов (помех), принимаемых по дополнительным каналам. Причем для подавления указанных сигналов используется корреляционная обработка принимаемых сигналов бедствия. За счет корреляционной обработки принимаемых сигналов бедствия устраняется и неоднозначность фазовых измерений. При этом сигнал бедствия (SOS) излучается периодически с определенным периодом Тп и длительностью Тс на определенной частоте ωс, которая отводится именно для передачи сигнала бедствия и не занимается для передачи другой информации. Данный сигнал за счет фазовой манипуляции обеспечивает возможность для передачи основных сведений о человеке, терпящем бедствие на воде.

[3]

Пеленгация человека, терпящего бедствие на воде, осуществляется фазовым методом с помощью приемных антенн, размещенных на летательном аппарате (вертолете, самолете, космическом аппарате) в виде геометрического прямого угла. При этом в каждой плоскости имеется только одна измерительная база d1 (d2), что ограничивает потенциальные возможности фазового метода пеленгации.

[4]

Также из уровня техники известна система пассивной безопасности на судах для ситуации «человек за бортом» (RU №2566830, 27.10.2015), которая является наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению, содержащая по меньшей мере один предмет индивидуального снаряжения, причем каждый предмет индивидуального снаряжения подготовлен для ношения членом экипажа судна и содержит первый модуль, встроенный в пояс; расположенный на борту предмет снаряжения, установленный на судне, отличающаяся тем, что как первый модуль каждого предмета индивидуального снаряжения, так и расположенный на борту предмет снаряжения содержит модуль беспроводной связи, посредством которого устанавливают радиочастотную связь, причем расположенный на борту предмет снаряжения сконфигурирован для отслеживания посредством указанной связи наличия каждого предмета индивидуального снаряжения на судне и в случае обнаружения отсутствия предмета индивидуального снаряжения в результате ситуации «человек за бортом» для отправки сигнала тревоги, адресованного по меньшей мере одному члену экипажа судна; спасательный жилет, сложенный внутри первого модуля и прикрепленный к нему по меньшей мере одним ремнем; второй модуль, помещенный во внутреннем пространстве первого модуля, соединенный со спасательным жилетом и сконфигурированный для надувания спасательного жилета при обнаружении ситуации «человек за бортом», причем первый модуль содержит на своей задней части один откидной клапан, сконфигурированный для открытия при надувании спасательного жилета, обеспечивая его прохождение во внешнее пространство первого модуля.

[5]

Недостатком предлагаемой системы является возможность пропадания устойчивого радиоконтакта внутри зоны радиовидимости, в частности, из-за наличия локальных зон тени на верхней палубе и в особенности внутри судна, в связи с тем, что повсеместное обеспечение радиовидимости в пределах судна трудновыполнимо или экономически нецелесообразно.

[6]

Устройство автоматической активации оповещения о ситуации «человек за бортом» направлено на устранение недостатков, характерных для предшествующего уровня техники. Техническим результатом изобретения является повышение автономности и повышение надежности работы. Также техническим результатом является снижение энергопотребления и стоимости устройства.

[7]

Технический результат достигается решением задачи автоматической активации устройства оповещения о ситуации «человек за бортом», находящегося в обесточенном состоянии за счет взаимодействия между собой элементов устройства активации при погружении датчика в воду и прекращения устойчивого радиоконтакта с ним.

[8]

Задача решается следующим образом: в устройство автоматической активации оповещения о ситуации «человек за бортом», содержащее спасательный жилет и устройство оповещения о ситуации «человек за бортом», согласно изобретению дополнительно введены приемопередатчик, выполненный по технологии ZigBee, находящийся в постоянном взаимодействии с датчиком ZigBee, расположенным на поясе спасательного жилета, и встроенный в него считыватель RFID с автономным источником питания, размещенные в верхней части спасательного жилета в непосредственной близости от устройства оповещения о ситуации «человек за бортом» с встроенной пассивной меткой RFID, взаимодействующей со считывателем RFID при отсутствии постоянного радиоконтакта с датчиком ZigBee.

[9]

На чертеже представлено предлагаемое устройство, содержащее спасательный жилет 1, на котором закреплено устройство оповещения о ситуации «человек за бортом» 2 с пассивной меткой 3, а также приемопередатчик 4 со встроенным считывателем 5, а также датчик 6.

[10]

Предлагаемое устройство работает следующим образом. Приемопередатчик 4, выполненный по технологии ZigBee, и считыватель 5 RFID с автономным источником питания размещены в одном корпусе в верхней части спасательного жилета 1 в непосредственной близости от устройства оповещения о ситуации «человек за бортом» 2. Приемопередатчик 4 с определенной периодичностью производит опрос датчика 6, расположенного на поясе человека, работающего в условиях потенциальной возможности падения за борт. При падении человека в воду, в том числе в бессознательном состоянии, датчик оказывается под водой в течение определенного времени, достаточного для проведения нескольких циклов опроса, с целью исключения случаев временного заливания человека водой (например, волной). В результате продолжительного прекращения контакта приемопередатчика ZigBee 4 с датчиком 6 на поясе формируется сигнал на включение считывателя RFID, который взаимодействует с пассивной меткой 3, находящейся внутри устройства оповещения 2 о ситуации «человек за бортом», которая после взаимодействия со считывателем 5 активирует устройство оповещения 2.

[11]

Применение предлагаемого устройства автоматической активации оповещения о ситуации «человек за бортом» обеспечивает отсутствие энергопотребления устройства оповещения о ситуации «человек за бортом», находящегося в обесточенном состоянии до момента активации, осуществляемой за счет встроенной в устройство оповещения пассивной метки RFID; реализацию устойчивого радиоконтакта между элементами устройства активации, находящимися в пределах одного комплекта индивидуально-спасательного средства, позволяет повысить надежность срабатывания устройства активации; обеспечение автономной активации устройства оповещения о ситуации «человек за бортом» без необходимости использования судовых систем и устройств; наличие уникальной идентификации каждого устройства активации оповещения о ситуации «человек за бортом» за счет использования технологий RFID и ZigBee исключает взаимное влияние устройств при их нахождении в непосредственной близости друг от друга; низкое энергопотребление устройства активации оповещения о ситуации «человек за бортом» за счет использования технологии ZigBee.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты