патент
№ RU 2573442
МПК G01C21/20

СПОСОБ ОТБОРА ДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ОТКАЗОВ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ И ДАТЧИКОВ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ ПРИ ШЕСТИ ИЗМЕРИТЕЛЯХ В КАЖДОМ ТРАКТЕ В БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Авторы:
Дишель Валерий Давидович Маслов Андрей Александрович Межирицкий Ефим Леонидович
Все (5)
Номер заявки
2014131193/28
Дата подачи заявки
28.07.2014
Опубликовано
20.01.2016
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

Изобретение относится к области создания систем управления летательных аппаратов (ЛА), преимущественно к способам получения достоверной информации и диагностики работоспособности акселерометров и датчиков угловой скорости (ДУС) ЛА с избыточным числом измерителей и идентификацией их отказов. В способе отбора достоверной информации и идентификации измерителей, при шести измерителях в каждом тракте бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС), основанном на показаниях, полученных в результате циклического синхронного опроса измерителей, оси чувствительности любых трех из которых некомпланарны, и вычислении в каждом цикле векторов кажущегося ускорения и угловой скорости с использованием значений направляющих косинусов осей чувствительности измерителей, согласно изобретению, указанные векторы вычисляют при всех возможных комбинациях троек измерителей. Полученные векторы в каждом из трактов распределяют по группам, которые включают четыре вектора, вычисленные по показаниям четырех измерителей. По векторам каждой группы рассчитывают средний вектор и показатель разброса относительно среднего вектора, находят группу с минимальным показателем разброса из всех групп тракта в текущем цикле и средний вектор этой группы. Последовательно выполняют аналогичные действия применительно сначала к составу групп, который отличается от полного состава групп исключением группы с первым найденным, а затем с двумя найденными минимальными показателями разброса, рассчитывают модули разности между каждым из трех средних векторов упомянутых групп и средним вектором, который был вычислен и записан в п

Формула изобретения

Способ отбора достоверной информации и идентификации отказов акселерометров и датчиков угловой скорости при шести измерителях в каждом тракте в бесплатформенной инерциальной навигационной системе летательного аппарата, основанный на показаниях, полученных в результате циклического синхронного опроса измерителей, оси чувствительности любых трех из которых должны быть некомпланарными, и вычислении в каждом цикле векторов кажущегося ускорения и угловой скорости с использованием значений направляющих косинусов осей чувствительности измерителей, отличающийся тем, что векторы кажущегося ускорения и угловой скорости вычисляют при всех возможных комбинациях троек измерителей, полученные векторы в каждом из трактов распределяют по группам, которые включают по четыре вектора, вычисленные по показаниям четырех измерителей, по векторам в каждой группе рассчитывают средний вектор и показатель разброса относительно среднего вектора, находят группу с минимальным показателем разброса из показателей разброса всех групп тракта в текущем цикле, последовательно выполняют аналогичные действия применительно сначала к составу групп, который отличается от полного состава групп исключением группы с первым найденным, а затем с двумя найденными минимальными показателями разброса, рассчитывают модули разности между каждым из трех средних векторов упомянутых групп с минимальными показателями разброса и средним вектором, который был вычислен и записан в память вычислителя как достоверный вектор предыдущего цикла, находят минимальный модуль разности из трех, средний вектор, модуль разности которого с достоверным вектором предыдущего цикла минимален, принимают за достоверный вектор текущего цикла, значения компонент достоверного вектора текущего цикла записывают в память вычислителя, отказы измерителей идентифицируют, исходя из исправности измерителей, по показаниям которых вычислен достоверный вектор, и результатов сравнения с допуском модулей разностей фактического и расчетного показаний двух измерителей, показания которых не использованы в расчете достоверного вектора, при этом расчетные показания определяют как проекции достоверного вектора на оси чувствительности каждого из двух проверяемых измерителей, если модуль разности фактического и расчетного показаний не превышает допуск, определяемый погрешностью измерений, проверяемый измеритель считают исправным, в противном случае его маркируют как неисправный в текущем цикле с указанием номера.

Описание

[1]

Изобретение относится к области создания систем управления (СУ) летательных аппаратов (ЛА) с избыточным числом измерителей с идентификацией их отказов.

[2]

Известен способ отбора достоверной информации тракта акселерометров (АКС) в составе трех каналов по три грани в каждом канале. При этом оси чувствительности акселерометров одного канала коллинеарны [1].

[3]

Отбор достоверного значения кажущегося ускорения в каждом из каналов осуществляется взятием среднего по уровню показания акселерометров трех граней канала.

[4]

Недостатками известного способа являются:

[5]

1. Увеличение массы, габаритов и стоимости аппаратуры вследствие применения конфигурации, состоящей из девяти акселерометров;

[6]

2. Невысокий уровень защищенности от отказов. Тракт из девяти акселерометров сохраняет работоспособность при отказе измерителя любой одной грани из трех в одном канале, отказ второй грани в канале приводит к нарушению работоспособности системы.

[7]

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является способ получения достоверной информации, реализованный в работе [2]. Технический результат данного патента - резервирование блока акселерометров, состоящего из семи датчиков, обеспечивающего безотказную работу тракта до двух отказов. Его недостатком по сравнению с предлагаемым способом является снижение точности выходной информации как результат формирования достоверного вектора по показаниям трех измерителей. Резерв повышения точности за счет избыточной информации исправных датчиков не используется.

[8]

Задачей изобретения является отбор достоверной информации и идентификация отказов акселерометров и датчиков угловой скорости (ДУС) при шести измерителях в каждом тракте бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС), что позволяет обеспечивать ее безотказную работу, идентифицировать отказы с определением номера неисправного измерителя, формировать достоверные векторы кажущегося ускорения и угловой скорости, ближайшие к векторам, измеряемым исправными датчиками.

[9]

Технический результат достигается тем, что в способе отбора достоверной информации и идентификации отказов АКС и ДУС при шести измерителях в каждом тракте БИНС ЛА, основанном на показаниях, полученных в результате циклического синхронного опроса измерителей, оси чувствительности любых трех из которых некомпланарны, и вычислении в каждом цикле векторов кажущегося ускорения и угловой скорости с использованием значений направляющих косинусов осей чувствительности измерителей, согласно изобретению указанные векторы вычисляются при всех возможных комбинациях троек измерителей. По векторам в каждой группе рассчитывают средний вектор и показатель разброса векторов группы относительно среднего вектора, находят группу с минимальным показателем разброса из всех групп тракта в текущем цикле и средний вектор этой группы. Последовательно выполняют аналогичные действия применительно сначала к составу групп, который отличается от полного состава групп исключением группы с первым найденным, а затем с двумя найденными минимальными показателями разброса рассчитывают модули разности между каждым из трех средних векторов упомянутых групп и средним вектором, который был вычислен и записан в память вычислителя как достоверный вектор предыдущего цикла. Находят минимальный модуль разности из трех, средний вектор, модуль разности которого с достоверным вектором предыдущего цикла минимален, принимают за достоверный вектор ближайший к измеряемому в текущем цикле. Отказы измерителей тракта идентифицируют исходя из исправности измерителей, по показаниям которых вычислен достоверный вектор, и результатов сравнения с допуском модулей разности фактического и расчетного показаний двух измерителей, показания которых не использованы в расчете достоверного вектора. При этом расчетное показание определяют как проекцию достоверного вектора на ось чувствительности каждого из проверяемых измерителей. Если модули разности фактического и расчетного показаний не превышают допуск, определяемый погрешностью измерений, проверяемый измеритель считается исправным, в противном случае его маркируют как неисправный в текущем цикле с указанием номера.

[10]

Описание предлагаемого способа приведено ниже применительно к одному из рассматриваемых трактов под названием «измерительный тракт».

[11]

В качестве исходных данных используются показания измерителей и значения направляющих косинусов осей чувствительности измерителей тракта. Оси чувствительности любых трех измерителей должны быть некомпланарными.

[12]

Способ осуществляется следующим образом.

[13]

Производится циклический синхронный опрос акселерометров и датчиков угловой скорости, обеспечивающий идентичность векторов, вычисляемых по показаниям исправных измерителей.

[14]

Определяют векторы кажущегося ускорения и угловой скорости в цикле опроса показаний акселерометров и датчиков угловых скоростей, жестко связанных с корпусом летательного аппарата при шести измерителях в каждом тракте с использованием значений направляющих косинусов измерителей.

[15]

По показаниям измерителей в текущем цикле опроса вычисляют компоненты измеряемого вектора. Для всех возможных комбинаций измерителей решаются системы из трех линейных уравнений, составленных как скалярные произведения матрицы направляющих косинусов измерителей на искомый измеряемый вектор:

[16]

[17]

где:

[18]

- матрица направляющих косинусов осей чувствительности измерителей i, j, k;

[19]

bi, bj, bk - показания измерителей i, j, k;

[20]

- искомый вектор, определенный по показаниям измерителей i, j, k.

[21]

Минимальное количество измерителей в каждом тракте, обеспечивающее безотказную работу БИНС до двух отказов равно шести.

[22]

Число возможных векторов, рассчитанных по тройкам измерителей, равно числу сочетаний из шести по три, C63=20векторов.

[23]

Полученные 20 векторов распределяют по группам, каждая группа состоит из четырех векторов, рассчитанных по показаниям четырех из шести измерителей. Так, первая группа включает векторы 345, 346, 356, 456. Измерители с номерами 1 и 2 в расчете векторов первой группы не используются.

[24]

Число групп по четыре вектора, равно числу сочетаний из шести по четыре, C64=15групп. Состав групп с указанием номеров неиспользуемых измерителей представлен в приложении в таблице.

[25]

В каждой группе определяют средний вектор группы и показатель разброса векторов группы относительно среднего.

[26]

Так, средний вектор группы 1 тракта определяется как

[27]

[28]

Соответствующий показатель разброса записывается следующим образом:

[29]

[30]

Работоспособность измерительного тракта сохраняется, если:

[31]

a) все измерители исправны;

[32]

b) неисправен один измеритель;

[33]

c) неисправны два измерителя.

[34]

Достоверный вектор тракта в текущем цикле находят в результате выполнения следующих действий:

[35]

1. Из полного состава групп (пятнадцати) находят группу, содержащую минимальный показатель разброса и средний вектор этой группы.

[36]

2. Сокращают состав групп до четырнадцати исключением из первоначального полного состава групп группы с первым найденным минимальным показателем разброса, выделяют группу с минимумом показателя разброса из четырнадцати групп и соответствующий средний вектор.

[37]

3. Сокращают состав групп до тринадцати исключением из состава групп по п. 2 группы, содержащей минимальный показатель разброса из четырнадцати групп, находят группу с минимумом показателя разброса из тринадцати групп и средний вектор этой группы.

[38]

4. Вычисляют модули разностей между достоверным вектором предыдущего цикла и каждым из трех средних векторов, определенных пп. 1, 2, 3.

[39]

5. Из трех модулей разностей выбирают минимальный модуль. Средний вектор, который использован при формировании минимального модуля, принимают за достоверный вектор в текущем цикле.

[40]

Достоверный вектор предыдущего цикла представляет собой достоверный вектор, вычисленный по показаниям измерителей в текущем цикле и записанный в память вычислителя, предназначенную для размещения информации, необходимой для расчета достоверного вектора по показаниям измерителей в следующем цикле.

[41]

В качестве начальных условий достоверного вектора предыдущего цикла используют значения компонент гравитационного вектора и вектора вращения Земли в точке старта ЛА или в точке проведения испытаний аппаратуры.

[42]

Действия по пп. 1÷5 обеспечивают отбор достоверного вектора текущего цикла во всех случаях «a», «b», «c», в том числе при двух отказах с показаниями неисправных измерителей, коррелированными со значениями направляющих косинусов осей чувствительности измерителей. В последнем случае возможно появление двух и трех групп, показатели разброса которых близки к нулю, но только в одной из них, векторы которой рассчитаны по показаниям исправных измерителей, средний вектор близок к измеряемому вектору и принимается за достоверный вектор тракта в текущем цикле. Векторы одной или двух других указанных групп с нулевыми значениями показателей разброса вычислены по показаниям двух исправных и двух неисправных измерителей, их средние векторы содержат некорректную информацию и должны быть исключены из претендентов быть достоверными векторами в текущем цикле, что и выполняется в результате действий по пп. 2÷5.

[43]

Таким образом, отбор достоверного вектора тракта из шести измерителей с работой до двух отказов выполняется по одному правилу без учета особенностей показаний измерителей.

[44]

Идентификация отказов измерителей осуществляется исходя из исправности четырех измерителей, по показаниям которых вычислен достоверный вектор, и результатов сравнения с допуском модулей разности фактического и расчетного показаний каждого из двух проверяемых измерителей. Расчетные показания определяют как проекции достоверного вектора текущего цикла на оси чувствительности проверяемых измерителей, а допуск определяется инструментальными погрешностями датчиков. Если модуль разности меньше допуска, проверяемый измеритель считается исправным, в противном случае его маркируют как неисправный в текущем цикле с указанием номера.

[45]

Предлагаемый способ отбора достоверной информации и идентификации отказов дополнен решением, направленным на повышение живучести БИНС за счет возможного продолжения функционирования при возникновении нерасчетных нештатных ситуаций с одновременным отказом трех измерителей тракта. Данная задача решается выделением из двадцати векторов тракта единственного вектора, полученного обработкой показаний трех измерителей. С этой целью выполняются следующие действия:

[46]

6. Вычисленный в соответствии с п. 5 достоверный вектор текущего цикла сравнивают с достоверным вектором предыдущего цикла. Если модуль разности векторов превышает допуск, установленный исходя из максимально возможного изменения модуля измеряемого вектора по траектории полета, то это означает факт числа отказов в тракте, большего двух. В таком случае продолжение функционирования БИНС возможно, если число отказов не превышает трех.

[47]

7. Аналогично п. 6 последовательно сравнивают с допуском по п. 6 векторы тракта. Сравнение происходит до тех пор, пока среди векторов тракта не будет выявлен вектор, модуль разности которого с достоверным вектором предыдущего цикла меньше указанного допуска. Если искомый вектор выявлен, его принимают за достоверный вектор текущего цикла и заменяют этим вектором вектор, отобранный в соответствии с п. 5. В качестве неисправных маркируют измерители, показания которых не использованы в расчете компонент выявленного вектора.

[48]

Технический результат предлагаемого изобретения состоит в следующем:

[49]

1. Обеспечение безотказной работы БИНС при минимальном количестве измерителей кажущегося ускорения и угловой скорости при одном и двух отказах.

[50]

2. Идентификация отказов с указанием номеров неисправных измерителей.

[51]

3. Формирование в результате отбора достоверных векторов кажущегося ускорения и угловой скорости, ближайших к векторам, измеряемым исправными датчиками. Этому способствует:

[52]

- оптимальный бездопусковый отбор показаний всех исправных датчиков с повышением точности за счет избыточности информации возможных комбинаций троек измерителей;

[53]

- фильтрация некорректной выходной информации при выдаче двумя неисправными датчиками показаний, коррелированных со значениями направляющих косинусов измерителей.

[54]

4. Осуществление отбора достоверной информации только на основании показаний акселерометров и ДУСов и значений направляющих косинусов измерителей, без применения внешних данных и результатов точностных расчетов, что способствует упрощению вычислительных процедур при реализации предлагаемого способа.

[55]

5. Пригодность данного способа отбора достоверной информации для дефектации неисправных измерителей при проведении предполетных испытаний аппаратуры БИНС.

[56]

6. Предотвращение аварии ЛА при отказе трех измерителей тракта.

[57]

Работоспособность предлагаемого решения подтверждена результатами моделирования с использованием реальной телеметрической информации, записанной в полете ЛА с акселерометров, установленных на корпусе ЛА. Моделирование проведено при штатной работе и с имитацией отказов аппаратуры.

[58]

Таким образом, заявлен способ отбора достоверной информации и идентификации отказов акселерометров и датчиков угловой скорости при шести измерителях в каждом тракте в бесплатформенной инерциальной навигационной системе летательного аппарата, основанный на показаниях, полученных в результате циклического синхронного опроса измерителей, оси чувствительности любых трех из которых должны быть некомпланарными, и вычислении в каждом цикле векторов кажущегося ускорения и угловой скорости с использованием значений направляющих косинусов осей чувствительности измерителей.

[59]

Отличительной особенностью способа является то, что векторы кажущегося ускорения и угловой скорости вычисляют при всех возможных комбинациях троек измерителей. Полученные векторы в каждом из трактов распределяют по группам, которые включают по четыре вектора, вычисленные по показаниям четырех измерителей. По векторам в каждой группе рассчитывают средний вектор и показатель разброса относительно среднего вектора. Находят группу с минимальным показателем разброса из показателей разброса всех групп тракта в текущем цикле. Последовательно выполняют аналогичные действия применительно сначала к составу групп, который отличается от полного состава групп исключением группы с первым найденным, а затем с двумя найденными минимальными показателями разброса. Рассчитывают модули разности между каждым из трех средних векторов упомянутых групп с минимальными показателями разброса и средним вектором, который был вычислен и записан в память вычислителя как достоверный вектор предыдущего цикла. Находят минимальный модуль разности из трех. Средний вектор, модуль разности которого с достоверным вектором предыдущего цикла минимален, принимают за достоверный вектор текущего цикла. Значения компонент достоверного вектора текущего цикла записывают в память вычислителя. Отказы измерителей идентифицируют, исходя из исправности измерителей, по показаниям которых вычислен достоверный вектор, и результатов сравнения с допуском модулей разностей фактического и расчетного показаний двух измерителей, показания которых не использованы в расчете достоверного вектора. При этом расчетные показания определяют как проекции достоверного вектора на оси чувствительности каждого из двух проверяемых измерителей. Если модуль разности фактического и расчетного показаний не превышает допуск, определяемый погрешностью измерений, проверяемый измеритель считается исправным, в противном случае его маркируют как неисправный в текущем цикле с указанием номера.

[60]

Литература

[61]

1. «Системы наведения» под ред. Л.А. Майбороды и В.М. Миронова, МО СССР, 1986 г., стр. 294-295.

[62]

2. «Устройство резервирования акселерометров в системе управления (СУ)», патент RU 2142645 С1 авторов Иванушкина С.В., Кончагина А.А., Нижегородова Л.А.

[63]

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты