для стартапов
и инвесторов
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Фиксатор регулируемого положения узла транспортного средства содержит пневмоцилиндр с корпусом, ось пневмоцилиндра, втулку, размещенный в пневмоцилиндре поршень с отверстием для втулки, шарики, пружину и отверстие в крышке пневмоцилиндра для подвода воздуха. Пневмоцилиндр состоит из корпуса, гильзы, дна и крышки с центральными отверстиями. Ось пневмоцилиндра установлена неподвижно в боковинах узла с регулируемым положением и с возможностью перемещения в прорезях кронштейна. Втулка установлена на оси пневмоцилиндра и разделена на две части. На концах втулки установлены диски. Шарики размещены между конусными поверхностями дисков. Пружина установлена между дном корпуса пневмоцилиндра и поршнем. Корпус пневмоцилиндра установлен в кронштейне, неподвижно закрепленном на каркасе кузова транспортного средства. Внутренняя поверхность поршня имеет конусный участок с углом уклона менее 30°. Достигается повышение надежности фиксации узлов транспортного средства. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
1. Фиксатор регулируемого положения узла транспортного средства, имеющий пневмоцилиндр с корпусом, состоящим из гильзы, дна и крышки с центральными отверстиями, ось пневмоцилиндра, установленную в корпусе пневмоцилиндра и проходящую через центральные отверстия в дне и крышке, втулку, установленную на оси пневмоцилиндра, размещенный в пневмоцилиндре поршень с отверстием для втулки, внутренняя поверхность которого имеет конусный участок с углом уклона менее 30°, шарики, установленные в плоскости, перпендикулярной оси пневмоцилиндра, и взаимодействующие с конусным участком в поршне, отверстие в крышке пневмоцилиндра для подвода воздуха под давлением в полость между крышкой и поршнем, пружину, установленную между дном корпуса пневмоцилиндра и поршнем, отличающийся тем, что корпус пневмоцилиндра установлен в кронштейне, неподвижно закрепленном на каркасе кузова транспортного средства и имеющем прорези, перпендикулярные оси пневмоцилиндра, ось пневмоцилиндра установлена неподвижно в боковинах узла с регулируемым положением и с возможностью перемещения в прорезях кронштейна, втулка разделена на две части – левую и правую втулки, поршень имеет уплотнение относительно правой втулки, на внутренних концах левой и правой втулок установлены диски, противолежащие внутренние торцевые поверхности которых являются конусными и расположены под острым углом к плоскости, перпендикулярной оси пневмоцилиндра, выбираемым из интервала 5-20°, шарики размещены между конусными поверхностями дисков. 2. Фиксатор по п.1, отличающийся тем, что между внутренними концами левой и правой втулок имеется соединительная втулка, установленная с торцевым зазором не менее зазора между дном пневмоцилиндра и боковиной. 3. Фиксатор по п.1 или 2, отличающийся тем, что угол уклона внутренней поверхности поршня, взаимодействующей с шариками, и угол уклона каждого из дисков находятся в диапазоне 7-12°.
Изобретение предназначено для использования в автомобильной промышленности, а именно для фиксации взаимного положения требующих регулировки узлов транспортных средств, в частности положения рулевой колонки, сиденья и т.п. Известно устройство регулирования зазора между тормозной колодкой и тормозным диском тормоза транспортного средства (заявка DE №102012214509 от 10.05.2012), состоящее из главного цилиндра, кольца с внутренним конусом, шариков, размещенных вокруг наружной поверхности главного цилиндра под внутренним конусом кольца и удерживаемых пружинным кольцом, закрепленным на кольце с внутренним конусом, управляющей втулки, подпружиненной относительно кольца с внутренним конусом и взаимодействующей с шариками при выводе их из-под конуса. Недостаток устройства - небольшая сила поджатия шариков к удерживаемому ими главному цилиндру, не обеспечивающая надежную фиксацию установленного зазора. Известен механизм стояночного тормоза транспортного средства (патент RU №2288384 от 01.02.2005), содержащий гидравлический цилиндр с полым поршнем, взаимодействующим с колодкой дискового тормоза, шариков, равномерно расположенных в сепараторе в полости поршня и взаимодействующих с конической поверхностью управляемого штока, размещенного внутри сепаратора. При подаче на шток управляющего воздействия шток перемещается, его коническая поверхность поджимает шарики к поршню и удерживает его от смещения для поддержания дискового тормоза в заторможенном состоянии. Недостаток данного механизма - необходимость воздействовать на шток значительной силой для заклинивания шариков между конической поверхностью штока и внутренней цилиндрической поверхностью поршня для обеспечения надежности фиксации поршня. Известен фиксатор положения сиденья транспортного средства (патент FR №2927608 от 20.02.2008), состоящий из корпуса в виде цилиндра с дном и крышкой; оси, установленной в цилиндре; размещенного в корпусе поршня, внутренняя поверхность которого имеет конусный участок и отверстие под вал; пружины, установленной между дном цилиндра и поршнем; шариков, установленных вокруг вала, взаимодействующих с конусным участком на внутренней поверхности поршня. Недостаток данного фиксатора - пониженная надежность фиксации взаимного положения узлов сиденья транспортного средства. Известен пневматический цилиндр с поршнем и штоком и с управляемым механизмом фиксации штока в заданном положении (патент JP №62204005 от 03.03.1986). Механизм фиксации штока имеет пневмоцилиндр с корпусом, состоящим из гильзы, дна и крышки с центральными отверстиями; ось, установленную в корпусе пневмоцилиндра, проходящую через центральные отверстия в дне и крышке; втулку, установленную на оси пневмоцилиндра; размещенный в пневмоцилиндре поршень с отверстием для втулки, внутренняя поверхность которого имеет конусный участок с углом уклона менее 30°; отверстие в крышке пневмоцилиндра для подвода воздуха под давлением в полость между крышкой и поршнем; пружину, установленную между дном корпуса пневмоцилиндра и поршнем; шарики, установленные в плоскости, перпендикулярной оси, взаимодействующие с конусным участком в поршне. Недостаток механизма фиксации штока - большие габаритные размеры дополнительного пневмоцилиндра в связи с тем, что сила, удерживающая шток в неподвижном состоянии, пропорциональна количеству рядов шариков во втулке-сепараторе и количеству и ширине колец с внутренними коническими поверхностями. Техническая задача изобретения - повышение надежности фиксации положения узлов транспортного средства. Техническая задача решена в конструкции фиксатора регулируемого положения узла транспортного средства, имеющего пневмоцилиндр с корпусом, состоящим из гильзы, дна и крышки с центральными отверстиями; ось, установленную в корпусе пневмоцилиндра, проходящую через центральные отверстия в дне и крышке; втулку, установленную на оси пневмоцилиндра; размещенный в пневмоцилиндре поршень с отверстием для втулки, внутренняя поверхность которого имеет конусный участок с углом уклона менее 30°; отверстие в крышке пневмоцилиндра для подвода воздуха под давлением в полость между крышкой и поршнем; пружину, установленную между дном корпуса пневмоцилиндра и поршнем; шарики, установленные в плоскости, перпендикулярной оси, взаимодействующие с конусным участком в поршне, при этом корпус фиксатора установлен в кронштейне, неподвижно закрепленном на каркасе кузова транспортного средства и имеющем прорези, перпендикулярные оси пневмоцилиндра; ось пневмоцилиндра установлена неподвижно в боковинах узла с регулируемым положением с возможностью перемещения в прорезях кронштейна; втулка разделена на две части: левую и правую втулки; поршень имеет уплотнение относительно правой втулки; на внутренних концах левой и правой втулок установлены диски, противолежащие внутренние торцовые поверхности которых являются конусными и расположены под острым углом к плоскости, перпендикулярной оси пневмоцилиндра, выбираемым из интервала 5…20°; шарики размещены между конусными поверхностями дисков. Для повышения соосности между внутренними концами левой и правой втулок имеется соединительная втулка, установленная с торцовым зазором не менее зазора между дном пневмоцилиндра и боковиной. Для увеличения силы поджатия боковин узла к кронштейну угол уклона внутренней поверхности поршня, взаимодействующей с шариками, и угол уклона каждого из дисков выбирается из интервала 7…12°. Достижение технического эффекта - повышение надежности фиксации положения узлов транспортного средства - обеспечивается следующей новой совокупностью отличительных признаков: корпус фиксатора установлен в кронштейне, неподвижно закрепленном на каркасе кузова транспортного средства и имеющем прорези, перпендикулярные оси пневмоцилиндра; ось пневмоцилиндра установлена неподвижно в боковинах узла с регулируемым положением и подвижно - в прорезях кронштейна; втулка разделена на две части: левую и правую втулки; поршень имеет уплотнение относительно правой втулки; на внутренних концах левой и правой втулок установлены диски, противолежащие внутренние торцовые поверхности которых являются конусными и расположены под острым углом к плоскости, перпендикулярной оси пневмоцилиндра, выбираемым из интервала 5…20°; шарики размещены между конусными поверхностями дисков. Данная совокупность отличительных признаков не найдена в ходе проведенного патентно-информационного поиска, следовательно, изобретение соответствует критерию «новизна». Данное техническое решение не следует явно из уровня техники, следовательно, изобретение соответствует критерию «изобретательский уровень». На фиг. 1 показан фиксатор регулируемого положения узлов транспортного средства при смещенном под давлением воздуха поршне для регулирования положения узла. На фиг. 2 - вид А на фиг. 1. На фиг. 3 - фиксатор регулируемого положения узлов транспортного средства при смещенном под давлением воздуха поршне для регулирования положения узла при зафиксированном положении узла. На фиг. 4 - участок В на фиг. 2 с указанными углами уклона. На фиг. 5 - участок В на фиг. 2, схема сил, действующих на шарики при работе фиксатора. Фиксатор (фиг. 1-5) регулируемого положения узла транспортного средства (не показано) имеет пневмоцилиндр 1 с корпусом 2, состоящим из гильзы 3, дна 4 и крышки 5 с центральными отверстиями; ось 6, установленную в корпусе 2 пневмоцилиндра 1, проходящую через центральные отверстия в дне 4 и крышке 5; втулку 7, установленную в корпусе 2 на оси 6 пневмоцилиндра 1 и состоящую из двух частей: левой втулки 7а и правой втулки 7b (фиг. 1); размещенный в пневмоцилиндре 1 поршень 8 с отверстием для втулки 7b, внутренняя поверхность которого имеет конусный участок 9 с углом уклона менее 30°; отверстие 10 в крышке 5 пневмоцилиндра 1 для подвода воздуха под давлением в полость 11 между крышкой 5 и поршнем 8; пружину 12, установленную между дном 4 корпуса 2 пневмоцилиндра 1 и поршнем 8; шарики 13, установленные в плоскости, перпендикулярной оси, взаимодействующие с конусным участком 9 в поршне 8, при этом корпус 2 фиксатора установлен в кронштейне 14, неподвижно закрепленном на каркасе 15 транспортного средства (не показано) и имеющем прорези 16, перпендикулярные оси 6; ось 6 установлена неподвижно в боковинах 17 (фиг. 1) узла (не показан) с регулируемым положением и подвижно - в прорезях 16 кронштейна 14; на внутренних концах втулок 7 Пневмоцилиндр 1 имеет возможность свободного хода относительно втулки 7а в пределах зазора z (фиг. 3) между дном 4 и боковиной 17 (фиг. 1, 3). Для повышения соосности между внутренними концами втулок 7 Для увеличения силы поджатия боковин 17 и кронштейну 14 угол уклона внутренней поверхности поршня 8, взаимодействующей с шариками 13, и угол уклона каждого из дисков 18 и 19 выбирается из интервала 7…12°. Пневмоцилиндр работает следующим образом. При отсутствии подачи сжатого воздуха в пневмоцилиндр 1 под действием силы пружины 12 на поршень 8 и через конусный участок 9 на шарики 13, диски 18 и 19 втулки 7 , где Рпр - сила действия пружины 12 на поршень 8, α - угол уклона внутренней поверхности поршня 8, взаимодействующей с шариками 13; α=7…12° (фиг. 4, 5), выбранный из интервала 5…20°. Шарики 13, перемещаясь по конусным поверхностям 20 и 21 дисков 18 и 19, раздвигают втулки 7а и 7b силой Q2, равной, без учета сил трения шариков 13 о поверхность конусного участка 9 поршня 8 и дисков 18 и 19: , где β - угол уклона конусных поверхностей 20 и 21; β=7…12° (фиг. 4), выбранный из интервала 5…20°. Втулки 7 Из формулы для Q2 следует, что в предложенной конструкции фиксатора сила поджатия регулируемых узлов многократно превышает силы поджатая в известных конструкциях, что обеспечивает высокую надежность фиксации взаимного положения узлов транспортного средства. После подачи в пневмоцилиндр 1 сжатого воздуха через отверстие 10 подвода воздуха в крышке 5 осуществляется перемещение поршня 8 к дну 4 (фиг. 1), преодолевая силу, создаваемую пружиной 12, при этом шарики 13 высвобождаются, диски 18 и 19 и втулки 7а и 7b сближаются, и происходит разблокировка боковин 17 регулируемого узла относительно кронштейна 14. При этом соблюдается условие z=z1+z2+z3 (фиг. 3, фиг. 1). После разблокировки регулируемый узел можно смещать в заданное положение относительно кронштейна.