Изобретение относится к средствам безлюфтового перемещения каретки измерительного устройства и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства: машиностроении, приборостроении,
авиастроении и т.п., в частности в устройстве для перемещения контролирующих измерителей лопаток ГТД. В устройстве для прямолинейного перемещения, содержащем корпус с направляющими и каретку,
направляющие выполнены с шаровыми опорами. В гнездах шаровых опор расположены шарики, а по их центру - шары, опирающиеся на эти шарики. Все оси шаровых опор направляющих размещены в одной секущей
плоскости, а каретка выполнена с торцевыми скосами и установлена ими в шаровых опорах. Торцевые скосы каретки образуют между собой угол, вершина которого смещена в сторону от вышеупомянутой секущей
плоскости. Смещение вершины этого угла установлено в 5° и более. Направляющие устройства оснащены эксцентриковыми втулками, а шаровые опоры установлены в этих втулках. В результате такого
выполнения устройства повышается надежность и точность его работы, упрощается его конструкция. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Устройство для прямолинейного перемещения, содержащее
корпус и каретку, выполненную с торцевыми скосами и установленную ими в шаровых опорах направляющих, в гнездах которых по кругу расположены шарики, а по их центру - шары, опирающиеся на эти шарики с
одной стороны, а с другой - на торцевые скосы направляющих, отличающееся тем, что оси шаровых опор направляющих размещены в одной секущей плоскости, а торцевые скосы каретки образуют между собой угол
с возможностью охвата шаров шаровых опор, причем вершина этого угла отклонена в сторону от секущей плоскости. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что
отклонение в сторону от вышеупомянутой секущей плоскости биссектрисы вышеупомянутого угла может составлять от 5° и более. 3. Устройство по п.1,
отличающееся тем, что его направляющие оснащены эксцентриковыми втулками, а шаровые опоры установлены в этих втулках.
Изобретение относится к средствам безлюфтового перемещения каретки и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства:
машиностроении, приборостроении, авиастроении и т.п., в частности в устройстве для перемещения контролирующих измерителей лопаток ГТД. Известно устройство для перемещения листового
проката, содержащее корпус с полостями, в которых установлены гнезда с расположенными по кругу шариками, а по их центру - шарами, оприрающимися на эти шарики (см. SU a.c. №1463510 за 1989 г., кл. В60В
33/08). Недостатком известного устройства является то, что перемещаемое на шарах средство не содержит направляющих, взаимодействующих с шарами. Поэтому осуществить прямолинейное перемещение каретки с
помощью этого устройства возможно лишь при оснащении его какими-либо боковыми ограничителями. Известно устройство для прямолинейного перемещения, содержащее корпус с направляющими и
каретку, причем направляющие выполнены с шаровыми опорами, в гнездах которых по кругу расположены шарики, а по их центру - шары, опирающиеся на эти шарики. Каретка выполнена с торцевыми скосами и
установлена ими в шарах (см. И.Я.Левин "Справочник конструктора точных приборов" М.: Машиностроение, 1967, стр.646-649). Недостатком известного устройства является то, что для
безлюфтового перемещения каретки использовано значительное количество шаровых опор, взаимодействующих с торцевыми ее скосами как со стороны нижней ее поверхности, так и верхней. Такое выполнение
устройства ухудшает надежность его работы, усложняет его конструкцию, увеличивает массу и, следовательно, повышает себестоимость его изготовления. Задача изобретения заключается в
достижении технического результата: повышение надежности и точности работы устройства, упрощение его основных узлов. Технический результат осуществляется тем, что в устройстве для
прямолинейного перемещения, содержащем корпус и каретку, выполненную с торцевыми скосами и установленную ими в шаровых опорах направляющих, в гнездах которых по кругу расположены шарики, а по их
центру - шары, опирающиеся с одной стороны на эти шарики, а с другой - на торцевые скосы направляющих, оси шаровых опор направляющих размещены в одной секущей плоскости, параллельной рабочей плоскости
каретки, а торцевые скосы последней образуют между собой угол, причем вершина этого угла отклонена в сторону от секущей плоскости. При этом отклонение в сторону от вышеупомянутой секущей плоскости
биссектрисы вышеупомянутого угла может составлять от 5° и более. Смещением угла, образованного торцевыми скосами каретки, в сторону от секущей плоскости обеспечивают перекатывание шариков 6 в
гнездах 5 шаровых опор 4. Устранением проскальзывания шариков в шаровой опоре при перемещении в них каретки трение скольжения в узле сводят к минимуму. Этому способствует оснащение направляющих
устройства эксцентриковыми втулками, размещенными соответственно шаровым опорам, при этом последние установлены в этих втулках. Изобретение поясняется фигурами, где фиг.1
- устройство в сборе; фиг.2 - устройство (вид сбоку); фиг.3 - шаровая опора в контакте с кареткой; фиг.4 - шаровая опора с эксцентриковой втулкой. Устройство для прямолинейного перемещения содержит корпус 1 с направляющими 2 и каретку 3. Направляющие 2 выполнены с шаровыми опорами 4, в гнездах 5 которых по кругу расположены шарики 6, а
по их центру - шары 7, опирающиеся на шарики 6. Все оси 8 шаровых опор 4 размещены в одной секущей плоскости 9, параллельной рабочей плоскости 10 каретки 3, а последняя выполнена с торцевыми скосами
11, взаимодействующими с шарами 7 шаровых опор 4. Торцевые скосы 11 каретки образуют между собой угол α, вершина которого смещена в сторону от вышеупомянутой секущей плоскости. Биссектриса 12
угла α отклонена от вышеупомянутой секущей плоскости на величину β≥5°. Направляющие 2 оснащены эксцентриковыми втулками 13, а шаровые опоры 4 установлены в этих втулках
13. К работе устройство готовят следующим образом. Осуществляют безлюфтовое перемещение каретки 3. В гнездах 5 шаровых опор 4 направляющих 2 приводят в контакт шары 7 с шариками 6 и
торцевыми скосами 11 каретки. Для этого каждую шаровую опору 4 смещают в резьбовом отверстии эксцентриковой втулки 13 пока люфт между шариками 6, шаром 7 в гнезде 5 не устранится. Затем поворотом
эксцентриковых втулок 13 в направляющих 2 рабочую плоскость 10 каретки 3 устанавливают параллельно секущей плоскости 9. После этого устройство размещают на рабочем столе и на его каретке 3 закрепляют
контролирующий измеритель лопатки (не показан). Затем на рабочем столе устанавливают измеряемую лопатку и безлюфтовым перемещением каретки с контролирующим измерителем, которым осуществляют требуемые
замеры. В результате такого выполнения устройства осуществлена поставленная задача. Получен следующий технический результат: сокращено вдвое количество шаровых опор, используемых в
устройстве для перемещения каретки. При этом упростилась конструкция устройства, что снизило себестоимость его изготовления. Смещением угла, образованного торцевыми скосами каретки, в сторону от
секущей плоскости, обеспечили перекатывание шариков 6 в гнездах 5 шаровых опор 4, устранив их проскальзывание. В то же время оснащением направляющих эксцентриковыми втулками создали возможность
настраивать рабочую плоскость каретки относительно основания корпуса.