патент
№ RU 2638528
МПК C10M141/10

Моторное масло арктического назначения

Авторы:
Заглядова Светлана Вячеславовна Китова Марианна Валерьевна Маслов Игорь Александрович
Все (18)
Номер заявки
2016149364
Дата подачи заявки
15.12.2016
Опубликовано
14.12.2017
Страна
RU
Дата приоритета
27.04.2024
Номер приоритета
Страна приоритета
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к составу моторного масла арктического назначения, предназначенного для использования в строительно-дорожных машинах, экскаваторах, бульдозерах, снегоходах, буровых установках и другой технике, которая должна сохранять работоспособность при температуре окружающей среды минус 50°С и ниже. Моторное масло арктического назначения содержит, масс.%: полиальфаолефиновое масло SpectraSyn4 в качестве синтетической основы 27,0-30,4, депрессорную присадку Infineum V385 0,1-0,4, модификатор вязкости Infineum SV261 6,3-8,6, пакет присадок Infineum Р5706 9,2-9,8, а в качестве минеральной основы оно содержит фракцию 360-440°С низкозастывающей основы, полученную в процессе гидроизомеризации остатка гидрокрекинга 280°С-КК и последующего фракционирования - остальное. Это позволило улучшить низкотемпературные свойства моторного масла. 2 табл.

Формула изобретения

Моторное масло арктического назначения, содержащее минеральную основу, модификатор вязкости Infineum SV261, депрессорную присадку и пакет присадок, улучшающий эксплуатационные свойства, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит в качестве синтетической основы полиальфаолефиновое масло SpectraSyn4, в качестве минеральной основы оно содержит фракцию 360-440°C низкозастывающей основы, полученную в процессе гидроизомеризации фракции остатка гидрокрекинга 280°C-КК и последующего фракционирования, в качестве депрессорной присадки - депрессорную присадку Infineum V385, а в качестве пакета присадок - пакет присадок Infineum Р5706 при следующем содержании компонентов, масс.%:
модификатор вязкости Infineum SV2616,3-8,6
депрессорная присадка Infineum V3850,1-0,4
пакет присадок Infineum Р57069,2-9,8
полиальфаолефиновое масло SpectraSyn427,0-30,4
фракция 360-440°C низкозастывающей основыдо 100

Описание

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к составу моторного масла арктического назначения с улучшенными низкотемпературными свойствами, предназначенного для использования в строительно-дорожных машинах, экскаваторах, бульдозерах, снегоходах, буровых установках и др. технике, которая должна сохранять работоспособность при температуре окружающей среды минус 50°С и ниже.

Известно моторное масло М-4з/6В1, содержащее в масс.%: маловязкое дистиллятное масло (веретенное АУ) - 84,0-86,0, присадку ПМС «А» - 7,0 или щелочной сульфонат кальция (присадка С-150) - 5,0, алкилсалицилат кальция (присадка АСК) - 0,5, диалкилдитиофосфат цинка (присадка ДФ-11) - 2,2, алкилсукцинимид (присадка С-5А) - 2,25, полиметилсилоксан (присадка ПМС-200А) - 0,003, полиметакрилат марки "Д" (присадка ПМА "Д") до 3,5. Масла, вырабатываемые предприятиями Минхимнефтепрома СССР. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1986, с. 8.

Данное масло обладает низкой температурой застывания (минус 42°С), что позволяет осуществлять пуск двигателя без предварительного прогрева при температуре окружающего воздуха до минус 30°С.

Известно моторное масло для серийных и перспективных высокофорсированных бензиновых двигателей и турбонаддувных дизелей, эксплуатирующихся в холодных и арктических климатических зонах, содержащее минеральную основу, пакет присадок заданного состава, антипенную присадку и депрессорную полиметакрилатную присадку с молекулярной массой от 2800 до 3200. В качестве минеральной основы оно содержит дистиллятное масло или его смесь с остаточным маслом селективной очистки, имеющее кинематическую вязкость от 51 до 75 мм2/с при 40°С и температуру застывания не выше минус 15°С; масло, полученное из малосернистых парафинистых нефтей глубокой селективной очисткой и депарафинизацией, с кинематической вязкостью от 16 до 22 мм2/с при 40°С и температурой застывания не выше минус 55°С; поли-α-олефиновое масло с кинематической вязкостью от 3,5 до 4,5 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 60°С; сложный эфир, полученный при взаимодействии себациновой кислоты и 2-этилгексанола, с кинематической вязкостью не менее 3,2 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 55°С и поливинил-н-бутиловый эфир с кинематической вязкостью 3200-9000 мм2/с при 100°С и молекулярной массой от 15000 до 25000. RU 2461609 С1, опубл. 20.09.2012.

Известно смазочное масло, предназначенное для использования в высокофорсированных автомобильных и тракторных дизелях, которые эксплуатируются в тяжелых условиях. RU 1391086 С1, опубл. 20.12.1995. В качестве базового масла смазочная композиция содержит полиальфаолефиновое масло при следующем содержании компонентов, масс.%:

2,2'метилен-бис-(4-метил 6-третбутилфенол) 0,1-0,3
диалкилдитиофосфат цинка1,0-2,0
диалкилфенилдитиофосфат цинка1,0-3,0
полиметилсилоксан0,003-0,005
щелочной алкилсалицилат кальция8,0-10,0
продукт конденсации алкилфенолов со средней молекулярной массой1,0-3,0
900-1500 полиэтиленполиаминов с 3-6 аминными группами и
формальдегида, модифицированный борной кислотой и алифатической
монокарбоновой кислотой с 10-20 атомами углерода
диизооктилсебацинат18,0-20,0
полиальфаолефиновое маслодо 100

К недостаткам данного изобретения можно отнести использование полностью синтетической основы.

Известен способ получения основ низкозастывающих арктических масел, при этом нефтяное сырье - фракцию гидрокрекинга вакуумного газойля, выкипающую при температуре 280°С-КК - подвергают гидроизомеризации путем ее контактирования с водородом при объемном соотношении водорода к сырью 500-1000 нм33 на катализаторе, содержащем, масс.%: Pt - 0,30-0,35, WO3 - 3,0-4,0, SiO2 - 8,0-38,8, ln2O - 0,4-0,42, алюмосиликат - остальное, при температуре 240-320°С, парциальном давлении водорода 3,5-6,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5-2,0 ч-1 с получением маловязкой основы низкозастывающего арктического масла, имеющей кинематическую вязкость при температуре 100°С - 2,11-5,05 мм2/с и температуру застывания продукта - минус 62 - минус 65°С. RU 2570649 С1, опубл. 10.12.2015.

Наиболее близким к заявленному маслу по составу является моторное масло, полученное реальным технологическим процессом приготовления загущенных моторных масел, состоящим из двух стадий: приготовление загущенной минеральной базы из смесей минеральных высокоиндексных базовых масел фр. 350-420 и фр. 420-500°С с полимерными присадками Infineum V351, Viscoplex 1-24, смешение загущенной базы с модификатором вязкости Infineum SV261 в количестве от 5 до 20 масс.% и основным пакетом присадок Infineum D3354 в количестве от 5 до 30 масс.%. Базы фр. 350-420 и фр. 420-500 в плане абсолютных значений вязкости их смесей с SV261 и динамики изменения вязкостей в значительной степени разнятся между собою. При содержании в смеси 20 масс.% SV261 увеличение кинематической вязкости исходной базы при 100°С составляет порядка 20 мм2/с и 28 мм2/с, а при 40°С - 140 мм2/с и 250 мм2/с соответственно для фр. 350-420 и фр. 420-500. Вязкость смеси с Infineum D3354 при 100°С достигает 16,84 мм2/с. Технология моторных масел. Практика технолога. Вязкость [Найдено 22.09.2016]. Найдено в Интернет:<http:google.com/site/techqualoil/practika-technologa/vazkost?tmpl=%2F system…>.

Технической задачей данного изобретения является создание моторного масла арктического назначения на базе минеральной низкозастывающей основы и синтетической основы, работоспособного при температурах окружающей среды ниже минус 50°С, что позволит использовать его в узлах машин и механизмов, работающих в условиях Арктики и Крайнего Севера.

Технический результат от реализации изобретения заключается в улучшении низкотемпературных свойств моторного масла.

Технический результат достигается тем, что моторное масло арктического назначения, содержащее минеральную основу, модификатор вязкости Infineum SV261, депрессорную присадку и пакет присадок, улучшающий эксплуатационные свойства, согласно изобретению дополнительно содержит полиальфаолефиновое масло SpectraSyn4 в качестве синтетической основы, в качестве минеральной основы оно содержит фракцию 360-440°С низкозастывающей основы, полученную в процессе гидроизомеризации фракции остатка гидрокрекинга 280°С-КК и последующего фракционирования, в качестве депрессорной присадки - депрессорную присадку Infineum V 385, а в качестве пакета присадок - пакет присадок Infineum Р 5706 при следующим содержании компонентов, масс.%:

модификатор вязкости Infineum SV 2616,3-8,6
депрессорная присадка Infineum V 3850,1-0,4
пакет присадок Infineum Р 57069,2-9,8
полиальфаолефиновое масло SpectraSyn427,0-30,4
фракция низкозастывающей основы 360-440°Сдо 100

В качестве минеральной основы используют фракцию 360-440°С низкозастывающей основы, полученную в процессе гидроизомеризации фракции остатка гидрокрекинга 280°С-КК при условиях: давление водорода 3-4 МПа, объемное соотношении водорода к сырью 1100-1200 нм33, температура 240-320°С, объемная скорость подачи сырья 0,5-2,0 ч-1 на катализаторе, содержащем, масс.%: Pt - 0,2-0,28, WO3 - 5,0-6,0, SiO2 - 7,0-36,0, алюмосиликат - остальное и последующего фракционирования.

Фракция 360-440°С низкозастывающей основы обладает следующими характеристиками:

Вязкость кинематическая при 100°С, мм23,5-4,5
Вязкость кинематическая при 40°С, мм217,34-19,26
Индекс вязкости72
Испаряемость, %35,4
Температура застывания, °С-51
Температура вспышки в открытом тигле, °С199
Массовая доля серы, масс.%0,0017

Процесс получения моторного масла арктического назначения включает в себя следующие стадии производства:

- нагрев необходимого количества фракции 360-440°С, выделенной из низкозастывающей основы, полученной в процессе гидроизомеризации фракции остатка гидрокрекинга 280°С-КК до температуры 50°С;

- добавление к приготовленной смеси депрессорной присадки Infineum V 385 при постоянном перемешивании при температуре 50°С в течение 0,5 ч;

- добавление к приготовленной смеси вязкостной присадки Infineum SV 261 при постоянном перемешивании при температуре 50°С в течение 4-6 ч;

- введение расчетного количества полиальфаолефинового масла SpectraSyn4 при постоянном перемешивании при температуре 50°С в течение 0,5 ч;

- введение указанного количества пакета присадок Infineum Р 5706 при постоянном перемешивании при температуре 50°С в течение 0,5 ч;

- охлаждение и фильтрация полученного моторного масла арктического назначения.

Полученное моторное масло арктического назначения согласно стандарту SAE J300 относится к классу 0W.

По вышеприведенной технологии приготовлено 3 образца арктического моторного масла, состав которых приведен в Таблице 1. Образцы прошли испытания физико-химических и эксплуатационных свойств, результаты которых представлены в таблице 2.

Как следует из приведенных данных, предлагаемое моторное масло арктического назначения при использовании в бензиновых двигателях машин и другой техники сохраняет работоспособность при температуре окружающей среды минус 50°С и ниже.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты