патент
№ RU 2177055
МПК C25D3/60

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОКРЫТИЯ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ СТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ

Авторы:
Пласкеев Е.В. Мамонтова Н.Н. Прибылова Л.И.
Все (7)
Номер заявки
2000107617/02
Дата подачи заявки
30.03.2000
Опубликовано
20.12.2001
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
2
Реферат

[37]

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам получения покрытий для защиты от коррозии стальных деталей. Предлагаемый способ включает следующие операции: обезжиривание детали, активирование в растворах кислот, нанесение на нее цинкового покрытия в щелочном цинкатном электролите, содержащем комплексное соединение олова с многоосновными органическими кислотами, фосфатирование в растворе, содержащем нитраты цинка, бария, монофосфат цинка и поверхностно-активное вещество - смесь натриевых солей сернокислых эфиров вторичных спиртов, содержащих 6-16 атомов углерода, обработку в растворе хроматов. Технический результат: разработка способа получения покрытия, обладающего повышенными защитными свойствами и более высокой коррозионной стойкостью по сравнению с цинковым покрытием, из нетоксичных электролитов. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Способ получения комбинированного покрытия для защиты от коррозии стальных деталей, включающий обезжиривание в фосфатно-щелочном растворе, активирование в растворах кислот, нанесение цинкового покрытия из электролита, содержащего, г/л: оксид цинка 10-15, едкий натр 80-150, поверхностно-активное вещество из класса полимерных тетраалкиламмониевых солей 3-4 мл/л, фосфатирование в растворе, содержащем нитраты бария, цинка, монофосфат цинка, и обработку в растворе хроматов, отличающийся тем, что в электролит цинкования дополнительно вводят комплексное соединение олова с многоосновной органической кислотой, выбранной из группы - щавелевая, лимонная, винная, в количестве 5-50 г/л, а в раствор фосфатирования дополнительно вводят поверхностно-активное вещество - смесь натриевых солей сернокислых эфиров вторичных спиртов, содержащих 6-16 атомов углерода.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что нанесение цинкового покрытия из электролита осуществляют при катодной плотности тока 1-3 А/дм2 и температуре электролита 18-25oС.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что фосфатирование осуществляют в растворе состава г/л:
Барий азотнокислый - 45 - 60
Цинк азотнокислый - 15 - 30
Монофосфат цинка - 12 - 18
Поверхностно-активное вещество - смесь натриевых солей сернокислых эфиров вторичных спиртов, содержащих 6-16 атомов углерода - 1-2 мл/лл

Описание

[1]

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам получения комбинированных покрытий, обеспечивающих защиту от атмосферной, в том числе и морской коррозии стальных деталей.

[2]

Основными способами получения защитных покрытий для стальных деталей являются цинкование и кадмирование, которые используются в сочетании с хроматированием, фосфатированием и нанесением лакокрасочных покрытий (ЛКП) [1].

[3]

С точки зрения защитных свойств в морской атмосфере кадмиевое покрытие имеет преимущество перед цинковым. Однако соединения кадмия обладают высокой токсичностью, канцерогенным и мутагенным действием, чрезвычайно опасны для биосферы. Поэтому возникает необходимость замены кадмиевого покрытия. В мировой практике для замены кадмиевого покрытия рекомендуются цинковые покрытия и сплавы на основе цинка (цинк-никель, цинк-кобальт, цинк-железо, цинк-олово) в сочетании с дополнительной обработкой [2-6].

[4]

По защитным свойствам такие покрытия приближаются к кадмиевым. Однако технологически нанесение таких покрытий сложно, так как требует поддержания определенной концентрации легирующего компонента в покрытии. При увеличении содержания легирующего компонента покрытие может стать катодным по отношению к стали и провоцировать коррозию стали в порах покрытия. Сохранение анодного характера защиты стальных деталей возможно при определенном содержании легирующего компонента в покрытии.

[5]

Следует отметить еще одну технологическую трудность при нанесении покрытий сплавами цинка. Это - возможность контактного вытеснения легирующих компонентов на цинковых анодах, что приводит к необходимости частых корректировок электролитов.

[6]

Таким образом, известные способы получения защитных покрытий сложны и не дают устойчивых положительных результатов.

[7]

В качестве прототипа выбран наиболее близкий по технической сущности и достигаемому результату способ защиты стальных деталей. При использовании этого способа детали обезжиривают химическим или электрохимическим методом в фосфатно-щелочном растворе следующего состава, г/л:
Тринатрийфосфат - 30 - 70
Углекислый натрий - 20-25
Едкий натр - 5-15
Жидкое стекло - 10 - 20
Режим электрохимического обезжиривания: температура раствора 50-70oC, плотность тока 3-10 А/дм2, время обезжиривания до 10 мин. Детали завешивают в ванну в качестве катода, а в конце процесса на 30 с переключают на анод.

[8]

Режим химического обезжиривания: температура раствора 60-90oC, время - до полного обезжиривания.

[9]

После обезжиривания детали активируют в растворе серной или соляной кислоты (50-100 г/л) в течение 1-2 мин. Далее детали подвергают электролитическому цинкованию в щелочном цинкатном растворе состава г/л:
Оксид цинка - 10 - 15
Едкий натр - 80 - 150
ПАВ из класса полимерных тетраалкиламмониевых солей - 3- 4 мл/л
Режим цинкования: температура 18-25oC, катодная плотность тока 1-3 А/дм2.

[10]

Оцинкованные детали фосфатируют в растворе состава, г/л:
Барий азотнокислый - 30-40
Цинк азотнокислый - 20 - 10
Монофосфат цинка - 8-12
Фосфатирование осуществляют по режиму: температура 80-85oC, время 5-10 мин. После фосфатирования детали обрабатывают в растворе хроматов состава, г/л:
Бихромат натрия - 80 - 100
Режим: температура 50-80oC, время обработки 5-10 мин [7].

[11]

Описанный способ технически прост, исключает применение токсичных кадмиевых соединений, однако защитные свойства полученного покрытия существенно ниже защитных свойств кадмиевого покрытия. В связи с недостаточными защитными свойствами цинкового покрытия его нельзя использовать для замены кадмиевого покрытия.

[12]

Технической задачей предлагаемого изобретения является разработка способа получения на стальных деталях покрытия, обладающего повышенными защитными свойствами и более высокой коррозионной стойкостью по сравнению с цинковым покрытием из нетоксичных электролитов.

[13]

Для решения поставленной задачи разработан способ получения комбинированного покрытия для защиты от коррозии стальных деталей, включающий обезжиривание в фосфатно-щелочном растворе, активирование в растворах кислот, нанесение цинкового покрытия из электролита, содержащего (г/л): оксид цинка 10-15, едкий натр 80-150, поверхностно-активное вещество из класса полимерных тетраалкиламмониевых солей 3-4 мл/л, фосфатирование в растворе, содержащем нитраты бария и цинка, монофосфат цинка, и обработку в растворе хроматов, отличающийся тем, что в электролит цинкования дополнительно вводят комплексное соединение олова с многоосновной органической кислотой: выбранной из группы - щавелевая, лимонная, винная в количестве 5-50 г/л, а в раствор фосфатирования дополнительно вводят поверхностно-активное вещество - смесь натриевых солей сернокислых эфиров вторичных спиртов, содержащих 6-16 атомов углерода.

[14]

Предлагаемый способ отличается тем, что нанесение цинкового покрытия из электролита осуществляют при катодной плотности тока 1-3 А/дм2 и температуре электролита 18 - 25oC.

[15]

В предлагаемом способе фосфатирование проводится в растворе состава, г/л:
Барий азотнокислый - 45-60
Цинк азотнокислый - 30-15
Монофосфат цинка - 12-18
ПАВ - смесь натриевых солей сернокислых эфиров вторичных спиртов, содержащих 6-16 атомов углерода
1-2 мл/л при следующем режиме: температура раствора 75-85oC; время 5-10 мин.

[16]

В предлагаемом изобретении используется комбинированное покрытие, включающее цинковое покрытие, модифицированное незначительным количеством олова (по данным химического анализа, содержание олова в покрытии колеблется в пределах 0,01-1%), в сочетании с дополнительным фосфатным покрытием. Только применение сочетания обоих видов покрытий обеспечивает необходимые защитные свойства комбинированного покрытия.

[17]

Предлагаемое электролитическое покрытие обеспечивает анодный характер защиты стальных деталей в течение длительного времени и поэтому обладает высокими защитными свойствами.

[18]

Кроме того, состав цинковых покрытий, модифицированных оловом, практически не зависит от режима осаждения.

[19]

Разработанный способ получения комбинированного покрытия обеспечивает существенное повышение его защитных свойств по сравнению с фосфатированным цинковым покрытием при исключении токсичных соединений кадмия.

[20]

Улучшение защитных свойств покрытия получено за счет введения в щелочной цинкатный электролит комплексного соединения олова с многоосновными органическими кислотами и формирования более совершенных фосфатных пленок на поверхности полученного электролитического покрытия в модифицированном растворе фосфатирования, что достигается за счет увеличения концентрации компонентов раствора и за счет введения ПАВ - смеси натриевых солей сернокислых эфиров вторичных спиртов, содержащих 6-16 атомов углерода.

[21]

Следует также отметить, что введение комплексного соединения олова в электролит позволяет существенно снизить скорость контактного обмена и избежать контактного вытеснения олова на цинковых анодах, что позволяет избежать частых корректировок электролита.

[22]

Последующее фосфатирование способствует улучшению защитных свойств электролитических цинковых покрытий. На цинковом покрытии, модифицированном оловом, получены более совершенные мелкокристаллические равномерные фосфатные покрытия с повышенными защитными свойствами, что подтверждено коррозионными испытаниями. После фосфатирования проводится обработка в растворе хроматов для улучшения защитных свойств покрытия.

[23]

Пример осуществления
Образцы из стали 30ХГСА обезжиривали химическим или электрохимическим методом в фосфатно-щелочном растворе следующего состава г/л:
Тринатрийфосфат - 50
Углекислый натрий - 20
Едкий натр - 10
Жидкое стекло - 15
Режим электрохимического обезжиривания: температура раствора 60oC, плотность тока 5 А/дм2, время обезжиривания 5 мин. Образцы завешивали в ванну в качестве катода, а в конце процесса на 30 с переключали на анод.

[24]

Режим химического обезжиривания: температура раствора 75oC, время 10 мин.

[25]

Обезжиренные образцы активировали в растворах, содержащих соляную или серную кислоту в концентрации 75 г/л, в течение 2 мин, а затем подвергали электролитическому цинкованию и фосфатированию в растворах и по режимам, приведенным в табл. 1.

[26]

Фосфатированные образцы обрабатывали в растворе хроматов. В случае необходимости возможно дополнительно наносить лакокрасочные покрытия. В табл. 2 приведены результаты по защитным свойствам и коррозионной стойкости комбинированного покрытия.

[27]

В электролитах (табл. 1) по прототипу (4) и предлагаемому изобретению (1-3) получены цинковое и модифицированное оловом цинковое покрытия удовлетворительного качества (мелкокристаллические полублестящие). Полученные покрытия могут служить основой для последующего осаждения фосфатного покрытия. Мелкокристаллические равномерные фосфатные покрытия с повышенными защитными свойствами получены на модифицированном оловом цинковом покрытии при использовании предлагаемых растворов фосфатирования 1-3. После фосфатирования образцы обрабатывали в растворе хроматов.

[28]

В табл. 2 приведены сравнительные результаты коррозионных испытаний покрытий, полученных по предлагаемому способу, прототипу и аналогу. Испытания проводили в камере солевого тумана, толщина электролитических покрытий составляла 6 мкм. Как видно из данных табл.2, покрытие на основе цинка, полученное по способу, который выбран в качестве прототипа, обладает более низкой коррозионной стойкостью и защитными свойствами по сравнению с кадмиевым покрытием, нанесенным по способу, выбранному в качестве аналога, и покрытием, полученным по предлагаемому способу. Появление первых продуктов коррозии, которое характеризует коррозионную стойкость покрытия, на комбинированном цинковом покрытии обнаружено через 26 ч, тогда как появление первых продуктов коррозии стали, которое свидетельствует о защитных свойствах покрытия, обнаружено через 138 ч. Для кадмиевого покрытия в сочетании с фосфатным появление первых продуктов коррозии покрытия наблюдалось через 106 ч, а на стали коррозия отсутствует в течение всего времени испытаний (240 ч). Для покрытия, полученного по предлагаемому способу, появление первых продуктов коррозии покрытия обнаружено через 138 часов, а коррозия стали не наблюдалась в течение всего времени испытаний. Полученные данные свидетельствуют о более высоких коррозионной стойкости и защитных свойствах покрытия, полученного по предлагаемому способу.

[29]

Таким образом, применение предлагаемого способа позволяет заменить токсичное кадмиевое покрытие и получить покрытие для защиты стальных деталей от коррозии с повышенными защитными свойствами и коррозионной стойкостью. Предлагаемый способ может найти применение в авиационной и других отраслях промышленности.

[30]

Литература
1. Гальванические покрытия в машиностроении. Справочник, т. 1. - М. - Машиностроение. - 1985. - Стр. 37.

[31]

2. Galvanotechnik 1993. - 84, N 7. - S. 2293.

[32]

3. Galvanotechnik 1994. - 85, N 7. - S. 2195-2209.

[33]

4. Технологическая инструкция. Осаждение покрытия цинк-кобальт из щелочных электролитов Лимеда А 1-К. Вильнюс. - 1990.

[34]

5. А.С. СССР N 1294878, МКИ C 25 D 3/60. БИ N 9. - 1987.

[35]

6. А.С. СССР N 1808883, МКИ C 25 D 3/56. БИ N 14. - 1993.

[36]

7. Гальванические покрытия в машиностроении. Справочник, т. 1, 2. - М. - Машиностроение. - 1985.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты