патент
№ RU 2659970
МПК G01C23/00

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ГИРОВЕРТИКАЛЬЮ С РАДИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИЕЙ И БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ГИРОВЕРТИКАЛЬ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Авторы:
Галкин Виктор Иванович Воробьев Дмитрий Николаевич Кузин Евгений Владимирович
Все (9)
Номер заявки
2017127537
Дата подачи заявки
02.08.2017
Опубликовано
04.07.2018
Страна
RU
Дата приоритета
06.07.2024
Номер приоритета
Страна приоритета
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Иллюстрации 
1
Реферат

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано в бесплатформенных инерциальных системах, в частности в гировертикалях, курсовертикалях и навигационных системах, при измерении углов крена и тангажа подвижного объекта. Способ управления бесплатформенной гировертикалью с радиальной коррекцией включает измерение угловых скоростей и линейных ускорений, преобразование приращения углов крена и тангажа из связанной системы координат в инерциальную, вычисление и компенсацию ошибок определения углов крена и тангажа при допустимых для управления цифровой платформой значениях величин линейных ускорений в инерциальной системе координат. При этом вычисление и компенсацию ошибок определения углов крена и тангажа цифровой платформы при превышении допустимых для управления величин ускорений в инерциальной системе координат осуществляют по угловым скоростям, определенным в инерциальной системе координат в процессе запуска датчиков угловых скоростей. Для реализации способа в бесплатформенную гировертикаль с радиальной коррекцией, содержащую блок датчиков угловых скоростей, блок датчиков линейных ускорений, блок цифровой платформы, блок вычисления углов крена и тангажа, блок пересчета линейных ускорений из связанной системы координат в инерциальную, блок управления цифровой платформой, дополнительно введены блок запоминания угловых скоростей в инерциальной системе координат в момент запуска датчиков угловых скоростей и блок сравнения линейных ускорений в инерциальной системе координат с допустимыми для управления цифровой платформой линейными ускорениями в инерциальной системе координат таким образом, что вход блока запоминания угловых скоростей соединен с выходом блока управления цифровой платформой, один вход блока сравнения линейных ускорений в инерциальной системе координат соединен с выходом блока запоминания угловых скоростей в инерциальной системе координат, а другой - с выходом упомянутого блока пересчета линейных ускорений, один выход упомянутого блока сравнения линейных ускорений соединен с входом блока управления цифровой платформой, а другой - с входом блока цифровой платформы. Технический результат заключается в повышении точности определения углов ориентации. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения

1. Способ управления бесплатформенной гировертикалью с радиальной коррекцией, включающий измерение угловых скоростей и линейных ускорений, преобразование приращения углов крена и тангажа из связанной системы координат в инерциальную, вычисление и компенсацию ошибок определения углов крена и тангажа при допустимых для управления цифровой платформой значениях величин линейных ускорений в инерциальной системе координат, отличающийся тем, что вычисление и компенсацию ошибок определения углов крена и тангажа цифровой платформы при превышении допустимых для управления величин ускорений в инерциальной системе координат осуществляют по угловым скоростям, определенным в инерциальной системе координат в процессе запуска датчиков угловых скоростей.
2. Бесплатформенная гировертикаль с радиальной коррекцией, содержащая чувствительные элементы в виде трехосного блока микромеханических датчиков угловых скоростей, соединенного выходом с первым входом блока цифровой платформы, а также трехосного блока микромеханических датчиков линейных ускорений, соединенного выходом с первым входом блока пересчета линейных ускорений из связанной системы координат в инерциальную систему координат, соединенного вторым входом с первым выходом блока цифровой платформы, а выходом связанного с блоком управления цифровой платформой, который соединен своим первым выходом со вторым входом блока цифровой платформы, при этом блок цифровой платформы соединен своим вторым выходом с входом блока вычисления углов крена и тангажа, отличающаяся тем, что дополнительно введены блок запоминания угловых скоростей в инерциальной системе координат в момент запуска датчиков угловых скоростей и блок сравнения линейных ускорений в инерциальной системе координат с допустимыми для управления цифровой платформой линейными ускорениями в инерциальной системе координат таким образом, что блок запоминания угловых скоростей в инерциальной системе координат входом соединен со вторым выходом блока управления цифровой платформой, а выходом соединен с первым входом блока сравнения линейных ускорений в инерциальной системе координат, который соединен вторым входом с выходом блока пересчета линейных ускорений из связанной системы координат в инерциальную систему координат, первым выходом соединен с третьим входом блока цифровой платформы, а вторым выходом соединен с входом блока управления цифровой платформой.

Описание

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано в бесплатформенных инерциальных системах, в частности в гировертикалях, курсовертикалях и навигационных системах, при измерении углов крена и тангажа подвижного объекта.

Известны бесплатформенные навигационные системы, гировертикали и курсовертикали, описанные в патентах RU 2380656 С1 и RU 2382988 С1, в которых для обеспечения вычисления углов тангажа и крена с необходимой точностью во всех режимах движения объекта используется дополнительная информация о параметрах движения объекта от других источников информации - системы воздушных сигналов или спутниковой навигационной системы. Недостатком таких систем является их неавтономность и большой объем вычислений, требующий вычислителей большой мощности.

Известны бесплатформенные гировертикали с радиальной коррекцией, в которых по показаниям датчиков угловых скоростей с помощью цифровой вычислительной платформы определяется положение летательного объекта в инерциальной системе координат, а восстановление местной вертикали при движении объекта по сфере Земли осуществляется по показаниям акселерометров, измеряющих составляющие ускорения силы тяжести при равномерном движении объекта [1-3].

Недостатком таких гировертикалей является большая погрешность в определении углов крена и тангажа при разгонах и торможениях подвижного объекта, так как в этом случае акселерометры измеряют кажущееся ускорение, включающее в себя как составляющую от ускорения силы тяжести, так и составляющую ускорения от внешних сил (разгонных двигателей, центростремительных сил при координированных разворотах и виражах), воздействующих на подвижный объект.

Прототипом заявленного изобретения является способ управления бесплатформенной гировертикалью с радиальной коррекцией (патент RU 2348903 С1), включающий измерение угловых скоростей и линейных ускорений, преобразование приращения углов крена и тангажа из связанной системы координат в инерциальную, вычисление и компенсацию ошибок определения углов крена и тангажа при допустимых для управления цифровой платформой значениях величин линейных ускорений в инерциальной системе координат.

Реализация способа управления бесплатформенной гировертикалью с радиальной коррекцией по прототипу включает в себя трехосный блок датчиков угловых скоростей, трехосный блок датчиков линейных ускорений, блок цифровой платформы, блок вычисления углов крена и тангажа, блок перерасчета линейных ускорений из связанной системы координат в инерциальную систему координат, блок управления цифровой платформой с возможностью отключения управления цифровой платформой при превышении допустимых для управления значений величин линейных ускорений в инерциальной системе координат и включении управления цифровой платформой при уменьшении линейных ускорений в инерциальной системе координат до значений, допустимых для управления цифровой платформой [3].

Основной недостаток такого способа управления заключается в том, что, при разгонах и торможениях объекта, координированных разворотах и виражах вследствие отключения обратной связи по управлению происходит нарастание ошибок определения углов крена и тангажа, вызванных дрейфом датчиков угловых скоростей.

Задачей изобретения является обеспечение возможности компенсации дрейфа гироскопа при отключенной обратной связи,

Технический результат заключается в повышении точности определения углов ориентации.

Указанный технический результат достигается способом управления бесплатформенной гировертикалью с радиальной коррекцией, включающим измерение угловых скоростей и линейных ускорений, преобразование приращения углов крена и тангажа из связанной системы координат в инерциальную, вычисление и компенсацию ошибок определения углов крена и тангажа при допустимых для управления цифровой платформой значениях величин линейных ускорений в инерциальной системе координат, а вычисление и компенсацию ошибок определения углов крена и тангажа цифровой платформы при превышении допустимых для управления величин ускорений в инерциальной системе координат осуществляют по угловым скоростям, определенным в инерциальной системе координат в процессе запуска датчиков угловых скоростей.

Также технический результат достигается бесплатформенной гировертикалью с радиальной коррекцией, содержащей чувствительные элементы в виде трехосного блока микромеханических датчиков угловых скоростей, соединенного выходом с первым входом блока цифровой платформы, а также трехосного блока микромеханических датчиков линейных ускорений, соединенного выходом с первым входом блока пересчета линейных ускорений из связанной системы координат в инерциальную систему координат, соединенного вторым входом с первым выходом блока цифровой платформы, а выходом связанного с блоком управления цифровой платформой, который соединен своим первым выходом со вторым входом блока цифровой платформы, при этом блок цифровой платформы соединен своим вторым выходом со входом блока вычисления углов крена и тангажа, причем, дополнительно введены блок запоминания угловых скоростей в инерциальной системе координат в момент запуска датчиков угловых скоростей и блок сравнения линейных ускорений в инерциальной системе координат с допустимыми для управления цифровой платформой линейными ускорениями в инерциальной системе координат таким образом, что блок запоминания угловых скоростей в инерциальной системе координат входом соединен со вторым выходом блока управления цифровой платформой, а выходом соединен с первым входом блока сравнения линейных ускорений в инерциальной системе координат, который соединен вторым входом с выходом блока пересчета линейных ускорений из связанной системы координат в инерциальную систему координат, первым выходом соединен, а вторым выходом соединен со входом блока управления цифровой платформой с третьим входом блока цифровой платформы.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена структурно-функциональная блок-схема бесплатформенной гировертикали, реализующей способ управления бесплатформенной гировертикалью с радиальной коррекцией.

В соответствии с чертежом бесплатформенная гировертикаль с радиальной коррекцией содержит чувствительные элементы - трехосный блок 1 микромеханических датчиков угловых скоростей (гироскопов), трехосный блок 2 микромеханических датчиков линейных ускорений (акселерометров), а также блок 3 цифровой платформы, блок 4 вычисления углов крена и тангажа, блок 5 пересчета линейных ускорений из связанной системы координат в инерциальную систему координат, блок 6 управления цифровой платформой, блок 7 запоминания угловых скоростей в инерциальной системе координат в момент запуска датчиков угловых скоростей и блок 8 сравнения линейных ускорений в инерциальной системе координат с допустимыми для управления цифровой платформой линейными ускорениями в инерциальной системе координат. Блок 1 соединен выходом с первым входом блока 3. Блок 2 соединен выходом с первым входом блока 5, соединенного вторым входом с первым выходом блока 3. Блок 8 соединен первым выходом с третьим входом блока 3, а вторым выходом со входом блока 6, который своим первым выходом соединен со вторым входом блока 3, а вторым - со входом блока 7, соединенного выходом с первым входом блока 8, вторым входом соединенного с выходом блока 5. Блок 3 вторым выходом соединен со входом блока 4.

Заявленный способ и устройство работают следующим образом.

Информация об угловых скоростях в связанной системе координат по трем ортогональным осям летательного объекта передается из трехосного блока 1 микромеханических датчиков угловых скоростей в блок 3 цифровой платформы, в котором производится преобразование приращения углов из связанной системы координат в инерциальную и расчет коэффициентов aN матрицы направляющих косинусов. Коэффициенты матрицы aN направляющих косинусов передаются в блок 4 и в блок 5.

В блоке 4 по коэффициентам матрицы направляющих косинусов рассчитываются углы крена (γ) и тангажа (ϑ) летательного объекта в инерциальной системе координат.

Информация о линейных ускорениях в связанной системе координат по трем ортогональным осям летательного объекта передается из трехосного блока 2 микромеханических датчиков линейных ускорений в блок 5.

В блоке 5 по информации об угловом положении цифровой платформы, поступающей из блока 3 в виде коэффициентов aN матрицы направляющих косинусов, производится пересчет линейных ускорений из связанной системы координат в инерциальную систему координат.

Результаты расчета в виде проекций ускорений на инерциальные оси Ах,у передаются из блока 5 в блок 8.

В блоке 8 осуществляется анализ текущего значения Ах,у с заданным граничным Аг. В случае, когда текущее инерциальное ускорение меньше или равно граничному Ах,у≤Аг, его значение передается в блок 6.

В блоке 6 реализуется закон управления цифровой платформой с расчетом угловой скорости , корректирующей положение цифровой платформы по перекрестным инерциальным осям:

где kу - коэффициент усиления сигнала управления.

Сформированный в блоке 6 корректирующий сигнал , передается в блок 3, где будет скомпенсирована ошибка углового положения цифровой платформы.

В блоке 7 в процессе запуска гироскопа при неподвижном летательном аппарате вычисляется и запоминается значение корректирующей угловой скорости в виде нулевого сигнала ω0ху в инерциальной системе координат, поступающей из блока 6.

Если в блоке 8 инерциальное ускорение (Ах,у) больше, чем граничное (Аг), - Ах,уг, то в блок 3 передается значение ω0ху, вычисленное в блоке 7 в процессе запуска гироскопов.

Таким образом, использование заявленного изобретения обеспечит компенсацию нулевого сигнала после отключения обратной связи, что приведет к увеличению точности определения углов ориентации.

Например, при использовании датчиков фирмы Analog Devices с дрейфом нулевого сигнала 0,055°/с в случае отключения обратной связи на 100 секунд накопленный угол составит 5,5° [4]. При использовании изложенного способа данная ошибка будет скомпенсирована.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Гироскопические системы, ч. II. Гироскопические приборы и системы. Под ред. Д.С. Пельпора. Учебное пособие для вузов по специальности «Гироскопические приборы и устройства». М., «Высшая школа», 1971, с. 488 (Механические гировертикали с радиальной коррекцией).

2. Браславский Д.А., Логунов С.С., Пельпор Д.С. Авиационные приборы и автоматы. Изд. 3-е перераб. и доп. М., машиностроение, 1978, с. 432.

3. Машнин М.Н. Компенсация ускорений, действующих на систему ориентации на борту малоразмерного беспилотного летательного аппарата, Сборник трудов XIV конференции молодых ученых «Навигация и управление движением». 13-16 марта, 2012 г. С-Петербург.

4. Analog Devices, Datasheet ADXRS649, Rev. В 23.02.2017.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты