патент
№ RU 2622040
МПК C10G45/08

Способ гидроочистки дизельного топлива

Авторы:
Будуква Сергей Викторович Казаков Максим Олегович Носков Александр Степанович
Все (7)
Номер заявки
2016134374
Дата подачи заявки
22.08.2016
Опубликовано
09.06.2017
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

Изобретение относится к способам гидроочистки дизельных топлив, основанным на использовании регенерированных катализаторов гидроочистки. Описан способ гидроочистки дизельного топлива при температуре 340-390°C, давлении 3-9 МПа, объемном расходе сырья 1,0-2,5 ч, объемном отношении водород/сырье 300-600 м/мв присутствии регенерированного катализатора, имеющего объем пор 0,3-0,8 мл/г, удельную поверхность 150-280 м/г, средний диаметр пор 6-15 нм, включающего в свой состав молибден, кобальт, серу и носитель, при этом молибден и кобальт содержатся в катализаторе в форме смеси комплексных соединений Co(CHO), H[Mo(CHO)O], H[Co(OH)MoO], сера содержится в форме сульфат-аниона SO, в следующих концентрациях, мас. %: Co(CHO) - 5,1-18,0; H[Mo(CHO)O] - 7,5-15,0; H[Co(OH)MoO] - 4,3-19,0; SO- 0,5-2,30; носитель - остальное, при этом цитраты кобальта могут быть координированы к цитрату молибдена H[Mo(CHO)O] и к 6-молибдокобальтату H[Co(OH)MoO]. Технический результат - изобретение позволяет получать гидроочищенные дизельные топлива, содержащие не более 10 ppm серы в присутствии регенерированных катализаторов. 2 з.п. ф-лы, 2 табл., 6 пр.

Формула изобретения

1. Способ гидроочистки дизельного топлива в присутствии гетерогенного катализатора, включающего в свой состав молибден, кобальт, серу и носитель, отличающийся тем, что гидроочистку проводят в присутствии регенерированного катализатора, имеющего объем пор 0,3-0,8 мл/г, удельную поверхность 150-280 м2/г, средний диаметр пор 6-15 нм, включающего в свой состав молибден, кобальт, серу и носитель, в котором молибден и кобальт содержатся в катализаторе в форме смеси комплексных соединений Со(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], Н3[Со(ОН)6Мо6О18], сера содержится в форме сульфат-аниона SO42-, в следующих концентрациях, мас. %: Со(C6H6O7) - 5,1-18,0; H4[Мо4(C6H5O7)2О11] - 7,5-15,0; Н3[Со(ОН)6Mo6O18] - 4,3-19,0; SO42- - 0,5-2,30; носитель – остальное.

2. Способ гидроочистки по п. 1, отличающийся тем, что цитраты кобальта Со(C6H6O7) могут быть координированы к цитрату молибдена Н4[Мо4(C6H5O7)2О11] и к 6-молибдокобальтату H3[Со(ОН)6Мо6О18].

3. Способ гидроочистки по п. 1, отличающийся тем, что гидроочистку проводят при температуре 340-390°С, давлении 3-9 МПа, объемном расходе сырья 1,0-2,5 ч-1, объемном отношении водород/сырье 300-600 м33.

Описание

[1]

Изобретение относится к способам гидроочистки дизельного топлива, основанным на использовании регенерированных катализаторов.

[2]

В настоящее время российская нефтеперерабатывающая промышленность производит дизельные топлива с содержанием серы не более 10 ppm, соответствующие нормам ЕВРО-5 и аналогичному российскому [ГОСТ Р 52368-2005. (ЕН 590-2004). Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия]. Получение таких малосернистых топлив достигается путем глубокой гидроочистки прямогонных или смесевых дизельных фракций только при использовании высокоактивных катализаторов, обеспечивающих степень гидрообессеривания, не менее 99%. Такая степень обессеривания достижима только на современных катализаторах последнего поколения.

[3]

В ходе эксплуатации катализаторы неизбежно дезактивируются и подвергаются регенерации, чаще всего основанной на окислительном удалении углеродистых отложений и восстанавливающей активность на 90%. Однако для проведения повторного процесса гидроочистки с получением дизельных топлив ЕВРО-5 такого восстановления активности недостаточно.

[4]

В связи с этим необходима разработка способов гидроочистки с получением дизельного топлива, содержащего не более 10 ppm серы, основанных на использовании регенерированных катализаторов, активность которых восстановлена на 99% и более.

[5]

Известны способы гидроочистки, основанные на использовании регенерированных катализаторов [US №7087546, B0J 20/34; EP №1418002 А2, B01J 23/85, C10G 45/08], которые получены путем пропитки прокаленных катализаторов растворами карбоновых кислот, гликолей, углеводов, содержащих от 1 до 3 карбоксильных групп и 2-10 атомов углерода. Катализатор пропитывают растворами данных соединений в различных мольных соотношениях и далее сушат при различных температурах. В качестве органической добавки могут использоваться также соединения, содержащие аминогруппу (-NH2), гидроксогруппу (-OH), карбоксильную группу (-COOH).

[6]

Так в [WO 2005070542, A1, B0J 38/48] описан способ гидроочистки на регенерированных катализаторах, активности которых восстановлены путем их обработки этилендиаминтетрауксусной, нитрилотриуксусной, гидроксиэтилендиаминтриуксусной кислотами. Катализатор после окислительной регенерации пропитывают растворами приведенных добавок, с мольным соотношением 0,01-0,5 моль добавки на моль активных металлов в катализаторе, сушкой катализаторов при 120 в течение 2 ч и последующей прокалкой при 450°C.

[7]

Известен способ гидроочистки, предложенный в [РФ №2351634, C10G 45/08, B01J 37/02,], согласно которому углеводородное сырье контактирует с регенерированным катализатором, содержащим оксид металла группы VIII и оксид металла группы VI, дополнительно содержащим кислоту и органическую добавку, которая имеет температуру кипения в интервале 80-500°C и растворимость в воде, по меньшей мере, 5 г в литре, при этом катализатор содержит кристаллическую фракцию, выраженную как вес фракции кристаллических соединений металлов группы VIB и группы VIII относительно суммарного веса катализатора, в количестве менее 5 мас. %.

[8]

Общим недостатком для вышеперечисленных способов гидроочистки является недостаточно высокая активность используемых катализаторов, обусловленная их неоптимальным, сложным и неидентифицируемым химическим составом, который является следствием отсутствия в процессе активации целенаправленного синтеза соединений, обладающих высокой каталитической активностью.

[9]

Наиболее близким по своей технической сущности и достигаемому эффекту к заявляемому способу гидроочистки дизельного топлива является способ, предложенный в [РФ №2484896, B01J 23/94, C10G 45/08, B01J 23/88, B01J 21/00, 20.06.2013], в соответствии с которым гидроочистку углеводородного сырья проводят при температуре 320-400°C, давлении 0,5-10 МПа, весовом расходе сырья 0,5-5 ч-1, объемном отношении водород/сырье 100-1000 м33 в присутствие регенерированного катализатора, содержащего молибден и кобальт в форме цитратных комплексных соединений Co(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], а серу в форме сульфат-аниона SO42- в следующих концентрациях, мас. %: Co(C6H6O7) - 7,3-16,6; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 17,3-30,0; SO42- - 0,25-2,70; носитель - остальное; и имеющего объем пор 0,3-0,8 мл/г, удельную поверхность 150-280 м2/г, средний диаметр пор 6-15 нм, регенерированного заявляемым способом.

[10]

Основным недостатком прототипа, так же как и других известных способов гидроочистки дизельного топлива в присутствии регенерированных катализаторов, является недостаточно высокая активность катализаторов. Низкий уровень активности полученных катализаторов объясняется их неоптимальным химическим составом.

[11]

Изобретение решает задачу создания улучшенного способа гидроочистки дизельного топлива, характеризующегося низким содержанием серы в получаемых дизельных топливах, достигаемым за счет использования регенерированного катализатора.

[12]

Задача решается способом гидроочистки дизельного топлива при температуре 340-390°C, давлении 3-9 МПа, объемном расходе сырья 1,0-2,5 ч-1, объемном отношении водород/сырье 300-600 нм3 H23 сырья в присутствии регенерированного катализатора, имеющего объем пор 0,3-0,8 мл/г, удельную поверхность 150-280 м2/г, средний диаметр пор 6-15 нм, включающего в свой состав носитель, молибден, кобальт, серу в форме смеси комплексных соединений Co(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H3[Co(OH)6Mo6O18], серу - в форме сульфат-аниона SO42-, в следующих концентрациях, мас. %: Co(C6H6O7) - 5,1-18,0; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 7,5-15,0; H3[Co(OH)6Mo6O18] - 4,3-19,0; SO42- - 0,5-2,30; носитель - остальное, при этом цитраты кобальта Co(C6H6O7) могут быть координированы к цитрату молибдена H4[Mo4(C6H5O7)2O11] и к 6-молибдокобальтату H3[Co(OH)6Mo6O18]. Носитель представляет собой оксид алюминия Al2O3 дополнительно содержащий как минимум один компонент из ряда: Fe, Si, P, B, Ti, Zr, F, Mg, La с суммарной концентрацией 0,1-5,0 мас. %.

[13]

Основным отличительным признаком предлагаемого процесса гидроочистки дизельного топлива является то, что гидроочистку проводят в присутствии регенерированного катализатора, включающего в свой состав молибден, кобальт, серу и носитель, при этом катализатор содержит молибден и кобальт в форме смеси комплексных соединений Co(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H3[Co(OH)6Mo6O18], серу - в форме сульфат-аниона SO42-, в следующих концентрациях, мас. %: Co(C6H6O7) - 5,1-18,0; H4[MO4(C6H5O7)2O11] - 7,5-15,0; H3[Co(OH)6Mo6O18] - 4,3-19,0; SO42- - 0,5-2,30; носитель - остальное, при этом цитраты кобальта Co(C6H6O7) могут быть координированы к цитрату молибдена H4[Mo4(C6H5O7)2O11] и к 6-молибдокобальтату H3[Co(OH)6Mo6O18].

[14]

Отличительным признаком также является, что гидроочистку проводят в присутствии регенерированного катализатора при температуре 340-390°C, давлении 3-9 МПа, объемном расходе сырья 1,0-2,5 ч-1, объемном отношении водород/сырье нм3 H23 сырья.

[15]

Технический эффект предлагаемого способа гидроочистки дизельного топлива складывается из следующих составляющих:

[16]

1. Химический состав используемого для гидроочистки реактивированного катализатора и его текстура обеспечивают максимальную активность в целевых реакциях, протекающих при гидроочистке углеводородного сырья. Наличие в составе катализаторов цитратных комплексов кобальта и молибдена, а также биметаллического 6-молибдокобальтат H3[Co(OH)6Mo6O18] в заявляемых концентрациях, селективно превращающихся в наиболее активный компонент катализа, обуславливает оптимальную поверхностную концентрацию активного компонента и оптимальную морфологию частиц.

[17]

2. Гидроочистка дизельного топлива в присутствии регенерированного катализатора, имеющего объем пор 0,3-0,8 мл/г, удельную поверхность 150-280 м2/г, средний диаметр пор 6-15 нм, обеспечивает хороший доступ подлежащих превращениям молекул сырья к активному компоненту и способствует достижению пониженного содержания серы в продуктах.

[18]

3. Заявляемые условия проведения процесса гидроочистки дизельного топлива в присутствии регенерированного катализатора позволяют получать дизельное топливо с содержанием серы не более 10 ppm.

[19]

Описание предлагаемого технического решения

[20]

Гидроочистку дизельного топлива проводят при температуре 340-390°C, давлении 3-9 МПа, объемном расходе сырья 1,0-2,5 ч-1, объемном отношении водород/сырье 300-600 нм3 H23 сырья в присутствии регенерированных катализаторов. Для регенерации используют катализаторы, дезактивированные при их эксплуатации в гидроочистке различного углеводородного сырья. Как правило, катализаторы содержат, мас. %: 5,0-25,0 углерода; 5,0-15,0 серы; 0,1-2,5 азота; 8,0-16,0 мас. % Mo, 2,0-5,5 мас. % Co, носитель - остальное. Носитель представляет собой оксид алюминия Al2O3, дополнительно содержащий как минимум один компонент из ряда: Fe, Si, P, B, Ti, Zr, F, Mg, La с суммарной концентрацией 0,1-5,0 мас. %.

[21]

Дезактивированные катализаторы прокаливают на воздухе таким образом, чтобы температура в любой точке слоя катализатора не превышала 650°C. Для этого используют либо тонкий слой катализатора, минимальная толщина которого равна толщине одной гранулы, а максимальная толщина не превышает 30 мм, либо прокалку проводят в проточной трубчатой печи с непрерывным перемешиванием слоя катализатора.

[22]

Температуру слоя регулируют, с одной стороны, температурой нагревательных элементов печи, а с другой стороны, скоростью подачи потока воздуха, который выполняет две функции - подводит количество кислорода, необходимое для полного выгорания углеродистых отложений и окисления поверхностных сульфидов металлов, а также отводит из слоя катализатора основное количество тепла, выделившегося при сгорании. Поскольку в данном случае горение углеродистых отложений происходит в избытке кислорода, не происходит графитизации кокса и все отложения полностью выгорают при относительно невысокой температуре.

[23]

Процедура окислительной регенерации осуществляется по одному из двух вариантов:

[24]

1. Навеску катализатора помещают на сетчатый поддон из нержавеющей стали с размером ячеек 1 мм таким образом, чтобы толщина слоя катализатора не превышала 30 мм. Поддон помещают в муфельную печь и подают воздух с расходом 1500-2500 ч-1 таким образом, чтобы воздух проходил через слой катализатора. Далее осуществляют прокалку по следующей программе - разогрев от комнатной температуры до температуры регенерации, не превышающей 650°C, в течение 1-2 ч, прокалка при температуре регенерации в течение 0,5-4 ч, охлаждение до комнатной температуры в течение 1-2 ч.

[25]

2. Навеску катализатора помещают на вход наклонной барабанной печи с электрообогревом, имеющей три зоны нагрева, и начинают подачу воздуха в печь с расходом 1500-2500 ч-1. Температура первой зоны изменяется от комнатной на входе до не более 650°C в конце зоны, температура второй зоны равна по всей зоне - не более 650°C, температура третьей зоны изменяется от температуры второй зоны до комнатной. Длина зон и скорость оборотов барабана печи подобраны таким образом, чтобы катализатор находился в первой зоне в течение 1-2 ч, во второй зоне 0,5-4 ч, в третьей зоне 1-2 ч.

[26]

Такие условия прокалки хорошо моделируют условия промышленных ленточных и барабанных печей и обеспечивают полное удаление углеродистых отложений при отсутствии спекания катализатора.

[27]

Получаемый после окислительной регенерации катализатор имеет объем пор 0,3-0,8 мл/г, удельную поверхность 150-280 м2/г, средний диаметр пор 6-15 нм и содержит, мас. %: Co - 2,0-5,5; Mo - 10,0-16,0; S - 0,2-0,8; C - не более 0,2.

[28]

Далее готовят раствор лимонной кислоты с концентрацией 1,3-2,5 моль/л. Для этого в заданном объеме смеси воды с 10-20 мас. % бутилдигликоля при перемешивании и нагревании растворяют требуемое количество лимонной кислоты.

[29]

Далее навеску прокаленного катализатора пропитывают полученным раствором. Пропитку проводят по влагоемкости, далее производят перемешивание влажного катализатора в колбе ротационного испарителя без подачи воздуха при температуре 60-90°C в течение 20-60 мин при условиях, исключающих полное испарение воды из катализатора.

[30]

Далее катализатор сушат на воздухе при температуре 100-220°C в течение 2-6 ч.

[31]

Наличие в составе катализатора комплексов Co, Mo и поверхностных сульфатов подтверждают совокупностью следующих методов исследования: массового элементного анализа Co, Mo, C, H, S; ИК-; РФЭ- и EXAFS-спектроскопии.

[32]

Во всех случаях массовое содержание элементов соответствует концентрации в готовом катализаторе, Co(C6H6O7) - 5,1-18,0; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 7,5-15,0; H3[Co(OH)6Mo6O18] - 4,3-19,0; SO42- - 0,5-2,30; носитель - остальное.

[33]

В ИК-спектрах изученных катализаторов присутствуют полосы, соответствующие Co(C6H6O7); H4[Mo4(C6H5O7)2O11] и H3[Co(OH)6Mo6O18] (таблица 1).

[34]

[35]

Отнесения полос в ИК-спектрах сделаны в соответствии с [С.М. Цимблер, Л.Л. Шевченко, В.В. Григорьева Журнал прикладной спектроскопии, 11 (1969) 522-528; R.I. Bickley, H.G.M. Edwards, R. Gustar, S.J. Rose, Journal of Molecular Structure, 246 (1991) 217-228; M. Matzapetakis, M. Dakanali, C.P. Raptopoulou, et al. Journal of Biological Inorganic Chemistry 5 (2000) 469-474; N.W. Alcock, M. Dudek, R. Grybos et al. J. Chem. Soc. Dalton Trans. (1990) 707-711; C.I. Cabello et al. Journal of Molecular Catalysis A: Chemical 186 (2002) 89-100].

[36]

В спектрах РФЭС присутствуют пики, соответствующие Co(C6H6O7) - Co2p3/2=782,0 эВ; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - Mo3d5/2=232,4 эВ; H3[Co(OH)6Mo6O18] - Mo3d5/2=232,6 эВ и Co2p3/2=781,6 эВ с сателлитом Co3+ с энергией связи 791,4 эВ; SO42- - S2p=169,3 эВ. Отнесения сделаны в соответствии с [В.И. Нефедов, Рентгено-электронная спектроскопия химических соединений. М. Химия. 1984, 256 с.]. Интенсивность пиков на спектрах РФЭС позволяет определить концентрацию каждого компонента в катализаторе.

[37]

Для регенерированных катализаторов на кривых радиального распределения атомов, полученных путем Фурье-преобразования EXAFS-спектров, зарегистрированы расстояния, соответствующие Co(C6H6O7) - H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - Mo-O=1,75 и Mo-Mo=3,40 и H3[Co(OH)6Mo6O18] - Mo-O=1,71; 1,95 и

[38]

В результате проведения регенерации по вышеописанной методике, получают катализаторы, имеющие заявляемые текстурные характеристики и содержащие комплексные соединения Co(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H3[Co(OH)6Mo6O18] и поверхностные сульфаты SO42-, а также носитель в заявляемых интервалах концентраций.

[39]

Для тестирования в гидроочистке катализаторы используют в виде экструдатов с сечением в форме трилистника или четырехлистника с диаметром описанной окружности 1,3-1,6 мм и средней длиной гранул 3-6 мм.

[40]

Предварительное сульфидирование катализаторов проводят непосредственно в реакторе гидроочистки прямогонной дизельной фракцией, содержащей дополнительно 1,5 мас. % сульфидирующего агента - диметилдисульфида (ДМДС), при объемной скорости подачи сульфидирующей смеси 2 ч-1 и соотношении водород/сырье = 300. Сульфидирование включает несколько этапов:

[41]

- сушка катализатора в реакторе гидроочистки в токе водорода при 140°C в течение 2 ч;

[42]

- смачивание катализатора прямогонной дизельной фракцией в течение 2 ч;

[43]

- подача сульфидирующей смеси и увеличение температуры до 240°C со скоростью подъема температуры 25°C/ч;

[44]

- сульфидирование при температуре 240°C в течение 8 ч (низкотемпературная стадия);

[45]

- увеличение температуры реактора до 340 C со скоростью подъема температуры 25°C/ч;

[46]

- сульфидирование при температуре 340°C в течение 8 ч (высокотемпературная стадия).

[47]

Сущность изобретения иллюстрируется следующими примерами.

[48]

Пример 1 (согласно известному решению)

[49]

Гидроочистку дизельного топлива проводят в присутствии регенерированного катализатора, который регенерируют по нижеописанной процедуре.

[50]

Сначала регенерируют катализатор, который использовался в течение 24 месяцев в процессе гидроочистки дизельного топлива. Дезактивированный катализатор содержит, мас. %: C - 11,1; S - 5,6; Co - 1,72; Mo - 7,0; носитель - остальное. Катализатор имеет удельную поверхность 111 м2/г, средний диаметр пор 13 нм и объем пор 0,18 см3/г. Носитель катализатора содержит модифицирующие добавки в суммарном количестве 5,0 мас. % - 4,0% Si и 1,0% P.

[51]

Проводят окислительную регенерацию, для чего 100 г дезактивированного катализатора помещают на сетчатый поддон из нержавеющей стали с размером ячеек 1 мм и общей площадью 60000 мм2. Поддон помещают в муфельную печь и подают воздух с расходом 0,25 м3/ч. Катализатор прокаливают по следующей программе - разогрев от комнатной температуры до 550°C в течение 2 ч, прокалка при 550°C в течение 4 ч, охлаждение до комнатной температуры в течение 2 ч.

[52]

Катализатор после окислительной регенерации содержит, мас. %: CoO - 2,5; MoO3 - 12,0; SO42- - 0,3; C - 0,2; носитель - остальное; и имеет удельную поверхность 150 м2/г, средний диаметр пор 15 нм и объем пор 0,3 см3/г.

[53]

Готовят раствор лимонной кислоты в воде, имеющий концентрацию 2,5 моль/л. Навеску 20 г катализатора после окислительной регенерации пропитывают по влагоемкости 6 мл раствора лимонной кислоты при периодическом перемешивании, после чего сушат в течение 0,5 ч при 50°C, затем 0,5 ч при 220°C. Перед определением текстурных характеристик катализатор прогревают на воздухе 2 ч при 500°C.

[54]

Полученный катализатор содержит, мас. %: Co(C6H6O7) - 7,30; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 17,30; SO42- - 0,25; носитель - остальное; и имеет удельную поверхность 150 м2/г, средний диаметр пор 15 нм и объем пор 0,3 см3/г.

[55]

В ИК-спектрах катализатора содержатся все характеристические полосы, типичные для Co(C6H6O7) и H4[Mo4(C6H5O7)2O11], приведенные в таблице 1. Значения энергий связи, определенные и спектров РФЭС, а также межатомные расстояния, определенные методом EXAFS-спектроскопии, подтверждают наличие в катализаторе Co(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11] и SO42- в указанных выше концентрациях.

[56]

Для сравнения каталитических свойств проводят тестирование в гидроочистке регенерированного катализатора и свежего катализатора, отобранного из той же партии, перед проведением процесса гидроочистки и регенерации. Свежий катализатор содержит кобальт и молибден в пересчете на оксиды, мас. %: CoO - 2,5; MoO3 - 12,0; носитель - остальное; и имеет удельную поверхность 153 м2/г, средний диаметр пор 15 нм и объем пор 0,31 см3/г.

[57]

Процесс гидроочистки дизельного топлива проводят при объемной скорости подачи сырья - 2,5 ч-1, соотношение водород/сырье - 600, температуре 370°C, давлении водорода - 3,8 МПа. В качестве сырья используют прямогонное дизельное топливо, имеющее диапазон кипения: 201-375°C; содержание серы: 0,355% мас.; плотность 0,861 г/см3.

[58]

Результаты гидроочистки дизельного топлива на регенерированном и свежем катализаторах приведены в таблице 2.

[59]

Примеры 2-6 иллюстрируют предлагаемое техническое решение.

[60]

Пример 2

[61]

Регенерируют тот же катализатор, что и в примере 1.

[62]

Проводят окислительную регенерацию, для чего навеску катализатора помещают на вход наклонной проточной барабанной печи с электрообогревом, имеющей три зоны нагрева и обеспечивающей непрерывное перемешивание слоя катализатора, начинают подачу воздуха в печь прямотоком с расходом 2500 ч-1. Температура первой зоны изменяется от комнатной на входе до 650°C в конце зоны, температура второй зоны равна по всей зоне - 650°C, температура третьей зоны изменяется от 650°C до комнатной. Длина зон и скорость оборотов барабана печи подобраны таким образом, что катализатор находится в первой зоне в течение 2 ч, во второй зоне 0,5 ч, в третьей зоне 1 ч. Катализатор выгружают из печи и помещают в герметично закрытую тару.

[63]

Готовят раствор 10 мас. % бутилдигликоля в воде. Далее в полученном растворе растворяют навеску лимонной кислоты с получением раствора, имеющего концентрацию по лимонной кислоте 2,0 моль/л. Навеску 20 г катализатора после окислительной регенерации в колбе, исключающей испарение воды, пропитывают 8 мл раствора лимонной кислоты в смеси воды и бутилдигликоля, колбу закрепляют на роторном устройстве и помещают в баню, нагретую до 90°C, при постоянном вращении, обеспечивающем перемешивание катализатора, выдерживают 60 мин. Далее катализатор переносят в чашку Петри, которую помещают в сушильный шкаф, нагретый до 120°C, и сушат при этой температуре 6 ч. Перед определением текстурных характеристик катализатор прогревают на воздухе 2 ч при 500°C.

[64]

Полученный катализатор содержит, мас. %: Co(C6H6O7) - 5,6; H4[MO4(C6H5O7)2O11] - 10,5; H3[Co(OH)6Mo6O18] - 4,3; SO42- - 2,30; носитель - остальное; и имеет удельную поверхность 150 м2/г, средний диаметр пор 15 нм и объем пор 0,3 см3/г. Носитель катализатора содержит добавки в суммарном количестве 5,0 мас. % - 4,0% Si и 1,0% P.

[65]

В ИК-спектрах катализатора содержатся все характеристические полосы, типичные для Co(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H3[Co(OH)6Mo6O18], приведенные в таблице 1. Значения энергий связи и интенсивности пиков, определенные из спектров РФЭС, а также межатомные расстояния, определенные методом EXAFS-спектроскопии, подтверждают наличие в катализаторе Co(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H3[Co(OH)6Mo6O18] и SO42- в указанных выше концентрациях.

[66]

Гидроочистку дизельного топлива проводят аналогично примеру 1.

[67]

Результаты гидроочистки дизельного топлива на регенерированном катализаторе приведены в таблице 2.

[68]

Пример 3

[69]

Регенерируют тот же катализатор, что и в примерах 1 и 2.

[70]

Проводят окислительную регенерацию, для чего 300 см3 дезактивированного катализатора помещают на сетчатый поддон из нержавеющей стали, имеющий длину и ширину по 100 мм. Высота слоя катализатора при этом составляет 30 мм. Поддон помещают в муфельную печь и подают воздух с расходом 0,15 м3/ч. Катализатор прокаливают по следующей программе - разогрев от комнатной температуры до 650°C в течение 2 ч, прокалка при 650°C в течение 2 ч, охлаждение до комнатной температуры в течение 2 ч. Катализатор выгружают из печи и помещают в герметично закрытую тару.

[71]

Готовят раствор 20 мас. % бутилдигликоля в воде. Далее в полученном растворе растворяют навеску лимонной кислоты с получением раствора, имеющего концентрацию по лимонной кислоте 1,9 моль/л. Навеску 20 г катализатора после окислительной регенерации в колбе, исключающей испарение воды, пропитывают 8 мл раствора лимонной кислоты в смеси воды и бутилдигликоля, колбу закрепляют на роторном устройстве и помещают в баню, нагретую до 60°C, при постоянном вращении, обеспечивающем перемешивание катализатора, выдерживают 20 мин. Далее катализатор переносят в чашку Петри, которую помещают в сушильный шкаф, нагретый до 100°C, и сушат при этой температуре 2 ч. Перед определением текстурных характеристик катализатор прогревают на воздухе 2 ч при 500°C.

[72]

Полученный катализатор содержит, мас. %: Co(C6H6O7) - 5,1; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 7,5; H3[Co(OH)6Mo6O18] - 7,1; SO42- - 1,50; носитель - остальное; и имеет удельную поверхность 150 м2/г, средний диаметр пор 15 нм и объем пор 0,3 см3/г. Носитель катализатора содержит добавки в суммарном количестве 5,0 мас. % - 4,0% Si и 1,0% P.

[73]

В ИК-спектрах катализатора содержатся все характеристические полосы, типичные для Co(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H3[Co(OH)6Mo6O18], приведенные в таблице 1. Значения энергий связи и интенсивности пиков, определенные из спектров РФЭС, а также межатомные расстояния, определенные методом EXAFS-спектроскопии, подтверждают наличие в катализаторе Co(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H3[Co(OH)6Mo6O18] и SO42- в указанных выше концентрациях.

[74]

Гидроочистку дизельного топлива проводят аналогично примеру 1. Результаты гидроочистки дизельного топлива на регенерированном катализаторе приведены в таблице 2.

[75]

Пример 4

[76]

Регенерируют катализатор, который использовался в процессе гидроочистки дизельного топлива. Дезактивированный катализатор содержит, мас. %: C - 8,0; S - 8,4; Co - 2,7; Mo - 9,4; носитель - остальное. Катализатор имеет удельную поверхность 170 м2/г, средний диаметр нор 8,5 нм и объем пор 0,39 см3/г. Носитель катализатора содержит модифицирующие добавки в суммарном количестве 2,4 мас. % - 2,0% La, 0,2% Mg и 0,2% F.

[77]

Проводят окислительную регенерацию, для чего навеску катализатора помещают на вход наклонной проточной барабанной печи с электрообогревом, имеющей три зоны нагрева и обеспечивающей непрерывное перемешивание слоя катализатора, начинают подачу воздуха в печь прямотоком с расходом 1500 ч-1. Температура первой зоны изменяется от комнатной на входе до 550°C в конце зоны, температура второй зоны равна по всей зоне - 550°C, температура третьей зоны изменяется от 550°C до комнатной. Длина зон и скорость оборотов барабана печи подобраны таким образом, что катализатор находится в каждой зоне в течение 2 ч. Катализатор выгружают из печи и помещают в герметично закрытую тару.

[78]

Готовят раствор 20 мас. % бутилдигликоля в воде. Далее в полученном растворе растворяют навеску лимонной кислоты с получением раствора, имеющего концентрацию по лимонной кислоте 2,5 моль/л. Навеску 20 г катализатора после окислительной регенерации в колбе, исключающей испарение воды, пропитывают 11 мл раствора лимонной кислоты в смеси воды и бутилдигликоля, колбу закрепляют на роторном устройстве и помещают в баню, нагретую до 80°C, при постоянном вращении, обеспечивающем перемешивание катализатора, выдерживают 40 минут. Далее катализатор переносят в чашку Петри, которую помещают в сушильный шкаф нагретый до 220°C и сушат при этой температуре 2 ч. Перед определением текстурных характеристик катализатор прогревают на воздухе 2 ч при 500°C.

[79]

Полученный катализатор содержит, мас. %: Co(C6H6O7) - 10,17; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 7,85; H3[Co(OH)6Mo6O18] - 14,3; SO42- - 0,5; носитель - остальное; и имеет удельную поверхность 240 м2/г, средний диаметр пор 9,9 нм и объем пор 0,55 см3/г. Носитель катализатора содержит добавки в суммарном количестве 2,4 мас. % - 2,0% La, 0,2% Mg и 0,2% F.

[80]

В ИК-спектрах катализатора содержатся все характеристические полосы, типичные для Co(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H3[Co(OH)6Mo6O18], приведенные в таблице 1. Значения энергий связи и интенсивности пиков, определенные из спектров РФЭС, а также межатомные расстояния, определенные методом EXAFS-спектроскопии, подтверждают наличие в катализаторе Co(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H3[Co(OH)6Mo6O18] и SO42- в указанных выше концентрациях.

[81]

Для сравнения каталитических свойств проводят тестирование в гидроочистке свежего катализатора отобранного из той же партии, перед проведением процесса гидроочистки и регенерации. Свежий катализатор, использованный для сопоставления каталитических свойств, содержит кобальт и молибден в пересчете на оксиды, мас. %: CoO - 4,1; MoO3 - 16,8; носитель - остальное; и имеет удельную поверхность 240 м2/г, средний диаметр пор 10 нм и объем пор 0,54 см3/г.

[82]

Процесс гидроочистки дизельного топлива проводят при объемной скорости подачи сырья - 1 ч-1, соотношение водород/сырье - 300, температуре 340°C, давлении водорода - 3,0 МПа. В качестве сырья используют прямогонное дизельное топливо, имеющее диапазон кипения: 201-375°C; содержание серы: 0,355 мас. %; плотность 0,861 г/см3.

[83]

Результаты гидроочистки дизельного топлива на регенерированном катализаторе приведены в таблице 2.

[84]

Пример 5

[85]

Регенерируют тот же катализатор, что и в примере 4.

[86]

Проводят окислительную регенерацию, для чего 100 см3 дезактивированного катализатора помещают на сетчатый поддон из нержавеющей стали, имеющий длину и ширину по 100 мм. Высота слоя катализатора при этом составляет 10 мм. Поддон помещают в муфельную печь и подают воздух с расходом 0,2 м3/ч. Катализатор прокаливают по следующей программе - разогрев от комнатной температуры до 500°C в течение 2 ч, прокалка при 500°C в течение 2 ч, охлаждение до комнатной температуры в течение 2 ч. Катализатор выгружают из печи и помещают в герметично закрытую тару.

[87]

Готовят раствор 10 мас. % бутилдигликоля в воде. Далее в полученном растворе растворяют навеску лимонной кислоты с получением раствора, имеющего концентрацию по лимонной кислоте 2,1 моль/л. Навеску 20 г катализатора после окислительной регенерации в колбе, исключающей испарение воды, пропитывают 11 мл раствора лимонной кислоты в смеси воды и бутилдигликоля, колбу закрепляют на роторном устройстве и помещают в баню, нагретую до 90°C, при постоянном вращении, обеспечивающем перемешивание катализатора, выдерживают 60 минут. Далее катализатор переносят в чашку Петри, которую помещают в сушильный шкаф, нагретый до 120°C, и сушат при этой температуре 6 ч. Перед определением текстурных характеристик катализатор прогревают на воздухе 2 ч при 500°C.

[88]

Полученный катализатор содержит, мас. %: Co(C6H6O7) - 11,4; H4[MO4(C6H5O7)2O11] - 15,0; H3[Co(OH)6Mo6O18] - 9,1; SO42- - 0,6; носитель - остальное; и имеет удельную поверхность 240 м2/г, средний диаметр пор 9 нм и объем пор 0,6 см3/г. Носитель катализатора содержит добавки в суммарном количестве 2,4 мас. % - 2,0% La, 0,2% Mg и 0,2% F.

[89]

Процесс гидроочистки дизельного топлива проводят при объемной скорости подачи сырья - 2,5 ч-1, соотношение водород/сырье - 600 нм3 H23 сырья, температуре 390°C, давлении водорода - 9,0 МПа. В качестве сырья используют прямогонное дизельное топливо, имеющее диапазон кипения: 180-365°C; содержание серы: 1,0% мас.; плотность 0,85 г/см3.

[90]

Результаты гидроочистки дизельного топлива на регенерированном и свежем катализаторах приведены в таблице 2.

[91]

Пример 6

[92]

Регенерируют катализатор, который использовался в процессе гидроочистки дизельного топлива. Дезактивированный катализатор содержит, мас. %: C - 13,0;S - 13,1; Co - 4,0; Mo - 11,8; носитель - остальное. Катализатор имеет удельную поверхность 240 м2/г, средний диаметр пор 5 нм и объем пор 0,6 см3/г. Носитель катализатора содержит модифицирующие добавки в суммарном количестве 2,0 мас. % - 1,5% B; 0,2% Fe; 0,1% Ti и 0,1% Zr.

[93]

Проводят окислительную регенерацию, для чего 50 см3 дезактивированного катализатора помещают па сетчатый поддон из нержавеющей стали, имеющий длину и ширину по 100 мм. Высота слоя катализатора при этом составляет 5 мм. Поддон помещают в муфельную печь и подают воздух с расходом 0,2 м3/час. Катализатор прокаливают по следующей программе - разогрев от комнатной температуры до 550°C в течение 2 ч, прокалка при 550°C в течение 2 ч, охлаждение до комнатной температуры в течение 2 ч. Катализатор выгружают из печи и помещают в герметично закрытую тару.

[94]

Готовят раствор 15 мас. % бутилдигликоля в воде. Далее в полученном растворе растворяют навеску лимонной кислоты с получением раствора, имеющего концентрацию по лимонной кислоте 1,3 моль/л. Навеску 20 г катализатора после окислительной регенерации в колбе, исключающей испарение воды, пропитывают 16 мл раствора лимонной кислоты в смеси воды и бутилдигликоля, колбу закрепляют на роторном устройстве и помещают в баню, нагретую до 80°C, при постоянном вращении, обеспечивающем перемешивание катализатора, выдерживают 40 мин. Далее катализатор переносят в чашку Петри, которую помещают в сушильный шкаф, нагретый до 150°C, и сушат при этой температуре 4 ч. Перед определением текстурных характеристик катализатор прогревают на воздухе 2 ч при 500°C.

[95]

Полученный катализатор содержит, мас. %: Co(C6H6O7) - 18,0; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 13,1; H3[Co(OH)6Mo6O18] - 19,0; SO42- - 0,8; носитель - остальное; имеет удельную поверхность 280 м2/г, средний диаметр пор 6 нм и объем пор 0,8 см3/г. Носитель катализатора содержит модифицирующие добавки в суммарном количестве 2,0 мас. % - 1,5% B; 0,2% Fe; 0,1% Ti и 0,1% Zr.

[96]

Для сравнения каталитических свойств проводят тестирование в гидроочистке свежего катализатора отобранного из той же партии, перед проведением процесса гидроочистки и регенерации. Свежий катализатор, использованный для сопоставления каталитических свойств, содержит кобальт и молибден в пересчете на оксиды, мас. %: CoO - 6,8; MoO3 - 24,0; носитель - остальное; и имеет удельную поверхность 280 м2/г, средний диаметр пор 6 нм и объем пор 0,8 см3/г.

[97]

Процесс гидроочистки дизельного топлива проводят аналогично примеру 5. Результаты гидроочистки дизельного топлива на регенерированном и свежем катализаторах приведены в таблице 2.

[98]

[99]

Из результатов, приведенных в таблице 2, следует, что заявляемый способ гидроочистки дизельного топлива с использованием регенерированных катализаторов, имеющих активность в 100% и более от активности свежих катализаторов, позволяет получать гидроочищенные дизельные топлива, по содержанию серы соответствующие стандарту ЕВРО-5.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты