патент
№ RU 2558527
МПК B64C35/00

ЛЕГКИЙ ГИДРОСАМОЛЕТ (САМОЛЕТ-АМФИБИЯ)

Авторы:
Скиргелло Владимир Вячеславович
Номер заявки
2014114565/11
Дата подачи заявки
11.04.2014
Опубликовано
10.08.2015
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
2
Реферат

Изобретение относится к легким гидросамолетам (самолетам-амфибиям) для базирования на кораблях легкого класса или в прибрежной зоне. Легкий гидросамолет содержит фюзеляж-лодку, крыло, консоли которого выполнены складывающимися и разделенными на две части по размаху - внутренняя складывается вверх, а внешняя складывается вниз вдоль внутренней части консоли крыла, оперение, силовую установку. При этом центральная неотъемная от лодки водоизмещающая часть крыла увеличена по размаху. В плоскости симметрии над центром тяжести установлен крюк с направляющей и защелкой для подъема самолета на корабль или берег и спуска на воду. Достигается упрощение эксплуатации самолета на кораблях легкого класса, отпадает необходимость остановки судна при его подъеме на палубу и спуске на воду, возможность базирования на сухопутных стоянках для катеров и лодок, оборудованных слипами или подъемными кранами. 3 ил.

Формула изобретения

Легкий гидросамолет (самолет-амфибия), содержащий фюзеляж-лодку, крыло, консоли которого выполнены складывающимися и разделены на две части по размаху - внутренняя складывается вверх, а внешняя складывается вниз вдоль внутренней части консоли крыла, оперение, силовую установку, отличающийся тем, что центральная неотъемная от лодки водоизмещающая часть крыла увеличена по размаху, а в плоскости симметрии самолета над центром тяжести установлен крюк с направляющей и защелкой для подъема самолета на корабль или берег и спуска на воду.

Описание

[1]

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике и касается создания легких гидросамолетов (самолетов-амфибий) для базирования на кораблях легкого класса (фрегатах, корветах) или в прибрежной зоне. Самолет может быть как беспилотным, так и пилотируемым.

[2]

Известен «Самолет со складным крылом» [1] патент США US 2.343.645, выполненный по схеме «высокоплан» и содержащий складное крыло, каждая консоль которого разделена на две части по размаху - внутренняя складывается вверх, а внешняя складывается вниз вдоль внутренней части консоли крыла. В патенте приведен вариант, адаптированный для однопоплавкового гидросамолета. Однако этот гидросамолет не обладает водоизмещающим крылом и, как следствие, поперечной остойчивостью и способностью передвигаться по воде при сложенных консолях. Складывание крыльев возможно только вручную и только на суше.

[3]

Также известен легкий самолет-амфибия Super-Coot Model А с водоизмещающим крылом [2], содержащий фюзеляж-лодку, водоизмещающее, обеспечивающее поперечную остойчивость крыло с отъемными, но не складывающимися консолями без сужения и небольшой центральной неотъемной от фюзеляжа частью с сужением, оперение, силовую установку с двигателем, установленным на пилоне над лодкой, и шасси, основные опоры которого установлены на центральную часть крыла.

[4]

В последнее время для расширения зоны освещения надводной и наземной обстановки, обнаружения радиоэлектронных излучающих средств и их анализа стали широко применять на военных кораблях беспилотные самолеты. Для кораблей легкого класса наиболее подходящим вариантом является использование беспилотных гидросамолетов.

[5]

Применение на кораблях самолета подобного Super-Coot затруднительно. Самолет должен храниться в ангаре ограниченного размера, поэтому перед полетом на палубе необходимо состыковывать и после него расстыковывать крыло. Для подъема самолета на борт и спуска на воду потребуется остановка корабля, а также применение подъемного крана с большим вылетом стрелы.

[6]

При использовании самолета в варианте амфибии в авиации общего назначения, из-за своего размаха крыла базирование на существующих сухопутных стоянках для катеров и лодок, оборудованных слипами или подъемными кранами, невозможно.

[7]

Технический результат заявляемого решения заключается в упрощении эксплуатации самолета на кораблях легкого класса, при котором отпадает необходимость остановки судна при его подъеме на палубу и спуске на воду, а при использовании в авиации общего назначения в возможности базирования на существующих сухопутных стоянках для катеров и лодок, оборудованных слипами или подъемными кранами.

[8]

Технический результат достигается тем, что на гидросамолете (самолете-амфибии), выполненном по схеме «низкоплан», содержащем фюзеляж-лодку, оперение, силовую установку, центральная, водоизмещающая, неотъемная от лодки часть крыла увеличена по размаху для полного обеспечения поперечной остойчивости самолета на плаву, при этом каждая консоль крыла разделена на две части по размаху и выполнена складывающейся - внутренняя складывается вверх, а внешняя складывается вниз вдоль внутренней части консоли крыла. Для подъема самолета на корабль или берег и спуска на воду в плоскости симметрии над центром тяжести установлен крюк с направляющей и защелкой.

[9]

Таким образом, заявляемый легкий гидросамолет (самолет-амфибия), соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения с другими защищенными патентами техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень». Заявляемое решение пригодно к осуществлению промышленным путем.

[10]

Сущность изобретения поясняется нижеследующим описанием и чертежами, где

[11]

на фиг.1 изображен вид сбоку легкого гидросамолета (самолета-амфибии), правая консоль крыла в сложенном положении;

[12]

на фиг.2 изображен вид сверху легкого гидросамолета (самолета-амфибии), правая консоль крыла в сложенном положении;

[13]

на фиг.3 изображен вид спереди легкого гидросамолета (самолета-амфибии), правая консоль крыла в сложенном положении.

[14]

Легкий гидросамолет (самолет-амфибия) (фиг.1, 2, 3) выполнен по схеме «низкоплан» с фюзеляжем типа лодка 1 и с крылом 2, центральная, водоизмещающая, неотъемная от лодки часть которого 3 увеличена по размаху и полностью обеспечивает поперечную остойчивость самолета на воде. Каждая консоль крыла разделена на две части по размаху и выполнена складывающейся - внутренняя 4 складывается вверх, а внешняя 5 складывается вниз, вдоль внутренней части консоли крыла. Двигатель 6 установлен на пилоне 7 над лодкой 1. В плоскости симметрии над центром тяжести установлен крюк 8 с направляющей 9 и защелкой 10 для подъема самолета на корабль или на берег и спуска на воду. Самолет снабжен V-образным хвостовым оперением 11. Максимальный размах центральной части крыла 3 выбирается из возможности перевозки самолета в специальном контейнере по железной дороге. Максимальная ширина самолета со сложенными консолями позволяет помещать его в ангар на корабле, а в варианте для авиации общего назначения проходить по имеющимся слипам и проходам на стоянках для катеров и лодок.

[15]

Применение центральной водоизмещающей части крыла 3, полностью обеспечивающей поперечную остойчивость самолета на плаву, и самостоятельного складывания и раскладывания консолей крыла 2 позволяет самолет со сложенными консолями спускать с корабля на воду и поднимать обратно краном с небольшим вылетом стрелы. Также самостоятельно отходить от корабля, раскладывать консоли и производить взлет, а после посадки складывать консоли и подходить достаточно близко к кораблю, чтобы накинуть петлю крана на крюк 8 и поднять самолет на палубу. Самолет может стартовать с катапульты корабля и приводняться на параплане. При использовании в авиации общего назначения позволяет базироваться на существующих сухопутных стоянках для катеров и лодок, оборудованных слипами или подъемными кранами.

[16]

Технико-экономическая эффективность при применении самолета на кораблях легкого класса выражается в упрощении эксплуатации и расширении зоны освещения надводной и наземной обстановки, обнаружения радиоэлектронных излучающих средств и их анализа, а при использовании в авиации общего назначения - в возможности базирования на существующих сухопутных стоянках для катеров и лодок, оборудованных слипами или подъемными кранами.

[17]

Предлагаемое изобретение можно реализовать по существующим технологиям из применяемых в самолетостроении материалов.

[18]

Источники информации

[19]

1. Патент США US 2.343.645 от 7 марта 1944 г.

[20]

2. Jane′s all the world′s aircraft 1988-1989 стр.552.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты