Изобретатели, предприниматели и творцы: как реализуют себя московские студенты

Столичные студенты вузов и колледжей успешно совмещают учебу с работой, созданием конкурентоспособных продуктов и открытием бизнеса. О том, как им это удается, — в нашем материале.

Развивать свой профессионализм, создавать стартапы или внедрять новые технологии в медицину, промышленность, сферу ИТ и другие отрасли экономики, а также в социальную сферу — сегодня это под силу не только выпускникам или опытным специалистам, но и тем, кто еще получает высшее или среднее профессиональное образование. Во многом претворение в жизнь студенческих инициатив стало возможным благодаря поддержке города.  

Московские колледжи сотрудничают с работодателями и вместе с ними обновляют образовательные программы, а городские конкурсы и проекты позволяют изобретателям и предпринимателям открывать свое дело. В результате столица получает новые разработки и подготовленные высококвалифицированные кадры, а молодые люди — опыт работы, возможность заявить о своих идеях и воплотить их. Своими историями успеха поделились студенты столичных вузов и колледжей.

Изобретают новые технологии

Сообщить о своем изобретении, получить денежную премию на ее развитие, а также найти партнеров и инвесторов начинающим разработчикам из разных регионов страны помогают три масштабных городских проекта. Это программа «Академия инноваторов», конкурс на премию «Новатор Москвы» и хакатон «Лидеры цифровой трансформации». Проекты курирует Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы.

За несколько лет существования программ в них приняли участие более 30 тысяч человек, почти 40 процентов из которых — студенты.

Только в 2023 году участники городских проектов создали свыше 130 стартапов. Это в 2,7 раза больше, чем в 2022-м. Среди авторов проектов есть и те, кто сегодня еще продолжает свое обучение.

Развить технологические проекты от идеи до стартапа позволяет уникальная программа «Академия инноваторов». Проект Агентства инноваций Москвы работает с 2021 года на платформе Московского инновационного кластера.

В 2023 году студенты создали свои технологические компании, доработали конкурентоспособные идеи до первого прототипа, запустили тестирование разработок на площадках города или крупного бизнеса.

Так, участник «Академии инноваторов» и студент медицинского института Российского университета дружбы народов Андрей Костылев представил разработку для лечения атеросклероза и тромбоза. В его основе — применение нанороботов, которые содержат лекарственные препараты и вводятся через катетер. С помощью магнитной установки врач направляет нанороботов по кровотоку к месту поврежденного сосуда. Это позволяет провести процедуру быстро, избежать побочных эффектов и осложнений во время операции и послеоперационного периода.

«Обучение по программе позволило мне проработать бизнес-процессы и подготовить документы к доклиническим исследованиям. В результате на разработку обратили внимание корпорации и госструктуры, мы представляли Россию на международном бизнес-инкубаторе БРИКС и одержали победу», — рассказывает Андрей Костылев.

После такого успеха его компания заключила соглашение о международном партнерстве с Китаем, Индией, Узбекистаном, Казахстаном и Объединенными Арабскими Эмиратами с возможностью выхода продукта на их рынки на любой стадии разработки технологии. При этом партнеры обеспечивают необходимые ресурсы для реализации этапов стартапа.

Еще один городской проект, где начинающие изобретатели могут заявить о своих прорывных идеях, — премия «Новатор Москвы». Эта награда ежегодно присуждается за создание и внедрение новых технологий, техники, приборов, оборудования и материалов, которые повышают эффективность деятельности в реальном секторе экономики и социальной сфере столицы.

Премия была учреждена в 2020 году. С тех пор победителями и призерами конкурса стали 138 проектов, которые разделили призовой фонд в размере 79,35 миллиона рублей. Среди них — финалистка премии 2023 года Анастасия Рычагова.

Она учится в аспирантуре Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова на факультете почвоведения. Молодой ученый разработала очиститель воздуха в виде цветочного кашпо. В основе прибора — биосорбент. Он помогает избавиться от разных выбросов, в том числе производственных. Его удобно применять в квартирах, офисах и других помещениях. А дизайн очистителя позволяет вписать его практически в любой интерьер.

«Мне понравилось, что во время конкурса каждый проект сопровождали эксперт и трекер. Они помогали подготовиться к выступлению, давали полезные консультации по развитию проекта. Я узнала, как привлекать инвесторов и делать экономический анализ, а также где найти партнеров. Благодаря полученным знаниям мы уже вышли на первые продажи», — отмечает Анастасия Рычагова.

По ее словам, еще одно преимущество участия в конкурсе — возможность познакомиться с другими новаторами и обменяться с ними опытом.

Создают ИТ-решения и развивают бизнес в городе

Предложить цифровые решения, которые будет использовать город или крупный бизнес, студенты могут на хакатоне для ИТ-специалистов «Лидеры цифровой трансформации». Это самое масштабное командное соревнование страны для разработчиков из России и других стран. ИТ-конкурс Мэра Москвы проводится с 2019 года, но с 2023-го он проходит и в других регионах нашей страны.

Так, команда московских студентов MISIS Banach Space из Национального исследовательского технологического университета «МИСИС» заняла первое место в хакатоне «Лидеры цифровой трансформации. Краснодарский край». По заданию администрации города Анапы они разработали систему, которая с помощью технологии компьютерного зрения распознает объекты нестационарной незаконной торговли и нелегальных продавцов на улицах. Причем веб-сервис делает это как по видеозаписи, так и в режиме реального времени через камеры городского наблюдения. Разработка студентов второго и третьего курсов университета может применяться в любых регионах страны. Денежный приз ребята вложили в свое дальнейшее развитие в ИТ и реализацию проектов в этой сфере.

Для тех, кто только собирается открыть свой бизнес в любой области, а также тех, кто уже имеет свое дело и хочет его развивать, с 2020 года в столице работает клуб молодых предпринимателей Business Update. Сегодня на его платформе зарегистрированы около 157 тысяч участников. Для них организуют мастер-классы, встречи с экспертами, деловые программы и бизнес-игры.

Так, танцевальный кружок в МГУ имени М.В. Ломоносова недавней студентки биологического факультета Анастасии Янович за несколько лет перерос в стартап. Она открыла танцевальную студию. В этом ей помогло участие в программе «Наставничество» клуба молодых предпринимателей Business Update. В результате работы с наставником увеличилось количество покупателей абонементов, средний чек по услугам поднялся на 35 процентов, начались продажи фирменных худи. Кроме того, в проекте появилась команда: количество сотрудников выросло с одного человека до пяти.

Занимаются творчеством или работают на предприятиях

Реализовать свой творческий потенциал, найти призвание и внести вклад в развитие города молодым москвичам помогает система среднего профессионального образования. Сегодня 53 колледжа, подведомственных социальному комплексу столицы, открывают перед студентами широкие возможности и обучают более 170 перспективным специальностям, востребованным во всех отраслях экономики города. С первого курса студенты начинают погружаться в профессиональную среду, учатся на реальном оборудовании у опытных наставников, осваивают одновременно от двух до пяти профессий. Многие ребята успешно совмещают работу и учебу.

В их числе Андрей Янайт, студент третьего курса киноколледжа № 40 «Московская международная киношкола». Андрей, который с детства работает актером дубляжа, сегодня обучается операторскому искусству и фотографии. Он не только снимает студенческие проекты в роли оператора-постановщика, но и работает на киноплощадках. Так, он уже участвовал в 10 киноэкспедициях по городам России.

«В колледже мы на практике познаем азы не только основной, но и смежных кинопрофессий. Эти знания я уже применяю в работе: выхожу на съемочные смены не только в качестве второго оператора, но и механика камеры, осветителя и художника по свету», — делится своим опытом Андрей Янайт.

Алексей Клочков тоже учится на третьем курсе, но в колледже московского транспорта по специальности «электромеханик по лифтам». На втором курсе Алексею предложили на время летних каникул поработать в Московском метрополитене, а осенью он принял решение остаться там на постоянной основе.

«Руководство колледжа и куратор группы помогли мне составить индивидуальный график, позволяющий совмещать работу и учебу. На работе я занимаюсь аварийно-техническим обслуживанием лифтового оборудования, а если возникают внештатные ситуации — обеспечиваю эвакуацию пассажиров. Мне помогают коллеги-наставники и мастер», — рассказывает Алексей Клочков.

Производственную практику Алексей Клочков тоже решил проходить в метрополитене.

В Москве живут 3,2 миллиона молодых людей, из них более 900 тысяч являются студентами вузов и колледжей. В годы студенчества происходит становление личности, закладывается основа для будущих профессиональных успехов. Именно от этого времени во многом зависит, как сложится карьера и даже судьба человека, каким будет его вклад в развитие общества. О том, чем еще город помогает учащейся молодежи, подробнее можно узнать здесь.

Источник: